1915 - В марте 1915-го вступили в бой первые французские Morane-Saulnier Type N, вооруженные пулемётом Гочкис, стреляющим "сквозь винт" (с отсекателями). Несмотря на свою малочисленность, они вызвали изрядный переполох среди германских пилотов, которые внезапно почувствовали себя безоружными перед новым противником.
Энтони Фоккер предложил немецким ВВС устройство, решающее ту же задачу, что и французские "отсекатели", но лишенное их недостатков. Это устройство, названное "синхронизатором".
1916 - Родился Василий Георгиевич Павлов — советский лётчик, полковник(1958). Герой Советского Союза (1953), заслуженный лётчик-испытатель СССР(21.08.1964), лауреат Сталинской премии (1953).
1917 - Уильям Боинг переименовывает Pacific Aero Products Company в Boeing Airplane Company.
1922 - Хуан де ла Сиерва подал заявку на патент "Шарнирное соединение, обеспечивающее маховое движение лопастей в вертикальной плоскости". Патент "Улучшение аэропланов с вращающимися крыльями" № 81406 был выдан 15 ноября того же года. Теперь шарнирное сочленение позволяло лопасти при вращении образовывать конус, определяемый равновесием аэродинамических и центробежных сил. Маховое движение демпфировалось аэродинамически. Лопасть, которая поднималась, автоматически уменьшала угол атаки и, следовательно, подъемную силу, что заставляло её уменьшить скорость взмаха и затем опуститься и, наоборот, при опускании лопасти угол атаки увеличивался.
1924 - Первый официальный мировой рекорд на вертолёте: дальность полёта - 736 м за 4 минуты, 11 секунд (приблизительно 13 км/ч) и на высоте 1,8 м. Р.Пескара на своем вертолёте с четырьмя соосными винтами Pescara 2F.
1930 - На первой парашютной фабрике (инициатор организации производства парашютов в СССР,советский военный лётчик, инженер Михаил Алексеевич Савицкий) изготовлены первые опытные образцы советского спасательного парашюта НИИ-1. К концу 1931 г. на фабрике изготовлено более 5 тыс. парашютов, в т. ч. 70 специальных десантных ПД-1. В 1932 г. изготовлено 12035 комплектов, что позволило стране прекратить импорт парашютов.
1930 - Первые огневые испытания экспериментального реактивного двигателя Фридриха Артуровича Цандера ("опытный реактивный первый" - ОР-1), работающего на воздушно-бензиновой смеси, и сделанного из обыкновенной паяльной лампы. Уже через два года создан ОР-2 - бензин-жидкий кислород (аналог стоял на ФАУ-2 и предполагался для A9/A10 фон Брауна).
1932 - Под управлением лётчика-испытателя помощника сержанта Хосе Онорио Родригеса состоялся первый полёт самолёта чисто аргентинской постройки - Ае.С.2. Ае.С.2 (Гражданский самолёт тип 2) разработан на государственном предприятие la Fabrica Militar de Aviones (FMA - Авиационная Военная Фабрика). Он представлял собой двухместный низкоплан (прототип был одноместным), оснащённый пятицилиндровым двигателем Wright Whirlwind R-54013 мощностью 165 л.с. Было выпущено все два экземпляра самолёта, на которых пилоты Осорио Арана и Мартин Р. Каиро совершили рекламный полёт через всю страну. Гражданских заказов больше не последовало, однако ещё семь самолётов были заказаны для ВВС Аргентины. Эти самолёты получившие обозначение Ae.M.E.1, использовались как учебно-тренировочных целях и для наблюдения. Все они находились в эксплуатации в эскадрильи "Sol de Mayo". В 1933 году шесть из них участвовали в большом перелёте эскадрильи в Бразилию. Специально для этого перелёта самолёт переоборудовали новым двигателем Wright R-760 мощностью 240 л.с.
1934 - Состоялся первый полёт самолёта Late 294 оборудованного двигателем Gnome & Rhone 14Kdrs мощностью 870 л.с.. Late 294 - бомбардировщик и торпедоносец, разработанный французской фирмой Societe Industrielle d'Aviation Latecoere. Самолёт представлял собой ремоторизированную версию торпедоносца Late 290. При его постройке использовались некоторые конструктивные части, применявшиеся при создании Late 293. Единственный экземпляр самолёта был передан для воинских испытаний в авиаэскадрилью 4Т-1, где использовался до середины 1939 года.
1937 - Над Бильбао в Испании был сбит первый Do 17. То есть почти сразу же по прибытии. Победу одержал республиканский лётчик Фелиппе дель Риови на истребителе И-15.
1940 - Первый из восстановленных советских истребителей И-153 «Чайка» под обозначением VH-101 получил опознавательные знаки финских ВВС- голубую свастику в белом круге, нанесённую на крыльях и фюзеляже. К лету 1941 г. количество боеспособных И-153 довели до пяти единиц. Первый отремонтированный экземпляр к этому сроку сменил обозначение с VH-101 на VH-11, остальные получили номера VH-12, VH-13, VH-14 и VH-16. Самолёты вошли в состав эскадрильи LeLv6 с местом базирования в городе Турку. Подразделению была поставлена задача по охране побережья, поиску кораблей и подводных лодок.
1941 - Состоялся первый полёт немецкого самолёта Мессершмитт Me.262. Из-за отсутствия турбореактивных двигателей первый опытный образец самолёта, получившего обозначение Me.262V1, хотели временно укомплектовать двумя жидкостно-реактивными двигателями (ЖРД) тягой по 1500 кгc, но они также требовали доводки. Тогда остановились на 12-цилиндровом 750-сильном поршневом моторе жидкостного охлаждения Jumo 210G. В таком виде Me.262V1 впервые поднялся в воздух, пилотируемый Фрицем Венделем. С двигателем Jumo 210G самолёт в горизонтальном полёте развивал скорость до 415 км/ч и показал очень хорошую управляемость. Для исследования поведения самолёта на больших скоростях было проведено несколько полётов на пикирование с полным газом двигателя, но на скорости 535 км/ч были выявлены некоторые колебания руля высоты. Hебольшие доработки позволили избавиться от этой проблемы. Под управлением Венделя и его коллеги Карла Баура самолёт все лето 1941 г использовался для исследования лётных характеристик, измерения нагрузок на рули управления и т.п.
1942 - Рейд Дулиттла (Doolittle Raid). В ходе его 16 средних бомбардировщиков наземного базирования B-25 Mitchell под командованием подполковника Джеймса Дулиттла (James «Jimmy» H. Doolittle), взлетев с американского авианосца «Хорнет», впервые атаковали территорию Японии, в том числе и Токио.
Налёт имел малое военное, но большое политическое значение. По сути, это был первый серьёзный укол не знавшей до этого поражений японской империи. В вылете было потеряно 15 бомбардировщиков. Единственная уцелевшая машина под командой капитана Эдварда Йорка села на советском дальневосточном аэродроме и была успешно (для нас) интернирована.
1943 - Пилоты 339-й эскадрильи авиации США перехватили у острова Бугенвиль самолёт командующего флотом Японии адмирала Ямамото и уничтожили его. Точка и время перехвата были определены на основании дешифровки радиопереговоров японцев, основная сложность заключалась в том, что у истребителей Р-38, действовавших на пределе дальности, было всего 5-10 минут на обнаружение и атаку цели. Так был выполнен план "мести за Перл-Харбор", утвержденный Рузвельтом - "настичь и уничтожить Ямамото любой ценой". Потери США составили 4 истребителя.
1943 - На Европейском ТВД, 47 самолётов Р-40 "Уорхаук" и 12 "Спитфайр" разгромили большую группу немецких транспортных самолётов, пытавшихся доставить груз окруженной армии Роммеля. Немцы потеряли 58 самолётов Юнкерс Ju 52/3м и 18 истребителей сопровождения Макки С.200 и Мессершмитт Bf 109. Потери союзников составили лишь четыре Р-40 и один "Спитфайр". Три пилота 57-й группы сбили по пять машин каждый, что по американским меркам давало право на звание "ас".
1944 - Первый полёт штурмовика Ил-10, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. По сравнению с Ил-2 этот самолёт имел меньшие размеры, существенно лучшую аэродинамику и более мощный мотор жидкостного охлаждения АМ-42. На самолёты были установлены четыре пушки - на первом этапе калибром 20 мм, позже - калибром 23 мм: на крыльевых балках располагались 8 реактивных снарядов PC-82; бомболюк и внешняя подвеска допускали использование разнокалиберных бомб общим весом 600 килограммов.Большая скорость полёта, хорошая манёвренность и эффективная бронезащита определили высокие боевые качества Ил-10. К 1 мая 1945 года действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10.
1950 - Первый полёт патрульной летающей лодки Convair P5Y Tradewind с силовой установкой из четырёх турбовинтовых двигателей Аллисон ХТ-40-А-4 мощностью 5500 л. с. каждый. В сентябре 1950-го эта лодка установила мировой рекорд продолжительности полёта с турбореактивными двигателями, продержавшись в воздухе 8 час. 6 мин. Максимальный взлётный вес равнялся 72 600 кг. Её максимальная скорость на высоте 7600 м составляла 637 км/час, а максимальная дальность полёта - 6400 км. Однако изменение потребностей авиации ВМС США привело к превращению лодки в военно-транспортную машину с соответствующей переделкой её конструкции.
1951 - Первый полёт французского вертолёта SO-1120 "Ариэль" III. Вертолёт имел взлётный вес 1250 кг, крейсерскую скорость 135 км/ч, дальность полёта 250 км, диаметр несущего винта 10,8 м и длину 8,25 м.
1952 - Первый полёт самолёта Конвэр YB-60. Самолет Конвэр YB-60 был разработан в соответствии с теми же тактико-техническими требованиями ВВС США, которые выдвигались, когда создавался тяжёлый дальний бомбардировщик Боинг В-52 "Стратофортресс". Силовая установка бомбардировщика YB-60 состояла из восьми турбореактивных двигателей Пратт и Уитни J-57-P-3, обладавших в то время тягой 4000 кг каждый. Бомбардировщик YB-60 имел максимальный взлётный вес около 172 000 кг и максимальную дальность полёта порядка 12 800 км. Два опытных образца бомбардировщика прошли обширную программу лётных испытаний, однако ВВС США не выдали заказа на его производство, так как в качестве тяжёлого бомбардировщика на вооружение был принят самолёт В-52.
1953 - На полигоне Капустин Яр (Астраханская область, СССР) произведён первый испытательный пуск оперативно-тактической ракеты Р-11 с дальностью стрельбы 270 км.
1953 - В Англии совершил первый коммерческий полёт первый в мире турбовинтовой самолёт. Британская авиакомпания ВЕА начала регулярную эксплуатацию самолётов Vickers Viscount на маршруте Лондон-Рим-Афины-Никозия.
1956 - Родился Михаил Асланович Погосян — российский авиаконструктор и предприниматель, академик РАН (2011), доктор технических наук, ректор Московского авиационного института (с 2016), в прошлом генеральный директор Компании «Сухой», в прошлом генеральный директор ОАО «РСК „МиГ“», бывший президент ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», председатель Совета директоров ЗАО «Гражданские самолёты Сухого».М.А.Погосян принимал участие в ряде программ создания авиационной техники военного и гражданского назначения. Среди них: истребители Су-27, Су-30, истребитель палубного базирования Су-33. За личный вклад в создание самолета Су-33, принятого на вооружение Военно-Морского флота России, М.А.Погосян награжден Орденом Почёта.6 марта 2022 года после вторжения России на Украину подписал письмо в поддержу действий президента Владимира Путина...
1958 - На авиабазе Эдвардс, Калифорния, лётчик-испытатель ВМС США лейтенант Джордж Уоткинс установил мировой рекорд высоты 23449 метров (76932,4 футов) на Grumman F11F-1F Tiger.
1962 - Погиб лётчик-испытатель 1-го класса Николай Васильевич Аксёнов при выполнении испытательного полёта на Ту-22А. В самом начале испытаний и эксплуатации самолёта экипажи Ту-22 столкнулись при полётах на больших числах М с эффектом реверса элеронов (обратной реакции по крену) связанного с относительно малой жёсткостью стреловидного крыла большого удлинения. Было введено ограничение по максимальному числу М=1,4. В роковом испьтательном полёте на сверхзвуке самолёт Ту-22А серийный номер 0203 вышел за ограничения по реверсу элеронов и разбился. Штурман(штурман-испытатель 2-го класса Николай Филиппович Бочкарёв) и радист(В.М. Шестухин) удачно катапультировались.С 1965 года в канале управления по крену была внедрена система элерон- закрылков: на дозвуковых скоростях работали обычные элероны, при переходе на сверхзвук в качестве органов управления по крену использовались внешние секции закрылков (элерон-закрылки), а сами элероны блокировались в нейтральном положении. Помимо этого, были проведены и другие улучшения по планеру и системам управления. Н.В.Аксенов похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище...
1963 - На базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся пятнадцатый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джозеф Альберт «Джо» Уокер (англ. Joseph Albert «Joe» Walker). В ходе полёта достигнута максимальная высота 28190 м и максимальная скорость 6066 км/ч.
1963 - Состоялся первый полёт самолёта Х-21. Х-21 - экспериментальный самолёт, построенный американской фирмой Northrop. Самолёт был построен для исследования теории "Laminar Flow Control". Для этих целей были переоборудованы два самолёта погодной разведки WB-66D. На них было установлено новое крыло с ламинарным обтеканием. Два турбореактивных двигателя General Electric J79-GE-13 с тягой по 4305 кгc были установлены в задней части фюзеляжа в гондолах с каждой стороны.
1964 - При выполнении испытательного полёта на Су-7БКЛ с ускорителями, аэродром Владимировка, погиб лётчик-испытатель 2-го класса Анатолий Андреевич Кознов.
1968 - Первый полёт самолёта-бесхвостки МиГ-21И "Аналог" с крылом переменной стреловидности, лётчик-испытатель 1-го класса Олег Васильевич Гудков. Использован фюзеляж истребителя МиГ-21С, вертикальное оперение и шасси. Представляет собой среднеплан, построенный по схеме «бесхвостка». Крыло переменной по размаху стреловидности (78 градусов на одной трети размаха и 55 градусов на остальной части крыла).
1978 - Совершил первый полёт польский лёгкий многоцелевой самолёт PZL-110 Koliber. PZL-110 Koliber - лёгкий многоцелевой самолёт, разработанный польской фирмой WSK PZL Warszawa-Okęcie. Самолёт PZL-110 является лицензионным усовершенствованным вариантом французского двух/четырёхместного лёгкого самолёта SOCATA Rallye 100ST. Первый экземпляр, модифицированный под поршневой двигатель PZL-F (польский вариант двигателя Franklin 4A-235B3) мощностью 116 л.с.. Впоследствии были построены десять самолётов Серии I, после них появились 25 самолётов Серии II и 45 машин Cерии III. В 1990 году был выпущен вариант PZL-110-160 Koliber 160 с двигателем Lycoming 0-320-D2А мощностью 160 л.с.
1980 - Катастрофа вертолёта Ми-14, КВ л-т Антипов А.Н. Экипаж погиб.
1984 - Вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, задававшее МЗ им. П.О.Сухого разработку на базе самолёта Су-27 корабельного истребителя противовоздушной оборони Су-27К Этим же документом ММЗ им. Артёма Ивановича Микоянa поручалось создание многоцелевого корабельного истребителя МиГ-29К, который мог бы использоваться и для нанесения ударов по надводным и береговым целям.
1986 - С космодрома «Плесецк»был запущен спутник связи «Молния-3-28»
1986 - Умер в Нёйи-сюр-Сен, в возрасте 94 лет Марсель Дассо (Marcel Dassault), урождённый Марсель Блох — французский авиационный инженер, промышленник и политик.
В 1930 году основал компанию Société des Avions Marcel Bloch. После войны в 1949 сменил фамилию на Дассо и переименовал компанию в Avions Marcel Dassault. Компания Дассо стала главным производителем самолетов для Военно-воздушных сил Франции. Марсель активно участвовал в разработке новых типов самолётов до 60-летнего возраста, после него компанию возглавил его сын Серж Дассо.
1994 - Впервые поднялся в воздух лёгкий многоцелевой самолёт Аккорд-201,разработаный в КБ НПО "Авиа Ltd" под руководством Евгения Маслова. принадлежащий ОКБ "Аккорд", лётчик-испытатель Михаил Валентинович Никифоров. В августе 1995 года экспонировался на МАКСе в Жуковском.
1997 - В России с космодрома Байконур в Казахстане осуществлён пуск российской межконтинентальной баллистической ракеты шахтного базирования РС-20 (SS-18). Ракета почти 20 лет находилась на боевом дежурстве. Все 10 головных частей МБР поразили цели на полигоне на полуострове Камчатка.
1999 - Бе-103 завершил перелёт по маршруту Таганрог - Воронеж - Брянск - Гомель - Брест - Вроцлов - Прага - Фридрихсхафен. Управлял самолётом лётчик-испытатель Владимир Петрович Дубенский. Бе-103 (№3002) прибыл к открытию Международного салона легкомоторной и спортивной авиации "AERO-99" проходящему в немецком Фридрихсхафене. После окончания выставки, во время которой самолёт успел сделать два тренировочных и всего один демонстрационный полёт, тем не менее, вызвав большой интерес специалистов и широкой публики, амфибия перелетела на аэродром Вальмюле вблизи немецкого города Штраубинг, в котором располагается фирма MT-Propeller - изготовитель винтов, установленных на самолёте.
2001 - Первый официальный полёт Су-25КМ "Скорпион" совершил с аэродрома Тбилисского авиазавода, шеф-пилот фирмы Elbit Systems, Егуда Шафир (Ehuda Shafir). Программа модернизации "Скорпион" предусматривает оснащение штурмовиков Су-25 новым комплексом авионики в соответствии с технологией "glass cocpit" и отвечающим требованиям ICAO, разработанным израильской фирмой Elbit. Новая авионика значительно расширяет возможности самолёта, обеспечивают всепогодность применения, повышает безопасность полётов, обеспечивает точную навигацию и целеуказание для вооружения. Комплекс рассчитан на использование как западных, так российских образцов вооружения. Самолёт производится грузинской компанией ТАМ (Тбилавиамшени - Тблисский авиазавод) совместно с израильской компанией Elbit Systems Ltd. (NASDAQ: ESLT). Израильско-грузинская программа "Скорпион" не была согласована с российским разработчиком Су-25 - "ОКБ Сухого", так же как и выпуск этих машин на тбилисском авиазаводе. Фактически Су-25КМ являются "пиратской" продукцией.
2001 - Успешно стартовала ракета Республики Индия GSL-V c разгонным блоком 12 КРБ, разработанным ГКНЦП, на котором впервые в мировой практике был применен работающий на топливной смеси кислород - водород двигатель КВД1, разработанный «КБ Химмаш». Второй успешный запуск GSL-V c разгонным блоком 12 КРБ - 8 мая 2003 года, третий успешный запуск ракеты-носителя GSLV с российским разгонным блоком 20 сентября 2004 года.
2001 - В Республике Коми близ Воркуты потерпел катастрофу вертолёт Ми-8Т отдельного арктического авиационного полка Арктического регионального управления Федеральной пограничной службы России. Вертолёт был обнаружен на земле лежащим на боку на удалении 38 километров от аэропорта Каменная Коса. Вертолёт выполнял задачу по охране морских биоресурсов. В результате падения машины погиб бортмеханик, один человек госпитализирован. На борту вертолёта находились 5 членов экипажа и 9 пассажиров.
2006 - Первый австрийский административный самолёт D-Jet (регистрационный номер ИКАО : CYXU) оснащённый турбовентиляторным двигателем Williams FJ-33-4A-15 с тягой 6.96 кН поднялся в воздух. После первых испытаний двигатель был заменён на Williams FJ-33-4A-19с тягой 8.5 кН.
2011 - На испытательной базе королевских ВВС Великобритании в Boscombe Down приземлился первый самолёт-топливозаправщик A-330 MRTT, который в британских ВВС получил название Voyager. Самолёт, специально сконфигурированный для Великобритании в рамках программы Future Strategic Tanker Aircraft (FSTA), совершил перелёт из Гетафе (Испания) с завода Airbus Military. На сегодняшний день для нужд королевских ВВС Великобритании в рамках программы FSTA произведено два самолёта из четырнадцати заказанных. Оставшиеся 12 самолётов A-330 MRTT будут адаптироваться под требования королевских ВВС фирмой Cobham на территории Великобритании в городе Bournemouth, и поступят в ВВС до середины 2016 года.
2014 - Пятый полёт автоматического грузового корабля Dragon компании SpaceX. Третий полёт в программе снабжения МКС, выполненный SpaceX по контракту Commercial Resupply Services (CRS) с NASA. Первый запуск ракеты-носителя в модификации Falcon 9 v1.1(R), оборудованной элементами повторного использования, в том числе посадочными стойками и реактивной системой управления (RCS), использующей сжатый азот. Впервые был произведён запуск Falcon 9 v1.1 без головного обтекателя, и успешно проведён эксперимент по мягкой посадке первой ступени в океан.
2018 - В США со стартового комплекса SLC-40 Базы ВВС США на мысе Канаверал (CCAFS, шт. Флорида) ракетой-носителем "Falcon 9 FT" (В 10:45) запущен космический телескоп, предназначенный для открытия экзопланет транзитным методом ТESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite). Первая ступень носителя совершила успешную посадку на баржу "Of Course, I Still Love You" в Атлантическом океане...
День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.). На льду Чудского озера у восточного берега, рядом с о. Городецкий на дороге из Пскова в Новгород русские воины под началом новгородского князя Александра Ярославича Невского разбили немецких рыцарей Ливонского ордена!
Свежие комментарии