Авиакомпании Украины пытаются пересадить на отечественные самолеты
Верховная Рада может лишить украинские авиакомпании льгот, которыми те пользуются, завозя в Украину иностранные самолеты. Но поможет ли это отечественному авиапрому?
Исчезающий вид: региональные авиаперевозчики уходят в прошлое?
Депутаты Верховной Рады могут лишить отечественные авиакомпании льгот, которыми те пользуются, завозя в Украину иностранные самолеты.
Как утверждает Богуслаев, благодаря этой схеме компании вывозят самолет за рубеж к окончанию годового срока, а затем опять ввозят без уплаты НДС. По замыслу, законопроект должен уравнять условия для украинских и заграничных авиазаводов. Ведь самолеты иностранного производства составляют в этом классе конкуренцию отечественным Ан-140, Ан-148 и Ан-158. Это середнемагистральные самолеты с дальностью полета в среднем до 3500 км.
Сравнивая нынешние условия, президент и генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива пожаловался на то, что преференции от Украины получают именно иностранные производители.
"Мы же, чтобы построить самолет, платим НДС 20% на комплектующие, купленные в Украине (например, двигатели, шасси), платим таможенные сборы 20% на комплектующие иностранного производства, а таких в авиалайнере около половины. Если самолет стоит где-то 25 млн. дол., то фактически 2,5 млн составляют "преференции с минусом", отметил он в одном из интервью. Здесь, правда, уместным было бы прибавить, что конкуренты Ан-148 при этом стоят значительно дороже. Например, стоимость Embraer 190 составляет приблизительно 43 млн долларов.В Украине нет гибких лизинговых программ, и это важное препятствие на пути отечественных самолетов к флоту авиакомпаний.
Лизинг является основным инструментом для украинских авиаперевозчиков, ведь покупать новые самолеты для них слишком дорого. По этой же причине длительное время они были вынуждены брать в лизинг самолеты б/у. Теперь их флот составляют преимущественно воздушные суда иностранного производства возрастом 10-15 лет и нуждается в обновлении.
Украинская власть убеждает перевозчиков пополнять флот новыми отечественными самолетами. Но те в основном берут в операционный лизинг иностранные. Так, "Международные авиалинии Украины" (МАУ) в 2009-2010 годах получила непосредственно от производителя четыре новых Boeing 737-800, а весной этого года два таких самолета пополнили флот "АэроСвит".
Пока еще новые самолеты составляют незначительный процент в наибольших авиакомпаниях Украины: всего у МАУ есть 20 Boeing 737 разных модификаций и три АН-148, а у "АэроСвита" – 8 дальнемагистральных Boeing 767 и 21 середнемагистральних Boeing 737, также компания использует воздушные суда перевозчиков-партнеров Airbus 320/321, Embraer 145, ATR-72 и Embraer 190 (два новеньких самолета этого типа приобрела недавно компания "Днеправиа"). Тем не менее, в компании "АэроСвит" заверяют, что это – начало масштабного обновления ее флота, ведь контракт предусматривает поставку 11 самолетов Boeing 737 разных модификаций. Планирует в ближайшие годы и в дальнейшем обновлять свой парк самолетами Boeing 737 New Generation и МАУ (вероятно, по два в год).
Но в Украине нет гибких лизинговых программ, и это важное препятствие на пути отечественных самолетов к флоту авиакомпаний. Вице-премьер, министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, отмечал, что компании будут покупать самолеты лишь в том случае, если правительство обеспечит мировые правила, то есть лизинг под 2%. И обещал, что будет разработана соответствующая программа. В министерстве решили: производство самолетов финансируется через компанию "Антонов Финанс" в структуре министерства. Она или "Антонов" берут кредит на покупку или производство самолетов, а Кабмин компенсирует по нему проценты.
Тем не менее, еще до этих изменений авиакомпании задекларировали готовность покупать самолеты отечественного производства. Осенью прошлого года они договорились из ДП "Антонов" о поставке на условиях лизинга Ан-148 и Ан-158. МАУ и альянс "Украинская авиационная группа", в который входят "АэроСвит", "Днеправиа", "Роза Ветров" и "Донбасаэро", пообещали уже ближайшие два года приобрести по 15 самолетов.
Опыт эксплуатации Ан-148 "АэроСвит" и МАУ уже имеют. При чем МАУ, похоже, готова к долгосрочному сотрудничеству. Президент авиакомпании Юрий Мирошников отмечал, что самолет является "оптимальным сочетанием емкости и дальности для маршрутов с низким спросом, которые, тем не менее, создают необходимый подвоз пассажиров к узловому аэропорту авиакомпании". Хотя, по его словам, дальнейшие планы будут зависеть от того, действительно ли ГП "Антонов" в состоянии предоставить эту технику, каковы будут формы и методы государственной поддержки продвижения на рынок семейства Ан148/158, подбора и открытия достаточного количества маршрутов, где эффективно использование именно этого самолета и обеспечивается оптимальный налет.
Чего не скажешь о "АэроСвите": к осени 2011-го он прекратил эксплуатацию Ан-148 (которая длилась с 2009-го). Сначала была информация о том, что "Антонов" требует от компании вернуть 14 млн. грн. задержанных платежей. А весной этого года и.о. гендиректора "АэроСвита" Григорий Гуртовой заявил, что компания подала иск против ДП "Антонов" "на десятки миллионов гривен". Он объяснил, что самолет был не готов к регулярной эксплуатации, а перевозчик понес из-за этого убытки. Его решили передать МАУ.
Отметим, что компания "Россия", которая эксплуатирует Ан-148 с 2009 года (в настоящий момент имеет 6 самолетов), тоже заявляла о ряде конструкторских дефектов машины, из-за которых пришлось задержать чуть ли не 400 рейсов. Тем не менее, в суд она не обратилась. В конце концов, получая в пользование новую разработку, компания осознает, что столкновения с "детскими болезнями" не избежать. Поэтому "Россия" не раз была инициатором доработки Ан-148.
На выбор авиакомпанией того или иного самолета влияет также вопрос технического обслуживания. В основном они стремятся унифицировать флот. В альянсе "Украинская авиационная группа" решили, что под конкретные задания будут использоваться конкретные типы самолетов. Так, на региональных маршрутах будут летать Embraer 145 и Embraer 195, которые имеет "Днеправиа", а на средне- и дальнемагистральных – новые Boeing 737 Next Generation и Boeing 767, которые находятся в флоте "АэроСвита".
А на сайте МАУ отмечено, что эксплуатация воздушных судов одного типа "позволяет унифицировать и существенно сокращать расходы на техническое обслуживание бортов и подготовку экипажей" – компания использует Boeing со времени своего основания в 1992 году. К тому же, она имеет собственную базу технического обслуживания и инженерного обеспечения авиационной техники Boeing. Ан-148 компания использует на условиях так называемого "мокрого лизинга" – самолетами руководят пилоты авиакомпании "Авиалинии Антонова", обслуживают их техники ГП "Антонов".
Ввиду этого, пробить себе дорогу к флоту украинских авиакомпаний самолетам Ан-148/158 не так просто. Хотя конкурентные преимущества в них есть. Дмитрий Кива называет среди них, в частности, экономную затрату топлива, а также то, что эти самолеты могут летать в условиях отсутствия видимости, садиться на любых аэродромах – грунтовых, галечных и т.д. Ну и, конечно, более низкая цена. Правда, относительно нее на прошлогоднем русском авиасалоне МАКС-2011 президент ГП "Антонов" отметил: "Хватит брать низкими ценами. Нам нужно выигрывать, прежде всего, качеством и надежностью. Цены должны быть рыночными".
Но надеяться на то, что один лишь законопроект № 10134 будет способствовать продвижению самолетов "Ан" на украинский рынок, не стоит. Более востребованными является все-таки действенные лизинговые программы. Тем более, что год назад Кабмин поручил подотчетным ведомствам подготовить проект решения относительно присоединения Украины к международному Соглашению о торговле гражданской авиатехникой. Это соглашение, которое является одним из документов в рамках договоров Мировой организации торговли, предусматривает, что участники, которые подписали его, должны обнулить все импортные и экспортные тарифы для других стран-участниц договора как на готовую технику для гражданской авиации, так и на запасные части для авиапрома. Она также ограничивает возможности государства принимать компенсационные меры и мероприятия по субсидированию отечественного авиапрома.
И в начале этого года Министерство инфраструктуры уже внесло на рассмотрение парламента законопроект, который позволил бы не платить НДС в случае покупки самолетов иностранного производства. Мол, высокие ставки мешают им именно покупать новые самолеты, а следовательно – полной мерой обновлять устаревший флот. Кроме того, министерство предлагает установить нулевую ставку сбора за первую регистрацию для самолетов и вертолетов, которые ввозятся в Украину.
Андрей Муравский http://cfts.org.ua/articles/48162
Свежие комментарии