Выбор в качестве создателя перспективного легкого истребителя ПАО «Компания Сухой» вместо РСК «МиГ» вполне логичен. При этом новый российский истребитель будет востребован как за рубежом, так и в ВКС РФ. К таким выводам пришел обозреватель ФАН, проанализировавший ситуацию вокруг новой разработки «Сухого».
26 мая источник в авиастроительной отрасли РФ сообщил, что ПАО «Компания Сухой» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию госкорпорации «Ростех») приступило к работам над новым истребителем.
«Компания «Сухой» разрабатывает первый в современной истории России однодвигательный легкий тактический самолет взлетной массой до 18 тонн. Самолет будет развивать максимальную скорость полета более 2 махов, обладать сверхманевренностью и улучшенными взлетно-посадочными характеристиками за счет отклоняемого вектора тяги двигателя. Показатель тяговооруженности самолета — не менее 1», — сообщил источник.
Совсем уж неожиданностью новость о разработке в России легкого сверхзвукового однодвигательного истребителя пятого поколения не стала. Еще в декабре 2020 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил журналистам, что возглавляемая им госкорпорация в инициативном порядке прорабатывает концепцию перспективного однодвигательного самолета в легком и среднем классах. Очевидно, что новость от 26 мая стала следствием развития прошлогодней инициативы «Ростеха».
То, что в «Сухом» решили информационно «подсветить» свою работу над проектом именно сейчас, вполне объяснимо. В конце июля в России будет проводиться очередной Международный авиационно-космический салон. С высокой степенью вероятности на нем «Сухой» захочет продемонстрировать свои наработки по теме легкого истребителя пятого поколения. Поэтому заранее подогреть к ним интерес возможных заказчиков, особенно иностранных, будет далеко не лишним.
Почему разработкой перспективной крылатой машины занялся «Сухой», а не «МиГ»? И насколько будет востребован новый однодвигательный легкий тактический самолет пятого поколения? Давайте в этом разберемся.
Почему «Сухой»?
Для стороннего наблюдателя выбор именно «Сухого» может выглядеть достаточно неожиданно. Дело в том, что эта компания традиционно специализируется на разработке машин не легкого, а тяжелого класса.
Особенно тут следует выделить суперудачную платформу Су-27, позволившую создать широкий ассортимент тяжелых многофункциональных истребителей и даже многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34. Линейка машин четвертого поколения, разработанная на основе платформы «двадцать седьмого», не только принесла отечественному ОПК хорошие прибыли, но и создала за рубежом своеобразный культ «Сухого», благодаря которому «Сушки» приобретали даже страны, которые объективно не имели запроса на такую тяжелую машину.
Востребованность на рынке позволила компании выступать донором всего отечественного авиастроения. Без реализованных ею экспортных контрактов не появился бы ни ближнемагистральный Sukhoi Superjet, ни среднемагистральный МС-21. Наконец, именно «Сухому» удалось создать первый российский истребитель пятого поколения — двухдвигательный тяжелый Су-57, который в 2020 году вышел на серийное производство и стал поступать в ВКС России. В линейке БПЛА компания тоже занимается тяжелыми машинами, например выполняет НИОКР на тяжелый ударный беспилотник С-70 «Охотник».
В «Сухом» накоплен огромный конструкторский и производственный опыт, которого нет нигде больше. Этот опыт позволяет ПАО «Компания Сухой» успешно «играть» и за пределами «поля» машин тяжелого класса.
На фоне вышеперечисленных свершений «Сухого», заслуги корпорации «МиГ», традиционно выступающей разработчиком легких истребителей, смотрятся заметно скромнее. К сожалению, несмотря на неплохие стартовые условия (в начале 1990-х легкий двухдвигательный истребитель МиГ-29 имел поразительную по своей величине географию и объем поставок), «МиГ» не смог повторить успешный опыт «Сухого» по экспортной экспансии.
Последнее десятилетие прошлого века прошло для «МиГ» в судорожных попытках наладить эффективное серийное производство и как-то сладить с ценообразованием. В начале 2000-х наблюдались попытки перезапустить предприятие, были реализованы ограниченные поставки МиГ-29 в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Но к стремительному взлету АО РСК «МиГ» все это не привело. Сейчас дальнейшее развитие магистральной модели предприятия находится под вопросом — новейший легкий истребитель четвертого поколения МиГ-35 пока не нашел своего покупателя.
В феврале 2020 года гендиректор АО РСК «МиГ» Илья Тарасенко был назначен еще и гендиректором ПАО «Компания Сухой». Однако уже в октябре того же года Тарасенко покинул обе должности. Думается, что в этот-то момент «окно возможностей» для получения НИОКР на создание «однодвигательного легкого тактического самолета» пятого поколения для «МиГ» и закрылось. Управленцы «Ростеха» трезво взвесили потенциал «Сухого» и «МиГ», после чего отдали НИОКР на легкую машину первому. Не исключено, что дополнительным доводом в пользу такого выбора стал «двигательный» вопрос.
Тот же источник, сообщивший о разработке «Сухим» перспективного однодвигательного легкого истребителя, добавил:
«При создании самолета планируется широко использовать задел, наработанный в рамках создания Су-57, в том числе новейший двигатель «изделие 30».
Иными словами, «Сухой» уже работает с «сердцем» перспективного легкого истребителя. И это, разумеется, сыграло свою роль при выборе КБ, которое будет заниматься созданием новой машины.
Упущенный корпорацией «МиГ» шанс на крайне многообещающий контракт — это урок для других отечественных авиационных КБ, по ряду позиций до сих пор прибывающих в «старческом сне» прошлого века. Особенно это актуально в отношении КБ «Ильюшин» и «Туполев», где острый запрос на новые машины периодически натыкается на утраченные компетенции.
Почему одномоторный и легкий?
Теперь, зная, почему тема создания однодвигательного легкого тактического самолета пятого поколения досталась именно «Сухому», зададимся вопросом, насколько вообще такая машина будет востребована?
Сразу отметим, что для современного российского ОПК перспективный однодвигательный истребитель во многом станет машиной революционной, поскольку на протяжении очень долгого времени в нашей стране принимались на вооружение истребители исключительно двухдвигательные. Такие самолеты априори более живучи и способны нести большую боевую нагрузку, чем их однодвигательные «собратья».
Но у каждой медали, как известно, есть две стороны. Два двигателя — это серьезный рост трудозатрат на создание оснащенного ими самолета, это увеличение габаритов самолета, его веса, а также более сложное обслуживание машины, что в сумме очень прилично увеличивает стоимость истребителя. Все это, как нетрудно догадаться, сокращает число его потенциальных покупателей.
В то же время боевые действия в Сирии, Ливии и Карабахе наглядно показали, что в современных локальных конфликтах малой и средней интенсивности тяжелым истребителям часто просто негде разгуляться. Там их ТТХ оказываются избыточными, а стоимость — чрезмерной.
Проще говоря, в таких случаях требуется машина, во-первых, более легкого класса, а во-вторых — многофункциональная, способная как выполнять ударные задачи, так и обеспечивать ПВО. С этой точки зрения, перспективный сверхзвуковой однодвигательный сверхманевренный многофункциональный легкий истребитель пятого поколения — это именно то, что нужно!..
Причем России совсем не обязательно впрягаться в создание такой машины в одиночку. Множество стран — региональных лидеров с растущей экономикой и амбициями, такие как Индия, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ и так далее, — крайне заинтересованы в создании собственных национальных самолетов. Это дает большой простор России для реализации международной промышленной кооперации и технологических союзов.
Объективно, сейчас только международная кооперация, включающая в себя офсетные обязательства, экспорт и локализацию производства, даст возможность выпускать такой истребитель большой серией — то есть так, чтобы оперативно справиться с «детскими болезнями» новой машины, снизить ее себестоимость до конкурентного уровня и быстро насытить мировой рынок новейшими самолетами.
При этом основная конкуренция за мировой рынок военной авиации будет идти именно в сегменте легкого истребителя, который имеет отличные перспективы к росту. И в целом, успешно конкурировать с огромным парком машин американского производства способна только машина с высокими летно-техническими характеристиками, низкой себестоимостью и готовностью к локализации производства. Более того, модель российского легкого истребителя может стать платформой развития семейства реактивных БПЛА, что существенно расширит для нашей страны доступ на растущий конкурентный рынок.
Исходно ориентированный на экспорт перспективный сверхзвуковой однодвигательный сверхманевренный многофункциональный легкий истребитель пятого поколения вполне способен найти себе нишу и в отечественных ВКС. Дело в том, что модернизационные возможности таких «старичков», как фронтовой бомбардировщик Су-24 и штурмовик Су-25, близки к исчерпанию. Плюс к этому ни «двадцать четвертый», ни «двадцать пятый» не «тянут» многофункциональность. И если Су-24 в ВКС постепенно заменяется многофункциональным сверхзвуковым истребителем-бомбардировщиком Су-34, то для «двадцать пятого» замены пока никакой не предвидится.
Не исключено, что разрабатываемый «Сухим» «легкий тактический самолет» сможет заменить знаменитого «Грача», а также «подстрахует» Су-34 там, где использовать мощную двухдвигательную машину с максимальной взлетной массой 45 тонн — все равно что лупить из пушки по воробьям.
Вывод? Ждем МАКС-2021 и российский перспективный легкий истребитель...
Свежие комментарии