14 сентября (по новому стилю) 1902 года родился конструктор вертолетов Николай Ильич Камов.
Слово «вертолет» гораздо моложе самого летательного аппарата. Сначала их называли на иностранный манер геликоптерами. А придумал и ввел в оборот это слово вовсе не лингвист и не поэт, а советский авиаконструктор - Николай Ильич Камов (1902 - 1973).
Однокашником Николая Камова, студента механического факультета Томского технологического института, оказался Харитон Славороссов, летчик, сержант французской авиации, получивший два французских ордена за воздушные подвиги во время Первой Мировой войны. Сидевший с ним за одной партой, русский герой Вердена "заразил" будущего прославленного конструктора любовью к авиации. В 20 лет Камов с отличием окончил ТТИ, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер.
В 1928 году Камов прочёл в одном из журналов о перелете испанца Хуана де ла Сиервы на автожире собственной конструкции из Парижа в Лондон и загорелся идеей самому построить такой аппарат.
Автожир – это летательный аппарат, подъемная сила у которого создаётся горизонтальным винтом, вращаемым не двигателем, а набегающим потоком воздуха.
Вместе с Николаем Скржинским в 1929 году Камов создал первый советский автожир под названием КаСкр-1 «Красный инженер». А вскоре и его улучшенный вариант – КаСкр-2. Этот автожир понравился руководству страны, и Камова назначили начальником конструкторской бригады в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В бригаде Камова поработали ставшие потом всемирно известными Туполев и Поликарпов. Автожиры Камова использовались в армии, один из них – А-7 даже участвовал в Великой Отечественной войне.
Опыт как боевого применения, так и мирной эксплуатации показал, что у автожиров нет будущего. Чтобы добиться вертикального взлета летательного аппарата нужно конструировать именно геликоптеры. Вот тут-то Николай Ильич и придумал слово, обогатившее русский язык. В нем удачно сплелись два смысла: «верт» можно трактовать как сокращения и от «вертикально» и от «вертится». Вертолет действительно может взлетать вертикально и движитель его - лопасти винта - вертятся.
В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолёто-строению.
Под руководством Камова создали вертолёты: Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25(1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани Север-2 и Ка-30, глиссер.
А знаменитые на весь мир Ка-50 "Чёрная акула" и Ка-52 "Аллигатор" сконструировали инженеры КБ Камова уже после смерти Николая Ильича. Но с использованием его идей.
по материалам сайтов:
Свежие комментарии