1899 - Родился лётчик-испытатель К.К. Попов. С 193? – испытатель ЦАГИ. Поднял в небо И-14 (АНТ-31) (27.05.1933), СБ (АНТ-40) (7.10.1934), ДБ-2 (АНТ-37) (15.06.1935), И-17бис (ЦКБ-19бис) (17.11.1936). Участвовал в испытаниях головного серийного И-4 (АНТ-5) N 1513 (октябрь-ноябрь 1929), Р-5. с V-образным оперением (1935).
Погиб 30 ноября 1936 г. при выполнении испытательного полета на самолете Девуатин D.510R.
1903 - Первая попытка взлёта самолёта «Флайер» (Wright Flyer, пилот - Орвилл Райт). Промозглым пасмурным утром на песчаной косе Китти-Хок, у атлантического побережья США, близ местечка Килл-Девил-Хилл, штат Северная Каролина, (США), один из братьев Райт, 32-летний Орвилл, поднял в воздух самолет «Флайер». Машина с 12-сильным мотором пролетела 36,5 метра (это чуть больше плоскости авиалайнера «Боинг 747-400»). Высота полета 2,5—3,5 метра над землей, а скорость — 48 километров в час. Пилот находился в воздухе 12 секунд. «Вообразите локомотив, который вдруг оторвался от рельсов и поднялся вверх и все выше, в воздух… и без колес, а вместо них — белые крылья… и вы тогда поймете, что я увидел». Так изложил свои впечатления А.П.Рут, бизнесмен из штата Огайо, наблюдавший первый полет одного из сыновей евангелистского епископа, занимавшихся производством велосипедов. Всего братья Райт 17 декабря выполнили ЧЕТЫРЕ успешных полёта. Первый длился 12 секунд. А вот четвертый, самый длинный, 59 сек и 260 м.

1917 - Родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР Ю.А.Гарнаев, капитан.
Окончил Энгельсскую ВАШЛ. Участник советско-японской войны: в августе-сентябре 1945 - штурман 718-го истребительного авиационного полка (Забайкальский фронт); совершил 20 боевых вылетов. В 1945 был репрессирован. До 1948 работал токарем, технологом, старшим диспетчером завода МВД в городе Ворошилов (ныне - город Уссурийск) Приморского края, в 1948 был заведующим клубом НКВД в городе Норильск. С 1951 - парашютист-испытатель ЛИИ. 14.07.1951 выполнил первое в стране катапультирование в скафандре. Выполнил первый полёт и провёл испытания «Турболёта» (1957). Провёл испытания: Ми-3 на авторотации (1954); опытных автопилотов на Ми-4 (1957); испытания по отстрелу лопастей на Ми-4 (1958); испытания МиГ-21Ф на максимальную скорость; испытания ряда опытных двигателей на самолётах-истребителях; средств спасения; силовой установки Ми-6; Ту-16 и Ан-10 на сваливание (1960); Ту-104 на режимы невесомости; испытания скафандров на МиГ-15, Ил-28, Ту-14 (1951-1953). Участвовал в испытаниях Як-24 (1953-1955), Ми-10 (1959), Ка-22 (1962-1964); в отработке крыльевой заправки Ту-16 (1956). Он первым поднял в воздух самолет вертикального взлета и посадки Як-36. Погиб 6 августа 1967 года на вертолёте Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара в районе Марселя (Франция).
1932 - В составе Главсевморпути СССР основана Полярная Авиация. Основная цель - воздушные перевозки в полярных областях СССР и обеспечение проводки судов в Северном Ледовитом океане. Это предприятие прославилось в 1934 спасением полярной экспедиции с затонувшего парохода “Челюскин”. Полярная Авиация успешно обслуживала северные районы до января 1960, когда была передана в состав Аэрофлота.

1935 - Первый полет совершил самолет Douglas DST (DST - «Douglas Sleeper Transport») DC-3, созданный по просьбе авиакомпании «American Airlines», нуждавшейся в дополнительных спальных местах на трансконтинентальных рейсах. DC-3 имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки на рулевых поверхностях, фюзеляж почти круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и свободнонесущее цельнометаллическое оперение. В последующие пять лет пассажиропоток в США вырос почти в 6 раз в основном благодаря DC-3, чья безопасность стала почти легендарной. Использовался самолет и как военный транспорт, для чего производилось усиление задней части фюзеляжа и пола кабины, а также оснащение большими грузовыми дверями. Эти самолеты, получившие обозначение C-47 «Skytrain», принимали участие в боевых операциях в Сицилии, Бирме и Нормандии, поставлялись по ленд-лизу в Великобританию, где были названы «Дакота». В США было выпущено 10692 таких самолета; еще около 2000 были построены по лицензии в СССР под обозначением Ли-2.

1939 - При МАИ организовано ОКБ-3 по вертолетам, Б.Н.Юрьев, с 1940 г. - И.П.Братухин

1947 - Первый полет бомбардировщика Боинг В-47 "Стратоджет" - первого в США большого реактивного самолета со стреловидным крылом

1952 - Начались Государственные испытания самолета-снаряда 10Х со своим ПуВРД Д-3 конструкции В.Н. Челомея.

1955 - Мировые рекорды на вертолете Як-24: подъем наибольшего груза на 2 км - 4000 кг, высота с грузом 2 т - 5082 м, Е.Ф.Милютичев, Г.А.Тиняков
1956 - Установлена должность "Генеральный конструктор" в основных ОКБ МАП. Первыми назначены: А.Н.Туполев, В.М.Мясищев, П.О.Сухой, А.С.Яковлев, А.И.Микоян, С.В.Ильюшин, С.А,Лавочкин, В.А.Добрынин, В.Я.Климов, А.М.Люлька, Н.Д.Кузнецов, С.К.Туманский, В.В.Тихомиров

1958 - Первый полёт истребителя J-6, китайского МиГ-19 (лётчик Ванг Юхуай)

1959 - Образование Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Первый главнокомандующий - М.И.Неделин. С 1995 г. - день РВСН

1959 - Ан-10 совершил первый перелет за океан. В США были перевезены 44 саженца деревьев и кустарников, растущих в СССР, в подарок президенту США Д.Эйзенхауэру от Н.С.Хрущева.
1961 - Катастрофа Ил-18Б (СССР-75654) МУТА ГВФ в Тарасовском районе Ростовской области. Из-за непроизвольного полного выпуска закрылков на крейсерской скорости самолет затянуло в пикирование. Погибли все 59 человек, находившиеся на борту. Выпуск закрылков произошел в результате перемещения рычага управления закрылками при случайном его задевании одним из членов экипажа и оказался возможным из-за конструктивного дефекта рычага управления закрылками, не имеющего надежной защиты от такого перемещения (в отличие от самолетов Ил-14 и Ил-28).

1962 - Начало серийного производства двигателя Р-15Б-300 на авиазаводе №45 ( ныне ММПП "Салют")

1963 - Первый полёт военно-транспортного самолета Lockheed C-141

1964 - Посадка вертолета Ми-4 на крышу 12-этажного здания почтамта на Комсомольской площади

1971 - Первый полёт предсерийного Concorde (построила BAC). Вслед за первыми опытными образцами, были построены два предсерийных «Конкорда» и два для статических и испытаний на усталость. Третий экземпляр «Конкорда», о котором идет речь, построенный в Филтоне, значительно отличался от опытных. Его конфигурация уже была предсерийной, с удлиненным фюзеляжем, видоизмененной передней кромкой крыла и двигателями с увеличенной тягой. Максимальная взлетная масса возросла со 148 до 162,5 тонн. Машина получила буквенный индекс G-AXDN и номер 01.

1968 - Начались заводские летные испытания самолета Су-15 с двигателями Р13Ф-300

1974 - Первый полет пассажирского самолета для авиалиний малой протяженности DC-9-50, последней серийной модификации в семействе самолетов DC-9
1976 - Катастрофа Ан-24 (СССР-46722) Аэрофлота в Киеве. Погибли 48 человек, выжило 7. При заходе на посадку в СМУ, проходя высоту принятия решения (100 метров), экипаж не увидел световые ориентиры аэродрома, но не стал уходить на второй круг. На высоте 30–35 метров над землёй сработал сигнал «опасная высота». Осознав опасность ситуации, экипаж через три секунды потянул штурвалы «на себя», из-за чего самолёт испытал перегрузку в 1,9 g. Но из-за высокой вертикальной скорости и недостаточного запаса высоты, через 2 секунды авиалайнер врезался в бетонное ограждение БПРМ.

1979 - 12-я ВТАД была поднята по тревоге. После загрузки десантом и военной техникой 52 из 59 "Антеев" перелетели в Ташкент, где следующие сутки дивизия провела в "положении выжидания". Затем ее перебросили в Поволжье на аэродром Энгельс. А в ночь с 26 на 27 декабря дивизия в боевых порядках группами по 5-6 самолетов с интервалами в 2 минуты осуществила перелет по маршруту Энгельс-Ташкент-Кабул. Посадка и взлет в аэропорту афганской столицы проходили в сложных условиях. Полоса была затемнена, фары на самолетах не включались, и лишь в торце ВПП стояли две автомашины, которые подсвечивали ее начало. На пробеге при включении реверса отмечалось запаздывание появления отрицательной тяги из-за разреженности атмосферы. Выгрузка людей и техники проходила без выключения двигателей. Уборка закрылков после взлета выполнялась на высоте не менее 3000 м над уровнем аэродрома (обычно на 500 м). На обратном пути, после посадки в Ташкенте, ввиду сложных метеоусловий на родных базах, самолеты вынуждены были приземлиться в Мелитополе, Кривом Рогу и на других аэродромах.

1981 - В воздух поднялся первый однороторный вертолет, летающий без рулевого винта - экспериментальный вертолет NOTAR (No-Tail-Rotor) фирмы «Хьюз», модифицированный ОН-6

1984 - Первый полёт пассажирского MD.83

1985 - Первый полёт легкого многоцелевого штурмовика MB.339C

1986 - Первый полет учебно-спортивного вертолета одновинтовой схемы Ми-34

1993 - Завершены статические испытания планера и агрегатов самолета Су-35 (изделие 10М-0)
1996 - Катастрофа Ан-12БП МО РФ близ Андреаполя. После взлета в условиях обледенения и уборки шасси экипаж противообледенительной системой крыла не воспользовался. В 2-3 км от ВПП Ан-12 попал в снежный заряд. На скорости 310 км/ч была начата уборка закрылков. Во время уборки возникла просадка самолета, которую парировали взятием штурвала "на себя". Скорость полета уменьшилась, но экипаж не оценил опасность этого и не прекратил уборку закрылков. В момент ее окончания началась раскачка самолета по крену (из-за значительного ухудшения аэродинамических характеристик в условиях обледенения крыла и недостаточной скорости). КК стал парировать крен энергичным отклонением штурвала. Однако в результате обледенения изменились шарнирные моменты элеронов и услилия на штурвале уменьшились. В результате он отклонил элероны больше, чем нужно, и самолет получил крен в противоположную сторону. Скорость при этом уменьшилась еще и стала менне 300 км/ч. Энергичные отклонения штурвала привели к дальнейшей раскачке самолета, затягиванию его в прогрессирующий крен и увеличению вертикальной скорости снижения. Самолет продолжал снижение с креном до 50°. Управление штурвалом стало неэффективным. Имея положительный угол тангажа и большой крен, Ан-12 упал в лес в 8 км от ВПП, разрушился и сгорел. На борту находился командующий Ленинградским военным округом. Неиспользование ПОС и нарушение требований РЛЭ по порядку уборки закрылков. Сопутствующий фактор - взлетный вес превышал максимальный на 1 500 кг. По неофициальной версии экипаж был вынужден начать взлет в условиях обледенения и с перегрузом под давлением командующего ЛенВО, находившимся на борту. На борту также, помимо военного груза, находились стройматериалы для его дома, строившегося в Краснодарском крае, а также личный автомобиль.

1998 - Первый полёт совершил Falcon 900C - дальний административный реактивный самолёт, разработанный французской фирмой Dassault Aviation

2004 - Первый полет пассажирского самолета Ан-148 с ТРДД Д-436-148, экипаж Е.А.Галуненко

2004 - Завершена работа комиссии по эскизному проекту и макету истребителя 5-го поколения ("Су")
Свежие комментарии