На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • НС
    нельзя ставить подножку авиапрому!  В такое сложное время у нас промышленность пытается возрождаться. а эти умники ис...Прилетели: «Татне...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    Великобритания начала. Постройка первого опытного образца D.H.106 завершилась в апреле 1949-го, а 27 июля прототип D...Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Спасибо Тимуру Латыпову, очень сильная статья и если выводы верны, то в Татнефть осуществляется экономическая диверси...Прилетели: «Татне...

Ничего личного, но и не просто бизнес. Почему Афганистан отказывается от Ми-17

Среди новостного шума почти затерялось сообщение о том, что Вооруженные силы Афганистана окончательно заменят российские вертолеты Ми-17В-5 на американские машины к 2023 году. Это говорится в отчете исполняющего обязанности генерального инспектора Министерства обороны США Шона О'Доннела по ситуации в Афганистане в январе - марте 2020 года, составленном для Конгресса США.

И новость-то, в общем, давно не новость, но все равно печально. Российскую военную технику, даже отлично себя зарекомендовавшую, планомерно выжимают со всех рынков. 

Попробуем рассмотреть эту проблему как с политической, так и с экономической точек зрения, не претендуя на всеобъемлющий анализ. Коротко обозначим ключевые, на наш взгляд, подводные камни этой долгой истории.

Официальный Кабул не один год прямым текстом заявлял о том, что совершенно не против получать российские вертолеты… бесплатно. Позиция вполне понятная и выгодная. Те же американцы, под традиционным соусом «мира и свободы», помимо содержания остающегося в Афгане контингента, потратят солидные средства на поставки для афганской армии 53 вертолетов UH-60 Black Hawk и 20 единиц CH-47 Chinook. Если американская сторона готова поставить Афганистану столько техники «за красивые глаза», значит, оно того, безусловно, стоит. Все экономические риски и выгоды наши заокеанские друзья просчитывают превосходно. Афганская сторона, в свою очередь, «торгует» тем, чем может – в данном случае, территорией для размещения баз НАТО и своей лояльностью по отношению к Альянсу.

В нынешнем информационном поле России уже давно бытует слегка надменное мнение о том, что, мол, американцы угодили в ту же самую «афганскую ловушку», что и Советский Союз – оказались втянутыми в бесконечные разборки с талибами, бесконечно закачивают туда деньги и никак не могут выбраться. 

Такие рассуждения представляются весьма наивными. Геополитические интересы США очевидны – в этом же регионе находятся Иран и Пакистан, куда при необходимости «экспортируются» силы, обученные западными военными советниками. Также Афган граничит с бывшими советскими республиками Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном, что позволяет оказывать влияние и на страны СНГ, где Россия в последние годы стремительно теряет свои позиции. 

Об этом сейчас не принято говорить вслух, но бывшие советские республики уже давно занимаются тем, что вежливо, но твердо вымогают себе различные преференции в обмен на сохранение российских военных баз на их территории. Почему бы не предположить, что и США просто оплачивают свое нахождение в Афганистане, в том числе, поставками военной техники?

Теперь о технике российской. Известно, что к концу октября 2014 года Россия поставила Афганской национальной армии 63 военно-транспортных вертолета Ми-17В-5. В 2011 году заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Вячеслав Дзиркалн рассказывал о планах военного сотрудничества России и НАТО. В те годы Россия, страшно сказать, планировала модернизировать строевые самолеты Ан-124 «Руслан» и наладить выпуск новых машин данного типа, производить Ил-76МФ с удлиненным фюзеляжем и, конечно же, активно обслуживать эксплуатирующийся в Афганистане парк военно-транспортных вертолетов типа Ми-8/17 и ударных Ми-35.

Общий объем сделок, согласно данным из открытых источников, составил около 1,1 миллиарда долларов. В 2014 году Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ сообщала, что поставки вертолетов в Афганистан позволяют «успешно решать задачи по формированию афганских сил безопасности и являются частью усилий России и Соединенных Штатов Америки в борьбе с международным терроризмом». Как отмечал в одном из интервью научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, в то время в американо-российских отношениях был некий период «разрядки» и решение по вертолетному контракту принималась в условиях консенсуса по Средней Азии и Афганистану.

Прошло шесть лет, и мы видим довольно печальную картину. Помимо политической изоляции, в которой Россия оказалась после крымских событий, наблюдается целый ряд сугубо внутренних проблем оборонно-промышленного комплекса. Про ремоторизацию «Русланов» у нас стараются лишний раз не заикаться, Ил-76МФ так и не удалось запустить в серийное производство. И если уж говорить о поставках техники российского производства за рубеж, то тут мешает не только политическая ситуация, но и масса расплодившихся «надстроек», которые кормятся за счет экспортных поставок и серийных заводов, ничего при этом не производя.

Отдельной строкой идет сервис. С недавних пор обслуживанием вертолетов российского производства в Афганистане официально занимаются какие-то «левые» подрядчики, найденные новой структурой Пентагона, ответственной за техническую поддержку ВВС стран-союзников США (Multi-National Aviation Special Project Office, MASPO).

Кстати, Вашингтон и представители «Талибана» этой весной вроде бы заключили сделку: США выводят все войска из Афганистана, а талибы гарантируют начало мирного процесса в стране. Но это, скорее всего, аналогично выводу всех российских сил и средств из Сирии: официально там почти никого нет, а в реальности наши летчики, моряки, сотрудники спецподразделений и т.д. как командировались туда на основе ротации, так и командируются дальше. (Кстати, в связи с вирусной истерией и экономическим кризисом о праведной борьбе с террористами всех мастей как-то совсем забыли – не находите это странным?)

Еще один интересный вопрос – общее количество действующей и выведенной из эксплуатации вертолетной техники в ВВС Афганистана. На 2017 год авиация силовых структур Афганистана имела 82 вертолета Ми-17 разных модификаций, а также 11 ударных Ми-35. Всего планировалось заменить 93 вертолета российского производства. Изначально американцы собирались поставить в Афган 159 вертолетов UH-60A Black Hawk, но затем планы «сжались» до 53 машин. И тем не менее, полностью ли будут выведены из эксплуатации старые «восьмерки», не очень понятно. Вполне возможно, что эти машины потом «всплывут» в самых неожиданных местах.

По-видимому, придется признать, что Россия проиграла в Афганистане уже как минимум дважды – сначала в советское время, и сейчас. После развала Советского Союза США и их союзникам удалось хотя бы частично реализовать построение государственных институтов и силовых структур Афганистана, которые заинтересованы в стратегическом, долгосрочном партнерстве со Штатами. А это значит, что, несмотря на объявленный вывод американского контингента, Афганистан в ближайшие годы все равно останется в американской зоне влияния.

В этой связи также приходится констатировать, что отказ от эксплуатации привычных летчикам и неприхотливых вертолетов российского производства является лишь вершиной айсберга. От того, удастся ли России в ближайшие годы увеличить свое влияние в этом сложном и противоречивом регионе между Востоком и Западом, будет зависеть не только возобновление поставок техники военного назначения. На кону находятся гораздо более серьезные вещи – в частности, возможность влияния на расклад сил на Ближнем Востоке.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх