1898 - Доклад Николая Егоровича Жуковского «О сопротивлении воздуха при больших скоростях».
1924 - Стыковка дирижабля и самолёта. Первая попытка стыковки дирижабля и самолёта, предпринятая первым лейтенантом Клайдом В. Финтером, заканчивается неудачей, пропеллер аэроплана повреждается при ударе о стыковочную трапецию. Лётные эксперименты начались в 1924 году. Трапецию смонтировали под гондолой армейского дирижабля ТС-7, и 3 октября истребитель Sperry M-1 Messenger отцепился от дирижабля и совершил самостоятельную посадку. Обратная операция была впервые совершена 15 декабря 1924 года. Пилот самолёта Клайд Финтер сначала подвёл свою машину к дирижаблю снизу и зацепился за трапецию, однако скорость истребителя была выше скорости полёта авианосца, и в механизме крюка сработал предохранитель, освобождающий захват. После нескольких безуспешных попыток Финтер при подлёте к трапеции свёл к минимуму время нахождения самолёта в спутной струе (завихрения воздуха от дирижабля). Приём сработал - впервые в истории авиации машина повисла на трапеции летающего авианосца.
Спроектированный в 1921 г. инженерным отделом авиационной службы Армии США одноместный биплан Мессенджер предназначался для использования в качестве самолёта связи между наземными командирами передовых частей и штабами.
1934 - Константин Эдуардович Циолковский зафиксировал дату рождения своей идеи об эффективности многоступенчатой ракеты: "15 декабря 1934 года, после 6 часов вечера".
1938 - При испытании нового скоростного истребителя И-180 конструкции Николая Николаевича Поликарпова погиб 34-летний Валерий Павлович Чкалов, Герой Советского Союза. Роковой полёт проходил над московским Центральным аэродромом при 24-градусном морозе. Уже при заходе на посадку двигатель, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома, но уже на подходе, видя, что самолёту не перелететь жилые бараки, резко отвернул штурвал и врезался центропланом в высоковольтную опору.
Пилота выбросило из кабины, он упал на землю и, ударившись о металлическую балку, разбил голову. Упади он хоть чуточку дальше... Через 2 часа Валерий Павлович скончался в Боткинской больнице. Впоследствии на месте падения машины, на Хорошёвском шоссе, установили памятный камень. Версии о подстроенной кем-то гибели Чкалова достоверных подтверждений не находят.
1938 - Первый полёт французского истребителя Bloch MB.152, пилот Р.Бланк. К началу Второй мировой войны в воздушную армию было поставлено около 120 самолетов MB.151 и MB.152.
1938 - Открыты курсы усовершенствования высшего начальствующего состава морской авиции.
1939 - Первый полёт Bloch MB-161 (позже SNCASE SE.161 Лангедок).
В 1936 году авиакомпания Air Afrique нуждалась в новом авиалайнере для своих африканских служб. Разработка самолёта началась в 1937 году. Он был оснащён четырьмя двигателями Gnome-Rhône 14N мощностью 1020 л. с. каждый. Однако во время Второй мировой войны разработка самолёта была остановлена. Самолет получил название Languedoc в честь региона Лангедок и французского лётчика Первой мировой войны Анри Франсуа Лангедока.
После освобождения Франции Временное правительство разрешило возобновить производство первого серийного самолёта, получившего название SE.161. Первая партия из 40 единиц была произведена для Air France в период с октября 1945 года по апрель 1948 года.
Всего было построено 100 экземпляров для Air France, ВВС Франции и ВМС Франции. Единственным иностранным заказчиком для новых серийных самолётов была польская авиакомпания LOT, которая купила пять самолётов. В 1952 году Air France прекратила эксплуатацию SE.161 и передала часть самолётов другим авиакомпаниям (Air Atlas, Air Tunis, Air Transport, Aviaco, Misrair, Air Liban. В 1961 году эксплуатация самолёта гражданскими операторами была прекращена. В 1964 году снят с эксплуатации был последний SE.161, использовавшийся в качестве летающей лаборатории. Ни один борт не сохранился до наших дней. Одной из причин того, что самолёты быстро были сняты с эксплуатации — ряд технических проблем, в том числе проблемы шасси, плохой обзор из кабины при посадке в плохую погоду, отсутствие противообледенительного оборудования и отопления кабины. Поэтому, самолёт не мог конкурировать с другими лайнерами того времени — Douglas DC-4, Vickers Viscount, Lockheed Constellation.
1941 - Состоялся первый полёт бомбардировщика «103В» (Ту-2) с двигателями М-82А, лётчик-испытатель Марк Павлович Васякин. После начала войны большая часть заключённых специалистов выпускается на свободу и эвакуируется в Омск, где одновременно с созданием серийного завода по выпуску туполевского бомбардировщика идёт доработка проектов "103" и "103У", в соотстветствии с нуждами военного времени. Машина приспосабливается под новую силовую установку с двигателями воздушного охлаждения М-82 (самолёт "103В", "60"). Осенью 1941 года в коллектив вливается Александр Александрович Архангельский с частью своего ОКБ. В декабре 1941 года опытный самолёт "103В" уходит в первый полёт, начинаются испытания и доводки новой машины.
1941 - Экипажи Московской авиагруппы особого назначения ГВФ выбросили в район Теряевой Слободы 415 парашютистов, которые, захватив дороги, сорвали отход гитлеровских войск и техники из города Клина.
1942 - В СССР создан институт самолётного оборудования, директором которого назначен Николай Иванович Петров.
1944 - Военный самолёт UC-64A Noorduyn Norseman исчезает над проливом Ла Манш на маршруте из Бедфорда (Англия) в Париж (Франция). Погибают руководитель ансамбля и музыкант Глен Миллер и пилот. Высказывались предположения, что самолёт мог быть задет бомбами, сбрасывавшимися бомбардировщиками Королевских ВВС по дороге на базу после неудачного рейда.
1945 - Первый полёт во Франции туристского Nord 1200 Norecrin.
1948 - Состоялся первый полёт экспериментальной бесхвостки Нортроп X-4 «Бантам».
1951 - Решение о создании службы раннего обнаружения самолётов. День образования радиотехнических войск ВВС.
1956 - Авиалайнер Douglas DC-7C авиакомпании SAS установил рекорд беспосадочного перелёта через Северный полюс из Лос-Анджелеса в Стокгольм - 10 008 километров.
1958 - Катастрофа Ил-14 (СССР-41843), Ульяновская область, близ а/п Баратаевка (Ульяновск), Ульяновской ШВЛП.
В 16:22 мск 2 отряд 2-й аэ ШВЛП в группе из 4-х самолётов приступил к производству ночных полётов с целью обучения слушателей по программе подготовки командиров экипажей. Первоначально группа совершала полёты по кругу. После 2-3 полётов высота облачности понизилась до 200 м. Руководитель полётов распорядился переключиться на производство полётов по ОСП. КК-инструктор Никищенков в этот день выполнил 10 полётов. Выполняя 4-й полёт по ОСП со слушателем Крыкановым на левом кресле, экипаж нормально произвёл заход по ОСП от начала взлёта до захода на БПРС, что подтверждается наблюдением за его полётом по диспетчерскому радиолокатору на СКП. Через 5-7 сек. после пролёта БПРС самолёт резко изменил угол планирования до примерно 45°. Последовала попытка экипажа вывести самолёт из крутого планирования, но ввиду недостаточной высоты и просадки самолёта этого сделать не удалось. Самолёт под углом около 6° в 600 м после пролёта БПРС с МКпос=204° (400 м от торца ВПП) ударился об землю в поле. Передняя и основные стойки шасси, а также носовая часть фюзеляжа, разрушились. Самолёт продвинулся по грунту 65 м с курсом посадки, загорелся и частично сгорел. Погибли два инструктора и два слушателя. Погода на момент происшествия: облачность 10 баллов, 200 м, видимость 6 км, в облаках обледенение средней степени. На правой плоскости обнаружено остаточное обледенение толщиной 10-15 мм. На верхней обшивке передней части крыла найдены остатки барьерного льда, что свидетельствует о неправильном использовании ПОС экипажем –запоздалое включение или непрерывное использование. Всего погибших: 4 члена экипажа из 7.
1959 - Дж.В. Роджерс (США) на F-106A установил рекорд скорости на мерной базе 15 - 25 км — 2455,7 км/ч.
1959 - Государственная комиссия подписала акт о приёмке в эксплуатацию первого в СССР боевого ракетного комплекса межконтинентальных баллистических ракет. Ракеты Р-7 были разработаны под руководством Сергея Павловича Королёва, а первым командиром воинов-ракетчиков был Михаил Григорьевич Григорьев. На 31-й площадке полигона Тюратам (ныне космодром Байконур) была поставлена на боевое дежурство первая боевая стартовая станция с МБР "Р-7"/SS-6/Sapwood. Вторая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 заступила на боевое дежурство в Плесецке. Спустя два дня был подписан документ о создании нового вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения.
1961 - Начало первого сверхдальнего перелёта Москва - Антарктида (пос. Мирный) самолётов Ил-18 и Ан-12 с АИ-20, экипажи Александра Сергеевича Полякова и Бориса Семёновича Осипова.
1965 - В Советском Союзе была утверждена как основная по облету Луны пилотируемая программа - "УР-500К-Л1" (позднее известная, как "Зонд"), "родившаяся" на базе двух проектов созданных в ОКБ-1 и ОКБ-52.
1965 - Первый групповой полёт американских космических кораблей "Джемини-7" и "Джемини-6А". Впервые в космосе одновременно четыре астронавта (Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл, Уолтер Ширра, Томас Стаффорд).
"Джемини-7" стартовал 4 декабря 1965 года, "Джемини-6А" - 15 декабря. После сближения с Джемини-7 оба корабля на протяжении трёх витков совершали манёвры, находясь на расстоянии от 90 м до 0.3 м друг от друга.
1970 - Впервые на другую планету совершил посадку космический аппарат, посланный с Земли. Спускаемый аппарат советской автоматической межпланетной станции "Венера-7" совершил плавный спуск на парашюте в атмосфере Венеры и достиг поверхности планеты. Непосредственно перед входом в атмосферу произошло разделение орбитального отсека и спускаемого аппарата. Орбитальный отсек вошёл в атмосферу Венеры и сгорел, а спускаемый аппарат начал аэродинамический спуск в атмосфере планеты. На высоте порядка 60 километров была введена в действие парашютная система. После совершения посадки впервые посланец Земли работал в течение 22 минут 58 секунд на её поверхности и посылал сигналы на Землю.Температура в месте посадки составила 475 гр. С, а давление 90 атм.
1972 - Первый полёт самолёта Су-20, лётчик-испытатель Александр Николаевич Исаков.
1976 - Состоялся первый парный полёт возвращаемых аппаратов комплекса «Алмаз» по программе лётных испытаний. Головной разработчик - ЦКБМ. Генеральный конструктор - Владимир Николаевич Челомей.
1981 - В ОКТБ "Орбита" завершено создание тренажёрного комплекса "Союз" - "Салют" для ЦПК им. Ю.А.Гагарина.
1984 - С космодрома Байконур РН «Протон» запущена автоматическая межпланетная станция «Вега-1» (НПОЛ), созданная в рамках международного проекта «Вега». 11 июня 1985 г. введены в атмосферу Венеры посадочный аппарат и атмосферный зонд (на ночной стороне планеты). Проводились измерения характеристик состава атмосферы во время снижения посадочного аппарата и на аэростате. Дрейф аэростата наблюдался 48 часов при помощи сети наземных радиотелескопов. За это время он прошёл около 10000 км, оставаясь на высоте 54 км. Были измерены вертикальные скорости атмосферных движений с точностью 1 м/с. Проведён анализ состава грунта при помощи гамма-спектрометра. Пролётный аппарат продолжал полёт к комете Галлея, встретившись с ней 6 марта 1986 г. Экспедиция успешно завершена в 1986 г.
1989 - Установлен рекорд пребывания вертолёта в режиме висения - 50 часов 50 секунд. Он установлен в США 13-15 декабря 1989 года Родом Андерсоном, Дугом Дэйглом, Дэйвом Мейером и Брайаном Ваттсом, которые по очереди пилотировали вертолёт Bell 47В "Sioux" 1947 г. выпуска.
1995 - Первый полёт построенного в Иркутске Як-112 с двигателем «Лайкоминг» IO-540-ES и новым трёхлопастным воздушным винтом.
1996 - Boeing и McDonnell Douglas объявили об объединии в крупнейшую (тогда) в мире аэрокосмическую компанию под брендом Boeing.
1997 - Катастрофа Ту-154Б-1 (EY-85281), в окрестностях города Шарджа, авиакомпания «Точикистон», рейс 3183.
Ночью, в простых метеоусловиях, при заходе на посадку в аэропорт Шаржда (по векторам, сообщаемым диспетчерской службой), экипаж допустил снижение ниже минимально безопасной высоты - в посадочной конфигурации, с выпущенными шасси, что не позволило сработать сигнализации ССОС.
При сообщении штатного КВС "высота 100" (сам он находился на откидном сидении, самолётом управлял проверяющий), штурман ответил "без снижения", но в процессе чтения предпосадочной карты никто не принял никаких действий по прекращению снижения. Со скоростью 370 км/час и большой вертикальной скоростью самолёт столкнулся с землей, разрушился и сгорел. Погибли все, находившиеся на борту - кроме штурмана, которого выбросило из кабины в процессе разрушения самолёта. Всего погибших - 85, экипаж - 6 (7), пассажиры - 79.
1998 - На заводе в Шеньяне (КНР) облётан первый серийный самолёт Су-27СК собственной сборки.
2005 - Ввод в строй первой эскадрильи ВВС США, оснащённой истребителями пятого поколения F-22A Raptor. Первые 12 «Рапторов», появившихся в боевом составе ВВС США, принадлежат 27-й истребительной эскадрильи 1-го авиакрыла, дислоцированной на авиабазе «Лэнгли» в Вирджинии.
2006 - Состоялся первый тестовый полёт истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II ("Молния-2"). Полёт продолжался 35 минут вместо запланированного часа. Самолёт поднялся на высоту 15000 футов (4572 метра). Лётчик-испытатель провел серию манёвров с целью проверки двигателя и подсистем.
2009 - Пассажирский самолёт Boeing 787 Dreamliner американской самолётостроительной корпорации Boeing совершил первый полёт. Он взлетел с аэродрома города Эверетт, штат Вашингтон. Полёт длился 3 часа 4 минуты и завершился посадкой на аэродроме компании Boeing в Сиэтле. КВС Майкл Карикер и пилот-инженер Рэндалл Невилл.
2010 - Самолёты Харриер сняты с вооружения RAF. Шестнадцать британских самолётов, участвовавших в операциях в Сьерра-Леоне, Ираке и Афганистане и до сих пор находящихся на вооружении американских военных кораблей, в последний раз пролетели над своей базой в Ист-Мидленде.
2017 - В 15:36 UTC (18:36 ДМВ) с площадки SLC-40 Станции ВВС США "Мыс Канаверал" стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчётов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлён пуск ракеты-носителя "Falcon-9 FT" B1035-2 с грузовым кораблем "Dragon SpaceX CRS-13". Первая ступень носителя после выполнения своей задачи успешно приземлилась на площадке LZ-1 Станции "Мыс Канаверал". Впервые при запусках грузового корабля одновременно использовалась первая ступень, уже применявшаяся при запусках РН "Falcon-9", и корабль "Dragon", уже доставлявший грузы на МКС. Стыковка с МКС 17 декабря 2017 года, посадка на землю 13 января 2018 года.
2020 - На аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полет российского среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.
Самолет провел в воздухе 1 час 25 минут. Задачей первого полета была проверка режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, а также функционирования его систем. МС-21-310 пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьева.
Разработка ПД-14 осуществлялась пермским «Авиадвигателем» в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Силовые агрегаты получат МС-21, предназначенные для перевозки до 211 человек (предельная плотная компоновка кресел в версии МС-21-300) на расстояние до 6,4 тысячи километров. Первый полет машина семейства совершила в мае 2017
Свежие комментарии