1908 - Братья Райт получили патент на свой летательный аппарат.
1916 - Родился Александрович Александрович Замятин — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (21 августа 1964), капитан (1958).
1916 - Впервые в мире применение ракет с самолёта. Зажигательные ракеты И. Ле-Приера с пяти Nieuport-16 (Франция).
Сбиты пять немецких привязных аэростатов. Nieuport 16С.1 был способен нести восемь ракет с электрическим запалом, установленных на подкосах крыла и наклоненных вверх.
1931 - Первый полёт Berliner-Joyce XFJ. 16 января 1928 года флот США объявил конкурс на создание дирижабля жесткой конструкции с возможностью базирования самолётов на борту. Бюро Аэронавтики (BuAer), в свою очередь, выпустило спецификацию на лёгкий авианосный истребитель (small carrier fighter). В конкурсе приняло участие три фирмы: Berliner-Joyce, Curtiss и General Aviation. Оснащённый девятицилиндровым звёздообразным двигателем Pratt & Whitney R-1340-C Wasp мощностью 500 л.с., самолёт оказался сложным в управлении и потерпел аварию в первом же полёте. После модернизации его название было изменено на XFJ-2. Самолёт прибавил в скорости, но остался сложным в управлении, а потому проиграл в конкурсе.
1933 - Завершились Государственные испытания истребителя ДИ-4 на аэродроме НИИ ВВС(с 8 мая ). Для самолёта выбрали новый двигатель - американский Кертисс "Конкверор" мощностью 625/700 л.с. ДИ-4 был выполнен по схеме подкосного высокоплана, в котором подкосы опирались на элементы шасси. Конструкция - цельнометаллическая, в основном дюралевая. Обшивка гладкая, тонкая, с редкими подкреплениями, что при недостатке опыта изготовления приводило к появлению хлопунов и неровностей. Крыло спроектировано в виде "чайки" для улучшения обзора из кабины пилота; ребра нервюр снаружи. Топливо размещалось в двух фюзеляжных баках общей ёмкостью 230 кг. Вооружение состояло из 4-х синхронных пулемётов ПВ-1 и одного кормового пулемёта ДА на шкворневой установке. В противоположность обычной практике изготовление ДИ-4 длилось достаточно долго: сказывалась новизна конструкции и необходимость освоения технологии гладких металлических обшивок.
1937 - Начало серии из четырёх женских мировых рекордов дальности и высоты полёта без груза и с грузом 0,5 - 1 т экипажа Полины Денисовны Осипенко на гидросамолёте МП-1 с АМ-34.
1939 - ГНПП "Базальт" разработаны и сданы на вооружение первые образцы авиабомб.
1941 - Состоялся первый полёт учебно-тренировочного Г-28 "Кречет"; лётчик-испытатель Николай Васильевич Гаврилов.
1941 - Взлетел первый "Хаук" 87, это был английский "Киттихаук" I ("Хаук" 87А-2), а через неделю появился и первый P-40D. Это был P-40 c усовершенствованным мотором фирмы Аллисон серии "А" (военное обозначение - V-1710-39) с новым, более компактным редуктором. Для двигателя предусматривался так называемый "чрезвычайный" форсированный режим - в течение 5 минут сколько улучшились и высотные характеристики двигателя - взлётную мощность 1150 л. с. теперь можно было поддерживать (с 30-минутным ограничением) до высоты 3500 м.
Для этой модификации был создан новый фюзеляж - более низкий и узкий. Сохранилась лишь его общая компоновка. Ось винта за счёт нового редуктора оказалась приподнятой, кабина глубже "ушла" в фюзеляж. Заметно увеличилась площадь боковых окон за местом пилота, что улучшило задний обзор. Из-за того, что винт немного сместился вверх, появилась возможность укоротить стойки. Мотор мог развивать мощность 1470 л. с. Иная компоновка мотора позволила сдвинуть вперед радиатор, в результате чего образовалась характерная массивная "борода". Но новый мотор вытеснил из-под капота пулемёты. Теперь вооружение - четыре крупнокалиберных пулемёта - расположилось в крыле за пределами диска винта. Вооружение из четырех пулемётов просуществовало недолго. Еще в феврале 1941 г. была внесена поправка в техническое задание, требовавшее установки не четырёх, а шести пулемётов калибра 12,7 мм.
1944 - Постановление ГКО № 5946 о развитии реактивной авиации в стране. Ввиду отсутствия в нашей стране турбореактивных двигателей (ТРД) его результатом стало появление самолёта И-250 с комбинированной силовой установкой (ВК-107А плюс ВРДК), взлетевшего в марте 1945 года.
1944 - Постановления Государственного Комитета Обороны:
№ 5942 « Об установке на самолёт Як-3 второго пулемёта системы Березина калибра 12,7 мм».
№ 5943 « О принятии на вооружение и организации производства бомбардировочных прицелов системы Деренковского».
№ 5945 « О создании авиационных реактивных двигателей».
Один из пунктов предписывал начальнику НИИ-1 Петру Ивановичу Фёдорову и конструктору Архипу Михайловичу Люльке построить экспериментальный газотурбинный ВРД со статической тягой 1250кгс и предъявить его на заводские испытаний к 1 марта 1945 года. Так как в НИИ-1 производственной базы для создания ТРД не было, решением правительства на небольшом московском механическом заводе штампов и приспособлений № 165 развернули опытно-конструкторскую базу по изготовлению реактивных двигателей. В начале 1945 года на этом предприятии был изготовлен первый экземпляр экспериментального ТРД С-18, спроектированного группой А.М.Люльки. К сентябрю предполагалось построить и предъявить на лётные испытания модификации истребителей Як-9, Ла-5 и Су-6 2ТК-3 с дополнительными ЖРД РД-1, разработанными Валентином Петровичем Глушко в ОКБ НКВД при заводе № 16. При работе ускорителей на самолётах Як-9 и Ла-5 время набора высоты 5000 м должно было уменьшиться до трёх минут, а максимальная горизонтальная скорость полёта - возрасти до 780 км/ч на отрезке времени до трех минут.
№ 5947 « О создании дневных скоростных бомбардировщиков».
1945 - Родился Николай Дмитриевич Таликов — Генеральный конструктор ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» (с 01 июня 2015 года по 12 июля 2019 года). "Почётный авиастроитель". Николай Дмитриевич принимал участие в создании самолета Ил-76 как конструктор. В качестве Главного конструктора Николай Дмитриевич Таликов руководил разработкой турбовинтового пассажирского самолёта Ил-114 и его модификаций, запуском в серийное производство на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова. Он является автором более 60 изобретений, которые внедрены в самолетостроение, многих статей и шести книг по истории авиации и ОКБ им. С.В. Ильюшина. К 70-летию Н.Д. Таликов был награжден высшей наградой ОАО "Ил" - почетной медалью "Ильюшин С.В.", учрежденной к 120-летию со дня рождения великого авиаконструктора.
1946 - В городе Даунсвью, впервые поднялся в воздух двухместный моноплан с тандемным расположением кресел и крылом с работающей обшивкой de Havilland Canada DHС-1 Сhipmunk, он был первым самостоятельным проектом компании de Havilland Aircraft of Canada Ltd. Опытный экземпляр был оснащён двигателем de Havilland Gipsy Major 1С мощностью 145 л.с. Опытные самолёты Сhipmunk получили обозначение DHC-1B-1. Такие же самолёты, но с двигателем Gipsy Major 10-3, стали называться DHC-1B-2. Большинство построенных в Канаде самолётов Сhipmunk имели выступающий обтекатель кабины. Для ВВС Великобритании строился самолёт Сhipmunk , способный выполнять все фигуры высшего пилотажа. ВВС получили из Канады 735 самолетов, помимо 1014 машин, изготовленных в Великобритании. По соглашению, заключенному между компаниями de Havilland и OGMA, в 1955 г. для португальских ВВС было изготовлено по лицензии шестьдесят самолётов Сhipmunk.
1955 - Патрульный самолёт P2V «Нептун» (рег. номер 131515, 9-я патрульная эскадрилья ВМС США) был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но все (или почти все) они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. Видимо, с этим связано согласие СССР выплатить 50 % от затребованной американской стороной компенсации в 725 тыс. долларов.
1957 - Второй опытный самолёт Як-18А прошёл заводские испытания(по 10 июня), контрольные испытания в ГК НИИ ВВС - с 6 июля по 2 августа. Вторым опытным Як-18А стал переоборудованный серийный Як-18У № 1161003 (именно он проходил в документах как Як-20), на котором дополнительно установили гироиндукционный компас ГИК-1 и маркерный приёмник МРП-48П. Это дало возможность летать в сложных метеоусловиях и производить слепую посадку. Выполненные на втором экземпляре доработки способствовали повышению эксплуатационной надёжности самолёта и упрощению его технического обслуживания. Самолёты Як-18А служили до начала 1980-х годов. 16 июля 1980 года вышел приказ по ДОСААФ о переобучении инструкторов на Як-52.
1957 - В пустыне недалеко от военно-воздушной базы Киртланд (в окресностях Альбукерки, штат Нью-Мексико) бомбардировщик Convair B-36 по ошибке сбросил мощную 10-ти мегатонная водородную бомбу (Марк-17). B-36 перевозил термоядерную бомбу с авиабазы Биггс на базу Киртлэнд в Нью-Мехико. При подлёте к конечной точке маршрута огромная бомба первого поколения выпала из самолёта. Боеприпас упал в семи километрах от контрольно-диспетчерского пункта авиабазы Киртлэнд и всего в 500 метрах от склада ядерного оружия «Сандия» (На фото Марк-17 на выставке в музее Castle Air). При падении сдетонировало обычное взрывчатое вещество бомбы, которое в нормальных условиях инициирует детонацию плутониевого ядра. Однако ядерного взрыва не произошло. Но всё же произошёл неядерный взрыв. На месте падения бомбы образовалась воронка глубиной 3,7 метра и диаметром 7,6 метра с большим уровнем радиации.
1958 - Первый удачный полёт двухступенчатой крылатой ракеты "БУРЯ" ОКБ-301 под руководством Семёна Алексеевича Лавочкина состоялся 22 мая 1958 года (пятый пуск ракеты).
1958 - Поднялся в воздух опытный образец вертолёта-амфибии S-62, за ним последовал 11-местный серийный вариант S-62A, оснащённый турбовальным двигателем General Electric CT58-110-1. Вертолёт-амфибия Sikorsky S-62 был разработан на базе поршневого варианта S-55 и использовал систему несущего и рулевого винтов и другие агрегаты этого вертолёта, установленные в новом герметичном корпусе. Вертолёт S-62B был построен с несущим винтом аппарата S-58. Вертолёт S-62C был выбран Береговой охраной США в качестве замены спасательного вертолёта НН-34. Первые поставки вертолётов, названных HH-52 Seaguard, были сделаны в январе 1963 г. Этот вариант, оснащённый двигателем CT58-GE-8 мощностью 932 кВт , заменил аппарат НН-3 Pelican. Вертолёты S-62 также экспортировались в Японию.
1959 - Вышло специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полётам». По предложению Сергея Павловича Королёва, «для такого дела лучше всего подготовлены лётчики и, в первую очередь, лётчики реактивной истребительной авиации. Лётчик-истребитель - это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолёте. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер...». В процессе первого отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 лётчика истребительной авиации в возрасте до 35 лет. Из них для первичной беседы было отобрано 347 человек. В процессе бесед и амбулаторного медицинского обследования к дальнейшему медицинскому отбору было допущено 206 лётчиков, которые проходили стационарное обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ) в октябре 1959 - апреле 1960 годов. В дальнейшем из 206 лётчиков, направленных в ЦВНИАГ, отказались от прохождения обследования 72 человека, отчислены по состоянию здоровья 105 человек. Из 29 лётчиков, прошедших все этапы медицинского обследования с хорошими результатами, 20 человек были отобраны и зачислены первыми слушателями-космонавтами. 11 января 1960 года было принято решение о создании Центра подготовки космонавтов. Разместился он в 30 километрах от Москвы, в стороне от крупных промышленных объектов и оживлённых транспортных магистралей, в Щелковском районе Московской области. В начале 1960 года были возведены первые здания ЦПК: профилакторий, учебный корпус, спортивный зал, плавательный бассейн. В марте 1960 года в Центр прибыли первые двадцать будущих космонавтов из числа военных лётчиков, а через год состоялся первый в мире полёт в космос Юрия Гагарина.
1959 - Принят на вооружение ЗРК C-75 "Десна" с ракетой В-750ВН.
1962 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной двадцать восьмой испытательный полёт ракетного самолёта X-15, № 1. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Роберт Эйткен Рашуорт (Robert Aitken Rushworth). В ходе полёта достигнута максимальная скорость 5551 км/ч и максимальная высота 30600 м.
1962 - При взлёте с гидроаэродрома Донузлав потерпел катастрофу самолёт Бе-10, пилотируемый ст. л-том Ю. Беловым, в качестве её причины в документах значится ошибка в эксплуатации самолёта.
1964 - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале работ в ОКБ-52 (Владимир Николаевич Челомей) по созданию космоплана и ракетоплана.
1965 - Женский мировой рекорд высоты (динамический потолок) - 24336 м, кандидат в космонавты Наталья Абрамовна Проханова на Е-33 (МиГ-21У) ОКБ МиГ. Полёт длился 27 минут. В апексе пилот испытал невесомость.
1967 - Совершил полёт опытный экземпляр итальянского лёгкого многоцелевого самолёта S.208, разработанный итальянской фирмой SIAI-Marchetti. Он имел убирающееся шасси, более мощный двигатель Lycoming O-540-E4A5 мощностью 260 л.с. и возможность установки в кабине пятого сиденья. Производство всех вариантов составило около 400 экземпляров за четыре года, в том числе 44 самолёта S.208M. Этот военный вариант отличается от гражданского S.208 тем, что расположенная по правому борту дверь кабины может быть при аварии сброшена, и наличием второй двери, находящейся по левому борту фюзеляжа. Как гражданский, так и военный варианты S.208 имеют два запасных топливных бака, расположенных на концах крыла, и развивают максимальную скорость 320 км/час.
1973 - Катастрофа самолета Ту-22К, КК командир отряда м-р Пирожков.
Метеоусловия: облачность 4 балла, высота нижней границы облаков 1500 м, видимость 10 км. Экипаж выполнял тренировочный полёт днём в ПМУ по маршруту в боевом порядке полка на малых и предельно малых высотах в колонне отрядов с дистанцией 1000 м и превышением 20 м, отряды выполняли полёт в строю «клин самолётов» с интервалом 50 м и дистанцией 60 м. Экипаж Пирожкова выполнял полёт левым ведомым в седьмом отряде. Через 1 час 15 минут на конечном этапе полёта на высоте 900 м и скорости 650 км/ч, находясь левым ведомым в строю отряда, КК обнаружил разницу в выработке топлива, равную 2 т, между передними и задними фюзеляжными группами баков. На левый двигатель остаток составлял 5 т, на правый – 7 т. Через 1 час 16 мин 40 с полёта командир корабля доложил ведущему отряда: «Отказала топливная автоматика, лампочки желтые, иду на втором баке». За 77 с до происшествия экипаж по команде ведущего перешёл на ручное управление выработкой топлива и продолжал полёт с набором высоты, при этом скорость уменьшилась до 620 – 600 км/ч.
На указанной скорости на высоте 900 м самолёт непроизвольно и неожиданно для экипажа перешёл в резкое кабрирование с покачиванием с крыла на крыло. Командир корабля полностью до упора отдал штурвал от себя, но самолёт не управлялся. Продолжая кабрировать, самолёт сделал полулетлю, и сваливаясь на левое крыло, перешёл в беспорядочное падение. Через 30 с самолёт упал на лес на удалении 59 км юго-западнее г.Барановичи, взорвался и сгорел. Два члена экипажа катапультировались и благополучно приземлились, штурман корабля погиб.
По заявлению очевидцев, характеру разброса самолёта при ударе о землю и срезу деревьев установлено, что самолёт, вращаясь вокруг вертикальной оси, практически без поступательной скорости падал по траектории с углом наклона 75 – 80° и столкнулся с землей с небольшим левым креном и опережением на хвост.
Причины: потеря устойчивости и управляемости самолёта и неуправляемый выход его на кабрирование с перегрузкой более 4 с последующим сваливанием самолёта. Потеря устойчивости произошла из-за смещения центровки назад до значения 51% САХ (при допустимой 40% САХ) вследствие нарушения последовательности выработки топлива, вызванного отказом топливной автоматики.
1973 - Основано ФГУП "Организация "Агат", город Москва,в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 22 мая 1973 г. № 955рс, приказом Министерства общего машиностроения от 14 июня 1973 г. № 174с, когда оно выделилось из состава Центрального научно-исследовательского института машиностроения - головного предприятия по разработке жидкостных баллистических ракет дальнего действия и зенитных управляемых ракет. Основные направления деятельности: системные исследования экономических проблем, связанных с разработкой и производством ракетно-космической техники; технико-экономическое обоснование федеральных космических программ; проведение независимой экономической экспертизы проектов по ракетно-космической технике; анализ финансового и экономического состояния предприятий; научное и методическое обеспечение вопросов реструктуризации и конверсии ракетно-космической промышленности, инновационной деятельности организаций в условиях рыночной экономики.
1974 - Постановлением Правительства Василий Павлович Мишин был освобождён от обязанностей начальника и главного конструктора ЦКБЭМ. На базе Центрального КБ энергетического машиностроения образовано НПО "Энергия". Директором и главным конструктором назначен Валентин Петрович Глушко. Ныне - РКК "Энергия" имени Сергея Павловича Королёва.
1977 - Умер лётчик-испытатель Виктор Иванович Букреев...
1981 - Начались Государственные совместные испытания самолёта Су-17МЗ (С-52).
1983 - Во второй половине дня неподалеку от "Новороссийска" упал в воду "Интрудер" - американский палубный штурмовик A-6 Intruder. Его экипаж состоит из двух человек. Лётчики погибли. Полёты Интрудеров велись постоянно. Самолёты прилетели парой и, как обычно, вытворяли пируэты над нашим кораблём. Первый вышел из пике, второй, следующий за ним, врезался в воду. Наши сразу же прекратили полёты, то ли в знак солидарности с несчастьем американцев, то ли, чтобы не травмировать душевно наших лётчиков.
1991 - После почти 30 лет службы в Западной Германии, F-104 Starfighter совершил свой последний полёт перед снятием с вооружения. Самолёт получил прозвище "Widow-Maker" из-за своей жуткой аварийности. За все время эксплуатации F-104G в ФРГ разбилось 292 самолёта, погибло 120 немецких и 8 американских лётчиков.
1991 - В Арсеньеве заводской лётчик-испытатель Анатолий Иванович Довгань выполнил первый полёт на головной машине многоцелевого вертолёта Ка-50 Черная Акула (№001, борт 018).
1999 - Совершил первый полёт самолёт ДРЛО EMB-145. EMB-145 ERIEYE - самолёт ДРЛО, разработанный бразильской фирмой Embraer на базе гражданского транспортного самолёта ERJ-145 с использованием активной фазовой импульсно-доплеровской РЛС ERIEYE шведской фирмы Ericsson Microwave Systems. Самолёт предназначен для ВВС Швеции, Бразилии и Греции. Самолёт предназначен для управления и наведения истребителей ПВО, управления полётов, электронного наблюдения, патрулирования границ и экономической зоны, обнаружения противозаконной активности и содействия в поисково-спасательных операциях. 360 градусная РЛС ERIEYE имеет максимальный дальность обнаружения целей - 450 км и типовую дальность обнаружения цели типа "истребитель" - 350 км. Разрабатывается так же модификация самолёта EMB-145 RS (remote sensing aircraft) - самолёт дальнего обнаружения, оборудованный РЛС с синтетическо-апертурной решёткой, электроно-оптическими сенсорами (инфракрасными и телевизионными) и мультиспектральными сканерами, системами радио и электронного перехвата.
2001 - Первый в России лизинг авиатехники, авиакомпания "Дальавиа" получила в лизинг Ту-214 Казанского АПО от Финансовой лизинговой компании (ФЛК).
2001 - Катастрофа Ан-12 Министерства обороны РФ (RA-12135) 226 осап (Кубинка) в районе Ржева. Экипаж выполнял полёт по маршруту Ржев - Моршанск. На борту находился груз - авиационный двигатель. Экипаж: Командир экипажа - военный лётчик 1-го класса майор Сергей Грищенко. Помощник командира корабля - лейтенант Игорь Еремеев. Штурман корабля - старший лейтенант Дмитрий Божков. Штурман-инструктор, штурман авиаэскадрильи - майор Сергей Свищев. Старший бортовой техник - капитан Александр Новиков. Бортовой техник - капитан Михаил Аксючиц. Старший воздушный радист - прапорщик Роман Попов.
Через 5 минут после взлёта экипаж получил команду о наборе высоты 3900 м и подтвердил её. На 7-й минуте полёта самолёт потерял управляемость на высоте около 2600 м и в штопорном положении упал в заболоченный лес в 3 км от деревни Мякотино Зубцовского р-на (около 42 км юго-восточнее а/д Ржев). Самолёт полностью разрушился и погрузился в болотистый грунт, оставив воронку. Рассматривалась версия об отказе двигателя с отсутствием перевода лопастей воздушного винта во флюгерное положение, что привело к увеличению крена, потере скорости и сваливанию.
2002 - Первый полёт беспилотного ударного ЛА Боинг X-45А, США.
2007 - Скончался Борис Васильевич Бункин (16.7.1922 г.р.) — российский советский учёный, конструктор и организатор производства зенитных ракетных комплексов для ПВО, академик (1974), дважды Герой Социалистического Труда, Доктор технических наук (1966), профессор (1971). Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1970) и РФ (1997), премии «Человек года» Русского биографического института (1993). Награждён Золотой медалью имени А.д.Расплетина АН СССР (1970, первый лауреат) и Золотой медалью имени В.Ф.Уткина (2003). С 1968 по 1998 год — генеральный конструктор предприятия НПО «Алмаз», осуществляющего разработку и серийное производство зенитных ракетных комплексов, составляющих основу вооружения отечественных войск ПВО: С-75, С-125, С-300, С-400. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве...
2008 - США произвели успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Минитмен-3», чтобы проверить надёжность её систем. МБР стартовала из шахты Базы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg, шт. Калифорния, США). Учебная боеголовка, преодолев 8,4 тыс. км (на 1,6 тыс. км дальше, чем обычно при подобных испытаниях), поразила цель близ острова Гуам в южной части Тихого океана.
2012 - C площадки SLC-40 Базы ВВС США на мысе Канаверал компанией SpaceX осуществлён пуск ракеты-носителя "Falcon-9" v1.0 003 с кораблём "Dragon COTS 2 DEMO" (полётное задание С2+). Это первый полёт в истории коммерческого космического аппарата к МКС. Стыковка с МКС запланирована на 25 мая. Помимо корабля Dragon на орбиту были доставлены капсулы с прахом трёхсот человек из 19 стран, родственники которых решили таким образом сохранить память о своих родных и близких спутником "Celestis-11" (New Frontier). Космические похороны организовала компания Celestis Inc. Стоимость одного захоронения составляет около 1 тысячи долларов. Грузовая версия способна доставлять на орбиту до 4,2 тонны груза и возвращать до 3 тонн, а пилотируемая рассчитана на 7 астронавтов. Первый раз Dragon слетал 8 декабря 2010 года.
2018 - В России с стратегического подводного крейсера Северного флота проекта 955 "Юрий Долгорукий" произвел успешный залповый пуск из подводного положения четырьмя межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" из Белого моря, успешно поразив заданные цели на полигоне Кура на Камчатке.
Свежие комментарии