На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 681 подписчик

Свежие комментарии

  • Семен Смолкин
    Спасибо, поправилЭтот день в авиац...
  • Valery Roman
    Семён, спасибо за работу!!!👍👍👍 Ошибочка закралась однако.... """«Союз Т-12» Экипаж: командир корабля — Владимир Ал...Этот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    Это к чему здесь? Про баранов?Ильдус Мостюков: ...

Поднебесная делает ставку на гидроавиацию

Китайские конструкторы разработали крупнейший в мире турбовинтовой амфибийный самолет

Четырехмоторный самолет-амфибия AG600

Активное использование гидроавиации в военных целях пришлось на первую половину ХХ века. Вплоть до появления эффективных средств противовоздушной обороны гидросамолеты и самолеты-амфибии решали широкий круг задач, зачастую внося важнейший вклад в победу в сражении или даже локальной войне.

Но по мере того, как вставала на ноги реактивная авиация, гидросамолеты и самолеты-амфибии теряли свои преимущества и уступали своим молодым собратьям одну нишу за другой.

ВОЗВРАЩЕНИЕ АМФИБИЙ

Впрочем, не стоит забывать, что около 70% поверхности нашей планеты занимает вода. А Мировой океан является не только гигантской транспортной артерией и огромной ареной для морских сражений, но еще и одним из важнейших источников запасов полезных ископаемых и продовольствия. Вот почему Китай – одна из ведущих стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сформировавшегося вокруг самого большого океана планеты, – сегодня активно развивает свою гидроавиацию, в том числе и военного назначения. Китайские специалисты самостоятельно разработали, построили и подняли в воздух тяжелый самолет-амфибию AG-600 «Цзяолун» («Водяной дракон»), который на сегодня является самой крупной турбовинтовой машиной данного класса в мире. Официально программа создания AG-600 была начата в 2009 году. Самолет разрабатывался в НИИ специальной техники корпорации AVIC.

Первоначально планировалось, что первый прототип поднимется в воздух в 2013 году, а поставки серийных амфибий начнутся в 2014-м. Но при создании AG-600 китайские специалисты, похоже, столкнулись с многочисленными проблемами, что привело к отставанию работ на три-четыре года от первоначально намеченного графика.

Сборка AG-600 осуществляется в Чжухае на авиастроительном заводе компании Zhuhai Yanzhou Aircraft Corporation объединения China Aviation Industry General Aircraft корпорации AVIC. В общей же сложности в разработке и производстве AG-600 задействовано около 150 институтов и научных центров и 70 предприятий промышленности КНР. Согласно китайским СМИ, на программу AG-600 с 2009 года затрачено уже около 3 млрд юаней.

По своей аэродинамической компоновке китайский «Водяной дракон» подобен японской амфибии US-2. Это моноплан с высоко расположенным крылом, оснащенным развитой механизацией и Т-образным хвостовым оперением. Как и у японской машины, упор при проектировании самолета был сделан на достижение большой дальности полета и высокой мореходности. В состав силовой установки AG-600 вошли четыре китайских турбовинтовых двигателя типа WJ-6 с шестилопастными воздушными винтами JL-4.

Основными задачами амфибии ее создатели называют выполнение морских патрульных и поисково-спасательных операций, а также тушение пожаров. По информации разработчиков, в варианте «водяного бомбардировщика» китайский «Водяной дракон» будет способен забирать на глиссировании до 12 т воды за 20 секунд. Согласно приведенным расчетам, на одной заправке топливом AG-600 сможет сбросить на очаги пожара до 371 т воды. В поисково-спасательном варианте AG-600 может принять на борт до 50 пострадавших – на удалении в 1600 км от аэродрома вылета.

Несмотря на декларированные мирные задачи, поставленные перед AG-600, вероятнее всего, его «ареалом обитания» все же станут спорные островные территории в акватории Южно-Китайского моря. Впрочем, сами создатели амфибии отмечают, что кроме упомянутых выше возможно создание других модификаций, в том числе и военных.

А китайское государственное информационное агентство «Синьхуа» вообще без обиняков назвало самолет «защитником морей, островов и рифов». В китайской прессе отмечается, что новая амфибия, базируясь на китайским острове Хайнань, способна без дозаправки долететь до прибрежных вод индонезийско-малайзийского острова Калимантан (Борнео). Согласно китайским официальным источникам, выдан заказ на 17 «Водяных драконов». Всего же потребности Китая оцениваются в 50 самолетов-амфибий данного типа.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ

Долгое время единственным китайским гидросамолетом являлся Бе-6. Летающие лодки этого типа поставлялись «Великому соседу» в 1950-е годы, когда Советский Союз и Красный Китай совместно строили светлое будущее. К концу 1960-х Бе-6 устарели как морально, так и физически, а рассчитывать на помощь СССР китайцы, по известным обстоятельствам, уже не могли. В этих условиях перед китайской авиапромышленностью была поставлена задача: создать летающую лодку с перспективными турбовинтовыми двигателями для замены Бе-6.

Работы над другим самолетом, получившим обозначение SH-5 (Шуйхун-5), начались в НИИ гидроавиации и конструкторском бюро Харбинского завода в 1968 году. В декабре 1973-го в Харбине изготовили первый летный экземпляр, но лишь три года спустя экипаж китайских летчиков-испытателей поднял летающую лодку в воздух. Столь растянутые сроки разработки были характерны для всех китайских самолетов, создававшихся в те годы. Сказывались последствия культурной революции – нехватка квалифицированных специалистов. Летные испытания, в которых приняли участие шесть гидросамолетов, завершились в 1985-м.


Летающая лодка SH-5 «Шуйхун-5»

В настоящее время в целях усиления контроля за прилегающими к КНР территориями задействуются силы и средства авиации, способные контролировать морскую акваторию в границах «первой линии островов». Противолодочная авиация представлена гидросамолетами «Шуйхун-5». Эти летательные аппараты выполняют задачи обеспечения командования китайских ВМС разведывательной информацией, патрулирования морских и прибрежных зон, проведения поисково-спасательных операций.

Эти машины могут осуществлять патрулирование и поиск подводных лодок на удалении до нескольких десятков километров от наземных баз или кораблей-носителей.

Самолет вооружен двумя 23-мм авиационными пушками, способен нести до 6000 кг авиационных бомб (в том числе и глубинных), которые могут размещаться в бомбовом отсеке в фюзеляже и на четырех узлах подвески под крыльями. Также под крыльями могут размещаться две противокорабельные ракеты «Инцзи-1» (YJ-1) (С-101), до шести легких торпед или глубинных бомб.

Имеется информация, что часть самолетов оборудована аппаратурой радиоэлектронной разведки. Один «Шуйхун-5» переоборудован для тушения лесных пожаров и может поднимать до 8 т воды.

В Китае начата подготовка к серийному производству гидросамолета-амфибии Че-27, разработанного российскими специалистами из СКБ ЛА СГАУ при Самарском государственном авиационном университете. В корпорации BADA (Харбин) проходят испытания первого серийного образца четырехместного гидросамолета BADA-205 при участии самарских специалистов.

Прототипом BADA-205 послужила амфибия Че-25, разработаботанная в СКБ ЛА СГАУ в 2002–2003 годах. Корпорация BADA готовит серийное производство самолетов BADA-205 с темпом 1000 штук в год. В настоящее время идут работы по сертификации данного типа летательного аппарата.

Таким образом, в Китае уделяют приоритетное развитие гидроавиации в военных и гражданских целях, что стало новым направлением развития авиации в стране. Среди факторов, определяющих развитие данного вида авиации, необходимо отметить достаточно длинную береговую линию китайского побережья, что требует большого количества средств доставки грузов военного назначения с возможностью приземлиться на воду.

Василий Иванов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх