На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Планерист Арцеулов

Знаменитые планеристы 4

Арцеулов Константин Константинович 1891-1980 Россия-СССР

     Летчик, обладатель удостоверения«Бреве-де Пило» № 35 , то есть он пилот № 35 в мире. В 1911 г. окончил Гатчинское летное училище (Школа при «Первом российском товариществе воздухоплавания». Боевой летчик,  за год (1915-1916) совершил 200 боевых вылетов на разведку, провел 18 воздушных боев.

С 1916 года основатель и первый начальник истребительного отделения в Севастопольской школе авиации (знаменитое Качинское летное училище). В этом же году впервые экспериментально отработал методику вывода самолета из штопора и настоял на обязательном введении этого элемента в учебную программу подготовки пилотов. С 1918 года в Красной армии. Демобилизован  в 1937 году. Пожалуй как никто другой в стране имеет право называться летчиком № 1 до 1933 года, когда был репрессирован. Работал, как летчик-испытатель, провел большую работу по фотографированию районов нашей страны, начиная с Турксиба и кончая ледовой разведкой на Севморпути. Первым в стране налетал 500 тыс.км.

     Планерист  - удостоверение «Пилот Паритель СССР» № 1.  Конструктор и испытатель планеров. С1904 по 1923 год разработал 5 моделей планеров, чертежи последней из которых (А-5) были опубликованы в печати и послужили образцом прототипом для многих других конструкторов. Организатор планерного спорта в стране и, в частности, планерных сборов в Коктебеле на горе Узун-Сырт (он же и предложил для сборов это место), которые оказали громадное влияние на развитие авиации в СССР и Германии. Можно сказать, что наша авиация и космонавтика стоит на плечах этих сборов. О.К. Антонов, С.П. Королев, С.В. Ильюшин, С.А. Яковлев,  П.В. Цыбин, М.К. Тихонравов и многие-многие другие знаменитые руководители нашей авиации и космонавтики получили первую возможность проявить себя именно  в Коктебеле.

Арцеулов был репрессирован в 1933 году, реабилитирован в 1937, однако после этого не летал. Он выбрал работу художника-иллюстратора. Внук Айвазовского, единственный человек, которого дед пускал в мастерскую во время работы, он не стал копировать работу деда, а нашел свое поле деятельности. Долгое время он был главным художником журналов «Техника молодежи», «Юный техник» и других. Много иллюстрировал книги и даже диафильмы. Я просмотрел подборки его рисунков и вспомнил, с каким азартом рассматривал его иллюстрации к книгам, красивые развороты в журналах и диафильм про полет на Луну. Живые, яркие, возбуждающие фантазию. Также берут за живое замечательные иллюстрации к книге мемуаров Михаила Водопьянова (которому, кстати, помог войти в авиацию). Только вот тогда я не знал, просто не интересовался – кто их автор. А зря.

По воспоминаниям М.Л. Галлая, с дополнениями из википедии и других источников. .

Составил Шкуров В

Картина дня

наверх