На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 23 июня

Этот день в авиации. 23 июня
Этот день в авиации. 23 июня
Этот день в авиации. 23 июня

1890 - Родился Аполлинарий Иванович Томашевский — советский лётчик-испытатель и мировой рекордсмен,Заслуженный летчик СССР (17.07.1925 г.).

Этот день в авиации. 23 июня

1905 - Первый полёт Wright Flyer III. Это развитие первых двух моделей самолётов братьев Райт.Длина машины увеличилась, форма каркаса заметно изменилась, конструкция была усилена.

Крыло Райты спроектировали заново - было устранено отрицательное поперечное V. Двигатель взяли с Flyer II. За счёт лучшей регулировки его мощность увеличилась до 21 л.с. Первый полёт Flyer III состоялся 23 июня 1905 в Прерии Хаффмана. Пилотировал машину Орвилл. При одном из следующих полётов - 14 июля, самолёт был сильно повреждён. Во время ремонта братья почти в два раза увеличили размеры рулевых поверхностей. Между плоскостями руля высоты были установлены вертикальные перегородки для уменьшения скольжения при поворотах. После этого манёвренность улучшилась - теперь самолёт не только выполнял полёты по кругу, но и мог выписывать "восьмёрки". Всего в 1905 Flyer III совершил 49 полётов. Продолжительность самого успешного из них - 5 октября, достигла 38 минут 3 секунд, а дальность - 38,9 километров. И это в то время, когда другим конструкторам едва едва удавалось совершать короткие прыжки и подлёты. Проведя цикл испытаний Flyer III, Райты на время прекратили дальнейшие опыты. Теперь они желали извлечь коммерческую выгоду со своей машины. В 1906 со второй попытки (первая в 1903) братья получили американский патент на своё изобретение № 821 393. Начались переговоры с правительствами США, Великобритании и Франции с целью продажи аппарата. Однако госчиновники не торопились заключать контракты. Военное министерство США и другие потенциальные заказчики дали понять, что в существующем виде Flyer III их не устраивает. Им не нравилось, что лётчик управляет машиной в "позе миссионера". Они требовали, чтобы на самолёте было нормальное сиденье для пилота. И ещё они хотели, чтобы машина поднимала в воздух пассажира. В соответствии с этими требованиями Орвилл и Уилбур провели в 1907 доработку машины. Установили два сиденья, более ёмкий топливный бак, изменили систему управления. Теперь перекашивание крыла производилось комбинированной рукояткой, действующей на руль направления и концы крыла.

Voisin-FarmanI_2.jpg
1908
 - Мировой рекорд дальности полёта - 14,08 км за 18 мин 30 с, Л.Делагранж. Осенью 1907 года, видя успехи самолёта Farman'а, Delagrange заказал себе его точную копию и в январе 1908 года успешно начал полёты на новом аппарате Delagrange №2, соревнуясь в установлении новых рекордов с Фарманом и постоянно совершенствуя самолёт. 11 апреля 1908 года Делагранж установил новый рекорд дальности полёта - 3925 метров. Летом 1908 авиатор совершал турне по Италии. 23 июня в Милане он пролетел 14 километров за 18 минут 30 секунд. 

Этот день в авиации. 23 июня

1911 - Родился Николай Дмитриевич Кузнецов — советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Доктор технических наук, профессор (1960). Действительный член Академии наук СССР (1974) и Российской академии наук, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). Лауреат Ленинской премии(1956). Лауреат премии Совета Министров СССР(1984). В 1982 году присвоено звание почётного гражданина города Куйбышева.

В 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л. с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».В апреле 1939 года вступил в члены ВКП(б) в парторганизацию академии, и вскоре был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Максимилиановичем Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством Владимира Яковлевича Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем — Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.Разработанные ещё в Уфимском ОКБ двигатели турбореактивные РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2. Н. Д. Кузнецов разработал и двигатели для стратегической авиации, и с начала 1950-х годов создаваемые на предприятии агрегаты стали именовать новой маркировкой «НК». Одним из первых таких турбовинтовых двигателей стал НК-12. Он и на сегодняшний момент является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Двигателями НК-12 оснащались стратегический бомбардировщик Ту-95, транспортный самолёт Ан-22, пассажирский Ту-114 и их модификации. Предприятием созданы НК-4, НК-14А, первый советский двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, созданный для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков НК-22, НК-25, НК-144, который использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-26, один из самых мощных и крупных авиационных двигателей НК-32, базируемый на стратегических ракетоносцах Ту-160, и НК-321. В 1988 году был разработан турбореактивный двигатель НК-34 для установки на гидросамолётах, НК-86, НК-56, НК-64, НК-62, НК-63, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114, НК-44. Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый двигатель — винтовентиляторный НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные характеристики не удалось никому в мире. Этот проект был детищем всей жизни Николая Дмитриевича. В мае 1959 года началась разработка жидкостных ракетных двигателей. Первым таким двигателем стал НК-9 (8Д717). Для лунной программы Советского Союза в начале 60-х были созданы НК-19 (11Д53) и НК-21 (11Д59) для третьей и четвёртой ступеней ракеты-носителя Н1, а также НК-15 (11Д51), НК-31 (11Д114), НК-33 (11Д111) (для первой ступени Н1), НК-39 (11Д113), НК-43 (11Д112). Умер 31 июля 1995 года,похоронен на Кунцевском кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 23 июня
1917
 - Впервые поднялся в воздух самолёт Morane-Saulnier Type AF и представлял собой одноместный истребитель схемы биплан с крыльями неравного размаха и элеронами на каждом крыле; с шасси, главные колеса которого имели общую ось, и с вертикальным оперением, состоявшим из основного киля с секционированным рулём направления и маленьким подфюзеляжным килём. Синхронный пулемёт Vickers калибра 7,7 мм был частично закрыт горбатым обтекателем. С ротативным двигателем Gnome Monosoupape мощностью 150 л.с. самолёт развивал максимальную скорость 207 км/час. Несмотря на его отличные лётные характеристики, он не выпускался в больших количествах. Амфибийный вариант Тип AFH предполагался для использования с борта кораблей и имел главный поплавок, дополненный хвостовым поплавком, и традиционное шасси.

Этот день в авиации. 23 июня
1917
 - В Австро-Венгерской империи поднялся в воздух истребитель-триплан Type A (111.04) фирмы Lohnerwerke. Самолёт имел схожий с 111.03 фюзеляж, хвостовую часть и соловую установку. Вооружение 111.04 так же было стандартным для всех истребителей Lohner - два передних пулемёта. В ходе испытания, проведённых в следующем месяце, были выявлены ряд недоделок и 111.04 вернули на завод Lohnerwerke. Вновь на войсковые испытания самолёт вернули в сентябре, но результат оказался тем же - неудовлетворительные лётные характеристики и плохая видимость из кабины пилота, поставили крест на дальнейшей судьбе самолёта.

Этот день в авиации. 23 июня

1923 - Жозеф Сади-Лекуан установил мировой рекорд скорости на дистанции 500 километров на Nieuport-Delage NiD-42S со средней скоростью 306,7 километров в час на Истре, Франция. Самолёт был оснащён двигателем с водяным охлаждением Hispano-Suiza 12Hb V-12 мощностью 500 лошадиных сил.

Этот день в авиации. 23 июня

1924 - Первый полёт коммерчески удачного цельнодеревянного пассажирского самолёта Фокке-Вульф А.16. Это был первый проект Фокке-Вульф Flugzeugbau GmbH.

Этот день в авиации. 23 июня

1927 - На ЦА лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов впервые в СССР спасся с парашютом "Ирвинг" с истребителя И-1, попавшего в плоский штопор.

Этот день в авиации. 23 июня
1927
 - Состоялся первый полёт тайского бомбардировщика Boripatra. В 20-х годах 20 века для национальных ВВС тайские инженеры, в сотрудничестве с европейскими коллегами, создали первый самолёт собственной конструкции, предназначенных для военных целей. Это был лёгкий бомбардировщик, получивший наименование Boripatra (иногда ещё встречается обозначение BT.2/TO.1) в честь министра обороны принца Boripatra Sukumpant. Группу конструкторов возглавил лейтенант-полковник ВВС Luang Vejayanrangsrit (Munee Mahasantana). При проектировании бомбардировщика, естественно, активно использовались конструктивные решения французских конструкторов. В целом, первый тайский бомбардировщик не отличался от своих европейских "собратьев". Сборку самолётов начали на заводе Aviation Factory.
В 1927 г., когда прототип самолёта, получивший собственное имя Paribatra, был почти готов, остро встала проблема оснащения машины современным двигателем. Так как фирма Renault, на моторы которой возлагались особые надежды, выставила на свою продукцию довольно высокую цену, тайцы обратились за помощью к Германии, где и были куплены несколько моторов BMW IV. 

Этот день в авиации. 23 июня

1931 - Начало первого кругосветного перелёта В.Поста и Г. Гетти (США).  На моноплане "Локхид Вега" они сумели побить достижение Хуго Эккенера на дирижабле Graf Zeppelin . Маршрут Поста и Гетти, в принципе, был похож на трассу, ранее проложенную дирижаблем Graf Zeppelin: Нью-Йорк - Ньюфауленд - Англия - Германия - Россия (Москва - Новосибирск - Иркутск - Благовещенск - Хабаровск - Камчатка) - Аляска - Канада - Нью-Йорк. Весь путь удалось пройти 8 суток 15 часов. Из 14 остановок на дозаправку 5 было сделано в СССР – в Москве, Новосибирске, Иркутске, Благовещенске и Хабаровске. За эти дни они отдыхали считанное число раз, проводя без сна в полёте по тридцать–сорок часов кряду.

1932 - Создание в г.Химки авиаремонтного завода ГВФ, с 1935 года - №84, ныне ТАПОиЧ в Ташкенте, Узбекистан.

Этот день в авиации. 23 июня

1932 - Родился Александр Васильевич Федотов — Герой Советского Союза(1966), Заслуженный лётчик-испытатель СССР(1969), Лауреат Ленинской премии(1981), генерал-майор авиации(1983). Похоронен на Быковском кладбище города Жуковский...

do12.jpg
1932
 - Состоялся первый полёт летающей лодки Do.12. Летающая лодка Do.12 была разработана конструктором Клодом Дорнье на базе лёгких летающих лодок Dornier Do.A Libelle I и II (поэтому часто её называли Libelle III). Лодка представляла собой цельнометаллический высокоплан с трапециевидным крылом. Первоначально Do.12 был оборудован двигателем Argus As-10 мощностью 220 л.с., который в последствии сменили на Gnome-Rhone 5Ke Titan мощностью 317 л.с.

Этот день в авиации. 23 июня
1935
 - Впервые взлетел первый прототип транспортника и бомбардировщика Бристоль-130 с бортовым номером К3583. При размахе крыла более 29 м, это был в то время самый большой самолёт фирмы Бристоль. Испытания проходили не очень гладко, мощности двигателей явно не хватало; пробные полёты продолжались в течение всего 1936 года - сперва на заводском аэродроме в Филтоне, затем на опытном аэродроме в Мартлшем Хейс. По результатам испытаний, в конструкцию внесли существенные изменения: в частности, подверглось коррекции разнесённое оперение и шасси, с которого убрали красивые, но в данном случае совсем бесполезные обтекатели-колодки. В марте 1933 фирма получила серийный заказ 47/36, предусматривающий постройку 50 серийных самолётов. Так как завод в Филтоне был загружен серийным выпуском ''Бленхеймов'', постройку Бристоль-130 доверили заводам Шорт в Белфасте. На первых порах, самолёт именовался ''Бедфорд'', но в феврале 1937 года имя заменили, на ''Бомбей''.

Этот день в авиации. 23 июня
1936
 - Состоялся первый полёт латвийского лёгкого многоцелевого самолёта I-11 конструкции Карлиса Ирбитиса. Построен в начале 1936 года на латвийском заводе VEF. В рекламных целях самолёт совершил несколько небольших перелётов, самым большим из которых стал перелёт 26 апреля 1937 года на расстояние 1000 километровый в течении 5 часов 30 минут. Было выпущено несколько экземпляров. Конструкция самолёта была использована для проектирования самолёта I-12.

potez-506.jpg
1936
 - Пилот Мариш Хилш, на рекордном самолёте Potez 506, достиг высоты в 14310 метров.

Этот день в авиации. 23 июня

1936 - Родился американский лётчик и писатель Р.Бах. Ричард Бах впервые поднялся в небо на небольшом частном самолёте в возрасте 17 лет, однако позднее, не смотря на свой восторг от этого полёта и желание пойти в авиацию, по настоянию родителей поступил в Калифорнийский университет, по окончании которого добровольно пошёл в армию, чтобы всё-таки стать пилотом. Будучи военным, Ричард Бах служил в 141 воздушном эскадроне Морского резерва США, летал на бомбардировщике F-84F. Первая его вышедшая книга под названием «Чужой на Земле» посвящена именно периоду, когда он ещё был военным лётчиком. В книге детально описывается полёт пилота истребителя, а сама она написана Бахом по личному опыту и является не только интересным художественным произведением, но и точным описанием многих элементов и действий, связанных с управлением самолётами. Особенностью всех произведений Ричарда Баха, посвящённых напрямую тематике авиации, начиная с первой его книги и вплоть до последней вышедшей на данный момент на русском языке книги «Нежные игры жизни и смерти», является то, что он, будучи пилотом, описывает в них большое количество действий пилота в воздухе, много рассказывает о техническом устройстве самолёта и делится необходимыми для пилотирования навыками. Несмотря на художественную форму подачи, его книги могут быть использованы как вспомогательное пособие по обучению для начинающих пилотов, описываемые им особые случаи и сложности в полёте соответствуют действительности и целиком взяты им из личной лётной практики. Почти все произведения Ричарда Баха так или иначе касаются темы полёта. Всемирную писательскую славу Баху принесла повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1970), опубликованная в том числе и в СССР.

Этот день в авиации. 23 июня
1939
 - Состоялся первый полёт самолёта Dewoitine D.550, оборудованного двигателем Hispano-Suiza 12Ycrs мощностью 900 л.с. D.550 - рекордный самолёт, разработанный французской фирмой Dewoitine. Самолёт был создан на базе истребителя Dewoitine D.520. Через четыре месяца - 23 октября на самолёте был установлен рекорд скорости - 677 км/ч на высоте 6000 метров. Затем самолёт был переоборудован более мощным двигателем - Hispano-Suiza 12Y-31 (1300 л.с.). Отличные лётные характеристики самолёта подтолкнули разработчиков к созданию на базе рекордного самолёта полноценного истребителя. Новый самолёт, получивший обозначение D.551 был построен в весной 1940 года. Однако так и не взлетел - испытаниям помешал захват Франции немецкими войсками. В 1944 году единственный экземпляр D.550 был разрушен во время бомбардировки.

Этот день в авиации. 23 июня

1940 - Начато серийное производство пикирующих бомбардировщиков Пе-2 (ПБ-100 на базе ВИ-100) конструкции Владимира Михайловича Петлякова. Всего было произведено 11427 машин.

Этот день в авиации. 23 июня
1941
 - Вертолёт XR-1 (Platt-LePage XR-1) на авиабазе в Эддистоуне поднялся на высоту около метра и завис над полем не более чем на 30 секунд. В течении следующих шести недель вертолёт совершал 15-минутные полёты,несмотря на возрастающие трудности в эксплуатации.

Этот день в авиации. 23 июня

1942 - Первый полёт Martin JRM Mars. Это летающая четырёхмоторная лодка, которая разрабатывалась с 1938 по 1943 годы по заказу ВМС США. Лодка создавалась, как "летающий дредноут" - патрульный самолёт дальнего радиуса действия для использования в океане. Всего с 1945 по 1947 год было выпущено 5 серийных летающих лодок данного типа. Все самолёты были поставлены на вооружение американских ВМС. Для своего времени машина была выдающейся. При общем полётном весе более 65 тонн гидросамолёт  развивал крейсерскую скорость в 356 км/ч и совершать полёты на дальность до 8 тысяч км. При этом летающую лодку оснастили четырьмя новейшими радиальными двигателями Wright R-3350 Duplex Cyclone, развивающими мощность в 2000 л.с. Поскольку ВМС уже  имели на вооружении четырёхмоторный патрульный бомбардировщик Consoldated-Vultee PB2Y Conorado, назначение летающей лодки Martin Mars было пересмотрено. Из патрульного бомбардировщика она была переквалифицирована в транспортный гидросамолёт. В связи с этим компания Martin получила приказ о снятии с борта лодки всего военного оборудования, в том числе и оборонительного (пулемётные турели). Также конструкторам предстояло переделать фюзеляж машины для удобства перевозки солдат и военной техники. В итоге новый вариант гидросамолёта получил обозначение XPB2M-1R.

Этот день в авиации. 23 июня
1943
 - Буксировщик С-47 и планер CG-4A взлетели с канадской авиабазы "Дорвал" вблизи Монреаля. В тот же день они достигли северного побережья Лабрадора. 27 июня связка перелетела на аэродром подскока "Блу Вест Уан". Три дня спустя началась первая фаза перелёта через Атлантику. Через 7 часов 15 минут планер и буксировщик достигли Исландии. Там из "Вако" выгрузили два из трёх поддонов, и связка отправилась во вторую часть трансатлантического рейса. 30 июня экипажи благополучно приземлились на авиабазе "Приствик" в Шотландии. Так завершился первый в истории перелёт безмоторного летательного аппарата через Атлантику. Суммарное полётное время составило 28 часов. Начиная с 1943 года CG-4A активно применялись как в Европе, так и на Дальнем востоке. Но первым событием, сделавшим его знаменитым, стал рекордный перелёт "Вако" через Атлантику. Целью этой операции была доставка планера англичанам для ознакомления и попутная перевозка груза медикаментов, радиодеталей и запчастей для самолётов в Исландию и Шотландию. Груз в 1520 кг разместили на трёх поддонах. Для "страховки" планер оборудовали надувными мешками, которые должны были обеспечить плавучесть в случае вынужденной посадки на воду. 

Этот день в авиации. 23 июня

1948 - Первый полёт Arsenal VG 70. Это экспериментальный самолёт, разработанный французской фирмой l`Arsenal. После Второй Мировой войны в руки французских конструкторов попал немецкий самолёт с ракетным двигателем  DFS 346. На его базе был разработан проект реактивного самолёта VG-70. Самолёт был создан командой разработчиков под руководством Жана Голтье. На VG-70 установили трофейный немецкий двигатель с подфюзеляжным воздухозаборником Junkers Jumo 004B2 тягой 857 кгс. Двигатель располагался в средней части фюзеляжа, а полукольцевой воздухозаборник внизу носовой части. Первый полёт на самолёте состоялся в июне 1948 года. На самолёте была достигнута скорость 900 км/ч. Дальнейшим развитием самолёта стала модификация VG-80 с английским турбореактивным двигателем Rolls-Royce Nene тягой 1700 кгс. Однако дальнейшие работы над самолётом были остановлены в пользу самолёта VG-90.

Douglas R4D-8

1949 - Совершил полёт первый из модифицированных самолётов DC-35, или Super DC-3. Популярность самолёта DC-3 побудила компанию Douglas подобрать подходящую замену. Было решено модернизировать, два бывших в употреблении DC-3. Они имели расширенный и усиленный фюзеляж для того, чтобы разместить салон на 30 пассажиров; были добавлены дополнительные окна, а также установлена дверь с пассажирским трапом. Силовая установка первого опытного самолёта представляла собой два двигателя Wright R-1820-C9HE Cyclone мощностью 1475 л.с., второй имел звёздообразные поршневые двигатели Pratt & Whitney R-2000-D7 мощностью 1450 л.с. Испытания дали отличные результаты, продемонстрировали значительно лучшие лётные характеристики по сравнению с базовым DC-3. Однако многими авиакомпаниями уже эксплуатировались более быстрые и более комфортабельные самолёты, и рискованная игра компании потерпела неудачу.

a9.jpg

1951 - Женский мировой рекорд дальности полёта в намеченный пункт с возвращением на место старта - 226,290 км, М.Г.Пылаева на одноместном планере А-9; Советская планеристка Пылаева установила новый всесоюзный и мировой рекорд дальности полёта с заранее установленным пунктом назначения и возвращением к месту старта - 226,216 км - и побила французский рекорд этого вида полёта, равный 203,15 км (1950 г.).

Этот день в авиации. 23 июня

1954 - Катастрофа Ли-2(СССР-И403) завода №166 МАП СССР в Верхней Салде, КВС Снегирёв Г.К.
Экипаж авиазавода №166 МАП СССР (ныне НПО "Полёт") 22 июня в 10:48 прибыл на а/д завода №95 Верхняя Салда с целью перевозки груза для авиазавода в Омск. Вылет был назначен на 10:00 23 июня, но ввиду несвоевременной загрузки он состоялся в 13:05. На борту находился груз весом 1 093 кг и два пассажира – представитель завода и незаконно посаженный на борт экипажем диспетчер а/п Кольцово. Горючее весом 1 050 кг находилось в двух передних баках. Незначительное количество горючего имелось в левом заднем баке.Взлёт производился с МК=266° (на город). На высоте 30-40 м прекратил работу правый, а затем и левый мотор. Самолёт потерял высоту, зацепил за провода и столбы ЛЭП, загорелся и упал на землю в 1,5 км от аэродрома на открытую площадку между деревянными бараками и сараями. Передняя часть фюзеляжа была разрушена. Левая плоскость обломилась. КВС, оба бортмеханика и диспетчер а/п Кольцово погибли. Все погибшие по результатам экспертизы находились в состоянии алкогольного опьянения. Второй пилот и оформленный пассажир получили тяжёлые ранения, бортрадист получил ушибы. По показаниям второго пилота, перед взлётом КВС приказал ему уступить свое место неоформленному пассажиру – диспетчеру а/п Кольцово.
Выводы комиссии по расследованию:
1) Отказ в работе моторов вследствие нарушения экипажем правил эксплуатации бензосистемы самолёта. Взлёт экипаж производил на левом заднем баке, в котором находилось 40-50кг топлива. При отказе моторов экипаж на высоте 30-40м переключил питание на правый передний бак. Работой ручкой бензопомпы экипаж пытался восстановить работу моторов, но вследствие недостаточной высоты самолёт зацепился за ЛЭП.
2) Грубая недисциплинированность КВС, допустившего неоформленного пассажира на правое сиденье лётчика с целью показа ему взлёта.
3) Неосмотрительность и бесконтрольность со стороны КВС за действиями бортмеханика, что привело к производству взлёта на пустом бензобаке.

Этот день в авиации. 23 июня
1960
 - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 715-295 "О создании межконтинентальной баллистической ракеты УР-200 с самонаведением и противоспутниковых систем", в постановлении также предусматривалось провести разработку пилотируемого ракетоплана (объект Р). Работы были поручены конструкторскому бюро ОКБ-52, под руководством Владимира Николаевича Челомея, в совместной кооперации с ОКБ-1, руководимым Сергеем Павловичем Королёвым.

Этот день в авиации. 23 июня

1961 - Майор Роберт Майкл "Боб" Уайт(Robert Michael White), ВВС США, стал первым пилотом, превысившим скорость 5M на самолёте. Это был 38-й полёт по программе X-15.

Этот день в авиации. 23 июня

1963 - Первое свободное висение СВВП Як-36, лётчик-испытатель Валентин Григорьевич Мухин.

Этот день в авиации. 23 июня
1964
 - Постановление Совета Министров СССР №552-229сс, об адаптации комплекса К-26 для установки на Ту-16К-10Д. Модифицированная система получила обозначение К-10-26. Она предназначалась для поражения наземных и морских целей ракетами КСР-5 или КСР-2 различных модификаций и только морских целей - ракетами К-10СД или К-10С. Самолёт стал называться Ту-16К-10-26, хотя иногда встречалось обозначение Ту-16К-10-26Д (индекс "Д" в данном случае "по инерции" перешёл от Ту-16К-10Д). Чтобы установить балочные держатели для ракет КСР-5, на этих машинах пришлось усилить крыло, а угол выпуска закрылков ограничить 25°.

Этот день в авиации. 23 июня

1969 - В небе над Калужской областью произошло столкновение военно-транспортного самолёта Ан-12, следовавшего из Каунаса в Рязань и пассажирского Ил-14. Все пассажиры и члены экипажа (на борту Ан-12 был 91 десантник и 5 человек экипажа, на борту Ил-14 — 24 человека) погибли. Столкновение произошло на высоте 2910—2960 метров, из чего был сделан вывод, что оба экипажа нарушили установленные высоты при проходе мощных кучевых облаков (облачность — 9—10 баллов, нижняя кромка — 1000—1500 метров, верхняя — 3000—3700 метров).

Этот день в авиации. 23 июня
1971
 - Сертификат лётной годности по международному стандарту FAA получил французский вертолёт SA.330F. Вертолёт предлагался заказчикам в трёх вариантах: грузовом (масса полезной нагрузки 2250 кг), пассажирском на 15 - 17 человек и салонном (VIP).

Этот день в авиации. 23 июня
1975
 - Начались госиспытания самолёта Су-15УМ(по 25 ноября). Госиспытания самолёта, которые проводили лётчики-испытатели ГК НИИ ВВС Евгений Семенович Коваленко, Валерий Серафимович Картавенко, Олег Григорьевич Цой и В.Е.Костюченко, прошли довольно оперативно. Всего за время ГСИ состоялось 72 полёта, из них - 60 зачётных. В результате самолёт был рекомендован для принятия на вооружение с формулировкой: "Пригоден для обучения и тренировки лётного состава взлёту и посадке, всем элементам полёта и некоторым видам боевого применения ...". На вооружение, как и в случае с Су-15УТ, он был принят по упрощенной процедуре - приказом министра обороны в 1977 г., получив официальное обозначение Су-15УМ.

Этот день в авиации. 23 июня
1977
 - Катастрофа Ту-22Р №56, 30 одрап, Саки. Экипаж: Р.Д. Сапронов, А.Н. Филиповский, Г.М. Голофаев. В ходе КШУ «Берег-77» после выполнения бомбометания по неустановленной причине столкнулся с землёй на посадке.

Этот день в авиации. 23 июня
1980
 - Потерпел катастрофу прототип Т-8-5, выпущенный на Тбилисском авиазаводе, лётчик-испытатель 1-го класса Юрий Алексеевич Егоров. На самолёте отмечались сильные вибрации в полёте, явившиеся следствием низкого качества его изготовления. Несмотря на это, Т-8-5 планировали использовать для исследования штопорных характеристик штурмовика.Анализ причин показал, что Т-8-5 разрушился в воздухе при достижении перегрузки 7,5. В дальнейшем, до прототипа Т-8-10, это значение перегрузки было утверждено как максимальное расчётное (допустимая эксплуатационная перегрузка - 5). Жил в Москве.Похоронен в Москве,на Кунцевском кладбище...

Этот день в авиации. 23 июня
1980
 - Поднялся в воздух опытный экземпляр самолёта САР 21, а поставки первой партии из 10 серийных машин начались в мае 1982 года. CAP.20 - пилотажный самолёт, разработанный французской фирмой Avions Mudry et Cie. Первый полёт прототипа состоялся 15 января 1976 года. Одноместный спортивно-пилотажный вариант САР 20 разрабатывался параллельно с двухместным учебно-тренировочным самолётом САР.10, за которым последовал облегчённый вариант САР 20L, выпускавшийся в двух модификациях: САР 20L-180 с двигателем Avco Lycoming мощностью 180 л.с. и САР 20LS-200 с двигателем той же фирмы, но мощностью 200 л.с. Изготовление самолётов САР 20L завершилось в середине 1980г. после постройки 12 машин. В серийном производстве их сменил вариант САР 21, который сохранил компоновку и двигатель мощностью 200л.с. предыдущего проекта, но получил крыло с усовершенствованным аэродинамическим профилем.

1981 - МАП издало приказ о создании собственного отряда космонавтов. Дата образовании отряда космонавтов-испытателей ЛИИ им.Громова.

Этот день в авиации. 23 июня

1983 - Первый полёт первого серийного Ан-32. Самолёт создан на базе Ан-26 путём установки на нем двигателей АИ-20Д, развивающих вдвое большую взлётную мощность (5180 л.с.). Это позволило применять его в местностях с жарким климатом и в высокогорных районах.

Этот день в авиации. 23 июня
1985
 - В 11.30 состоялась торжественная выкатка первого Ан-71 получившего регистрационное обозначение СССР-780151, в полном объёме укомплектованного самолётными системами и частично макетом РТК, из сборочного цеха.

Boeing 747-237B, Air-India AN1130604.jpg
1985
 - Катастрофа Boeing 747, произошедшая в воскресенье в небе над Атлантическим океаном в 176 километрах от Корка (Ирландия). Авиалайнер Boeing 747-237B авиакомпании Air-India совершал плановый рейс AI182 по маршруту Монреаль—Лондон—Дели—Бомбей, но при подлёте к Лондону (при пролёте близ побережья Ирландии) на его борту прогремел взрыв, уничтоживший самолёт. Погибли все находившиеся на его борту 329 человек — 307 пассажиров и 22 члена экипажа. Службы безопасности США подозревали, что к взрыву рейса 182 имеют отношение сикхские экстремисты Лал Сингх и Аммана Сингх, которые готовили покушение на Раджива Ганди во время его визита в США и подозревались в причастности к взрыву в аэропорту Нарита.

Этот день в авиации. 23 июня

1987 - Лётчики-испытатели Игорь Викторович Вотинцев и Николай Фёдорович Садовников на Т10У-2 (Су-27УБ) завершили беспересадочный перелёт с четырьмя дозаправками в воздухе, дальностью 13440 км (15 часов 42 мин.), по маршруту Москва - Комсомольск-на-Амуре – Москва.

Этот день в авиации. 23 июня

1988 - Первый полёт палубного истребителя МиГ-29К, лётчик-испытатель Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", модификация многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29М (степень унификации достигает 80-85%). Первый вариант палубного истребителя МиГ-29К (ещё на базе типа 9-12) с катапультным взлётом и посадкой на аэрофинишёр был разработан на уровне аванпроекта в 1978 году и отличался от базового типа усиленным шасси, введением посадочного гака, дополнительной антикоррозионной защитой планера, увеличенным запасом топлива и изменённым навигационным оборудованием.

Этот день в авиации. 23 июня

1994 - Подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве по Международной космической станции (МКС)"Альфа".

Этот день в авиации. 23 июня

1994 - Начало лётных испытаний пассажирского самолёта местных авиалиний АН-38-100 с ТВД ТРЕ331.

Этот день в авиации. 23 июня

2000 - Начало разработки пассажирского самолёта сверхбольшой вместимости Эрбас А380.

Этот день в авиации. 23 июня

2005 - Состоялся первый полёт X-37 в пристыкованном положении к самолёту White Knight.

Этот день в авиации. 23 июня

2011 - Катастрофа МиГ-29КУБ в районе Ахтубинска. Погибли Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Александр Павлович Кружалин и лётчик-испытатель 1-го класса Олег Леонидович Спичка. Экипаж выполнял полёт по программе испытаний. Самолёт столкнулся с землёй в 43км от г.Ахтубинск в 500м от х.Кабаково, лётчики погибли. Предположительная причина - дефект механизма складывания крыла. Крыло начало складываться при выполнении пикирования с 2000 м до 500 м.
Этот день в авиации. 23 июня
2016
 - Самолёт Solar Impulse 2 завершил первый в истории перелёт на солнечных батареях через Атлантический океан. Начатый в Нью-Йорке перелёт протяжённостью 6765 км завершился в Севилье в Испании за 71 час 8 минут. Пилот Бертран Пиккар. Это была часть кругосветоного перелёта, завершившегося в Абу-Даби 26 июля.

Картина дня

наверх