На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 675 подписчиков

Свежие комментарии

  • Семен Смолкин
    Ляпс. ИсправимЭтот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    С каких пор Ми-28 стал первым с продольной компоновкой кабины? А Ми-24Б? Что за безграмотный аффтор пишет такую муть?Этот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    А известны даты пусков САС?Этот день в авиац...

Этот день в авиации.18 августа

Этот день в авиации. 18 августа

Этот день в авиации. 18 августа

1910 - Первый полет первого самолета завода "Дукс" - "Фарман IV", С.И.Уточкин

Этот день в авиации. 18 августа

1911 - И.И. Сикорский получил пилотское свидетельство N 64. На своем самолёте С-5 он пробыл в воздухе 36 мин 38 с, набрал высоту более 200 м, сделал пять "восьмерок". Российский императорский аэроклуб от имени ФАИ выдал Сикорскому пилотское свидетельство. Впервые имя Сикорского стало известно широкой публике. А успех пришёл, после того как весной 1911-го был построен пятый самолёт Сикорского - С-5, который превосходил предшествующие по размерам, мощности и надёжности силовой установки. На этом биплане Игорь Иванович сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полёты и даже устроил покатушки.

Этот день в авиации. 18 августа

1913 - Родился летчик-испытатель В.Ф.Хапов.

В 1931 окончил Высшую лётно-планерную школу (Коктебель). В 1931-1935 - планерист-инструктор Московской областной планерной школы и Высшей лётно-планерной школы. В 1935 окончил Московскую лётную школу Осоавиахима. В 1935-1938 - лётчик-инструктор Московской объединённой школы инструкторов-лётчиков, планеристов и парашютистов. В 1938-1940 - инспектор по технике пилотирования отдела авиации Московского областного Совета Осоавиахима. В 1940-1944 работал в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова: командиром звена (1940-1941), отряда (1941-1942), эскадрильи (1942-1944). Занимался подготовкой лётных кадров для ВВС. В 1944-1945 - лётчик транспортного отряда Лётно-исследовательского института. В 1945 окончил курсы лётчиков-испытателей, в 1947 - Лётный центр ГВФ. С сентября 1945 по ноябрь 1964 - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл испытания двигателей АМ-3 на Ту-4ЛЛ(1952), ВД-7 на М-4ЛЛ (1956), Д-20П на Ту-4ЛЛ (1958), М16-17А на Ту-16ЛЛ (1959); испытания по отработке аппаратуры автоматической астронавигации на Ту-16 (1955); головного Ту-104 Харьковского авиазавода (1956). Участвовал в испытаниях Ту-16 (1953), Ту-114 (1959), эксплуатационных испытаниях головного Ту-104 (1956), Провёл ряд испытательных работ на В-25, Ли-2, Ту-2, Ту-4 по тематике института. Жил в Москве. Работал в ЛИИ: старшим инженером в отделе измерений (1965-1969), старшим инженером методсовета (1969-1975). Жил в Москве. Умер 7 октября 1998 года.

Этот день в авиации. 18 августа

1916 - Указом Императора Николая II введено празднование Дня Военно-Воздушных Сил Российской империи.

Этот день в авиации. 18 августа

1920 - Родился летчик-испытатель Г.Б.Вахмистров.

Сын Б.С.Вахмистрова (инженера НИИ ВВС по вооружениям). Детство и юность провёл в Москве. В 1938 окончил 10 классов школы, в 1941 - 3 курса Московского торфяного института. В армии с декабря 1941. В 1944 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, в 1945 - 3-ю ВАШПОЛ (г.Сасово), в 1947 - Сталинградское ВАУЛ (г.Новосибирск). С апреля 1947 по март 1950- лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (Управление испытаний авиавооружения). Провёл ряд испытаний авиационного вооружения на МиГ-9, Ла-15, МиГ-15. С марта 1950 по октябрь 1953 - лётчик-испытатель военной приёмки Комсомольского-на-Амуре авиазавода. Испытывал серийные МиГ-15бис. С октября 1953 по июль 1958 - лётчик-испытатель военной приёмки Горьковского авиазавода. Испытывал серийные МиГ-17 (1953-1955), МиГ-19 (1955-1958) и их модификации. С июля 1958 - в запасе.
В 1958 испытывал серийные Су-7 на Комсомольском-на-Амуре авиазаводе. С июля 1958 по октябрь 1978 - лётчик-испытатель Горьковского авиазавода. Провёл испытания СМ-12. Испытывал серийные МиГ-19 (1958-1960), МиГ-21 (1960-1968), МиГ-25 (1967-1978) и их модификации. 9 июля 1967 г. принимал участие в воздушном параде в Домодедово (на Е-155П5). За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1976 года лётчику-испытателю Вахмистрову Глебу Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11413). Жил в городе Нижний Новгород. До 1991 работал инженером в ОКБ Горьковского авиазавода. Умер 18 июля 1994 года.

Этот день в авиации. 18 августа

1920 - Родился летчик-испытатель С.Г. Бровцев.

В 1937 окончил Вышневолоцкий аэроклуб, был в нём лётчиком-инструктором. В армии с апреля 1938. В 1939 окончил Одесскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Дальневосточный ВО). Участник советско-японской войны 1945 в должности командира авиаэскадрильи 534-го (по другим данным – 3-го) истребительного авиационного полка (2-й Дальневосточный фронт). В 1946 окончил Военно-воздушную академию (Монино). С января 1947 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (3-й отдел, с 1961 – 4-е Управление). Поднял в небо и провёл испытания Як-24 (3.07.1952). Провёл госиспытания вертолётов Як-100 (1950), Як-100У (1950), Ми-6 (1959-1961). Провёл испытания противоштопорных ракет на Як-9, Ла-11, МиГ-15; испытания по сбросу фонаря на Ла-15 (февраль-март 1950); испытания Ми-4 на авторотации (1954), противообледенительной системы на Ан-8 (1960), Ми-6 в сложных метеоусловиях (1963). Участвовал в испытаниях Ми-1, Ми-1У, Ка-15, L-60 и других самолётов (Ил-10, Ла-7, Ла-9, МиГ-9, Як-15, Як-17) и вертолётов (Г-3, Г-4). В 1959 установил мировой авиационный рекорд высоты на вертолёте Ми-6.
Погиб 16 июля 1964 года в испытательном полёте на винтокрыле Ка-22 (2-й пилот – Ю.А.Гарнаев). По Программе совместных испытаний винтокрыла от 12.01.62 г. оставалось выполнить последний пункт: Качественная оценка машины экипажами ВВС и ГВФ - так называемый "облет". Первым винтокрыл должен был облетать Герой Советского Союза полковник С.Г.Бровцев. Сначала он слетал на правом сидении вместе с Ю.А.Гарнаевым. В экипаж входили ведущий инженер Владимир С.Дордан, бортмеханик Андрей Бахров и экспериментатор Александр Ф. Рогов. Они взлетели около 7 часов утра и, сделав короткий полет над аэродромом, сели. Замечаний у экипажа не было, и в половине восьмого винтокрыл взлетел снова. На этот раз первым пилотом был Бровцев, а Гарнаев находился на правом сидении. Два задних места в кабине пилотов занимали Бахров и Дордан, в фюзеляже находился Рогов… Взлет "по самолетному", спокойный полет на высоте 1000 метров в продолжении 15 минут. Скорость до 310 км/час. При планировании и уменьшении скорости до 220-230 км/час внезапно начался самопроизвольный правый разворот, который не удалось парировать левой педалью и штурвалом. Машина развернулась почти на 180°, когда Гарнаев вмешался в управление и, думая, что разворот является следствием разношагицы тянущих винтов, разгрузил их, резко увеличив углы общего шага несущих винтов на 7-8°. Винтокрыл замедлил правый разворот, перевалился на нос и начал круто пикировать. Потеряв 300-400 м высоты, машина уменьшила угол пикирования до 10-12°, но в это время бортмеханик сбросил створку фонаря, она попала в лопасть правого винта, которая обломилась, и несбалансированные центробежные силы оторвали всю правую мотогондолу. Гарнаев дал команду экипажу покинуть винтокрыл. Три парашюта повисли в воздухе, но Бровцев, стремясь отвести Ка-22 от железной дороги, по которой шла электричка, опоздал с прыжком. Винтокрыл упал недалеко от железнодорожного полотна. Пассажиры электропоезда не пострадали. Бровцев и сотрудник КБ Рогов погибли. Комиссия не смогла установить причину катастрофы. И во время ее работы, и позже, и даже теперь существуют разные версии ужасного происшествия. Можно только воспользоваться рекомендациями аварийной комиссии, на основании которых был составлен перечень работ. Прежде всего необходимо было разработать новую схему управления шагом тянущих винтов с жесткой проводкой и новые тянущие винты с жесткой системой управления шагом. Скорее всего, наибольшее подозрение вызывала система тянущих винтов, которая была устроена так, что в случае самопроизвольного уменьшения шага одного винта регулятор оборотов, стремясь сохранить режим работы двигателей, увеличивал шаг другому тянущему винту. Однако в перечне записаны и другие мероприятия: исследование аэродинамических особенностей винтокрыла в ЦАГИ, проектирование усиленной подвески руля поворота и мотогондолы с улучшенными частотными и прочностными характеристиками. Было намечено проведение динамических испытаний рукавов втулки и усиленных подкосов моторамы. В перечне оказалась записана разработка лопасти типа А-6. Это не было следствием катастрофы - скорее, являлось свидетельством серьезных надежд на продолжение работ по созданию винтокрыла. Однако точка в судьбе Ка-22 уже была поставлена. Предпочтение отдали тяжелому вертолету Ми-6, который с конца 1959 г. запущен в серийное производство.

Этот день в авиации. 18 августа

1922 - Родилась летчица-истребитель Л.В.Литвяк.

С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Подготовила 45 лётчиков.
В 1942 году была зачислена в 586 ИАП, «женский авиаполк», приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1. Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. В сентябре была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт).
13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался ас, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109.
В это время на капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным.
Вскоре её перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк — своеобразную сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе. Во время службы в полку в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. В конце 1942 года она была переведена в 296-й ИАП.
11 февраля 1943 года в воздушном бою сбила 2 самолёта противника — лично Ю-88 и в группе FW 190. Вскоре в одном из боёв самолёт Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из лётчиков-штурмовиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.
23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.
22 марта в районе Ростова-на-Дону участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром.После лечения была отправлена долечиваться домой, но через неделю снова была в полку.5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, ещё один сбила через 2 дня.
В конце мая Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени.21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза А. Ф. Соломатин.15 июня Лидия Литвяк сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение и в госпиталь ехать отказалась.18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.В конце июля — начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично два самолёта противника и один — в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась.Командование дивизии подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено (по другой версии, к званию Героя Советского Союза не могли быть представлены лица, пропавшие без вести).
В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. 5 мая 1990 Президент СССР Горбачёв подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно. Орден Ленина № 460056 и Медаль «Золотая Звезда» были переданы на хранение родственникам погибшей героини.

Этот день в авиации. 18 августа

1933 - Первый авиационный праздник, посвященный Дню Воздушного флота СССР, Центральный аэродром им. М.В.Фрунзе

Этот день в авиации. 18 августа

1943 - Первый полёт вертолёта конструкции И.И. Сикорского S-48.

Этот день в авиации. 18 августа

1946 - Первая публичная демонстрация на параде в Тушино самолетов с ТРД ( МиГ-9 и Як-15) и ЖРД ( Ла-120Р с РД-1ХЗ В.П.Глушко)

Этот день в авиации. 18 августа

1946 - Родился летчик-испытатель В.П.Коростиев.

В 1968 окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, оставлен в нём лётчиком-инструктором. В 1972 окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина (Монино). С ноября 1972 года – в запасе. В 1974 окончил Школу лётчиков-испытателей. В 1974-1991 – лётчик-испытатель Тбилисского авиазавода. В июле 1990 года выполнил первый полёт и провёл испытания первого серийного штурмовика Су-25Т производства завода. Испытывал серийные учебно-тренировочные сверхзвуковые самолёты МиГ-21УМ, штурмовики Су-25 и их модификации. С 1991 – на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (с 1995 – заместитель начальника Лётно-испытательного центра института по лётной части – начальник комплекса). В мае 2007 года выполнил первый полёт и провёл испытания летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с новым двигателем НК-93. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях и тяжёлых самолётах по тематике института. Указом Президента Российской Федерации № 1340 от 19 ноября 2002 года за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, заместителю начальника лётно-испытательного центра – начальнику лётного комплекса Лётно-исследовательского института имени М.М.Громова Коростиеву Виктору Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда». Живёт в городе Жуковский Московской области. Продолжает лётную работу в ЛИИ имени М.М.Громова.

Этот день в авиации. 18 августа

1958 - Родился летчик-космонавт С.Е.Трещев

Этот день в авиации. 18 августа

1965 - Состоялся первый полёт многоцелевого Ка-26, созданного в ОКБ Камова; В.В. Громов, В. Дордан.

При проектировании Ка-26 была решена задача создания простого и лёгкого в управлении и пилотировании вертолёта, обладающего высокой экономичность.

Картинки по запросу 1974 Ан-24Б

1973 - Катастрофа Ан-24Б Азербайджанского УГА близ Баку.
В день происшествия экипаж выполнил рейсы Баку-Махачкала-Саратов и обратно. После возвращения в а/п Баку-Бина экипаж приступил к подготовке к выполнению рейсов Баку-Шевченко-Баку. Взлет произведен в 18:46 мск ночью в ПМУ. На борту находилось 60 пассажиров, в том числе 11 детей. Взлетный вес составлял 21 193 кг и превышал установленный на 193 кг. Через 5 сек. после отрыва на скорости 220 км/ч и на высоте около 10 м произошел отказ левого двигателя с автоматическим флюгированием воздушного винта. Через 34 сек. после отрыва на приборной скорости 230 км/ч и на высоте около 30 м экипажем произведена уборка закрылков. Через 40 сек. после отрыва на приборной скорости 227 км/ч и на высоте 40 м экипаж начал левый разворот с увеличением скольжения за счет уменьшения первоначального отклонения руля направления при практически постоянном отклонении элеронов. Дальнейший полет проходил при переменных углах скольжения. В процессе разворота самолет на высоте 90-100 м с потерей скорости до 200 км/ч вышел в район с превышением местности до 90 м относительно а/п Бина и задел левой ОЧК за трос-растяжку нефтяной вышки на высоте 15 м от основания. В этот момент самолет находился на МК=100-105°. ОЧК отделилась от самолета и упала по направлению полета на удалении 87 м от места столкновения с тросом. Дальнейший полет проходил с левым креном, резким скольжением и углом наклона траектории снижения 5° с МК=100°. На удалении 161 м от места столкновения с тросом самолет задел левой плоскостью за трубопровод из 8-ми дюймовых труб, проходящий по поверхности земли. Через 20 м от труб самолет левой плоскостью пропахал борозду по земле длиной 19 м, затем столкнулся с другим трубопроводом и на удалении 10 м от него ударился фюзеляжем о земляной бруствер сточной ямы для нефтеотходов. От удара самолет взмыл и перелетел над ямой. Пролетев 28 м, он столкнулся с нефтяной вышкой, которая в результате свалилась в направлении движения самолета. Удар о вышку произошел левым винтом и пилотской кабиной (вскользь). На удалении 65 м от вышки самолет в перевернутом положении с МК=340° упал на землю у старого шоссе Баку-аэропорт, оборвав при этом провода, полностью разрушился и сгорел. Первыми на месте катастрофы оказались пассажиры проезжавшего в этот момент по шоссе рейсового автобуса. В результате катастрофы 54 пассажира и 2 члена экипажа погибли. 6 пассажиров и 2 члена экипажа (КВС и бортмеханик) получили тяжелые ранения.

Этот день в авиации. 18 августа

1979 - Первый полет пассажирского самолета Макдоннел Дуглас МД-80

Этот день в авиации. 18 августа

1980 - Начались Государственные совместные испытания комплекса перехвата Су-15-98М (Су-15ТМ)

1989 - Впервые на авиационном параде в Тушине приняли участие самолеты Су-27 и Су-28

Этот день в авиации. 18 августа

1994 - Перелет Жуковский - Комсомольск-на -Амуре, А.Н.Квочур на Су-27, 6400 км за 7 ч 16 мин с одной дозаправкой в полете

Этот день в авиации. 18 августа

2003 - Первый полёт дальнемагистрального самолёта Ту-204-300; экипаж С.В. Пронина.

Этот день в авиации. 18 августа

2004 - Состоялась выкатка обновленного «Руслан» Ан-124-100М-150

Картина дня

наверх