1882 - Родился Василий Николаевич Хиони — одним из первых российских лётчиков и конструкторов самолётов. Лётному делу учился во Франции, там же непродолжительное время работал на заводе «Антуанетт». По возвращении в Россию становится инструктором Одесского аэроклуба, где ведёт обучение полётам. В частности, Хиони учил летать знаменитого впоследствии русского лётчика Вячеслава Матвеевича Ткачёва. С 1913 года В.Н.Хиони – лётчик-сдатчик (лётчик-испытатель) Одесского самолётостроительного завода. После отъезда Э.Декана из страны главным конструктором завода стал В.Н.Хиони. Революция, а затем вихрь Гражданской войны приостановили работу завода. Многие его специалисты, в том числе и А.А.Анатра, эмигрировали. В.Н.Хиони остался и продолжал все эти годы работать на заводе. В 1921 г. В.Хиони стал главным конструктором государственных авиамастерских. В 1928 году был учреждён орден Трудового Красного Знамени. В числе первых кавалеров нового ордена был Василий Николаевич Хиони.Его первый самолёт — двухместный моноплан с двигателем «Гном-Моносупап» мощностью 73,5 кВт участвовал в конкурсе военных отечественных аэропланов в Петербурге в 1912. В числе других его самолётов опытный двухфюзеляжный двухдвигательный биплан «Х.» № 4 (1916) и двухместный биплан «Х.» № 5 с двигателем «ФИАТ» мощностью 73,5 кВт (1923). Известный под названием «Конёк-горбунок», этот самолёт был выпущен в количестве 30 экземпляров и применялся для опыливания с воздуха сельскохозяйственных культур ядохимикатами (первый советский сельскохозяйственный самолёт). |
1885 - Создана первая в России кадровая воздухоплавательная команда, командир Александр Матвеевич Кованько Кованько. Начало военнного воздухоплавания в России.
1907 - Шарль Вуазен приступил к опытным пробежкам на новой машине — биплане с толкающим винтом и коробчатым хвостом, предназначавшемся для Леона Делагранжа. 16 марта 1907 года совершил опытный короткий полёт. 30 марта 1907 года на той же машине совершил два полёта на 20 и 60 минут, а после четвёртого полёта, 8 апреля, передал её заказчику.
1909 - Организован студенческий воздухоплавательный кружок при Петербургском технологическом институте под председательством профессора Павла Семёновича Селезнёва.
1916 - Родился Василий Гаврилович Иванов — Герой Советского Союза (9.09.1957), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (7.10.1959), полковник (1955).
1918 - Президент США Вудро Вильсон издал приказ, требующий лицензии для гражданских пилотов и владельцев. Выдается более 800 лицензий.
1920 - Родился Алексей Макарович Смирнов — советский актёр театра и кино; заслуженный артист РСФСР (1976). Участник Великой Отечественной войны, Кавалер Ордена Славы 2-й и 3-й степени(15.09.1944,06.02.1945), Ордена Красной Звезды(28.04.1944), Медалей «За отвагу»(27.07.1943) и «За боевые заслуги»(16.06.1944). На счету актёра - более шестидесяти фильмов. Ни в одном из них он не сыграл главной роли. С авиацией его связывает роль Макарыча - авиационного механика из кинофильма «В бой идут одни старики». Умер 7 мая в день выписки из больницы, узнав о гибели своего друга Леонида Быкова,похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила).
1921 - Родился Пьер-Анри Клостерман (Pierre Henri Clostermann) — французский военный лётчик, самый результативный французский ас Второй мировой войны; после войны — писатель и политик.
После поражения Франции Клостерман переправился в Англию, где в 1942 году окончил школу ВВС. Первое назначение он получил в 61 учебно-боевую эскадрилью, где прошел подготовку на самолёте "Спитфайр", после чего как сержант авиации был направлен в 341 эскадрилью Свободной Франции "Эльзас". 27 июля 1943 года в одном боевом вылете одержал свои первые две победы над FW 190. С 28 сентября 1943 года продолжает службу в составе 602 эскадрильи "Сити оф Глазго". С июля по ноябрь 1944 Клостерман работает в штабе ВВС. С декабря опять начинает летать в 274 эскадрилье 122 авиакрыла, где после короткой подготовки получает новый самолёт "Темпест" и должность командира звена "А". С 1 апреля 1945 он командир 3 эскадрильи, а с 27 апреля уже командует всем 122 авиакрылом. Войну закончил 27 июля 1945 года в звании подполковника. За 432 боевых вылета Клостерману официально было засчитано 33 победы (19 — самостоятельно и 14 — в группе). Он уничтожил также большое количество другой техники, включая автомобили, локомотивы, пять танков и два торпедных катера.Кавалер более 20 высоких наград, в том числе Офицерского Креста Почетного Легиона. На основании его дневников была написана книга "Большой цирк". По ней был снят фильм с таким же названием.У нас она выходила тоже переводе с английского, под названием "Большое шоу".Он также написал книгу "Огни на небе".Умер 22 марта 2006 года во Франции, в Пиренеях. У него остались жена и трое сыновей.
1934 - Первый полёт прототипа многоцелевого вспомогательного самолёта G.8 (компания Fiat-CMASA, Италия).
Работы по самолёту вела бригада конструкторов, руководимая инженером Джузеппе Габриэле. Первый полёт на прототипе самолёта номер ММ211 совершил Валентино Кус (Valentino Cus). В серийное производство самолёт поступил в следующем году и был выпущен в количестве 60 экземпляров.
1938 - Тремя самолётами АНТ-6 (Н-170,171,172) под командованием пилотов Анатолия Дмитриевича Алексева, Павла Георгиевича Головина и Георгия Константиновича Орлова с затёртых льдами на Крайнем Севере ледоколов «Седов», «Садко» и «Малыгин» в Тикси было доставлено 184 человека.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года «за образцовое выполнение задания правительства и героизм, проявленные в период высадки и работы северной экспедиции» удостоены звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина.
1940 - Проведены испытания ракетопланера СК-9 (РП-318) конструкции Сергея Павловича Королёва, лётчик-испытатель Владимир Павлович Фёдоров. Планер буксировался самолётом Р-5 на высоту 2800 м, отцеплялся и при горизонтальном планировании на высоте 2500 м. при скорости 80 км/ч включался ракетный двигатель.
1942 - Проведено испытание штурмовика Су-6(СА) с мотором М-71, лётчик-испытатель Александр Кузьмич Долгов.
1943 - Первый полёт истребителя Як-1м, в серии Як-3, лётчик-испытатель Павел Яковлевич Федрови. Всего посторено 4848 самолётов, из них в 1944-45 - 4560.
1943 - Первый полёт прототипа поплавкового истребителя F4F-3S Wild Catfish (компания Grumman, США). После успешных испытаний Командование Флота США заказало партию в 100 самолётов. Однако после выпуска небольшого количества самолётов, контракт был завершён в связи с переломным изменением положения на Тихоокеанском флоте.
1945 - Обер-лейтенант Лотхар Зиберт, добровольно согласившийся на подобные испытания, стартовал на Bachem Ba.349 Natter. Самолёт набрал высоту около 500 м, после чего фонарь кабины самопроизвольно открылся. Самолёт перевернулся через хвост приблизительно на высоте 1500 м, после чего опустил нос и спикировал к земле. Последовал взрыв. Последующие исследования не установили причины аварии. Было только предположено, что фонарь кабины не был закрыт на старте, а после его открытия пилот потерял сознание.
Ba.349 - вертикально стартующий ракетный перехватчик для борьбы с бомбардировщиками антигитлеровской коалиции. Самолёт был оснащён одним ЖРД Walter HWK 509A (тяга 16,7 кН, время работы 4 минуты) и, поскольку тяги последнего не хватало, для вертикального взлёта использовали четыре сбрасываемых после взлёта твердотопливных ускорителя Schmidding 109—533 (тяга 11,768 кН, время работы 10 сек.). Старт производился с вертикальной направляющей мачты высотой 15 метров.
1946 - Первый полёт самолёта Рипаблик F-84 (P-84) «Тандэрджет», лётчик-испытатель В.Льен,который впервые поднял его в небо с авиабазы Мюрок. Он стал первым новым американским военным самолётов, взлетевшим после войны.
1947 - P-82B серийный номер 44-65168 пилотируемый Робертом Такером (Robert E. Thacker) и вторым пилотом Джоном Ардом (John M. Ard) совершил беспосадочный перелёт от Hickam Field (Гавайские острова) до LaGuardia Airport (Нью-Йорк) покрыв расстояние 4968 миль за 14 часов 31 минуту 50 секунд при средней скорости 342 мили в час. Этот самолёт, названный в честь жены Такера Betty Joe (Бетти Джо), для перелёта был оснащён четыремя подвесными топливными баками под крыльями. Это был самый длинный перелёт без дозаправки для истребителей с поршневым двигателем. Рекорд не побит до настоящего времени. К настоящему времени в музеях и частном владении сохранилось два P-82B, два F-82E и части фюзеляжа второго прототипа XP-82.
1954 - Первые рулежки по аэродрому на военно-воздушной базе Эдвардс в Калифорнии прототипа XF-104 истребителя с числом М-2 - Локхид F-104 «Старфайтер» (США).
1958 - Постановление СМ СССР № 1013/482 о прекращении работ над бомбардировщиком «98».
1959 - Первый полёт прототипа многоцелевого вертолёта SA.316 Alouette III (компания Aerospatiale, Франция).
Прототип вертолёта, получивший обозначение Sud SE-3160 Alouette III имел закрытую кабину увеличенного объёма и значительно более сложное приборное оборудование. В кабине теперь могли разместиться лётчик и шесть пассажиров с багажом или шесть солдат с полной боевой выкладкой, или двое лежачих и двое сидячих раненых, а также груз в случае демонтажа сидений для пассажиров. На внешней подвеске вертолёт был способен перевозить груз массой до 750 кг. Динамические системы использовали от вертолёта Alouette II, но диаметр несущего винта несколько увеличили, вместо двухлопастного хвостового винта установили трёхлопастный. Силовая установка состояла из одного турбовального двигателя Artouste III мощностью 550 л. с. Шасси - трёхопорное, с носовой опорой.
1961 - Первый полёт лёгкого многоцелевого самолёта Cessna 336 Skymaster (компания Cessna, США). Это лёгкий многоцелевой двухмоторный самолёт, разработанный американской фирмой Cessna Aircraft Co., один из двигателей которого имел тянущий винт, а другой - толкающий.
1963 - Постановление Совета Министров СССР № 250-89 по разработке комплекса в ОКБ-52 МАП - началась разработка тяжёлой противокорабельной крылатой ракеты П-500 «Базальт». ПКР «Базальт» является первой крылатой ракетой морского базирования со сверхзвуковой скоростью полёта и предназначается для борьбы с мощными корабельными группировками, включая авианосные. С 1975 г. комплексом «Базальт» были оснащены 10 подводных лодок проектов 675МК и 675МУ, на которых он заменил комплекс П-35. В 1977 году ПКР «Базальт» был принят на вооружение тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143. В 1980-е годы комплексом вооружали ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант».
1966 - На УТС Т-38 погибли астронавты Чарльз Бассет (Charles Arthur Bassett II) и Элиот Си Sy (Elliott McKay See, Jr.). Оба готовились к полёту на КК "Gemini-XI".
1972 - Начало лётных испытаний дальнемагистрального самолёта DC-10-20. В октябре 1968 г. был разработан проект дальнемагистрального самолёта DC-10-20, которому позднее было присвоено обозначение DC-10-40. Этот вариант единственный в семействе самолётов DC-10, оснащённый двигателями фирмы Pratt & Whitney. Хронологически он оказался вторым вариантом самолёта DC-10, приступившим к лётным испытаниям 28 февраля 1972 г. В октябре 1972 г. он был сертифицирован, а в начале ноября авиакомпания "НортуэстЭрлайнз" получила первый самолёт.
1973 - Авиационная катастрофа близ города Семипалатинска Казахской ССР (СССР) с самолётом Як-40, в результате чего погибли 32 человека. Як-40 взлетел с ВПП Семипалатинского аэропорта, но поднявшись до высоты 100 метров, самолёт начал быстро снижаться и в 18:59 в 1457 метрах от торца полосы в 53 метрах левее её оси плашмя ударился о заснеженное поле. От удара самолёт подскочил вверх, но пролетев 50 метров снова врезался в землю и взорвался. Площадь разброса обломков имела размеры 220 на 53 метра. Все 32 человека на борту самолёта погибли. Среди пассажиров находилась женская баскетбольная команда Кзыл-Ординской области — 11 игроков, тренер и судья.
Так как объективные данные о режимах и траектории полёта Як-40 с момента взлёта и до его падения отсутствовали, то комиссия не смогла найти истинную причину катастрофы. Есть лишь два основных варианта:
На наиболее сложном участке набора высоты, когда убирались шасси, закрылки, фары и так далее, то есть был дефицит времени, стабилизатор самопроизвольно отклонился на пикирование, при этом экипаж из-за высокой занятости не смог сразу распознать появившийся дефект и своевременно исправить возникший момент. Нарушение психофизических функций лётчиков, повлекшее за собой существенные отклонения от нормального процесса пилотирования.
1981 - На заводе НАПО им. Чкалова завершено серийное производство самолёта Су-15УМ.
1988 - В США завершён кругосветный перелёт с четырьмя посадками на административном самолёте «Гольфстрим» (37092 км за 36 часов 8 минут 34 секунды).
1989 - Катастрофа двух самолётов МиГ-21УМ, аэродром Учарал, летчики: замкомандира АП п/п-к Баландин А.С., командир АЭ м-р Виноградов А.В., замкомандира АП п/п-к Кращенко Н.П. и начальник ВОТП м-р Ивченко Н.
Выполнялся учебный манёвренный воздушный бой между слоями облачности пары МиГ-21УМ против одиночного самолёта МиГ-21бБИС в зоне пилотажа на удалении 10 - 20км от аэродрома. На маневре "Винт" пара вошла в облака, а когда вышли под облака в районе одиночной горы Улькен-Сайкан, то оказалось, что нижний край в этом районе был значительно ниже, чем в районе аэродрома, и высоты для вывода не хватило. Оба самолета столкнулись с горой, на которую легла облачность, лётчики погибли.
1994 - Воздушный бой над Баня-Лукой между истребителями ВВС США и штурмовиками ВВС Республики Сербской.
Это был единственный известный воздушный бой в ходе Боснийской войны, а также первый случай участия в боевых действиях в истории НАТО. Утром в понедельник 28 февраля 1994 года самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-3 засёк в районе Баня-Луки неопознанные летательные аппараты. На перехват были отправлены два американских истребителя F-16 (526-я тактическая истребительная эскадрилья «Black Knights»). Неопознанные самолёты оказались шестью штурмовиками J-21 «Ястреб» боснийских сербов, атаковавшими военный завод в Нови-Травнике. Штурмовики проигнорировали сделанное с E-3 двукратное предупреждение о необходимости покинуть запретную для полётов зону. Они продолжали выполнять боевое задание и сбросили бомбы на свою цель. После этого американские истребители атаковали их ракетами «воздух—воздух». У штурмовиков не было противовоздушного оружия, а малая скорость не позволяла уйти от сверзвуковых истребителей, поэтому все шесть «ястребов» стали лёгкой целью для F-16. Капитан Роберт Райт последовательно сбил три штурмовика. Затем пара F-16 прекратила преследование и взяла курс на авиабазу Авиано (Италия) по причине израсходования основной части топлива. Им на смену пришла другая пара F-16, которой удалось сбить ещё один штурмовик.
По итогам воздушного боя двум пилотам ВВС США были засчитаны в общей сложности четыре воздушные победы. Однако по сербским источникам было потеряно пять штурмовиков из шести (шестой «Ястреб» был повреждён), погибли три пилота - Ранко Вукмирович, Горан Зарич и Звездан Пешич. Это был единственный успех авиации НАТО в ходе операции «Deny Flight».
1998 - Первый полёт разведывательного БЛА Теледайн Райан «Глобал Хоук» (США).
2007 - Решение о создании Комиссии авиационной общественности (КАО) для обобщения и выражения общественного мнения о деятельности гражданской авиации России и содействия её эффективному и безопасному функционированию.
2014 - Модернизированный по программе ОКР «Рецензент» самолёт Ил-20М совершил первый полёт. Полёт был выполнен с аэродрома ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском, пилотировал самолёт экипаж Заслуженного лётчика-испытателя РФ, Героя России Николая Дмитриевича Куимова.
2021 - В России в 06:55 UTC (09:55 ДМВ) с ПУ № 6 площадки № 31 космодрома Байконур в Казахстане стартовыми командами ГК "Роскосмос" выполнен пуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" № Р15000-032 с разгонным блоком "Фрегат-М" № 122-07 со спутником наблюдения за арктическим регионом "Арктика-М", сер. № 1. Спутник со стартовой массой 2 200 килограммов создан на базе унифицированной платформы "Навигатор" Научно-производственного объединения им. С.А. Лавочкина. Срок активного существования аппарата составит семь лет. Для мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе будет два спутника "Арктика-М". Это обеспечит круглосуточный всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана.
= = = = = = = = = = = =
29 февраля
2016 - Военно-транспортный самолёт, модернизированный по проекту Ил-76МДМ, совершил первый полёт. Главный конструктор Андрей Владимирович Юрасов,Заслуженный лётчик-испытатель РФ,Герой России Николай Дмитриевич Куимов.
Машина взлетела с аэродрома Летно-исследовательского института имени М.М. Громова в подмосковном Жуковском. Работы по проекту начались в декабре 2014 года, об этом сообщали представители компании «Ильюшин». В октябре 2015 года представители компании заявили, что серийная модернизация бортов ВВС начнется в 2016 годов. Ил-76МДМ — проект модернизации самолётов типа Ил-76М и Ил-76МД, разработанный в «Ильюшине» по техническому заданию ВВС, выданному в 2011 году (ОКР «Кузнецк»). Основу проекта модернизации составляет замена пилотажно-навигационного, десантно-транспортного, светотехнического и бытового оборудования, а также средств связи и обороны. Назначенный срок службы самолёта продлевается с 30 до 40 лет.
Свежие комментарии