На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

  • Семен Смолкин
    А известны даты пусков САС?Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за хорошую подборку.Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    24.04.1942г. погиб командующий авиацией ЧФ Остряков в городе Севастополе.Этот день в авиац...

Таран - оружие героев

18 июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Canadair CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший партию оружия в Иран.

На перехват с аэродрома Сандар (Грузинская ССР) была поднята пара истребителей Су-15 166-го ИАП, командир звена гвардии капитан Крымский и гвардии старший лейтенант Маракулин. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Следующим на цель был наведён Су-15 (б/н 37) того же полка, находившийся в усилении дежурного звена и пилотируемый гвардии капитаном Куляпиным. Ему была поставлена задача посадить нарушителя на территории СССР.

Обнаружив самолёт-нарушитель на высоте 11000 м, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой, тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. С КП поступила команда сбить самолёт-нарушитель. Для пуска ракет Р-98М дистанция была недостаточной, сделать же новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель CL-44 приближался к границе. Куляпин сблизился с самолётом-нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортного самолёта.

После тарана Куляпин успешно катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж нарушителя погиб. Гвардии капитан Куляпин Валентин Александрович представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награждён орденом Красного Знамени.

История тарана от первого лица. Телестудия «Роскосмос», 2012
Съёмки производились в сентябре 2010 года на территории экспозиции Музея ВВС в Монино
Полный текст интервью и фотографии места падения CL-44: http://sandar.ucoz.ru/forum/7-38-1 
Рассказы очевидцев тарана с земли и другие снимки: http://sandar.ucoz.ru/forum/4-22-1




К случаям применения тарана, рассказанным в фильме, я бы добавил ещё один эпизод «укрощения» назойливых непрошеных гостей на учениях Северного флота, произошедший 13 сентября 1987 года. Нарушителем «покоя» был патрульный противолодочный самолёт Р-3 Orion из 333-ей эскадрильи Королевских ВВС Норвегии.

«Орион» вылетел с авиабазы Аннёя (Andøya Air Station) в Норвегии и выдвинулся в район, где выполняли отработку боевой задачи наши подводные лодки. Барражируя вдоль границы над водами Баренцева моря, норвежский патрульный самолёт начал ставить гидроакустические буи и вести разведку подводных лодок. Для контроля за действиями «Ориона» как обычно оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО была дана команда на подъём в воздух истребителя. Вылетел Су-27, б/н 36, из состава дежурного звена 941-го ИАП 10-ой АР ПВО (аэродром Килп-Явр, Мурманская область). Самолёт пилотировал старший лейтенант Василий Цимбал.

Норвежский патрульный самолёт мог висеть в воздухе у границы очень долгое время, и, чтобы скорее от него избавиться, Цимбал начал его выматывать. Несколько раз он делал на «Орион» заходы, крутил вокруг него пилотаж, вставал перед ним, чтобы сбить струёй двигателей с курса. «Орион» пытался «стряхнуть» соседа, уменьшая скорость, но даже на его минимальной скорости Су-27 держался рядом. В итоге, при очередном манёвре Су-27 задел своим килем винт двигателя правой консоли крыла «Ориона». Винт сломался, и норвежцу пришлось уйти на базу. (Нередко упоминается, что вдобавок ко всему Цимбал зашёл перед «Орионом» и слил ему топливо прямо на остекление кабины и фюзеляж). Поскольку патрульного самолёта в небе больше не было, то после доклада Цимбала о том, что «Орион» ушёл, с КП ему дали разрешение вернуться на аэродром. 

В тот же день был оповещён советский посол в Норвегии. Разбор инцидента закончился взаимным признанием вины обеих сторон. Василий Цимбал, к сожалению, не дожил до наших дней, он погиб в 2003 году во время наводнения.

Бортовой номер истребителя после столкновения был перекрашен на 38, потом его меняли ещё раз, но на память о «таране» на борт Су-27 была нанесена звёздочка-отметка.

Повреждённый при столкновении с «Орионом» обтекатель киля истребителя Су-27 из состава 941-го ИАП

 


Метка на борту Су-27 в виде силуэта «Ориона» на фоне звёздочки в память о «таране» 13 сентября 1987 года

 


Су-27, совершивший «таран» «Ориона», аэродром Килпъявр, Мурманская область



«Таран - оружие героев» (А. Волошин, 1941) 



О таране из выступления А. И. Покрышкина

 


«Подвиг и гибель лётчика Нестерова» 



 
Автор: 

Картина дня

наверх