
Недостаток американского бомбардировщика и русский способ его устранения
С какими только проблемами не сталкивались наши военные, осваивавшие поступающую по ленд-лизу американскую и британскую технику, чего только не придумывали для решения этих проблем.
Вот, например, с чем столкнулся Дмитрий Петрович Ваулин (сайт «Я помню») и его товарищи.
В 1944 году авиационный полк, в котором он воевал, получил американские бомбардировщики Б-25 «Митчелл».Принялись летчики его осваивать, заучив наизусть: «Master switch - главный рубильник, oil - масло, fuel - бензин, buster – помпа».
Впечатление от американской машины было весьма благоприятное: «Б-25 - интересная машина. Изумительное приборное оборудование, кабинное оборудование хорошее. Моторы хорошие».
Вот только первый самостоятельный вылет Дмитрия Ваулина в качестве командира Б-25 обернулся в итоге конфузом. Казалось, что все идет нормально: «Пошли мы на Ригу с четырьмя пятисотками. Штурман сообщает, что мы отбомбились. У нас, у летчиков, был дублер ЭСБРа электросбрасывателя: контрольные лампочки мигают, когда замки в бомболюках срабатывают. Четыре лампочки мигнули, что бомбы упали. Внизу взрывы, пожары - не поймешь, что такое. Штурман говорит радисту:
– Доложи, что отбомбились. В результате бомбометания возникло два пожара или один взрыв и один пожар. В общем, он доложил, что мы отбомбились, и возникло два пожара».
А вот что выяснилось на земле:
«Прилетаем на аэродром Болбасово. Техник по вооружению, как всегда, идет смотреть люки. И, как обычно, по привычке, с веселого разбега прыгает в люки… и ударяется головой о бомбы, которые там висят, и падает. Что такое? У него электросрабатыватель показал, что бомбы упали, у меня то же самое, а бомбы висят!».
Подобные происшествия случались и у других летчиков. Несброшенные бомбы были очень опасны: «Садится на аэродроме Балбасово на полосу. И вдруг видит - из-под самолета летят какие-то искры. Он подумал, что это тормоза у него искрят, отпустил их и быстро покатился по полосе. И вдруг за хвостом раздается взрыв. Оказывается, одна бомба висела, и когда он стал тормозить, она упала с замка, стала кувыркаться и взорвалась».
Дошло дело и до гибели экипажа: «В самом конце пробега, когда самолет стал уже носом кивать, бомбы падают и взрываются. И от самолета, и от людей остались только ошметки».
В конце-концов, нашли способ контролировать сброс бомб: «Приказали вырезать бомболюки, чтобы стрелок-радист мог смотреть - висят бомбы или нет. Когда сделали люк, дали кочергу стрелку-радисту, чтобы он кочергой эти замки открывал».
Конечно, «вооружение» стрелка-радиста кочергой не выглядит блестящим военно-техническим достижением. Но если электросбрасыватель подводил летчиков, то кочерга оказалась более надежной…
Максим Кустов
Свежие комментарии