Чем Эрдоган намерен укрепить свои ВВС после скандала с С-400
Турецкое издание Defence Turkey в пространной публикации о российских «Фланкерах», как в НАТО называют семейство истребителей, «родоначальником» которого стал Су-27, наибольшее внимание уделило «младшенькому» — многоцелевому истребителю поколения 4++ Су-35.
Автор статьи Джем Догут назвал его «венцом развития истребителей четвертого поколения».Автор с чрезвычайной дотошностью описывает и конструкцию планера, и особенности используемого двигателя, и состав и возможности приборного оборудования российского истребителя. Честно признаться, столь подробного описания Су-35, пожалуй, не встретишь в российской прессе.
И приходит к выводу: «Су-35 обладает высокой маневренностью, превосходными аэродинамическим характеристиками и мощными двигателями. Это очень опасный противник для всех самолётов в воздушном бою, особенно на близкой дистанции. Обладая возможностью полёта на высоких сверхзвуковых скоростях, мощным радаром, системами РЭБ и ракетами большой дальности, он способен эффективно сражаться за пределами прямой видимости. Благодаря этим характеристикам он может легко обеспечить превосходство над всеми существующими самолетами четвертого поколения».
Эту характеристику все-таки необходимо детализировать. Так у Су-35 не просто высокая маневренность. Она недостижима ни для одного истребителя мира. Предопределено это не только планёром с прекрасной аэродинамикой и эффективной электродистанционной системой управления, но и вектором тяги, отклоняемым в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной. Наиболее маневренным самолетом ВВС США является F-22 Raptor. Но у него сопло двигателя может отклоняться только в вертикальной плоскости.
Поэтому приближение к Су-35 натовских самолетов на близкую дистанцию смерти подобно. Существуют американские эскадрильи «агрессоров», в которых летчики пытаются имитировать поведение в воздухе российских истребителей. Они используются для того, чтобы натаскивать пилотов строевых частей на «схватки с русскими». И во время таких учебных боев, пилот, подпустивший к себе «агрессора» непозволительно близко, считается гарантированно сбитым.
Относится это и к американским «невидимкам» — стелс-истребителям F-22 и F-35. Для них невыгодна встреча и на средней дистанции, поскольку в случае единоборства с Су-35 их низкие значения эффективной площади рассеяния не будут играть решающего значения. Су-35 оснащен самой мощной РЛС Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Она имеет пиковую мощность 20 кВт, угол сканирования достигает 120 градусов. Истребитель четвертого поколения с уменьшенной заметностью, имеющий ЭПР порядка 3 кв.м., Су-35 видит на расстоянии в 400 км. А самолеты-невидимки с ЭПР 0,01 кв.м. — на расстоянии 90−100 км.
Разумеется, столь мощный сигнал РЛС выдает местоположение самолета. Но конструкторы С-35 пошли на это сознательно. Прекрасное «зрение» самолета перекрывает негативные факторы, связанные с ранним обнаружением самолета по излучению РЛС. То есть российский истребитель способен противостоять ракетным атакам. Он обнаруживает приближающуюся ракету «воздух-воздух» на значительном расстоянии. Что позволяет летчику подготовиться к противоракетному маневру и успешно выполнить его, используя сверхманевренность истребителя.
К тому же Су-35 оснащен высокоэффективным комплексом самообороны Л-265 «Хибины-10М». По результатам испытаний в боевой обстановке в Сирии у военных были некоторые вопросы к этому комплексу. Но к настоящему моменту все они сняты, была произведена доработка «Хибин».
Помимо этого, самолет может оснащаться контейнерным комплексом РЭБ, ни название которого, ни возможности не раскрываются. Его действие испытали на себе в Сирии американцы.
В опубликованном в феврале докладе исследовательского центра RAND «Воздушная война против ИГИЛ*» говорится об одном инциденте, который произошел в 2017 году. Четыре американских палубных истребителя F/A-18E Super Hornet выполняли операцию по нанесению ударов по наземным целям. К ним приблизился на расстояние приборной видимости Су-35, начав выполнять маневры и наблюдая за «работой» американцев.
Один из американских истребителей решил установить наблюдение за Су-35, приблизившись к нему. Вскоре американский пилот обнаружил, что у него отказала система управления вооружением в части захвата наземных целей для нанесения по ним ракетно-бомбовых ударов. Таким образом, один из четырех F/A-18E не смог принять участие в запланированной операции, вернувшись «домой» с неизрасходованным боекомплектом.
Данный инцидент стал поводом для серьезного расследования причин отказа. Однако то ли они не были установлены, то ли результаты технического анализа были засекречены. Во всяком случае в докладе RAND ничего об этом не говорится. Ограничились тем, что заменили инфракрасный датчик типа FLIR.
Так что Су-35 несколько хитрее и эффективнее, чем можно понять, исходя из его раскрытых характеристик. Например, считается, что его тепловизионный канал оптико-локационной системы ОЛС-35 способен обнаружить истребитель спереди на расстоянии 35 км, сзади — 90 км. Однако сравнительно недавно в интернете появился сенсационный скрин прицельной системы, на котором видно, что ОЛС-35 поймала в перекрестие практически фронтальное изображение F-22, который был явно дальше 35 километров.
В связи с чем хотелось бы подчеркнуть высказывание автора публикации Джема Догута: «Это очень опасный противник для всех самолётов в воздушном бою». Именно для всех, включая и самолеты пятого поколения.
О предсказуемости поединков Су-35 и F-22 Raptor в ближнем бою мы уже сказали. Но и на средних и больших дистанциях «американец», несмотря на свою невидимость, не может чувствовать себя в безопасности. «Раптор» способен увидеть российский истребитель с расстояния в 130 км, лишь включив РЛС. Но тем самым он себя обнаруживает за счет направленного электромагнитного излучения. При этом пилот Су-35 понимает, что американец выпустил ракету AIM-120D, имеющую дальность 180 км. В связи с чем Су-35 начинает подготовку к противоракетному маневру. А также включает комплекс РЭБ, который, в частности, способен подавлять спутниковые сигналы GPS — именно под их управлением эта ракета летит большую часть траектории.
В то же время пилот Су-35 запускает ракету Р-37, имеющую дальность 300 км. И справиться с нею, отклонив от курса, «Раптор» не в состоянии, потому что у него отсутствует комплекс РЭБ. Можно полагаться лишь на уголковые отражатели, отстреливаемые для того, чтобы «обмануть» радиолокационную головку самонаведения российской ракеты. Однако данный метод относится уже к прошлому веку. Так что пилоту F-22 остается надеяться лишь на противоракетный маневр.
Из этого следует, что при встрече на дальнем расстоянии оба эти самолета, относящиеся к различным поколениям, имеют приблизительно равные шансы на победу. И в таком случае ключевую роль будет играть профессионализм пилотов.
Казалось бы, турки, отстраненные от приобретения F-35 после покупки ЗРС С-400, должны были закупать в России Су-35. И на этот счет велись переговоры. Однако подписывать контракт Анкара не стала. В результате политического и экономического шантажа США «убедили» турок покупать только американское. Кроме, разумеется, F-35. И это может быть перспективный истребитель поколения 4++ F-15SE Silent Eagle («Бесшумный орел»). Без маниакального использования стелс-технологий, но с крепкой авионикой.
Машина, безусловно, хорошая. Если, конечно, после начала серийного производства она подтвердит свои характеристики. То есть не получится, как со скандальным F-35. Поскольку самолет начал проектироваться сравнительно недавно, с начала десятых годов, то авионика на нем современная, не уступающая Су-35. Но, как было сказано выше, у последнего «Фланкера» масса сюрпризов, о которых не сообщается в открытых источниках. Полезная нагрузка у «Бесшумного орла» больше — 11 тонн против 8 тонн у Су-35. Но летные качества все равно не идут в сравнение с тем, на что способен российский самолет. Ну а ракетное вооружение все то же самое, что и на F-22. И с которым воевать против Су-35 крайне непросто. Так что и тут очень многое будет зависеть от мастерства пилотов.
Владимир Тучков
Свежие комментарии