На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

В пролёте: Иностранные самолёты можно заменить на советские разработки, но чиновникам нравится Superjet

За 10 лет в России пущены под нож сотни лайнеров, причём совершенно исправных

На фото: самолеты Ту-214 в ангаре Казанского авиастроительного завода. (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Мы построим много-много российских самолётов, причём в кратчайшие сроки — власти поделились планами «импортозамещения» в области авиапрома.

Планы прямо-таки наполеоновские, и в них как-то не очень верится. Прежде всего, потому, что вместо надёжных разработок советских лет чиновники снова собираются заняться выпуском «перспективных моделей», включая провалившийся Sukhoi Superjet.

«На организацию серийного производства российских самолетов различных классов в нужном количестве уйдет три-пять лет. За это время мы должны использовать свой шанс массово нарастить производство моделей МС-21, Superjet New и Ту-214, чтобы уже насытить рынок различным типажом самолетов ближнемагистральных и дальнемагистральных. К этому еще надо добавить Ил-96. Чтобы все перевозки осуществлялись на наших отечественных летательных аппаратах», — заявил вице-премьер Юрий Борисов.

Сам подход, конечно, правильный, самолёты нужны. В противном случае все авиакомпании в России скоро можно будет закрывать, ибо запчастей на «иномарки» нет и не будет. Однако никаких цифр не названо, между тем в ближайшие годы только на смену выбывшим импортным бортам потребуется более тысячи машин. Иными словами, нужно много и быстро. И желательно ещё вчера. А «перспективные» модели пока ещё очень перспективные.

Вернуть обратно в строй «советское наследие» уже не получится, за последние десять лет под нож пущены сотни самолётов, причём совершенно исправных. Порезали все Ил-86/96, Ил-62, Ту-154 и прочие машины. Причём совершенно намеренно, под диктовку иностранцев. Дабы у русских не осталось возможности отказаться от диктата заграницы и пересесть обратно на свою технику. Куда смотрели власти непонятно. Точнее, понятно — чиновники были в доле и деликатно отводили глаза.

Если кто забыл, то развал нашего авиапрома тоже начался с «санкций» — отечественные машины перестали пускать в иностранные аэропорты. Дескать, они слишком шумные, и всё такое. Наши власти утёрлись и дали добро на уничтожение отрасли. Большая часть заводов закрылась или обанкротилась уже в период «вставания с колен», то есть за последний десяток лет. Странно как-то вставали…

Тем не менее, выход есть. Но не тот, о котором вещают всякие «эффективные менеджеры» и министерские чиновники. Военные куда более практичный народ, если есть действующий боеспособный образец техники, значит, его нужно выпускать. Именно поэтому и возобновлено производство сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 — ничего лучшего у нас нет. Да и вообще ничего нет.

Тянущийся с 2009 года проект стратегического бомбардировщика ПАК ДА рассматривается в армейских кругах как фантастика. Вроде штурмового носителя класса «Нибелунг» — огромного орбитального самолёта, на борту которого танки и пехота, плюс имеется мощное оборонительное вооружение — из «вселенной Андрея Ливадного». Но там хоть фантастика научная, причём пугающе реальная. Не иначе, где-то это есть. А тут… В общем, именно поэтому Ту-160М2, первый в начале 2022 года уже полетел.

Именно по такому пути и стоит пойти, собственно, частично Юрий Борисов об этом упомянул. Воронежский авиазавод (Воронежское акционерное самолётостроительное общество) жив, аэробус Ил-96 там готовы выпускать, почти всё для этого есть. Аналогично по Ил-114, этот турбовинтовой ближнемагистральный самолёт тоже был разработан в СССР, и с его выпуском должны справиться.

Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова тоже жив, именно там возобновлён выпуск Ту-160, готовы делать и наследника Ту-154 — Ту-214. Тоже советская машина, хотя её любят именовать «российской», для неё также почти всё имеется. Но темпы… Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) заявила, что за восемь лет запланировано производство аж 70 единиц Ту-214. Несерьёзно, нужно в десять раз больше. А лучше в двадцать.

Точнее, это «официоз» от «Ростеха» — ОАК входит в данную структуру.

«В перспективе до 2030 года ОАК планирует изготовить порядка 70 авиалайнеров Ту-214. Сегодня эти машины уже выпускаются в Казани малой серией. Самолет оснащен отечественными двигателями семейства ПС-90, которые сертифицированы, имеют хорошую репутацию и выпускаются серийно. Вмещает 210 пассажиров, его дальность полета — до 6,5 тыс. км, что идеально подходит для перевозок внутри страны. Самолет отличается повышенной надежностью», — заявили в Ростехе.

Понятное дело, такими темпами мы ещё долго будем ходить пешком, а наша огромная страна вернётся на уровень начала ХХ века. Когда единственным средством передвижения являлся поезд. А этого допустить никак нельзя.

А вот ещё любопытная цифирка. Индустриальный директор госкорпорации «Ростех», некий Анатолий Сердюков, за 2021 год заработал аж 137,7 млн. рублей. Какая-то очень знакомая фамилия, не находите? Особенно данный персонаж любим в нашей армии, да и в целом в народе тоже.

Год назад министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял о планах выделения 2,5 трлн. рублей на финансирование производства и закупки отечественной авиатехники, нынче разговоры уже идут о вдвое большей сумме. На кону несколько триллионов рублей, и желающих их «освоить» хватает. При этом почему-то никто не говорит о насущнейших проблемах отрасли, а именно полном отсутствии российской авионики и неладах с конструкционными материалами.

По первой беде всё понятно — отечественная электронная промышленность отсутствует как класс, причём для её воссоздания ничего не делается. Вообще. По идее, за прошедшее с начала «спецоперации» время можно было договориться с китайцами о поставках хотя бы простейших заводиков по производству микросхем и начать выходить из каменного века. Но о подобном ничего не слышно. И как тогда будем летать? По компасу и пачке «Беломора»?

В принципе, если вернуться к первоначальной конструкции того же Ил-96 от 1992 года, то это повторить наша промышленность, наверное, сможет. Владимир Путин летает именно на Ил-96, значит, запчасти (комплектующие) делать ещё можем. Аналогично — по Ил-114 и Ту-214. Быть может, придётся от чего-то отказаться и закупить немного китайской электроники. Пока нет своей. То есть в целом всё решаемо. Хотя проблему отсутствия электроники всё равно надо решать.

Со второй бедой хуже. Металлургия РФ контролируется «олигархами», которые заинтересованы в максимальной прибыли и минимальных издержках. С конструкционными материалами, из которых изготавливают самолёты, уже есть проблемы — советские ГОСТы вовсю нарушаются. Если так пойдет и дальше — аэропланы начнут разрушаться и падать. К вящей радости олигархов и их заграничных друзей.

Деньги вроде как есть, производственные мощности тоже пока не все окончательно угроблены, кадры ещё частично в строю. И если взяться за дело, как говорится, всем миром, то результат будет. В том числе, быть может, даже в означенные вице-премьером сроки.

Однако для этого Россию придётся поставить под ружьё. Почти что в прямом смысле этих слов. А именно ввести строжайшую ответственность за действия (бездействия) для чиновников, а перед этим показательно покарать воров. Национализация стратегических отраслей промышленности — металлургии, нефтегазовой, энергетики, угольной и т. д. — это неизбежно и совершенно необходимо. Алюминиевые сплавы должны быть качественными и доступными, авиакеросин дешёвым, электроэнергия тоже, равно как стройматериалы, продовольствие и всё прочее. Тогда мы, действительно, понастроим самолётов. Много, хороших и разных.

А пока идёт активное лоббирование Superjet New и МС-21, для которого даже нет двигателя. ПД-14, он же перспективный двигатель тягой 14 тонн, до сих пор очень перспективный. Плюс для обеих машин отсутствует авионика, а она там нужна современная, советскую не приколхозить. Быть может, стоит позвать на помощь военных, чтобы они навели порядок в отрасли?

Иван Рыбин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх