«Лицензионные» истребители будут клепать на ремонтных заводах во Львове и Запорожье
ВВС Украины — не самое сильное звено в составе ВСУ, военно-воздушные силы страны находятся в достаточно плачевном состоянии, да и подготовка военных лётчиков откровенно хромает.
Не хватает и самолётов боевой авиации, собственное производство которых так и не удалось наладить. Сейчас в Киеве рассуждают: приобретать самолёты за рубежом или всё-таки сосредоточиться на локализации производства на самой Украине. «Своими» истребителями предлагают назвать разработанные ещё в советское время Су-27 и МиГ-29.Советский и российский многоцелевой истребитель Су-27 четвёртого поколения (по кодификации НАТО Flanker-B) — разработка ОКБ Сухого, выпускавшийся с 1981 года на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего было выпущено свыше 800 воздушных машин, часть из которых эксплуатируется и в воздушных силах Украины. В России истребитель послужил основой для целой серии модификаций, среди которых и Су-27МС, Су-30, Су-33, Су-34 и Су-35С, часть этих самолётов производится и на Иркутском авиационном заводе.
Не менее известен и многоцелевой истребитель четвёртого поколения МиГ-29 (по кодификации НАТО Fulcrum) и его последующие модификации, выпускаемые авиазаводом «Сокол» в Нижнем Новгороде, а ранее в МАПО им. Дементьева (ныне завод «Дукс»). Всего было выпущено более 1600 таких самолётов, в России приято решение не модифицировать старые образцы, а авиапарк ВКС постепенно заменять на новые МиГ-29СМТ и Су-30СМ.
На вооружении ВВС Украины имеется порядка 35 истребителей МиГ-29, доставшихся после 1991 года, часть из них имеют и «украинские корни» — некоторые были модифицированы с 2009 года на Львовском государственном авиационно-ремонтном заводе до уровня МиГ-29МУ1 и МиГ-29МУ2 (с 2019 года). Впрочем, по сути это всё те же советские истребители, которым добавили ряд боевых характеристик, например, возможность применения управляемого авиационного вооружения класса «воздух-земля».
Вероятно, что, основываясь на таком «опыте» в самолётостроении, на Украине хотят организовать самостоятельное производство уже новых истребителей МиГ-29 и Су-27, возможно, что уже под другими названиями. Однако калька будет прежней.
Выпускать такие самолёты предполагается силами всё того же Львовского ремонтного завода, а ещё на предприятии «МиГремонт» в Запорожской области. В Киеве считают, что если эти предприятия в состоянии ремонтировать истребители, то смогут их и производить.
Идею по локализации производства на Украине истребителей советской разработки озвучили представители ГНИИ авиации и даже выпустили некий доклад под названием «Обоснование целесообразности, возможности и финансовой выгоды производства тактического самолёта четвёртого поколения в Украине вместо закупки аналогов за рубежом».
Ни об источниках финансирования, ни о соблюдении авторских прав речь в докладе не идёт. Вероятно, что это своеобразный ответ на недавнее предложение американской компании Lockheed Martin Украине о приобретении у неё партии истребителей F-16 Block 70/72, модернизированных едва ли не до уровня самолётов пятого поколения. Киев пока на предполагаемую сделку никак не отреагировал. На Украине традиционно на предложение Запада о «выгодной сделке» покивали согласно головой, но гривны решили пересчитать. А их маловато. Ну не потянут даже на одну-две эскадрильи. Своих-то нет. А тут заманчивая идея — самим производить «укроМиГи» и «УкроСу».
ВВС Украины, которые были созданы в 2004 году на останках авиационных частей, дислоцированных на ее территории еще с советских времен, насчитывают около 210 самолетов и под сотню боевых, среди которых фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, тяжелые истребители-перехватчики Су-27 и лёгкие фронтовые истребители МиГ-29 (изначально было 1100).
Воздушные силы представлены 6 бригадами тактической авиации, 39-й отдельной эскадрильей, 203-й учебной бригадой тактической авиации и 383-м полком БПЛА, на вооружении которого стоят беспилотники как украинского, так и американского производства, а теперь и турецкие «Байрактары».
Не все из истребителей способны летать чисто по техническим причинам (износ составляет более 50 процентов) и, как показал опыт боевых действий на Донбассе, «летаки» (самолеты) потерпели существенный урон от переносных средств ПВО и отказались от вылетов в зону действия поражения ПЗРК ополченцев.
— Украина банально растеряла свою военную авиацию после развала СССР, — рассказывает военный лётчик полковник Владимир Таланов. — И руку к этому приложили именно США, которые стремились свести боевой потенциал бывшей советской республики к минимуму. Таким образом, Украина осталась без дальней стратегической авиации, а это было порядка 80 самолетов Ту-160 и Ту-22, да и остальные были приведены в негодность. И хотя сегодня, насколько известно, существуют украинские воздушные командования «Запад», «Центр» и «Юг», их деятельность весьма условна и особой эффективности, пусть даже в учебных целях, здесь не зафиксировано.
Нынешняя активность НАТО с «возрождением» ВВС Украины, в том числе с предложением пополнить авиапарк истребителями F-16, просматривается лишь с возможностью подгонки этой страны под стандарты альянса, а значит банальной продажей подержанных самолётов. Тех самых, которые были списаны вначале в США, а потом, отлетав в Польше, Румынии или там в Эстонии, теперь хотят поставляться Киеву, где их примут с благодарностью. Вот даже небольшой нюанс с последними военно-воздушными учениями — в небе над Украиной кружат большей частью лишь натовские самолеты, свои же привычно стоят в ангарах.
Если говорить об украинских истребителях, которые есть в наличии, но не факт, что способны совершать вылеты, их насчитывается не так уж и много. Примерно по 30 Су-27 и МиГ-29. Ни один из них не получил за минувшие года какой-либо серьёзной модернизации, а уж тем более дальнейшего развития в виде строительства новых самолётов.
На что оказался способен украинский авиапром, мощнейший в советское время, так это на постройку по одному военно-транспортному Ан-70 и Ан-148, да ещё Ан-178, которых вроде как строится в количестве трёх машин. Нового по большому счёту ничего нет, даже знаменитая «Мрия» Ан-225, созданная на базе Ан-124 «Руслан», так и осталась после 1989 года в единственном экземпляре.
Украинский главком военно-воздушных сил Сергей Дроздов, окончивший Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков и военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина (1995 год), констатировал предельную изношенность украинской военной авиации. «Парк авиационной техники вооруженных сил нуждается в мы не получили ни одного военного самолёта обновлении. Речь идёт как о моральном, так и физическом старении техники, которая была выпущена от 1968 до 1991 года. За время независимости», — заявил Дроздов.
Каким образом на Украине собираются наладить производство новых истребителей Су-27 и МиГ-29, не совсем понятно. Всё-таки предназначение авиационно-ремонтных заводов — разве что для модернизация уже имеющихся самолётов, но для постройки воздушных машин с нулевого цикла, пусть даже при наличии чертежей, этих мощностей явно недостаточно. В общем, полный улёт самолётостроительной отрасли.
Виктор Сокирко
Свежие комментарии