На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

В небе — «Катран», который способен на всё

В небе — летающая «акула»

Рассказывают, что одного известного отечественного авиаконструктора как-то спросили: «Что нужно, чтобы самолет полетел?» И тот ответил: «Самое главное, чтобы он был красивым».

Вертолеты семейства Ка-52 именно красивы. Их грациозный внешний контур, изящные обводки носовой части, дерзкий «выпад» фюзеляжа, броская «глазастая» кабина никого не оставляют равнодушными. На эту машину просто приятно смотреть, даже когда она стоит на земле. Что уж говорить о поведении вертолета в воздухе: смелые маневры Ка-52 впечатляют и завораживают.

 

 

В небе - «Катран», который способен на все

 

Соосная схема расположения винтов и отсутствие рулевого винта дают этой машине более уверенные ходовые характеристики, позволяют выполнять несколько иное, чем у обычных вертолетов, маневрирование. Например, этой машине не нужно, как, к примеру, Ми-8наклонять корпус вперед, чтобы набрать скорость для движения прямо. Машина, поднявшись в воздух, стартует и продолжает движение в том же положении, в каком и висела.

Говорят, что имя «Катран» выбрал для нового вертолета лично генеральный конструктор ОКБ «Камов» — Герой России Сергей Михеев. На его суд представили около трех десятков названий. Когда потребовалось выбрать более звучную, чем просто «Корабельный», расшифровку литеры «К» в наименовании Ка-52 в варианте палубного базирования. Остановились на двух — «Каймане» и «Катране», но в итоге утвердили именно последнее.

Как признался позже Сергей Михеев, «Катран» (название одного из видов акул), звучит лучше, тверже. К тому же, это имя легко записывается английскими буквами. Интересно, что созданный в этом же ОКБ вертолет Ка-50 когда-то носил имя «Черная акула». «Катран» продолжил серию летающих «морских хищников».

В небе - «Катран», который способен на все

Океанский «Аллигатор»

По сути своей, Ка-52К — это тот же «Аллигатор», только доведенный для корабельного базирования. От основной модели он отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, а также усилением стоек шасси (что важно при посадке на неустойчивую в штормовую погоду палубу корабля) и дополнительной антикоррозийной обработкой. Первые посадки Ка-52 в Баренцевом море на кормовую вертолетную площадку БПК «Вице-адмирал Кулаков», выполненные еще в 2011 году, показали неплохие возможности машины по работе в море.

Характеристики «Катран» также унаследовал от базовой модели. Два его мощных двигателя (по 2,7 тысяч сил каждый) могут разогнать винтокрылую машину до скорости в 350 километров в час. Вертолет способен подниматься на высоту 5,5 км и преодолевать по воздуху 460 км.

Впечатляют и системы вооружения. Здесь и авиационная пушка 2А42-1 калибра 30 мм с боезапасом 460 снарядов, и ракетный комплекс «Стрелец», и пусковые установки для управляемых ракет типа «Атака» и «Вихрь-1» с лазерно-лучевым каналом управления, и пусковое устройство для неуправляемых ракет типа С-8 (80 выстрелов). Общая боевая нагрузка «Катрана» превышает две тонны — это поистине летающий арсенал! Не зря же основным предназначением вертолета была названа огневая поддержка действий морского десанта при захвате прибрежной полосы.

Добавьте сюда бронированную кабину экипажа и катапультно-амортизационную систему, позволяющую летчикам безопасно покидать вертолет даже на этапе старта, то есть прямо с земли. Ведение огня и управление вертолетом могут вести оба члена экипажа — как командир, так и оператор систем вооружения, в том числе одновременно.

В небе - «Катран», который способен на все

Летающий ракетоносец

Консоли у Ка-52К не просто складывающиеся. Они сделаны чуть короче, что позволило разместить на них более весомую боевую нагрузку — по тонне с каждой стороны. Именно возможность выдерживать такой груз подсказала идею попробовать разместить на «Катране» ракеты противокорабельных ударных комплексов Х-31 и Х-35.

Такое мощное оружие, способное парой выстрелов уничтожить авианосец, предполагает использование и с вертолетов. Однако ранее их практическое применение с винтокрылых машин было затруднено отсутствием загоризонтной радиолокации. В Ка-52 эта проблема устранена. Здесь применена РЛС «Арбалет», которая обеспечивает дальность гарантированного обнаружения целей в 25 км. В связке с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 «Катран», по сути, становится береговым ракетным комплексом «Бал», только в воздушном исполнении. При этом, в отличие от своего наземного «собрата», вертолет не привязан к дорогам, не ограничен в мобильности.

Но и это еще не все. Уже есть задумки оснастить корабельные вертолеты еще более мощной радиолокацией, позволяющей вскрывать цели практически на максимальной дальности пуска Х-35 — 200 километров. Есть мнение, что Ка-52К в этом случае может выступить в качестве самостоятельного средства дальнего радиолокационного обнаружения, давать целеуказания ракетным комплексам берегового базирования и корректировать их огонь с воздуха.

В небе - «Катран», который способен на все

Есть ли жизнь после «Мистраля»?

Сегодня ни для кого не секрет, что «Аллигаторы» трансформировали в «Катраны» специально для будущего размещения на вертолетоносцах «Мистраль». Но судьба контракта с капризными французами оказалась довольно прозаичной. Что же делать с винтокрылыми машинами, создаваемыми для этих кораблей? Неужели пустить в утиль или снова переделать в «сухопутные» винтокрылы?

Ни в коем случае, утверждают в российском военно-промышленном комплексе и в Минобороны. Во-первых, Ка-52К могут базироваться не только на «Мистралях», но и на больших противолодочных кораблях проекта 1155, где «Катран» вполне способен уместиться в ангаре БПК.

А во-вторых, уже решено, что Россия создаст собственный универсальный десантный вертолетоносец, который и станет базой для «Катранов». Будущему кораблю уже дано имя — «Прибой». По своим характеристикам вертолетоносец сможет принять до 12 ударных или противолодочных вертолетов, в том числе шесть — на палубе. Это будут Ка-52К, а также Ка-27.

Модель будущего российского вертолетоносца демонстрировалась в ходе недавнего Международного военно-технического форума «Армия-2015». «Прибой» получит водоизмещение в 14 тысяч тонн и будет иметь длину 165 и ширину 25 метров. Помимо вертолетов этот десантный корабль сможет принять до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. А это, на минуточку, два батальона «черных беретов», мощная ударная сила, способная при поддержке с воздуха сокрушить любую береговую оборону.

Всего на авиастроительном заводе «Прогресс» в Арсеньеве должно быть построено 32 палубных Ка-52К.

«Проект, связанный с «Мистралями», в любом случае имеет важное положительное значение, — подчеркивает генеральный конструктор ОКБ «Камов» Сергей Михеев. — Она продвинула нас в направлении модернизации вертолета Ка-52 и создании нового палубного вертолета Ка-52К. В рамках реализации этого проекта создан целый ряд разработок, которые могут применяться в интересах ВМФ России. Среди них — новая несущая система, которая позволяет увеличить взлетный вес, повысить боевую эффективность машины, раскрывает новые тактические возможности вертолета. Эта система включает, в частности, новую систему крепления лопастей к несущему винту на эластомерных подшипниках».

Кстати, примененная на «Катране» система складывания лопастей может быть применена не только на корабельных вертолетах. По словам Сергея Михеева, это обеспечит удобство эксплуатации машин, например, в Арктике.

/Дмитрий Сергеев, tvzvezda.ru/

Картина дня

наверх