На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 687 подписчиков

Свежие комментарии

Ракеты «Циркон» способны обеспечить США новый Перл-Харбор?

В США начался неутешительный «разбор полета», точнее — плавания боевого конвоя в Европу весной 2020 года


На фото: российская гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон», разработкой которой занимается ОАО «ВПК НПО машиностроения» (Фото: voennoedelo.com)

Конвой перевозил машины для европейской американской группировки.

Впервые со времен Второй мировой войны транспортные суда сопровождали корабли охранения — авианосец «Дуайт Д. Эйзенхауэр» и его ударная группа, а также ракетные крейсера.

Таким образом, военспецы США отрабатывали защиту своих североатлантических транспортных маршрутов от возможной угрозы со стороны российских кораблей и субмарин. Командующий ВМФ США в Европе адмирал Джеймс Фогго заявил, что операция позволила «отточить» способность флота Соединенных Штатов перевозить через Атлантику стратегически важные ресурсы.

Оказывается, штатовские генералы серьезно готовятся к «прошедшей» войне, когда их караваны в Атлантике почем зря топили немецкие подлодки. Вашингтонский Центр стратегической и бюджетной экспертизы отмечает, что система трансокеанской логистики крайне важна для США. Если морские пути окажутся под огнем врага, Америка подведет своих европейских союзников, а это будет означать поражение.

В Штатах ожидают, что Россия в случае глобального конфликта выведет свой флот в Северную Атлантику, как Кутузов полки на Бородинское поле. Поэтому в планах ВМФ США удвоить мощь конвойных кораблей, в сравнении с теми силами, что вели суда через Атлантику во время Второй мировой войны.

На косность и, мягко сказать — ретроградность, такого взгляда на будущие боевые действия на море указал в своем аналитическом исследовании политолог, а в прошлом капитан ВМФ США Брэдфорд Дисмьюкес. Капитан насмешливо предупреждает стратегов из НАТО: русские «на стрелку» не приплывут. Сопровождение караванов -глупая трата ресурсов военных кораблей, считает Дисмьюкес.

Правда, капитан пришел к верному, в целом, выводу из спорной предпосылки. Эксперт считает, что ржавый и малочисленный российский флот не осмелится бросить вызов армаде США и их союзников в открытом море. Русские, по мнению Дисмьюкеса, в настоящий момент способны лишь на оборону собственного побережья, что дает НАТО стратегическое преимущество. Не надо-де ждать засады ВМС РФ в Атлантике, а следует сразу атаковать и блокировать порты и базы флота России.

Брэдфорд Дисмьюкес напомнил, что и во времена СССР советский флот никогда не опирался на крупные надводные корабли и авианосцы, так как придерживался тактики оставаться ближе к дому. В постсоветскую эпоху тактика не поменялась, а флот обветшал, так что американцы могут не опасаться за безопасность торговых путей в Атлантическом и Тихом океанах.

Логика американского эксперта понятна, но есть один нюанс. Россия один раз за всю свою историю сделала ставку на крупный надводный флот: во время Русско-Японской войны 1904−1905 годов. Эта ставка была бита в Цусимском сражении. Кстати, во многом потому, что Японию вооружила до зубов Британия, спасибо англичанам за науку. Потом нашу ошибку дважды повторила Германия — в 1914 и 1940 годах. Дорогущие суперлинкоры и крейсера кригсмарин были бездарно потеряны, или простояли на консервации — войну на море Германия эффективно вела практически за счет одних дешевых подлодок.

Советский Союз с его технологическими и организационными возможностями мог наштамповать десятки авианосцев, но как-то не воспользовался своим шансом. А все потому, что континентальное расположение страны не позволяет содержать и оперативно разворачивать крупные морские надводные соединения. Слишком сложная логистика (прежде чем потонуть при Цусиме 2-я Тихоокеанская эскадра обогнула половину земного шара). Мало незамерзающих портов, причем часть их находится в местечковых бассейнах — Балтийском и Черном морях.

Все вышесказанное, впрочем, не говорит о безысходности положения. Германия, также запертая в Балтийском море, во время 1-й и 2-й мировых войн нашла для себя выход в массовом строительстве малозаметных, но грозных субмарин. Примерно тем же путем шел и СССР, который имел весьма многочисленный подводный флот. Но, вообще-то и надводное советское наследие, дополненное кораблями, вступившими в строй уже в 21 веке, вполне себе впечатляет.

ВМС РФ в настоящий момент имеет в строю 360 кораблей, тогда как Штаты располагают только 333 боевыми кораблями. Правда, общий тоннаж штатовского флота — 4,6 миллиона тонн и корабли могут в целом нести около 12 тысяч ракет, тогда как тоннаж российского флота 1,2 миллиона тонн, а максимальное количество наступательных ракет на флоте — не более 3300 штук.

Тут мы подходим к теме, почему изначальная предпосылка капитана Брэдфорда Дисмьюкеса о слабости ВМС РФ неверна. Суть в том, что еще в 20 веке стало ясно, что мы по географическим причинам не можем содержать и использовать надводный флот аналогичный флоту Британии, либо США. Нужна совершенно иная концепция для развития Военно-морских сил. В СССР эта концепция успешно реализовывалась через строительство десятков субмарин, а теперь упор сделан на превосходящем ракетном вооружении надводных и подводных кораблей.

В самом деле, если ты как Зевс имеешь возможность в любой момент неотразимо покарать недруга молнией с небес, общий тоннаж флота отходит на второй план. Именно на эту возможность современного российского вооружения морского базирования обратило внимание китайское государственное агентство «Синьхуа».

Россия усиленно разрабатывает и совершенствует гиперзвуковое оружие, в частности ракету «Циркон», которая уже принята на вооружение — она напрочь нивелирует «атакующие» возможности флота США. Ракету начали разрабатывать еще в 2011 году,

Для справки:

Вес боевой части ракеты «Циркон» — от 300 до 400 кг, скорость полета 9 Махов, дальность свыше 1000 километров, высота траектории полета — более 30 километров над Землей.

При ударе «Цирконом» у противника имеется в распоряжении менее пяти минут, чтобы засечь ракету летящую на скорости 9 Махов, рассчитать ее траекторию и перехватить. Ракета маневрирует при сближении с целью, уклоняясь от систем ПРО. Если «Циркон» и будет сбит в последний момент, боевая часть ракеты все равно нанесет авианосцу (к примеру) чудовищный урон.

Скорость, а не многочисленность — вот важнейший фактор, ведущий к победе в современной войне, делает вывод агентство «Синьхуа».

Ракета «Циркон» стала козырем России в гонке морских систем вооружения — своего рода «великим уравнителем» в споре между флотами. В феврале 2021 года заканчивается срок действия договора о контроле над вооружениями между США и Россией — СНВ-3. Обладание гипероружием станет ключевым моментом политической интриги и позволит России уверенно чувствовать себя на переговорах с Соединенными Штатами.

Платон Сергеев

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх