1901 - В Париже открылся первый международный воздухоплавательный конгресс. Россию там представлял Николай Егорович Жуковский.
1906 - Родился Лев Рувимович (Робертович) Гонор — советский руководитель предприятий ВПК по производству артиллерийского вооружения. Генерал-майор-инженер. Герой Социалистического Труда(3 июня 1942 года).
Лауреат Сталинской премии первой степени(1946).
Умер 13 ноября 1969 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
1909 - В Москве первый в России демонстрационный полёт на самолёте ("Вуазен") совершил Ж. Леганье (Франция).
1918 - М.М. Огородников впервые совершил перелёт через Каспий из Баку в Красноводск на самолёте Фарман-30.
1922 - НТК Главвоздухфлота принял решение о развитии планеризма в СССР.
1924 - Первый полёт планера АВФ-10 - первого ЛА Александра Сергеевича Яковлева, один из организаторов и руководителей Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота Андрей Васильевич Сергеев.
1925 - Родился Александр Александрович Щербаков — Герой Советского Союза (1971), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), полковник (1962), кандидат технических наук (1986).
Родился 15 сентября 1925 года в посёлке Сормово (ныне в черте города Нижний Новгород).
Детство и юность провёл в Москве. В 1942 окончил 9 классов школы. Обучался в Московской военно-морской спецшколе. В армии с февраля 1943. В 1943 окончил Вязниковскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1943-октябре 1944 - лётчик 12-го гвардейского истребительного авиационного полка (ПВО г.Москвы). Совершал вылеты на Як-9 на прикрытие неба Москвы и коммуникаций Западного фронта.
В октябре 1944-мае 1945 - лётчик 176-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-й Белорусский фронт). Участвовал в Берлинской операции. Совершил 25 боевых вылетов на Ла-5, в 5 воздушных боях сбил в составе группы 1 самолёт противника.
В 1951 окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского. С августа 1951 по сентябрь 1952 - лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС. Провёл госиспытания Як-18Т, ряд испытательных работ на Ан-2. В 1953 окончил Школу лётчиков-испытателей. С июня 1953 по ноябрь 1986 - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл испытания на штопор: МиГ-17ЛЛ (1956), МиГ-19 (1958), МиГ-19С (1959), Як-25РВ (1960), Як-27Р (1960), МиГ-21Ф-13 (1961), Су-9 (1962), Су-7Б (1962), Су-9У (1963), МиГ-21У (1963), Як-28Л (1965), Як-28П (1966), Су-7УБ (1967-1968, 1971), МиГ-25П-7 (1969), МиГ-23 (1970), МиГ-25П-6 (1972), МиГ-23УБ (1972), МиГ-27 (1973), Су-24 (1974), Су-25 (1982). Провёл испытания Су-9 на критических режимах (1962), Су-24 на устойчивость (1974), Су-25 на устойчивость (1982), ряд сложных испытательных работ по изучению шарнирных моментов на истребителях. 10 июля 1974 года катапультировался из горящего Су-24 (с В.И.Лойчиковым). С ноября 1986 - в запасе. Жил в Москве. Работал ведущим инженером в ОКБ имени А.И.Микояна. Умер 29 ноября 2013 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище...
1927 - Родился Борис Николаевич Лагутин — конструктор ракетного вооружения, руководитель Московского института теплотехники, доктор технических наук, профессор, действительный член РИА и РАРАН. Герой Социалистического Труда (1977), лауреат Ленинской премии(1966 год) и Государственной премии СССР (1981 год), Заслуженный изобретатель РСФСР (1980 год).
В конце 1970-х годов Лагутин стал ведущим конструктором одного из лучших отечественных подвижных ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь». Будучи принятым на вооружение в 1985 году, «Тополи» длительное время составляли основу сухопутной составляющей стратегических ядерных сил СССР и России, и поныне успешно несут боевую службу. После кончины Надирадзе в 1987 году назначен Генеральным конструктором и директором Московского института теплотехники. Главный конструктор ракетного комплекса «Тополь-2» (принят на вооружение в 1997 году), не имеющего равных в мире и предназначенного для прорыва многоэшелонированной противоракетной обороны. Умер 6 ноября 2010 года.Урна с прахом захоронена рядом с могилой супруги на 4-м участке Армянского кладбища в Москве.
1929 - Первый полёт лёгкого спортивно-тренировочного самолёта Junkers A 48 (Германия).
По условиям Версальского договора Германия могла производить только самолёты гражданского назначения. В 1927 году инженеры Карл Плаут и Герман Польман фирмы Junkers Flugzeugwerke приступили к работе над проектом А 48. Самолёт планировали использовать для спортивных соревнований и тренировки пилотов.
A 48 представлял собой цельнометаллический низкоплан с неубирающимся шасси. Самолёт был рассчитан на 2 человек. На первом прототипе установили двигатель Bristol Jupiter VII, позволявший развить скорость до 265 км/ч. Дальность полёта — 500 км.
Junkers K 47 в полёте. Видны установленные пулемёты. Фото: Public domain
Всего построили 7 единиц Junkers A 48. Самолёт получился двойного назначения. Часть построенных А 48 передали в Швецию, дочерней компании Junkers — AB Flygindustri. На их базе был разработан лёгкий истребитель-штурмовик Junkers K 47, вооружённый 2 × 7,92-мм пулемётами LMG 08/15 Spandau, и выпущенный в количестве 12 экземпляров.
1935 - Seversky SEV-3 устанавливает мировой рекорд скорости для самолётов-амфибий с поршневыми двигателями, достигая 230,413 миль в час (370,814 км/ч). Пилотировал сам создатель самолёта Александр Николаевич Прокофьев-Северский. Рекорд до сих пор не побит.
1938 - В Евпатории в НИИ Морского управления закончились государственные испытания ДБ-3 на поплавках.
1939 – Халхин-Голский инцидент завершается победой Советского Союза над Императорской армией Японии. В заключительном советском наступлении 20 августа - 15 сентября советские ВВС заявляют об уничтожении ещё 290 японских самолётов, в результате чего общее количество уничтоженных японских самолётов с начала инцидента 11 мая достигло 645 при 34 своих потерянных самолётов за последние два месяца конфликта.
1939 - Жаклин Кокран на моноплане Seversky AP-7A с 700-сильным двигателем Pratt & Whitney "Wasp" устанавливает новый международный рекорд скорости 305,9 миль в час (492,3 км/ч) на 1000 км дистанции в Бербанке, Сан-Франциско.
1940 – Первый полёт Miles M.20. Он был разработан как простой и быстрый в сборке "аварийный истребитель ", альтернативный Royal Air Force Spitfires и Hurricanes, если их производство прервётся из-за бомбардировок, в ожидаемом вторжении Германии в Англию. После провала воздушного нападения на Англию эта опасность миновала, проект был закрыт.
Для упрощения производства M.20 имел цельнодеревянную конструкцию и использовал многие детали от более раннего учебного Miles Master, не имел гидравлики, и имел неубирающиеся шасси. Это освободило место для полезной нагрузки, достаточной для двенадцати пулемётов Browning и 5000 патронов, а также 700 литров топлива (вдвое больше дальности и боезапаса, чем у Hawker Hurricane и Супермарин Спитфайр).
Атака была проведена 21 тяжелым бомбардировщиком Lancaster Королевских ВВС. Линкор был поражен одной 12000-фунтовой (5455 кг) бомбой "Таллбой" и дополнительно поврежден несколькими близкими попаданиями.
Один "Таллбой" попал в носовую часть "Тирпица", пройдя через носовую палубу и корпус, и взорвался в воде по правому борту носовой части. Взрыв разрушил носовую часть и оставил носовые отсеки линкора затопленными 2000 тоннами воды. Взрывы нескольких других "Таллбоев" в воде близ "Тирпица" также повредили обшивку корпуса и переборки. Пять человек были убиты и пятнадцать ранены. "Тирпиц" был признан немореходным, и повреждения были оценены как требующие ремонта в течение девяти месяцев, но это было сочтено неосуществимым, поэтому линкор был переведен в плавучую артиллерийскую батарею.[
1959 - Родился Вячеслав Юрьевич Аверьянов — Заслуженный лётчик-испытатель России(2006), Герой Российской Федерации(2001).
1959 - Первый полёт лёгкого самолёта Aermacchi AL-60 (он же Lockheed L-402, он же Lockheed-Azcarate LASA-60).
Lockheed в конце 1950-х годов решила разработать лёгкий самолёт для гражданской авиации. Проект L-402 возглавил конструктор Альберт Муни (Albert W. Mooney). После испытаний его решили не производить его в США. Проект передали в Мексику компании Lockheed-Azcarate, переименовав в LASA-60. Позже права выкупила Aermacchi и запустила производство в Италии под названием AL-60.
Это был высокоплан с неубираемым шасси. На модели AL-60B2 стоял двигатель Continental TSIO-470-B-A1A (260 л.с.) Крейсерская скорость — 220 км/ч. Дальность полёта — 885 км. Брал на борт 6-8 пассажиров или 600 кг груза.
AL-60 использовался частными владельцами, но также летал в ВВС африканских стран (Мавритания, Родезия, ЮАР и т.д.) Выпустили около 180 самолётов всех модификаций. Также компания Atlas Aviation производила турбовинтовую версию AL-60 под названием C4M Kudu.
1968 - Запуск АМС "Зонд-5". Это советский беспилотный космический корабль программы «Зонд», восьмой из запущенных прототипов лунного корабля «Союз 7К-Л1» по программе облёта Луны экипажем из двух человек. Выполнил первый в мире облёт Луны с возвращением на Землю. На борту «Зонда-5» впервые живые существа достигли лунной орбиты, а также впервые вернулись на Землю после облёта Луны. Возвращение на Землю 21 сентября.
1969 – Первый полет Cessna FanJet 500. Это турбовентиляторный, двухдвигательный, лёгкий самолёт бизнес-класса, разработанный американской компанией Cessna Aircraft Company. Являлся основоположником первого семейства самолётов, выпускаемых под брендом Cessna Citation («Цессна Сайтейшен»), включающего в себя Cessna 500 Citation I и Cessna 501 Citation I/SP. С сентября 1971 г. начался серийный выпуск.
Cessna Model 500 Citation был одним из первых деловых самолётов нового поколения, оснащённых двухконтурными ТРД. Такая конфигурация силовой установки была выбрана под давлением со стороны защитников природы, требовавших снизить шум самолётов, и операторов, нуждавшихся в более экономичных машинах. Компания вложила большие средства в разработку этого самолёта, и прототип, в тот период называвшийся Fanjet 500, впервые взлетел 15 сентября 1969 года.
Переименованный в Citation вскоре после первого полёта, Model 500 по конфигурации был подобен другим двухдвигательным самолётам "Cessna", за исключением силовой установки, которая состояла из двух ТРДД JT15D-1 тягой по 9,78 кН, установленных в гондолах по бортам фюзеляжа, прямо за задней кромкой крыла. В ходе лётных испытаний в конструкцию был внесён ряд существенных доработок, и поставки самолётов заказчикам начались лишь в конце 1971 года.
1969 - Создано Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов ПВО на основании приказов Министра Обороны СССР № 0022 и № 080 от 1969 года и директивы Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР № орг/8/87704 от 18 июля 1969 года на базе располагавшегося в Ставрополе филиала Армавирского высшего военного авиационного училища лётчиков ПВО. Численность переменного состава 1580 курсантов (1100 лётчиков и 480 штурманов). В 1969-1970 годах численность 1030 курсантов. Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов ПВО подчинить Командующему авиацией ПВО страны. Первый начальник училища — заслуженный военный лётчик СССР полковник (впоследствии — генерал-майор авиации) Николай Герасимович Голодников. 1 ноября 1969 года было закончено формирование училища и укомплектованы авиационные части.
Директива МО РФ от 1 июля 2010 года прекратила существование училища. C 2011 года на его территории размещён Президентский кадетский корпус СКФО.
1971 - Ленинградское ВАУ ГВФ преобразовано в Академию гражданской авиации. С 31.03.2005 г. - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
1975 - Умер Павел Осипович Сухой — советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965), лауреат Сталинской (1943), Ленинской (1968) и Государственной (1975) премий, лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева (1975, посмертно).
С 1925 г. работал в КБ А.Н. Туполева, где под его руководством были созданы: И-4 (АНТ-5), И-14 (АНТ-31), ДИП (АНТ-29), РД (АНТ-25), ДБ-1, ДБ-2. В 1940-1949 гг. главный конструктор собственного КБ. Разработал: ББ-1 (Су-2), Су-3, Су-4, Су-5, Су-6, Су-7, Су-8, Су-9, Су-10, Су-11, Су-12, Су-13, Су-15, Су-17. В 1949-1953 гг. - зам. гл. конструктора в КБ Туполева, с 1953 - гл. конструктор вновь созданного своего КБ. Разработал: Су-7 (С-1), Су-9 (Т-43), Су-11 (Т-47), Су-15 (Т-58Д), Т-4, Су-17 (С-32), Су-24 и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...
1976 - Старт КК "Союз-22", командир корабля — Быковский Валерий Федорович (2-й космический полёт) бортинженер — Аксёнов Владимир Викторович (1-й космический полёт).
«Союз-22» стал первым космическим кораблём, где был использован многозональный космический фотоаппарат МКФ-6, обеспечивавший синхронную съёмку одновременно в шести участках видимой и инфракрасной области спектра с разрешением около 15 метров.
1978 - Скончался Вилли Мессершмитт, конструктор многих самолетов, самым известным из которых был истребитель Bf.109, провоеваший всю II мировую войну.
1979 - Рейсом Казань-Сочи на самолёте Ту-134 было открыто регулярное пассажирское сообщение из нового аэропорта, построенного рядом с г. Казань (16 км от города) в Лаишевском районе Татарской АССР.
1983 - Совершает свой первый полёт в испытательном центре фирмы "Агуста" в Кассина-Коста, расположенном в окрестностях Милана, прототип первого европейского боевого вертолёта фирмы "Аэриталиа" А-129 "Мангуста" с двухместной продольно расположенной кабиной пилотов.
1986 - Первая автоматическая посадка летающей лаборатории ЛИИ Ту-154ЛЛ с СУ ОК "Буран".
1991 - Утром в Париже неизвестный лётчик устанавливает абсолютный рекорд наглости и мастерства. Сначала он на самолётике с восьмиметровым размахом крыльев пролетает под сводом Триумфальной арки, расстояние между колоннами которой 14,6 м. Полетав затем над Елисейскими полями, пролетает и между северной и южной опорами Эйфелевой башни. Никому ранее не удавалось совершить подобные подвиги в один день. Полиции удается лишь установить, что самолёт был похищен на пригородном аэродроме, а потом аккуратно посажен под Парижем.
Принадлежавший авиаклубу Ногинска Ка-26 летел в город с аэродрома Киржач, расположенного во Владимирской области. Он выполнял полётное задание по разведке чрезвычайной пожарной обстановки в Киржачском и Ногинском районах.
Свежие комментарии