России нужно форсировать запуски беспилотных аппаратов, а не переносить их
На фото: на предприятии ракетно-космической промышленности «НПО имени С.А. Лавочкина» у автоматической станции «Луна-25» (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)
Два госконтракта на создание лунных миссий — орбитальной и посадочной для забора грунта — подписала корпорация «Роскосмос» с НПО им.
С.А.Лавочкина, как свидетельствует информация, размещенная на портале госзакупок.Предметом контракта, согласно опубликованным данным, является выполнение опытно-конструкторских работ на тему «Создание космических комплексов для проведения контактных и дистанционных исследований поверхности Луны в околополярной области в части создания космического комплекса с орбитальным космическим аппаратом».
Первый контракт предусматривает создание в 2022—2024 гг. г. орбитального аппарата для дистанционных исследований поверхности спутника Земли. Другой же рассчитан на период 2022—2025 гг. г., и в его рамках должен быть создан космический комплекс для контактных исследований Луны.
НПО обязуется сформировать рабочую конструкторскую документацию, опытные образцы составных частей космических аппаратов для проведения автономных испытаний. Для комплекса, которому предстоит вести контактные исследования Луны, требует изготовить и испытать посадочное и грунтозаборное устройства, а также манипулятор. Общая стоимость двух контрактов оценивается в 16,5 млрд рублей — 9,3 на орбитальный аппарат и 7,2 — на посадочный.
Ранее сообщалось о подготовке первой в современной российской истории исследовательской миссии «Луна-25», которую планировалось запустить в нынешнем году. Однако в сентябре ее решено было перенести на 2023 год, как было объявлено, из-за «несоответствия характеристик доплеровского измерителя скорости и дальности требованиям технического задания».
Главной задачей этой миссии должна стать отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области, а также контактные исследовательские работы заданной территории лунного южного полюса.
Помимо этого, в своем выступлении на пленарном заседании Дней космической науки в ИК РАН глава «Роскосмоса» Юрий Борисов заявлял, что к 2030 году у России появится возможность реализовать проект высадки космонавтов на Луне.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев напоминает, что данные контракты подписаны в рамках реализации федеральной космической программы до 2025 года.
— Некоторое время назад были заявления, что проекты создания космических аппаратов могут приостановить, однако было принято решение продолжать их реализацию, поскольку соответствующие контракты уже подписаны. Это многократно откладываемые проекты запуска на Луну трех (один запасной) объектов. Миссия «Луна-25» открывает серию, потом должен быть запущен лунный спутник, что декларируется как аппарат для ресурсных исследований. И потом — посадочный аппарат для взятия грунта. Все эти процессы перетекают за 2025 год — вплоть до 2030 года. Но в целом запустить планируется три станции.
«СП»: — Как обстоят дела в рамках лунных программ у американцев, китайцев? Появлялись сообщения об отмене Соединенным Штатами запусков аппаратов в рамках реализации программы «Артемида».
— У наших зарубежных партнеров есть различные программы. Скажем, если мы запускаем несколько аппаратов, то китайцы давно нечто подобное уже осуществили. Американцы же задумали второй приход на Луну, возвращение туда. И данный процесс идет у них с большими трениями, переносами.
«СП»: — Чем они вызваны?
— Во многом тем, что бывший президент США Дональд Трамп во многих вопросах был совершенным волюнтаристом и потребовал осуществить высадку космонавтов на Луну в 2024 году, что совершенно невозможно. Реальная же дата, которая прогнозировалась поначалу, так и остается — 2028 год.
«СП»: — Как можно оценить заявление главы Роскосмоса Юрия Борисова о том, что к 2030 году наша страна будет технологически готова высадить космонавтов на земной спутник?
— Это пока только декларация, потому что в принятых у нас документах нет ничего, указывающего на осуществление полета пилотируемого объекта на Луну и высадки там человека — даже самых начальных этапов. А от первых шагов до высадки космонавтов должно пройти лет десять, а по нашим меркам — и все двадцать. Нельзя сказать, что к 2030 году это совсем уж невозможно, но в реальность этой даты пока верится слабо. Потому что нет ни финансирования, ни программы подготовки к этому.
«СП»: — Почему бы нам не использовать прежние советские наработки? Скажем, был корабль-модуль Т2К-ЛК, который прошел успешные испытания полвека назад? Мы утеряли технологии, либо их в настоящее время уже трудно воспроизвести?
— Мне периодически задают такой вопрос, или спрашивают, почему американцы не используют технологии «Сатурна-5», и в таком духе… Что касается нас, то к отмене лунной программы в свое время привели аварии на старте со сверхтяжелой ракетой-носителем Н-1 в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Ну, а поскольку американцы тогда опередили нас, мы опоздали, то заявили, чтобы не приходить вторыми, так сказать, что мы в этом соревновании вообще не участвуем. А технологии были разработаны до высокой степени готовности. Но сейчас использовать эти наработки нет никакой возможности. Хотя бы потому, что вся электроника уже совершенно другая. Если же попытаться построить аппараты на прежних принципах, то просто не найдется комплектующих. Нет уже тех направлений промышленности, которые их производили. Так и у американцев — воссоздать «Сатурн-5» невозможно, поэтому они и мучаются с новой сверхтяжелой ракетой-носителем.
Евгений Берсенев
Свежие комментарии