На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Этот день в авиации. 9 января

Этот день в авиации. 9 января
Этот день в авиации. 9 января

1793 - Француз Жан-Пьер Франсуа Бланшар (фр. Jean Pierre François Blanchard) совершил первый в Америке полёт на воздушном шаре.

Этот день в авиации. 9 января

1919 - Успешный перелёт для установления воздушной связи между Туркестанским и Восточным фронтами — лётчики Н.С.Горбунов и В.Р.Браун на Фармане-30 пролетели 350 км за 4 часа 20 минут, в т.

ч. 300 км над территорией противника.

Этот день в авиации. 9 января

1923 - Хуан де ля Сиерва (Испания) совершил первый успешный полёт на автожире "Аутожиро" С.4 собственной конструкции в городе Гетафа. Автожиры - роторные летательные средства с ротором, вращаемым в полёте потоком воздуха. Автожиры предшественники вертолётов. Секрет успеха заключался в использовании шарнирного соединения лопастей несущего винта с его головкой. Таким образом, С.4 был первым практическим винтокрылым летательным аппаратом. С развитием вертолётов работы по созданию автожиров были прекращены.

Этот день в авиации. 9 января

1930 - Открыта регулярная авиалиния Хабаровск — о.Сахалин. Первый рейс выполнил Михаил Васильевич Водопьянов.

Этот день в авиации. 9 января

Этот день в авиации. 9 января

1934 - Родился Орлов Борис Антонович — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1979), Герой Советского Союза (11.10.1974) , старший лейтенант запаса.

Этот день в авиации. 9 января

1941 - Первый полёт английского тяжёлого бомбардировщика Авро «Ланкастер». Заказ на прототипы "Ланкастера" был выдан в 1940 г. Поскольку "Авро" смогла использовать элементы серийного "Манчестера", то большой прогресс был достигнут уже с первым из них, собранным к концу 1940 г. Он совершил свой первый полёт в Вудфорде 9 января 1941 года, прототип имел бортовой номер BT308. Выглядевший как "четырехмоторный "Манчестер"", этот прототип имел такое же хвостовое оперение, как и исходный "Манчестер" I с небольшим размахом (6,7 м), двумя шайбами на концах стабилизатора, которым помогал большой центральный киль. Новые внешние части крыла увеличили размах до 31,1 м. Прототип сохранил "манчестеровские" носовую (FN5) и хвостовую (FN4A) турели "Фрэзер-Нэш", но не имел ни верхней, ни нижней турелей.

Этот день в авиации. 9 января

1943 - Первый полёт четырехмоторного классического лайнера Lockheed Constellation, самого популярного четырехмоторного классического лайнера. В первом полёте модели 049 за штурвалом в кресле командира корабля сидел приглашённый лётчик-испытатель «Боинга» Эдди Ален, а в кресле второго пилота Мило Бархэм, бортинженер-испытатель «Lockheedа», Р.Л. "Рудди" Торен летел в качестве бортинженера. Самолёт взлетел с аэродрома Бэрбанк, Калифорния, сделал два круга над аэропортом (что позволило фотографам снимать его в течение 50 минут), взял курс на север и перелетел на базу на озере Мюррок для дальнейших испытаний. Он стал первым массовым самолётом с герметичным пассажирским салоном. На нём, по окончании Второй Мировой войны, впервые был проложен ряд дальних беспосадочных линий (в том числе много трансатлантических).

Этот день в авиации. 9 января

1945 - C-97 Stratofreighter (Боинг модель 367) устанавливает трансконтинентальный рекорд, пролетев 2323 мили из Сиэтла в Вашингтон, D.C., за 6 часов и 4 мин, со средней скоростью 383 миль в час.

Этот день в авиации. 9 января

1946 - Первый полёт пассажирского самолёта Ил-12 с ПД АШ-82ФН, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки.

В первоначальном варианте планировались четыре бензиновые двигателя М-88В (В - "высотный" с турбокомпрессорной установкой и приводным центробежным нагнетателем) с взлётной мощностью по 1000 л.с., лайнер проектировался как дальний, высотный и с герметичным фюзеляжем.
Позже, ещё при проектировании, концепция самолёта изменилась, он перестал рассматриваться как дальний и высотный, отказались от герметизации фюзеляжа, а силовую установку сменили на ДВА дизеля АЧ-31 (а не АЧ-30БФ) по 1500 л.с. с трехлопастными винтами.
Именно с такими двигателями самолёт и начал летать. По результатам испытаний было принято решение поменять силовую установку на самолёте ещё раз - на два бензиновых АШ-82ФН (по 1850 л. с.).
На этой последней версии СУ начались проблемы с винтами.
Подвели новые четырехлопастные воздушные винты, вызывавшие сильную тряску. Пришлось перепробовать три варианта винтов, прежде чем эту проблему удалось устранить. Однако в целом заводские испытания прошли весьма успешно и показали, что новый самолёт оправдал надежды своих создателей. Полученные результаты впечатлили и правительство, принявшее решение о запуске Ил-12 в серийное производство до начала Государственных испытаний. Самолёт решили строить на московском заводе №30, больше известном как "Знамя труда", который возглавлял директор Павел Андреевич Воронин. Это предприятие осталось единственным, выпускавшим Ил-12.
Этот день в авиации. 9 января

1951 - Состоялся первый полёт дальнего бомбардировщика Ту-85, лётчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелёт. Ту-85 последний тяжёлый четырехмоторный бомбардировщик с поршневыми двигателями, с боевой дальностью полёта 12 000 км. Специально для этого самолёта были созданы уникальные двигатели мощностью 4000 л.с. с низким расходом топлива. Построено было 2 экземпляра самолёта.

Этот день в авиации. 9 января

1951 - Самолёт Ил-12П Аэрофлота (CCCP-Л1811) выполнял почтово-пассажирский рейс по маршруту Краснодар – Сочи/Адлер (СССР). На борту находилось 2 пассажира и 6 членов экипажа.

При выполнении снижения в районе Туапсе самолёт на высоте около 900 метров вошёл в облако. Очевидцы рассказали, что сверкнула молния и раздался взрыв. Горящий самолёт показался из облака, упал в море и затонул. Все погибли. Гроза в районе Туапсе не прогнозировалась.

Выводы комиссии, расследовавшей АП:В результате удара молнии в самолёт при полёте в грозу был взорван левый задний бензобак, что привело к неуправляемому падению самолёта и катастрофе.

Этот день в авиации. 9 января

1955 - На вооружение RAF поступил первый Vickers Valiant (138 Squadron).

Этот день в авиации. 9 января

1956 - Первый полёт экспериментального истребителя-перехватчика Е-50 (ОКБ Артёма Ивановича Микояна, Михаила Иосифовича Гуревича, СССР) с комбинированной силовой установкой (ТРД АМ-9Е и ЖРД С-155 Леонида Степановича Душкина). лётчик-испытатель ЛИИ МАП Валентин Григорьевич Мухин.

Этот день в авиации. 9 января

1960 - Первых пассажиров принял новый аэропорт г. Благовещенск.

Этот день в авиации. 9 января

1962 - Первый полёт британского лайнера Hawker Sidelley HS-121 Trident. Самолёт имел двухконтурные двигатели сзади и Т-образное оперение. Его лётные и экономические характеристики, комфорт для пассажиров (особенно по шуму) значительно превосходили предшественников. С 11 марта 1964 самолёт вышел на линии BEA. Было изготовлено всего 117 таких самолётов, летавших в основном в британских авиакомпаниях.

Этот день в авиации. 9 января
1963
 - Катастрофа Ту-16 (КК комэск, военный лётчик 1-го класса, подполковник Сабенин С.Е.) 987 мрап, СФ, аэродром Североморск-3
Ночь, ПМУ. Взлёт с боковой составляющей ветра близкой к максимально допустимой (12 м/с). На разбеге лётчик не выдержал направления и при сходе с ВПП «подорвал» самолёт. Самолёт свалился на крыло и столкнувшись с ПРЛ-5, частично сгорел. Экипаж невредим. Погиб расчёт ПРЛ-5 в составе двух военнослужащих.
Причиной авиационного происшествия явился выпуск в полёт неподготовленного экипажа. Командир экипажа, имея значительный перерыв в полётах с боковым ветром, не выдержал направления на разбеге.

Этот день в авиации. 9 января

1963 - Первое висение на кабель-кране Як-36, лётчик-испытатель Юрий Александрович Гарнаев.

Этот день в авиации. 9 января

1965 - В Дальневосточном управлении ГВФ образована Камчатская авиационная группа.

Этот день в авиации. 9 января

1968 - Экипаж самолёта Ил-18В советской авиакомпании Аэрофлот (CCCP-75519) выполнял рейс по маршруту Челябинск – Караганда (СССР). Количество пассажиров и членов экипажа неизвестно. При выполнении захода метеоусловия ухудшились ниже минимумов аэродрома, и диспетчер запретил посадку, предложив экипажу следовать в Целиноград. Экипаж не подчинился и продолжил снижение. И командир, и второй пилот отвлеклись от приборов, высматривая визуальные ориентиры, и уговаривали диспетчера разрешить продолжение захода. С высоты 90 метров самолётом практически никто не управлял.

Самолёт, оказавшись значительно ниже глиссады, продолжал снижение с потерей скорости полёта и увеличением вертикальной скорости снижения. В непосредственной близости от земли командир корабля, обнаружив ошибку, принял решение уйти на второй круг, однако из-за малой высоты двигатели не успели выйти на взлётный режим и самолёт столкнулся с землей в 700 м от торца ВПП и разрушился. Все остались в живых.

Этот день в авиации. 9 января

1974 - Принята на вооружение УР класса «воздух-поверхность» Х-23 ОКБ-455 (ОКБ «Звезда») для истребителей МиГ-23.

Этот день в авиации. 9 января

1974 - Первый полёт первого серийного сельскохозяйственного самолёта PZL (WSK-Mielec) M-15 Belphegor, лётчик-испытатель PZL Тадеуш Голембиовски.
В конце 1960-х годов СССР сформулировал требования к сельскохозяйственному самолёту для замены Ан-2СХ. Проектом И-711 занималась группа конструкторов во главе с Риамиром Измайловым. А производство заказали партнёру по Варшавскому договору — Польше. В 1971 году на заводе WSK-Mielec началась подготовка к серийному производству, а самолёт получил обозначение M-15.
Это был единственный в мире реактивный биплан. Баки на 2900 литров химикатов установлены на крыльях. Оснащался двигателем АИ-25. Рабочая скорость — 145-165 км/ч, дальность полёта — 400 км. Экипаж — 1 пилот + 2 оператора оборудования.
M-15 за внешний вид получил прозвище Belphegor (имя демона из средневековых мистерий). Выпущено 172 самолёта, 155 из них поступили в СССР. По ряду причин — технических и не технических — М-15 не стал успешным и заменить Ан-2СХ не смог. Был снят с эксплуатации в 1983 году.

Этот день в авиации. 9 января

1975 - Начались заводские лётные испытания истребителя-бомбардировщика Су-17М2Д (С-32М2Д) с двигателем Р-29БС-300.

Этот день в авиации. 9 января
1985
 - Катастрофа самолёта Ан-14, КК командир звена м-р Аксаков А.А.
ДПМУ. Самолёт выполнял полёт по маршруту Щучин - Берёза-Картусская. На борту был комдив п-к Александров, замкомдива и представители тыловых служб. При выполнении перелёта через 25 мин. после взлёта с промежуточной посадки на высоте 100 м. и скорости 160 км/час отказал левый двигатель. Экипаж, в нарушение Инструкции экипажу, посадку на запасной аэродром выполнять не начал, а продолжил полёт по маршруту на свой аэродром. В дальнейшем из-за невозможности выполнения полёта на 1-м двигателе из-за уменьшения скорости полёта, экипаж принял решение на выполнение вынужденной посадки вне аэродрома. Избегая лобового столкновения с деревьями, лётчик начал выполнять отворот влево, потерял скорость и вышел на режим сваливания. Далее самолёт свалился на крыло и при ударе об землю разрушился в 14 км от г. Берёза. На борту находились, кроме 2-х членов экипажа, 4 пассажира, 3 из которых погибло. Остальные получили различные травмы разной тяжести.
Замкомдива и борттехник успели принять позы для вынужденной посадки и остались живы. П-к Александров, сидевший в правом кресле борттехника и, по-видимому, принимавший решения в этом полёте, был убит пропеллером, когда сломалось крыло. Кабина была сильно деформирована и пилота удалось достать только через несколько часов (в тот день был очень сильный мороз), его отвезли в больницу г. Берёзы, он выжил.
ЛП произошло из-за грубого нарушения правил эксплуатации силовых установок на земле и в воздухе. Перед запуском экипаж не выполнил прокрутку двигателя, жалюзи в полете не закрыл, обогрев карбюратора своевременно не включил, что привело к переохлаждения двигателя и неполному его флюгированию. Ситуацию при вынужденной посадке усугубил выпуск закрылков, что запрещено инструкцией.
По неофициальной информации, на развитие событий повлияло присутствие на борту командования дивизии - непосредственного начальства экипажа, которое не только оказывало давление на экипаж, но и непосредственно вмешивалось в управление.

Этот день в авиации. 9 января

1991 - Банкротство компании "Пан-Америкэн". В 1986 году линии "Пан Америкэн" в Азии и южной части Тихого океана были проданы компании "Юнайтед Эйрлайнз". А в 1991 году американской компании "Дельта" были проданы линии "Пан Америкэн" через Атлантику, внутри Европы и на ближнем Востоке. 09 января 1991 года компания "Пан-Америкэн" объявлена банкротом.

Этот день в авиации. 9 января

1994 - Образован ГКНПЦ им. Михаила Васильевича Хруничева.

1997 - Распоряжение № 31-р Правительства РФ «О проведении работ по созданию средств точного определения мест авиационных катастроф (проект «ТОМАК») с использованием действующих спутниковых систем.

Этот день в авиации. 9 января

2001 - Запуск второго китайского беспилотного космического корабля «Шэньчжоу-2»  космодрома Цзюцюань. Через 7 дней космического полета он успешно возвратился на Землю.

За время полёта на борту корабля планировалось провести несколько научных экспериментов, в том числе медико-биологических, астрономических и материаловедческих. Для проведения научной программы на корабле было установлено в общей сложности 64 прибора, из них 15 — в спускаемом модуле, а 12 — в орбитальном модуле. Для проведения медико-биологических экспериментов на корабле имелась установка для выращивания протеинов, 25 образцов различных микроорганизмов, образцы клеток и клеточных структур позвоночных и беспозвоночных животных, растений, водных и наземных организмов и около 20 тыс. семян различных растений. В космос также отправились мухи-дрозофилы и шесть живых мышей. Также должна быть отработана система для полёта человека в космос. По техническим параметрам «Шэньчжоу-2» в сущности является аналогом пилотируемого космического корабля. Во время полёта орбитальный модуль был отделен от корабля и остался на орбите, на которой он пребывал еще в течение 260 дней.

Этот день в авиации. 9 января

2004 - Космонавты Александр Калери и Майкл Фоул (Michael Foale) обнаружили и устранили утечку воздуха из корпуса станции. Оказалось дренажный шланг в модуле Destiny имел трещину. На МКС впервые за всю её историю отказала система регенерации кислорода, зафиксированное ещё 28 декабря 2003 года. Космонавтам пришлось сжигать по 2-3 кислородные шашки в день для поддержания давления.

Этот день в авиации. 9 января

2007 - Демонстрация руководителям МО РФ демонстрационного образца многофункционального истребителя МиГ-35, преемника МиГ-29 и МиГ-29СМТ.

Этот день в авиации. 9 января

2009 - Катастрофа Ми-171 на Алтае. Четверо человек были ранены, погибли семеро, в том числе полномочный представитель Президента РФ в Государственной думе Александр Сергеевич Косопкин. Вертолёт вылетел в 8:45 из Бийска, подобрал пассажиров-охотников в районе села Чемал и в 12:11 в результате человеческого фактора потерпел крушение, столкнувшись со склоном горы Чёрная.
В своём отчёте эксперты МАК отметили несколько причин, обусловивших длительный поиск места крушения:
Радиомаяк АРМ-406П в автоматическом режиме не сработал, а второй пилот Максим Колбин не сумел правильно включить его в ручном режиме и не воспользовался аварийной радиостанцией Р-855.
Экипаж вышел на связь с диспетчером аэропорта Горно-Алтайска с докладом о продолжении работы в районе Кош-Агач, фактически дезинформировав о своём инстинном местоположении (46 км от названного населённого пункта). В центрах слежения за полётами и на воздушном судне не было установлено оборудование Inmarsat, позволяющее контролировать местоположение в реальном времени. Целью полёта была браконьерская охота на архаров.

Этот день в авиации. 9 января

2014 - В США с космодрома Уоллопс/MARS ракетой-носителем "Антарес" запущен первый частный американский грузовой корабль к МКС "Cygnus ОА-1" (Сигнус, Лебедь, Cygnus CRS Orb-1, Орбитал-1). Способен доставлять 2-3,5 тонны груза. В качестве попутной нагрузки сверхмалые ИСЗ типа "CubeSat": "ArduSat-2" (США), первые литовские ИСЗ: "LituanicaSAT-1" (Литва), " LitSat-1" (Литва), "SkyCube" (США), "UAPSat-1" (США), 28 шт КА "Flock-1" США). Стыковка с МКС 12 января.

Картина дня

наверх