1882 - Родился пионер авиации, конструктор и летчик Джеффри Де Хевилленд, основатель de Havilland Aircraft Company
1907 - Родился Н.С. Дубинин, Заместитель Главного конструктора ОКБ им. П.О. Сухого, Лауреат Государственной премии
1909 - Установлен рекорд продолжительности полета Wright Flyer A с пассажиром, 1 час 12 минут.
1920 - В Москве над Красной площадью в честь Конгресса Коминтерна прошёл воздушный парад, а также состоялся большой воздушный праздник на Ходынке. В 12.30 с Красной площади поднялся сферический аэростат (воздушный шар), на котором аэронавты Н.Д.Анощенко, И.И.Олеринский и Л.Э.Куни совершили "первый свободный полет в свободной России". Аэростат достиг высоты около 5 км и после 3,5 часов полета приземлился у деревни Щеканцево в 15 верстах от Богородска.
1926 - Родился командующий авиацией ПВО (1977-1987) Н.И.Москвителев
1928 - Cостоялся первый полет Boeing 80 - 12-местного трехмоторного пассажирского биплана;Добившись успеха с одномоторным Boeing 40A Уильям Боинг решил потягаться с компанией Генри Форда на рынке многомоторных пассажирских самолётов. С этой целью в 1928 был разработан Boeing 80, трёхмоторный 12-местный авиалайнер. Перед конструкторами поставили задачу создать более комфортабельный самолёт, чем у конкурента.
Первый полёт состоялся 27 июля 1928 года. Всего через две недели Boeing 80 был передан для эксплуатации в авиакомпанию Boeing Air Transport. Своеобразный рекорд для лайнеров такого класса.
1929 - Родился летчик-испытатель Н.Е.Кульчицкий.
В 1951 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС в нескольких округах (Одесский военный округ, группа советских войск в ГДР, Прибалтийский военный округ).
В 1962 году окончил школу лётчиков-испытателей, в 1967 году — 3 курса Казанского авиационного института.
С 1962 года — лётчик-испытатель Казанского авиационного завода. Испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16, Ту-22 и также их модификации.
С 1967 года — лётчик-испытатель ОКБ Туполева. Участвовал в испытаниях ряда самолётов: Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-95, Ту-134, Ту-154 и многих других.
22 октября 1976 года при катапультировании из аварийного неуправляемого Ту-22МР (совместно со вторым пилотом Владимиром Севанькаевым, впоследствии Героем Советского Союза, и штурманом А. В. Ерёменко) получил тяжёлые ранения. Несмотря на противопоказания врачей, в 1977 году вернулся на лётно-испытательную работу.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1977 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Кульчицкому Николаю Евгеньевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Жил в Москве. Погиб 28 января 1982 года при выполнении испытательного полёта на стратегическом ракетоносце Ту-95МС-55.
1929 - Летчица Maryse Bastie улучшила женский рекорд продолжительности полета - 26 часов 47 минут на французском легком многоцелевом самолете Caudron C.109
1931 - Впервые поднят в воздух прототип Stag Lane J9184 английского тяжелого бомбардировщика de Havilland D.H.72. В конце ноября самолет был доставлен Martlesham Heath для проведения испытаний в составе No.22 Squadron.
К этому времени Авиационное Министерство заметно охладело к идее вооружения ВВС тяжелыми бомбардировщиками (на это серьезно повлияло решения Женевской конвенции о запрещении строительства бомбардировщиков) и в сентябре 1932 года спецификация B.22/27 была аннулирована, что привело к закрытию проекта D.H.72.
1934 - Совершил первый полет опытный образец лодки "Стрэнрир" ("тип 230"). Летающая лодка Supermarine Stranraer, первоначально обозначенный как Southampton Mk V, стал последней летающей лодкой схемы биплан, спроектированной Р. Дж. Митчеллом. Stranraer - летающая лодка, двухмоторный цельнометаллический биплан с двухкилевым оперением. Двигатели размещены на верхнем крыле. Создана в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Являлась дальнейшим развитием серии лодок "Саутгемптон" и "Скапа" с дальнейшим увеличением размеров. Предусматривалась перевозка громоздких грузов (авиамоторы, торпеды) на верхней части фюзеляжа.
1935 - Начались государственные испытания цельнометаллического двухлодочного гидросамолета-катамарана МК-1 (АНТ-22). При наружной подвеске данные несколько снизились: максимальная скорость у поверхности воды составила 205 км/час, крейсерская 180 км/час, практический потолок 2250 м.
Признавалось, что по своим мореходным качествам МК-1 обладает хорошими обводами и гидродинамикой, способен взлетать и садиться в открытом море при волне до 1,5 метров и ветре до 12 м/сек. Одновременно, показатели скорости, потолка и дальности полета (1330 км) не отвечают требованиям времени. Предлагалось продолжить улучшения самолета, для чего установить более мощные двигатели М-34 РН или М-34ФРН.
1936 - Первый полет легкого самолета с убирающимися шасси, АИР-12 ОКБ "ЯК", Ю.И.Пионтковский
1937 - Состоялся первый полёт скоростного 4-моторного немецкого лайнера, впоследствии дальнего бомбардировщика-разведчика Focke-Wulf Fw 200 Condor. Первый опытный самолет назывался Fw.200-V1 (D-AЕRЕ) и поднял его в воздух сам конструктор Курт Танк.
1937 - Успешно испытан легкий самолет с автомобильным двигателем Г-23 конструктора В.К. Грибовского, пилот И.Д. Гродзянский.
Одной из главных причин, сдерживающих развитие массовой спортивной авиации в СССР в середине 1930-х годов, считалось отсутствие маломощных авиадвигателей. В качестве решения проблемы предлагалось использовать автомобильные моторы, которые, будучи в 5-6 раз дешевле, чем М-11, потребляли к тому же значительно меньше топлива. Кроме того, весьма заманчивым представлялось использовать вместо высокооктанового и дорогого авиационного обычный автомобильный бензин. Однако существенным препятствием для установки автомоторов на самолеты являлся их слишком большой вес.
Попытки обойти это препятствие предпринимались неоднократно. В 1935 г. в Горьковском авиатехникуме ГВФ по проекту конструктора А.А. Смолина построили двухместный моноплан КСМ-1 ("Комсомолец-1"), оснащенный четырехцилиндровым автомобильным двигателем ГАЗ-А. Двигатель соответствующим образом был доведен и облегчен инженером Е.В.Агитовым на Горьковском автозаводе. В результате мощность возросла с 40 до 52 л.с. при общем весе 140 кг.
Испытания КСМ-1 выявили реальную возможность установки автомобильного двигателя на самолете. Одновременно указывалось, что конструкция КСМ-1 перетяжелена, а это привело к недостаточным значениям летных характеристик.
При утверждении отчета по испытаниям Начальник ВВС РККА Яков Алкснис предложил Главному Управлению авиапромышленности построить два новых самолета типа КСМ-1, при этом максимально облегчив конструкцию. В дальнейшем заказ переадресовали Осоавиахиму, один самолет построили и испытывали вплоть до аварии, случившейся в 1940 г. Принимая участие в доводке КСМ-1, Грибовский предложил свой вариант самолета с автомобильным двигателем, получивший обозначение Г-23 "Комсомолец-2". Самолет строился в специально созданном отделе Горьковского автозавода.
1937 - Во время гражданской войны в Испании советский доброволец летчик-истребитель М.Н.Якушин на И-15 впервые в истории сбил бомбардировщик противника в ночном бою.
1938 - Поднялся в воздух первый прототип автожира фирмы Focke-Wulf- Fw.186V-1 (серийный номер 1971, регистрационный код D-ISTQ), а в скором времени был выпущен и второй опытный экземпляр Fw.186V-2 (с\н 1972). Оба прототипа внешне выглядели практически одинаково, но различались двигателями.
1939 - Состоялся первый полет американского среднего бомбардировщика В-23 Dragon. Самолет Douglas В-18 - средний бомбардировщик с высокими летными характеристиками, не был так же широко востребован, как самолет Boeing B-17 Flying Fortress. Об этом говорят цифры: 350 самолетов В-18 по сравнению с 13000 машин В-17. В попытке исправить недостатки самолетов DB-1 в 1938 году компания разработала улучшенный вариант под обозначением В-23 Dragon.
Хотя общая аэродинамическая компоновка была подобна предыдущей модели, это оказался совершенно новый проект. Размах крыла был увеличен, фюзеляж получил более обтекаемую форму, оперение имело более высокий киль и руль направления. Шасси - убирающееся, трехопорное с хвостовым колесом, но гондолы двигателей были увеличены так, что, когда главные опоры в полете были выпущены, они частично закрывались гондолами и поэтому имели гораздо меньшее аэродинамическое сопротивление. Значительное улучшение летных характеристик ожидалось и из-за использования двух двигателей Wright R-2600-3 Cyclone 14 мощностью на 60% больше прежних. Нововведением также было наличие хвостового пулемета.
1941 - Создан первый опытный образец 37-мм авиационной пушки 11П (НС-37) конструкции Нудельмана и Суранова (устанавливался на самолетах ЛаГГ-3, Як-9Т)
1942 - Первый боевой вылет американского истребителя Норт Америкен Р-51 «Мустанг»;
Рейхсмаршалу Герману Герингу приписывают такие слова: «Когда я увидел над Берлином бомбардировщики, сопровождаемые истребителями («Мустангами»), я понял, что дело плохо» (4 марта 1944 года).
История истребителя Р-51 «Мустанг» началась в 1940 году. Британская закупочная комиссия (Britsh Purchasing Commision, BPC) вела переговоры с фирмой Норт Америкэн Авиэйшен (NAA) о лицензионном производстве истребителей Р-40 для ВВС Великобритании (RAF). Но представители NAA предложили ВРС создать новый истребитель по собственному проекту фирмы. До этого Норт Америкэн строила только учебные самолёты. и ВРС с большой неохотой согласились рассмотреть их предложение. В январе 1940 года «Датч» Киндельбергер и Ли Этвуд, президент и вице-президент Норт Америкэн, предложили построить для RAF 320 истребителей, получивших фирменное обозначение NA-73. Самолёт должен был быть оснащён мотором фирмы Аллисон, стоить не более 40 000 долларов за штуку и иметь вооружение в соответствии с требованиями британцев. Это предложение было принято ВРС 10 апреля 1940 года - дата, которую принято считать началом истории «Мустанга».
27 июля 1942 года, над Дьеппом (Dieppe) Мустанг был атакован парой FW-190 и сбит. Мустангом управлял американский пилот-доброволец Холлис Хиллис (Hollis S. Hillis) из 414 эскадрона Канадских Королевских ВВС.
1944 - 616-ю эскадрилью на Gloster Meteor F.I впервые привлекли к операции "Дайвер" ("Ныряльщик") - охоте на немецкие самолеты-снаряды V-1. "Метеоры" при свете дня парами патрулировали побережье. В день совершалось шесть-семь вылетов по 40-45 минут. В первый же вылет летчик Уотте засек "Фау" поблизости от Эшфорда, зашел в атаку, но пушки заклинило. 4 августа ситуация повторилась. Пилот Дин обнаружил под собой летящий самолет-снаряд, спикировал на него и открыл огонь. После пары выстрелов оружие замолчало. Но летчик проявил смекалку. Он пристроился к "Фау" сбоку, уравнял скорости и подсунул свою плоскость под крыло самолета-снаряда. Последовала плавная "бочка", и V-1 перевернулась на спину. Гироскопы крылатой ракеты не выдержали такого издевательства: "Фау" вошла в штопор и, упав в лес, взорвалась. Вернувшись на аэродром, Дин выяснил, что честь уничтожения первой цели ему придется разделить с другим летчиком, Дж. Роджером, который тоже встретил самолет-снаряд, но разделался с ним пушечным огнем. Причину частого отказа пушек потом выявили. Ею оказалась неудачная конструкция гильзоотводов.
1944 - Вышло решение Президиума Верховного Совета СССР (Протокол №18) о досрочном освобождении С.П.Королёва и снятии с него судимости.
1946 - Родился летчик-испытатель и космонавт Т.О.Аубакиров.
72-й космонавт СССР, первый космонавт казахской национальности. Генерал-майор ВВС Казахстана. Депутат Верховного Совета Казахстана XII созыва. Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан от избирательного округа № 44 Кызылординской области. Народный Герой Казахстана, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан.
1946 - Первый полет палубного истребителя-бомбардировщика Supermarine Attacker. Палубный истребитель "Аттакер" был принят на вооружение авиации ВМС и в ноябре 1949 г. на его производство был выдан заказ. Первый серийный образец самолета впервые поднялся в воздух 4 апреля 1950 г. Поступившие на вооружение варианты палубного истребителя назывались: "Аттакер" F.I и "Аттакер" FB.1. Оба самолета были снабжены турбореактивными двигателями "Нин" 3 с тягой 2320 кг.
1947 - Первый полет первого реактивного бомбардировщика "77" (Ту-12), А.Д.Перелет
1947 - Первый английский вертолёт Bristol Sycamore совершил первый полёт, пилот Г. А. Марш. Всего было построено 180 вертолётов Bristol Sycamore.
1949 - Cостоялся полет самолета De Havilland DH-106 Comet - первого реактивного пассажирского самолета (Великобритания); Постройка первого опытного образца D.H.106 завершилась в апреле 1949 года, а 27 июля прототип D.H.106 "Комета" с бортовым регистрационным номером G-5-1 ушел в свой первый получасовой полет с аэродрома в Хатфилде. Начало летным испытаниям первого в мире реактивного лайнера было положено известным английским летчиком, асом второй мировой войны Джоном Канингхемом, в то время летчиком-испытателем фирмы Де Хевилленд.
1953 - Катастрофа самолёта Ил-12 в районе г. Гирин (почти 300 км от границы с КНДР), Китай.
Официально в ЛП самолета заявлена авиакомпания "Аэрофлот", но, с большой долей вероятности, можно утверждать, что это был транспортный самолет МО СССР. Ил-12 с группой военнослужащих 83-го истребительного авиакорпуса вылетел из Порт-Артура во Владивосток. На борту находился 21 человек, 14 офицеров и 7 рядовых, все погибли.
Причина: самолет был атакован четверкой F-86 из 335-й эскадрильи 4-го истребительного крыла ВВС США. Американский ведущий сблизился с невооруженным транспортником и расстрелял его, одержав таким образом последнюю воздушную победу в том конфликте. Победу над безоружным самолётом записал на свой счёт к-н Ральф Парр. Советское правительство предъявило ноту протеста в виду того, что самолет был сбит над территорией Китая. Эта потеря считается последней катастрофой в Корейской войне.
1953 - Катастрофа самолёта Ту-4.
Столкнулся с лесным массивом в районе сопки Лысая Спасского района Приморского края. Экипаж, 12 человек, погиб.
Причина неизвестна. Среди погибших - заместитель командира АЭ 442-го ДБАП летчик-испытатель к-н Емец Д. А.
1955 - На первом опытном экземпляре Су-7, самолете С-1, летчик-испытатель А.Г. Кочетков выполнил первую рулежку.
1955 - Впервые взлетел французский легкий многоцелевой самолет РА-204 Super Cigale с мотором Avco Lycoming мощностью 135-180 л.с. (101 - 134 кВт). Это был 4-местный вариант двухместного PA-20 Cigale. В серию машина пошла под обозначением PA-204L.
1956 - Взлетел первый "802-й" прототип английского лайнера Vickers V.800 Viscount, названный "Леди Дуглас" в честь жены председателя совета директоров ВЕА, а уже в сентябре машина с большим успехом демонстрировалась на авиасалоне в Фарнборо. Основой для новой "восьмисотой" серии послужил V.700D. От своего предшественника самолет отличался удлиненным на метр фюзеляжем, что позволило разместить в пассажирском салоне до 65 человек (позднее число кресел возрасло до 71), и прямоугольной формой входных дверей вместо овальной, применявшейся на "семисотках".
1964 - На базе ГУ ГВФ образовано Министерство Гражданской авиации СССР
1964 - Первый полёт по-самолётному СВВП Як-36; В.Г.Мухин.
1967 - Состоялся первый полет Boeing 727-200. Boeing 727-200 - среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный американской фирмой Boeing. В ноябре самолет был сертифицирован FАА. Начальный этап эксплуатации самолетов Boeing 727-100 показал, что многим авиакомпаниям требуется более вместительный самолет. В августе 1965 года фирма Boeing объявила о создании модификации 727-200 с удлиненным на 6,1 м фюзеляжем, в результате чего пассажировместимость в кабине двух классов увеличилась до 134 чел. В середине декабря 1967 года американская авиакомпания "Нортист Эрлайнз" получила первый самолет 727-200.
1970 - Катастрофа вертолёта Ми-4.
Экипаж, не имея полетного задания, при нелетной погоде вывез группу людей на рыбалку. Оставив вместе с рыбаками второго пилота, экипаж вернулся в Себян и выполнил один полет на стойбище оленеводов. Затем, употребив спиртные напитки, экипаж вернулся к месту высадки рыбаков, где продолжил пьянство. Ночью они решили вернуться в Себян-Кюэль. Во время полета в темноте при нелетной погоде в условиях ограниченной видимости произошло столкновение со склоном горы в 22км от п.Себян-Кюэль, Якутская АСССР. 6 человек погибло.
1971 - Первый вылет в Норвежское море противолодочного самолета Ту-142. Это были экипажи командира полка подполковника В. И. Дубинского и командира эскадрильи подполковника В. А Шиманского. Большой пользы от этого и последующих полётов не было - для поиска ПЛ, а точнее надводных объектов, использовались бортовые РЛС. Обычно в этом случае говорят, что экипажи приобретали навыки выполнения длительных полётов, готовятся к выходу в Атлантику, но искать ПЛ, используя бортовые РЛС, не представлялось разумным.
1972 - Первый полет истребителя МакДонелл Дуглас YF-15 "Игл", США, летчик-испытатель И.Барроуз
1983 - Совершил свой первый полет бразильский опытный самолет, названный EMBRAER EMB-120 Brasilia и к маю 1985 г. получил сертификат.
1985 - Впервые поднялся в воздух прототип Т8М-2 Улан-Удинского завода шткрмовик Су-25Т (Т8М)
1992 - Запуск КК "Союз ТМ-15", А.Я.Соловьев, С.В.Авдеев и М.Тонини (Франция)
1999 - Беспосадочный перелёт самолёта Су-27 Жуковский – Северный полюс – Жуковский с пятью дозаправками, 11 час. 31 мин. А.Н. Квочур во взаимодействии с 37-й армией Верховного Главнокомандования (стратегическая авиация России) Анатолий Квочур выполняет два сверхдальних перелета на одноместном истребителе Су-27 через Северный полюс по замкнутому маршруту, примерно по 15 тысяч километров каждый с дозаправками в воздухе. В этих полетах исследовались новые научно-технические разработки, в том числе спутниковый радионавигационный комплекс, бортовое компьютерное оборудование, различные индикаторы и самописцы. Именно по спутниковым данным велся поиск и сближение истребителя с самолетами-заправщиками. Велось непрерывное медико-физиологическое обследование самого летчика.
2001 - Летчик-испытатель Е.И. Фролов совершил первый полет на первом опытном экземпляре легкого сельскохозяйственного самолета Су-38Л-1.
Су-27 под управлением Владимира Топонаря и Юрия Егорова выполнял фигуру высшего пилотажа «косая петля с поворотом». Лётчикам не хватило высоты, чтобы вывести самолёт из снижения, он задел дерево, затем ударился крылом о бетон и некоторое время скользил вдоль земли через лётное поле, заполненное зрителями. После этого он задел стоящий на аэродроме Ил-76 и начал кувыркаться. На месте падения прогремел взрыв и возник сильный пожар. Пилоты катапультировались после того, как самолёт первый раз ударился о землю, и успели покинуть его до того, как он разрушился и загорелся; оба лётчика выжили. К месту падения были немедленно стянуты пожарные расчёты и бригады скорой помощи. В общей сложности около 20 машин скорой помощи находилось на месте трагедии. Пострадавшие, в том числе и выжившие лётчики Су-27, были направлены в пять больниц Львова.
Свежие комментарии