Эпидемия закрыла небо весной 2020 года, нанеся сильнейший удар по отрасли. За первые два месяца этого года авиакомпании столкнулись с ситуацией, которая похожа на медленное удушение. Ограничения ужесточаются, а в некоторых случаях, чтобы предотвратить распространение новых штаммов коронавируса, границы вообще закрываются
Кризис закрыл небо в прошлом году, нанеся сильнейший удар по отрасли со времен Второй мировой войны. Фото: Emmanuele Contini/NurPhoto/Getty
Для отрасли с оборотом $800 миллиардов, основанной на перемещении людей, это опасная ситуация. США и Европа ужесточили ограничения на поездки. В понедельник Великобритания ввела более строгий карантин, а границы Австралии, как ожидается, останутся закрытыми весь год.
«Постоянно меняющиеся ограничения на перелеты являются самым большим препятствием для бронирования билетов», - сказал нашему изданию Johan Lundgren, руководитель easyJet.
Бронирования упали снова в этом году. Фото: FT
Консультант по авиации Andrew Charlton прямо заявляет об этом: «Страны, которые действительно преуспели в подавлении эпидемии, уничтожили международную авиацию».
Новая Зеландия – среди тех стран, которые придерживаются такого подхода: в декабре ее флагманская авиакомпания перевезла всего 6 тысяч путешественников на дальнемагистральных маршрутах.
Несмотря на то, что вакцины сулят нам долгосрочное решение проблемы с коронавирусом и большинство авиакомпаний по-прежнему считают, что этот год будет лучше, чем в предыдущий – признаков нового давления на отрасль становиться все больше.
Количество рейсов в Европе в феврале упало до самого низкого уровня с момента введения строгих ограничений весной 2020 года. Несмотря на то, что внутренние перевозки в Китае поддерживаются ростом экономики, восстановление страны замедлилось, поскольку правительство не одобрило масштабные перелеты на празднования Нового года по лунному календарю.
Внутренние рейсы восстанавливались быстрее, чем международные. Фото: FT
Перевозчики снизили свои и без того скудные планы на первый квартал: Ryanair и его конкурент easyJet рассчитывают, что будет задействовано только 10 процентов их обычного расписания.
Как свидетельство того, что эпидемия снова ломает ожидания отрасли, Международная ассоциация воздушного транспорта признала, что очень высок риск, что пассажиропоток в 2021 году не оправдает ее прогнозов.
«Мы строили наши прогнозы на том, что страны захотят и смогут начать ослаблять ограничения после того, как уязвимая часть населения будет привита», - сказал Brian Pearce, главный экономист ИАТА. «Думается, что в последние недели правительства стали применять гораздо более жесткий и более осторожный подход».
С учетом того, что перспективы для авиакомпаний с каждым днем становятся все более тревожными, последствия от новой ситуации в отрасли будут для них гораздо глубже, чем не корректные прогнозы пассажиропотока.
Базирующаяся в Техасе American Airlines в феврале уведомила, что 13 тысяч ее сотрудников все еще находятся под угрозой увольнения, обвиняя в этом новые ограничениях на международные перелеты и медленное внедрение вакцин.
«Мы были уверены, что будем летать летом на всех наших самолетах и будем нуждаться во всех членах нашей команды», - сказал Doug Parker, исполнительный директор American Airlines, в обращении к сотрудникам. «К сожалению, все пошло не так».
Tony Douglas, руководитель авиакомпании Etihad сказал, что он надеялся на восстановление пассажиропотока во втором полугодии, но «почти каждый раз что-то меняется и мы снова начинаем путь к восстановлению».
Для европейских перевозчиков в особенности, перспектива массовой вакцинации рассматривалась как ключ к улучшению финансового состояния. «Летний сезон отпусков имеет решающее значение для европейских авиакомпаний», - сказал Geoffrey Weston, один из руководителей консалтинговой компании Bain.
Пять крупнейших перевозчиков ЕС - Ryanair, Lufthansa, British Airways, easyJet и Wizz Air уже получили около $20 миллиардов от правительств и акционеров для противостояния кризису.
По данным аналитиков Bernstein, в случае наихудшего сценария с пассажиропотоком в течение лета, только Wizz Air, вероятно, избежит необходимости снова просить помощи.
В то время как медленная вакцинация в некоторых странах снижала вероятность устойчивого роста международных поездок, новый враг авиационной отрасли в наступившем году вызывает большее беспокойство: это новые штаммы коронавируса, которые могут быть устойчивыми к нынешним вакцинам.
Один небольшой факт, который показал, что вакцина AstraZeneca может быть не очень эффективной для южноафриканского варианта коронавируса, только усилил давление на британское правительство ввести более жесткие ограничения на перелеты на этой неделе.
Это усложняет любую попытку добиться глобальной координации действий между правительствами, что, по мнению авиакомпаний, необходимо для восстановления авиаперелетов.
Дания и Швеция заявили, что к лету начнут вводить цифровые паспорта здоровья, чтобы помочь создать международные стандарты сертификации путешественников. Помимо этого у авиакомпаний есть возможность реализовывать собственные идеи, вместе с другими участниками рынка разрабатывая цифровые паспортов здоровья, которые будут содержать данные о вакцинации и отрицательные результаты тестов на вирусы.
Однако József Váradi, руководитель Wizz Air, признает, что «на данный момент судьба отрасли зависит не от нас, мы выполняем политические решения».
Если правительства все больше заточены на защиту своих границ от новых штаммов, то акционеры авиакомпаний не отказывались от роста числа пассажиров в этом году. Акции авиакомпаний с ноября в основном росли, когда основные разработчики вакцин показывали, что их разработки эффективны.
Акции авиакомпаний подросли после появления вакцин в ноябре 2020. Фото: FT
Lundgren из easyJet как и другие руководители авиакомпаний, не теряет надежды. «Мы планируем принимать решения как можно позже» - сказал он о том, сколько самолетов будет в небе на Пасху и в начале лета.
Фото: FT
Когда восстановление действительно наступит, у лоукостеров, возможно, будут лучшие условия, чтобы заработать, так как их ближнемагистральные маршруты быстрее приходят в норму, чем дальнемагистральные, на которые полагаются крупные европейские группы, такие как Air France-KLM и IAG.
В США крупные авиакомпании ожидают более медленного восстановления дальних международных рейсов, чем внутренних. Огромный американский внутренний рынок, по крайней мере, предлагает перевозчикам подушку безопасности, недоступную европейцам.
Для авиационной отрасли, важнейшим фактором для работы которой являются открытые границы, 2021 год уже стал предупреждением о том, что до восстановления еще очень далеко.
«Нет никого, кто бы находясь в этой кухне мог улыбнуться в душе и подумать: «У меня все-таки дела лучше, чем у конкурентов», - сказал Douglas из Etihad. «Реально все под ударом».
Financial Times
Перевод: АвиаОбоз
Свежие комментарии