Разговор о хронологии серьезных попыток первых полётов в России следует начинать с Александра Федоровича Можайского. Безусловно, Можайский является этапной точкой в развитии практического лётного дела по сооружению «воздухо-летательных снарядов».
В Санкт-Петербургском отделении Института истории естествознания и техники РАН, на заседании секции Истории авиации и космонавтики 18 марта 2009 г.
, Евгений Михайлович Гришин сделал подробный доклад о работах Можайского: «К мартовским датам рождения (9 марта 1825 г.) и кончины (19-20 марта 1890 г.) А.Ф.Можайского». Надеемся, что Евгений Михайлович в скором времени опубликует свои труды о реставрационном проектировании «снаряда» Можайского.Принято считать, что первый неофициальный полет на аппарате российской конструкции был совершён Юлием Кремпом.
Приведем отрывок статьи из «Библиотеки воздухоплавания», предоставленный Анатолием Дёминым.
Юлий Кремп «построил аэроплан и мотор, пользуясь исключительно русскими материалами… Ю.Кремп много работал в автомобильном деле, а теперь занимается воздухоплаванием, 4 года тому назад он построил в Германии моноплан у Заарбрюкена. После этого Ю.Кремп много работал у немецкого авиатора Граде». «Изюминкой» его предельно простого самолета были первые в мире авиационные лыжи. Летные испытания начались в конце декабря, и во время одного подлета «после небольшого пролета на высоте 6 м лопнул картер, и двигатель пришел в полную негодность».
После ремонта самолёт больше не летал, а в 1910 г. стал экспонатом воздухоплавательной выставки в ИМТУ. Затем долгое время стоял в Политехническом музее, но, к сожалению, до настоящего времени не сохранился.
Аппарат Юлия Кремпа в Политехническом музее в Москве.
Вторым был аэроплан князя Александра Сергеевича Кудашева — он поднялся в небо 23 мая 1910 г. в Киеве.
Третий российский аэроплан, поднявшийся в небо – аэроплан Сикорского, четвёртый — Гаккеля.
При определении даты первого полёта аэроплана российской конструкции, историки останавливаются на декабре 1909 г., или январе 1910 г.
Но первый официальный полет аэроплана в России (одновременно и на Украине) был совершен российским пилотом Ван-дер-Шкруфом в Одессе 20 июля 1909 г. на аппарате французской системы «Вуазен».
Несколько ранее, 12 июля 1909 г. этот же пилот совершил первый неофициальный полет в России. Вот что пишет об этом газета «Одесский Листок» 14 июля 1909 г. в разделе «Спорт», на стр.3.
Статья о первом полете в России из газеты «Одесский листок» за вторник, 14 июля 1909 г. в разделе «Спорт» на стр.3.
Статья о первом официальном полете А.А.Ван-дер-Шкруфа
Алексей Ван-дер-Шкруф. Фото с титульного листа журнала «Спорт и наука» № 11, апрель 1909 г.
После прочтения главы «Летучий голландец», из книги В.Н.Нахапетова «Как из гнезда орлиного»; работы А.М.Шевченко; после получения из «города у Черного моря» по электронной почте статьи журнала «Спорт и наука» за 1909 г. от С.Решетова; после знакомства с петербургской родственницей Ван-дер-Шкруфа — Е.В.Станюкович (направила А.В.Краско), стало ясно, что первый полёт в России именно Ван-дер-Шкруфа — не случайное явление. Это событие, которое тщательно подготавливалось, и в подготовке участвовало много людей.
Чтобы понять это, надо изучить этот процесс, и такую возможность предоставил нам сам Алексей Ван-дер-Шкруф, как свой привет из прошлого, как-будто бы он сам позвонил и передал эти материалы через своих друзей…
Приведём последовательность первых полетов в России по установленным и предполагаемым датам.
- А.А.Ван-дер-Шкруф, 12 июля 1909 г., Одесса (не официальный полет).
1а. А.А.Ван-дер-Шкруф, 20 июля 1909 г., Одесса (первый официальный полет в России, в присутствии Президента и членов Одесского Аэро-Клуба).
1б. 21 апреля неудачную попытку полёта делал Юбер Латам на аэроплане «Антуанетт» в Петербурге, но потерпел аварию, не взлетев. Этот аппарат впоследствии приобрёл Одесский Аэро-Клуб, на нем летал впоследствии авиатор Хиони.
1в. В июле 1909 г. планировался приезд в Одессу Леона Делагранжа с аппаратом Райт. Турне должна была устраивать фирма «Ариэль» (глава фирмы Мишель Клемансо). Но, полёт не состоялся: Делагранж, как известно, приобрел после «Вуазена» аппарат «Блерио», на котором и погиб 4 декабря 1909 г. (нового стиля).
- Жорж Леганье, 2 сентября, Варшава. Жорж Леганье летал там же и 5 сентября. Организатор поездки — Де Фретт (de Frettes), механик – Ploquin. Аппарат системы братьев «Вуазен» типа «Фарман». Этот аппарат Жорж Леганье приобрел у Анри Фармана. Скорее всего, именно на этом аппарате Фарман взял приз Аршдекона за полет по кругу 13 января 1908 г. Поскольку, по словам журналистов «Спорта и науки», Фарман заказывал Вуазену два аэроплана, и второй приобрел Брабазон.
2а. До Жоржа Леганье в Варшаве планировались на 29 августа полеты аэроплана «Райт». Однако они не состоялись ввиду трагической смерти пилота — инженера Лефевра.
- Жорж Леганье, 15 сентября, Москва.
- Жорж Леганье, 7 октября, Гатчина. Полеты совершались также 9 октября и 11 октября.
Жорж Леганье на старте в Гатчине, 7-11 октября 1909 г. (Фото предоставлено Г.Ф.Петровым)
- Альберт Гюйо, 1 ноября 1909 г. С.-Петербург, затем Москва.
- Юлий Кремп, декабрь 1909 г., январь 1910 г.
- Триумф Михаила Никифоровича Ефимова: 7 марта 1910 года — пробный полет, 8 марта — пять показательных на ипподроме в Одессе.
- Первая Авиационная неделя в Петербурге, 25 апреля-2 мая 1910 г., С.-Петербург
- Полеты Уточкина в Одессе на «Фармане», купленном у Ефимова. Апрель-июнь, 1910 г.
- Полеты Уточкина в Москве. 1-7 мая 1910 г.
- Полеты на аэроплане отечественной конструкции А.С.Кудашева 23 мая 1910 г.
- Авиационная неделя в Варшаве 14 – 21 июня 1910 г.. В основном, летали только С.И.Уточкин и de Caters на немецком Авиатике.
Статья из газеты «Речь» о первом полете в С.-Петербурге 8 (21) октября, четверг, 1909 г., №276, стр.4.
Георгий Владимирович Галли
с.н.с. Объединенного музея
доцент каф. 24 Авиационной техники (Россия)
Айвар Грахолскис,
конструктор аэропланов, пилот, историк авиации,
(Латвия)
Nicolas Godfurnon,
историк, реставратор, Королевский военный
музей авиации и космонавтики (Бельгия)
Свежие комментарии