Американская корпорация Boeing — мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель самолетов, основной подрядчик при строительстве Международной космической станции.
В мире эксплуатируется более 12 тысяч гражданских самолетов производства Boeing — это 75% мирового авиапарка.КАК ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИК СТАЛ АВИАТОРОМ
Основатель компании Уильям Эдвард Боинг родился 1 октября 1881 года в Детройте, в семье богатых немецких эмигрантов, получив при рождении имя Вильгельм Бёинг.
Вильгельм поступает в престижнейший Йельский университет (традиционный выбор высшего света Восточного побережья) на инженерный факультет и меняет имя на Уильям Боинг. Но поступление в университет свидетельствовало, скорее, о достатке семьи, нежели об экстраординарных способностях Вильгельма.
После нескольких лет учебы молодой человек решил, что окончание университета, пусть и одного из самых престижных в стране, не гарантирует ему обеспеченной жизни, поэтому за год до выпуска, не получив диплома, он решил использовать полученное им к тому времени наследство, чтобы инвестировать в лесную промышленность. В 1903 году Боинг отправился в район бухты Грейс на Западном побережье Америки, где занялся довольно прозаическим делом: торговлей древесиной — весьма прибыльным в то время занятием (прибыльнее была лишь добыча золота). Особенность метода работы Боинга состояла в том, что, в отличие от других компаний, которые, срубив лес, продавали земли, Уильям получал право разрабатывать там месторождения полезных ископаемых.
Особенность метода работы Боинга состояла в том, что, в отличие от других компаний, которые, срубив лес, продавали земли, Уильям получал право разрабатывать там месторождения полезных ископаемых
В 1908 году Боинг переезжает в Сиэтл. И вскоре его жизнь делает резкий вираж. Двадцатидевятилетний Уильям побывал на первом авиационном шоу в Америке, которое проходило в Лос-Анджелесе 10–20 января 1910 года. На выставке ему очень хотелось полетать на аэроплане, но никто из летчиков не согласился взять в кабину любопытного новичка, и будущему авиаконструктору оставалось только наблюдать за тем, как взлетают и садятся самолеты. Но это зрелище произвело на Боинга такое впечатление, что, вернувшись в Сиэтл, он принялся изучать новую для того времени дисциплину — авиастроение.
НАЧИНАЮЩИЙ АВИАСТРОИТЕЛЬ
Многие из его окружения посчитали это чудачеством, не имеющим никакого практического применения. В журнале Scientific American в 1910 году можно было прочесть, например, такие строки: «Отношение общества к аэронавтике сегодня таково, что если кто-нибудь выразит надежду на ее перспективу и возможность с ее помощью революционизировать наше будущее, это будет равносильно признанию в собственном сумасшествии…» Но Уильям Боинг уже был глубоко убежден: авиация не только перспективное, но и прибыльное дело.
Несколько лет он провел за изучением трудов по авиастроению. Он познакомился с Джорджем Конрадом Вестерфельдом — бывшим военным моряком, окончившим курсы аэронавтики при Массачусетском технологическом институте, тоже выходцем из семьи немецких эмигрантов. Общее увлечение авиацией сделало Боинга и Вестерфельда лучшими друзьями. Вместе они даже совершили очень рискованный полет на одном из первых аэропланов, выпущенных будущим конкурентом Боинга Гленном Кёртиссом. Как вспоминал впоследствии Боинг, пассажирское место этого биплана было на крыле и как ему удалось там удержаться, осталось загадкой.
В журнале Scientific American можно было прочесть такие строки: «Отношение общества к аэронавтике сегодня таково, что если кто-нибудь выразит надежду на ее перспективу и возможность с ее помощью революционизировать наше будущее, это будет равносильно признанию в собственном сумасшествии…»
После полета Боинг и Вестерфельд сошлись на мысли, что «так летать нельзя», и приступили к созданию собственного биплана, который должен был стать лучшим в мире. Сам Боинг рассказывал об этом так: «Мы, как пионеры, пристали к незнакомому берегу, вторглись в сферу, где любая наша новая идея заслуживала того, чтобы каждый мог уверенно заявить: “Этого не может быть”. И все-таки нам приходилось делать невозможное».
Параллельно с конструированием Боинг осваивал профессию пилота. Осенью 1915 года он взял несколько уроков вождения самолета у известного авиатора Гленна Мартина.
Хотя тогда Боинг все еще был только пилотом-любителем, он был убежден, что сможет построить самолет, который будет лучше всех имевшихся к тому времени. Его инженерное образование, хотя и незавершенное, помогло ему в проектировании самолета, но, что более важно, предпринимательский опыт Боинга помог ему понять, как превратить авиастроение в бизнес. Кроме того, у него хватало денег, чтобы поддерживать такое рискованное предприятие, как новая авиационная компания. Пиломатериалы с северо-запада Тихого океана пользовались большим спросом и были надежным источником дохода. Таким образом, личное богатство Боинга оказалось решающим фактором успеха в первые годы существования компании.
И в 1916 году на свет появился спроектированный Боингом первый в мире гидроплан B&W на двух поплавках, сделанный увлеченными авиаконструкторами прямо рядом с домом Боинга, в лодочном сарае на берегу озера Юнион. Выбор гидроплана был не случаен. Будучи заядлым яхтсменом, Боинг приобрел верфь Heath на реке Дювамиш в 1910 году, чтобы гарантировать место, где он мог бы строить и ремонтировать лодки. Его любимой лодкой была яхта «Таконит», названная в честь минерала, который обеспечил благосостояние его семьи.
Но Вестерфельду вскоре пришлось переехать на Восточное побережье, и Боинг был вынужден продолжать строительство в одиночку.
Для испытаний B&W был нанят опытный пилот. Но он опаздывал, и 16 июня 1916 года Боинг сам сел за штурвал их с Вестерфельдом самолета и совершил свой первый полет над озером Юнион.
Пятнадцатого июля 1916 года Уильям Боинг зарегистрировал свою компанию под именем Pacific Aero Products. Годом позже она сменила название на Boeing Airplane Company.
Для испытаний B&W был нанят опытный пилот. Но он опаздывал, и 16 июня 1916 года Боинг сам сел за штурвал их с Вестерфельдом самолета и совершил свой первый полет над озером Юнион
В 1917 году корпорация Boeing насчитывала 28 штатных сотрудников — пилотов, инженеров-конструкторов, плотников и швей. На заре авиации самолеты состояли из деревянного фюзеляжа и полотняных крыльев на деревянных рамах; железными были только мотор и шасси, так что первые крылья выходили из столярной и швейной мастерской. Ведущие пилоты-испытатели получали у Боинга по несколько сотен долларов в месяц, что по тем временам было совсем неплохо. А когда дела у компании шли неважно, ее президент покрывал расходы из собственных средств. Боинг очень требовательно подходил к кадрам: он нанял двух талантливых инженеров из Университета штата Вашингтон в Сиэтле — Клэйра Эгдтведта и Филиппа Джонсона — и авиаконструктора Цзу Вонга, эмигранта из Китая, который был одним из первых выпускников новой программы в области авиационной техники, запущенной в Массачусетском технологическом институте. Боинг также арендовал аэродинамическую трубу в Университете штата Вашингтон и открыл курсы по авиастроению. Спустя год число работников его компании превысило три сотни.
ВОЙНА И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Тем временем в Европе гремела Первая мировая война, в ней Боинг увидел потенциал для сбыта и попытался заинтересовать американскую армию своим продуктом, устроив авиашоу, на котором были сброшены картонные бомбы. Изобретение гидросамолетов помогло Боингу получить первые заказы — этой разработкой заинтересовались в Морском ведомстве. Ведущий инженер компании Вонг в кратчайший срок сконструировал гидроплан Model С:
После того как эти самолеты были испытаны на военно-морской базе в Пансаколе (Флорида), компания Boeing получила заказ на изготовление гидропланов (51 учебный самолет) для американской армии. Рабочим приходилось трудиться в три смены, чтобы выполнить его.
После войны компании пришлось пережить не лучшие времена: ее продукция перестала быть востребованной. Боингу пришлось бы увольнять людей, которые работали на компанию с первых дней ее основания, но ему очень не хотелось терять коллектив профессионалов — он верил, что компанию ждет светлое будущее. И Боинг сохранил самое главное, что у него было: сработавшуюся команду. Он пережил кризис, изготавливая одежду, мебель и лодки и продолжая выплачивать своим сотрудникам зарплату. Это позволило удержаться на плаву, не сворачивая полностью испытаний самолетов. Некоторое время зарплату Боинг платил из своих сбережений.
Следующей разработкой стал самолет С-700, созданный Боингом в 1918 году. Этот самолет осуществил первую почтовую перевозку из Канады в Сиэтл, по тем временам это было невиданно. Уильям Боинг в очередной раз сам принял участие в грандиозном начинании, пролетев вместе со вторым пилотом над американской границей. С этого исторического перелета началась эпоха международной авиапочты.
Одно время компания Боинга производила лодки, так называемые водные сани, оснащенные самолетными двигателями. Эти лодки были очень популярны среди контрабандистов.
Вскоре после Первой мировой войны была разработана маленькая летающая лодка Boeing Model 6, также известная как B1. Самолет служил для перевозки почты или грузов, мог нести одного пилота и двух пассажиров. На Model 6 стоял двигатель мощностью 200 или 400 лошадиных сил. Первый полет самолет совершил 27 декабря 1919 года, а затем восемь лет использовался международной авиапочтой и курсировал между Сиэтлом и Вашингтоном, Викторией и Британской Колумбией.
Вскоре армия вновь ощутила нужду в самолетах, и с начала 1920-х годов заказы посыпались один за другим. Основными конкурентами Боинга была компания Curtiss Aeroplane and Motor Company Гленна Кёртисса — пионера американского авиастроения, на самолете которого Боинг в свое время впервые поднялся в воздух. Но, опять-таки, доходы Боинга от торговли древесиной и его личное богатство имели решающее значение для победы над конкурентами.
ЭРА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Толчком для перехода Боинга в коммерческий сектор авиации стало принятие нового закона «О контрактной воздушной почте». До этого, начиная с 1918 года, почтовое отделение США обслуживало всю воздушную почту собственным парком самолетов. Быть пилотом воздушной почты было довольно опасно — главным образом потому, что самолет, используемый почтой, был весьма ненадежным. Из 40 пилотов, нанятых почтовым отделением для выполнения маршрутов авиапочты, 31 погиб в авариях к 1925 году. Почтовое отделение искало новый самолет, и компания Boeing смогла его предоставить.
Из 40 пилотов, нанятых почтовым отделением для выполнения маршрутов авиапочты, 31 погиб в авариях к 1925 году. Почтовое отделение искало новый самолет, и компания Boeing смогла его предоставить
В 1927 году Уильям Боинг вновь оказался в центре внимания: созданный им самолет Model 40А выиграл конкурс федерального почтового ведомства, открыв первую регулярную почтовую трассу Сан-Франциско — Чикаго длиной более трех тысяч километров. За первый год существования линии было перевезено около полутоны почты и две тысячи пассажиров. В результате возникла новая концепция авиации — в одном самолете перевозились люди, грузы и почта.
Между тем летом 1927 года авиатор Чарльз Линдберг совершил успешный полет через Атлантику, и интерес к акциям авиакомпаний в условиях бурно развивающегося тогда фондового рынка резко возрос. Летом 1928-го Боинг решил разместить на бирже акции своей компании, чтобы собрать дополнительные деньги для ее развития. Компания построила новое здание, чтобы разместить штат разработчиков. Доходы от авиапочты позволили Боингу обратиться к созданию пассажирских самолетов. Первым примером была модифицированная модель 40A, которая имела два дополнительных места, установленных для перевозки людей вместе с обычными почтовыми грузами.
В знак признания достижений Boeing и мастерства его компании первый муниципальный аэропорт Сиэтла, построенный в 1928 году, был назван Boeing Field. На открытии здания терминала аэропорта Боинг заявил, что этот день был «чуть ли не самым счастливым в моей жизни».
Что касается собственно пассажирских перевозок, то и здесь Боинг был первым: Model 80, созданная в 1929 году, могла взять на борт 12 пассажиров. Сиденья стали более комфортабельными, в самолетах появились стюардессы, готовые в любой момент прийти на помощь пассажирам. Всего через год компания Boeing вышла в лидеры по пассажирским и почтовым перевозкам — ей принадлежало 30% рынка США. Началась эра гражданской авиации.
В 1929 году на главном заводе Боинга в Сиэтле и в его филиалах работало уже более 800 человек. Компания строила аэродромы, обучала пилотов, но ее главнейшей задачей оставалось авиастроение. В этом же году Боинг объединил Boeing Airplane Company, Boeing Air Transport, производителя двигателей Pratt & Whitney и несколько других небольших своих компаний и создал United Aircraft and Transportation Corporation (Объединенная авиационно-транспортная корпорация) которая считалась ведущей авиастроительной компанией США. Уильям Боинг постоянно держал руку на пульсе времени. Он своевременно перешел от устаревших деревянных конструкций к металлическим, постоянно совершенствовал свои модели.
С началом Великой депрессии для всех настали очень нелегкие времена. Но у компании Уильяма Боинга дела шли хорошо. Вот какие самолеты разработал Боинг за эти годы:
— Boeing 247 (военное обозначение С-73) — десятиместный пассажирский самолет, первый серийный цельнометаллический авиалайнер со свободнонесущим крылом, убирающимся шасси, фюзеляжем типа полумонокок и автопилотом. Первый полет совершил 8 февраля 1933 года;
— Boeing P-26 Peashooter. Первый полет совершил 20 марта 1932 года. Применялся ВВС США во время Второй мировой войны. Всего было построено около 150 истребителей различных модификаций;
— Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая крепость») — первый серийный американский цельнометаллический тяжелый четырехмоторный бомбардировщик. Самолет был спроектирован в 1934 году в рамках конкурса на создание берегового бомбардировщика, действующего против кораблей. Через год был создан прототип Model 299, оснащенный двигателями Pratt & Whitney 750 л. с., первый полет которого состоялся 28 июля того же года. На последующих самолетах устанавливались двигатели «Райт-Циклон» 1200 л. с. Заводы Boeing в общей сложности выпустили 6981 бомбардировщик B-17 различных моделей (от опытного Model 299 до B-17G). На заводах фирм Douglas и Lockheed по лицензии построили еще 5745 самолетов модификаций B-17F и B-17G. Суммарный выпуск самолета составил 12 726 единиц.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА
Процветание компании Боинга на фоне Великой депрессии не осталось незамеченным политиками. В феврале 1934 года Уильяма Боинга вызывают на судебные разбирательства по поводу его компании — он обвиняется в получении государственных контрактов путем тайных сделок и создании монополии.
В основу обвинения легло журналистское расследование. В 1933 году некий журналист обнаружил, что контракты на воздушные перевозки не всегда заключаются с теми, кто предлагает самую низкую цену. Затем он обнаружил, что генерал-почтмейстер США Браун встретился с руководителями крупных авиакомпаний, чтобы, по сути, разделить между ними воздушную почту страны. Репортер слил свою историю сенатору Хьюго Блэку из Алабамы, который возглавлял один из сенатских комитетов.
«Единственное, в чем я виноват, — говорил Боинг на суде, — в создании успешной компании». В результате все обвинения были сняты, но Уильям был сильно оскорблен. Он продал свою долю, оставил авиационный бизнес и передал дела компании своему преемнику
Во времена Боинга авиакомпании строили аэродромы, осуществляли перевозки, занимались диспетчерским обслуживанием. Именно такой «монополизм» стал причиной применения к компании Boeing так называемого Закона Шермана: антимонопольное законодательство США запрещало авиакомпаниям одновременно заниматься почтовыми и пассажирскими перевозками и авиастроительством. И компания Боинга была вынуждена разделиться на три части: United Air Lines занималась авиаперевозками, United Aircraft и Boeing Aircraft Company — строительством самолетов на Восточном и Западном побережье Соединенных Штатов.
«Единственное, в чем я виноват, — говорил Боинг на суде, — в создании успешной компании». В результате все обвинения были сняты, но Уильям был сильно оскорблен. Он продал свою долю, оставил авиационный бизнес и передал дела компании своему преемнику инженеру Клэйру Эгдтведту, который работал у него почти с самого основания компании.
Компания, оставившая за собой имя своего основателя, продолжила начатое им дело. Впрочем, Боинг ненадолго вернулся — во время Второй мировой войны он был консультантом при создании военных самолетов. Но надолго не задержался. Он понял, что его дело в надежных руках, не видел смысла вмешиваться в руководство и смущать всех своим присутствием, — но без дела не остался и занялся разведением породистых лошадей. В этом занятии он тоже преуспел.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
В 1942 году Boeing и его семья переехали в штат Вашингтон на ферму Aldarra Farms площадью 500 акров в Фолл-Сити — небольшом городке к востоку от Сиэтла. Боинг заинтересовался животноводством и выращивал здесь крупный рогатый скот и овец. Он модернизировал ферму и построил завод по дегидратации травы, чтобы обеспечить выпас скота круглый год (это был единственный некоммерческий завод по дегидратации в штате), а заодно продолжал заниматься торговлей и производством пиломатериалов.
В последние годы жизни он уединился на своей яхте близ Канадского побережья, где и умер 28 сентября 1956 года.
В конце жизни Уильям Боинг вспоминал: «Мы стали первопроходцами в теории и практике индустрии авиастроения. Все проблемы, с которыми нам приходилось сталкиваться, были новыми — никто до нас их еще не решал. И мы не имели права останавливаться и поворачивать назад — мы должны были решать их. Мы не могли позволить себе отвергнуть ни одну идею и ни один проект из-за того, что “их воплощение невозможно”. Мы изо всех сил старались превратить в реальность всё, что считали нужным».
В 1966 году Боинг был включен в Национальный зал славы авиации.
Секреты успеха от Уильяма Эдварда Боинга выглядят просто:
1. Заработайте денег там, где это сделать легко.
2. Найдите увлечение, которое станет для вас смыслом жизни.
3. Не бойтесь создавать что-то своими руками.
4. Прежде чем действовать, найдите всю доступную информацию.
5. Делайте свое изобретение достаточно универсальным.
6. Не стесняйтесь быть первооткрывателями.
7. Выходите из трудных ситуаций за счет смежных областей.
8. Уходите на пике славы.
Свежие комментарии