1907 - В России на основе воздухоплавательного отдела Русского технического общества создан научно-конструкторский центр по дирижаблестроению (комиссия генерала Н.Л. Кирпичева). |
1910 - Родился Дуглас Бадер (Douglas Robert Steuart Bader); 21 февраля 1910 — 5 сентября 1982) — полковник Королевских военно-воздушных сил Великобритании (КВВС), ас Второй мировой войны.
Потерял обе ноги в авиационной аварии, но продолжал летать и участвовал в боевых действиях. Одержал 20 личных побед, 4 в группе, 6 личных неподтвержденных, одну групповую неподтверждённую и повредил 11 самолётов противника.Спасаясь из сбитого самолёта, он полетел в одну сторону, а один из его протезов, зажатый в кокпите, в другую. Оказавшись на земле- примерно в тех же местах, где в 1917 г. был смертельно ранен его отец, сапёр Королевских инженерных войск, - Бадер был схвачен и оказался в лагере. Германские власти попросили британцев сбросить пленнику запасной протез. Британский лётчик сбросил протез - и присоединился к коллегам, летевшим бомбить электростанцию Госнэ возле Бетюна; станцию спасла только плохая погода. Такая невежливость вскоре померкла перед неприятностями, которые доставлял Дуглас своим тюремщикам. Обращались с ним хорошо; почти каждый опытный офицер люфтваффе, которому случалось попасть в те края, считал своим долгом заглянуть к Бадеру и развлечь его. Но Дуглас тратил всё своё время и силы на подготовку побега. Побег ему удался- и не один раз, а несколько, пока отчаявшийся легерный чиновник не пригрозил отобрать у него ноги. Угроза не возымела эффекта, и в конце концов Дугласа доставили в Колдиц.
Бадер побывал во многих лагерях для военнопленных, последним из которых стал лагерь в замке Колдиц, из которого лётчик был освобождён в апреле 1945 года американскими военными (1-я армия США). Сразу же после освобождения он отправился в Париж и потребовал себе "Спитфайр", но получил отказ.
Бадер покинул Королевские ВВС в феврале 1946 году, и в дальнейшем работал в топливной индустрии. В 1950-х вышли фильм и книга про его жизнь и карьеру во время войны. Бадер был возведён в ранг рыцаря-бакалавра в 1976 году и продолжал летать до 1979 года. Он скончался 5 сентября 1982 года от сердечного приступа.
Дуглас Бадер однажды сказал: "Правила существуют для того, чтобы умные ими руководствовались, а дураки им подчинялись"
1915 - Родился Ю.А.Антипов, летчик-испытатель. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959г.), Герой Советского Союза (1957г.), полковник. В авиации с 1932 г. Работал в НИИ ВВС. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Совершил 200 боевых вылетов, сбил 7 самолётов противника. С 1943 г. на испытательной работе. Освоил 203 типа самолётов и вертолётов. Участвовал в испытаниях Як-3, МиГ-9, МиГ-15, И-320, трофейных самолётов.
1916 - Немецкий дирижабль LZ-47 (LZ-77) подвергается атаке английских истребителей и становится первым в мире подожженным цеппелином.
1928 - Летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял И-3 с заснеженного Ходынского аэродрома.
1928 - Первый полёт британской цельнометаллической трансатлантической летающей лодки - Short S.8 Calcutta.
1930 - Собралась первая макетная комиссия по АНТ-6 (ТБ-3) и макет утвердили. Примечательно, что строительство уже велось.
1931 - Около города Дессау (Германия) был проведен первый испытательный пуск, первой жидкостной ракеты в Европе, "HWR-1" (HWR - Хюккель-Винклер-ракета). Иоганн Винклер, который уже не являлся председателем «Немецкого ракетного общества», но оставался его действительным членом, при финансовой поддержке фабриканта Хюккеля построил и запустил ракету «HWR-1» с жидкостным двигателем, застолбив таким образом свой приоритет на этом поприще. Ракета Винклера имела в длину 60 сантиметров и весила примерно 5 килограммов, из которых на долю топливных компонентов приходилось 1,7 килограмма. Она была похожа на призму, состоявшую из трех трубчатых баков, частично закрытых алюминиевой обшивкой, которая придавала ракете вид коробчатого воздушного змея. В одном баке находился сжиженный метан, в другом — жидкий кислород, а в третьем — «инертный газ под давлением» (так Винклер называл сжатый азот). Двигатель представлял собой кусок цельнотянутой стальной трубы без швов длиной 457 миллиметров, расположенной по оси ракеты. Первое испытание было проведено 21 февраля 1931 года на учебном плацу недалеко от города Дессау, но вследствие технической неисправности ракета взлетела всего лишь на 3 метра от земли. При вторичном испытании, 14 марта 1931 года, ракета Винклера отклонилась от вертикальной траектории и потому не достигла расчетной высоты, которая должна была составить 500 метров, но в остальном эксперимент прошел успешно.
1938 - Начальник ВВС Локтионов писал: «Директор НИИ N 3 Слонимер и профессор Дудаков предлагают построить экспериментальный самолет для окончательного установления приемлемого для эксплуатации оснащения стартовых ракет на самолете исходя из предыдущего опыта работ на самолете ТБ-1 в 1932, ТБ-3 в 1934 г. Считаю, что проблема ракетного старта представляет большой интерес для ВВС, т.к. предыдущие опыты показали, что разбег самолета сокращается на 50-70% длинны в зависимости от величины заряда. Прошу Ваших указаний о включении данной работы профессора Дудакова в план экспериментальных работ ПГУ на 1938. Однако, считаю, что строить новый самолет не следует, а для этих целей может быть использован серийный самолет СБ или ДБ-3. Одновременно считаю необходимым отметить, что до сих пор, несмотря на давность начала работы профессора Дудакова, окончательного ответа на вопрос о возможности удачного конструктивного осуществления ракетного старта в ВВС еще нет».
1938 - Многоцелевой самолет С3-2 ("Сталинское задание") разработки бригады П.О.Сухого в КБ А.Н. Туполева проходит государственные испытания.
1940 - Советскими самолётами, в ходе Советско-финской войны, по ошибке подвергся бомбёжке шведский посёлок Паяла (Pajala), находящийся на северо-востоке страны. В общей сложности было сброшено около 150 бомб. Но, по невероятному везению, человеческих жертв зафиксировано не было, хотя два местных жителя получили лёгкие ранения. Несколько зданий сгорело, были повреждены телефонные линии. После того, как факт бомбардировки шведской территории дошёл до правительства страны, от Швеции была направлена официальная нота протеста Советскому Союзу. Представители СССР ответили, что никакой бомбардировки не было и они понятия не имеют о чём речь. И только 5 марта, когда отрицать участие советской авиации в конфликте было бы уже глупо, факт бомбардировки был признан. Ещё позже, на месте случившегося происшествия, побывала специально созданная комиссия из СССР, что бы оценить масштабы случившегося. В результате, ущерб был оценён в 40 000 крон и выплачен Швеции.
В результате сброшенных бомб в поселке начался пожар, но здесь не было пожарной станции и весь огонь жители тушили своими силами.
Один из самолетов, который принимали участие в этом налёте, на обратном пути на базу в Мурманске, из-за нехватки бензина, долететь не смог и совершил аварийную посадку на территории Финляндии. Три члена экипажа пытались на лыжах выйти на территорию СССР, но были захвачены финскими войсками.
1942 - Первый полет самолета с двигателем Allison" V-1710-47, получившего обозначение Bell-23 ХР-39Е. Под названием ХР-39Е фигурировал экспериментальный вариант, проект которого под названием "модель 23" был предложен в феврале 1941 года. Впоследствии самолет был оснащен двигателем с двухступенчатым наддувом с механическим приводом.
1945 - Первый полёт палубного многоцелевого истребителя Sea Fury (SR661) (компания Hawker, Великобритания). Он был самым скоростным поршневым истребителем британского военно-морского флота. Производился фирмой Hawker Aircraft Ltd. с 1945 до 1955 года. Почти все самолёты «Си Фьюри» были выведены из боевой эксплуатации к концу 1950-х годов, пакистанские самолеты «Фьюри» оставались на службе до 1973 года.
1945 - У острова Иводзима авианосец «Саратога» был атакован группой камикадзе «Митате № 2» в составе 32 самолетов (12 бомбардировщиков «Сусей», 8 торпедоносцев «Тензан» и 12 эскортирующих их истребителей «Зеро»). В результате этой атаки авианосец получил серьезные повреждения (123 человека убитыми, 192 раненными, 42 самолета сгорели или были сброшены за борт) и отправился для ремонта в США.
1949 - Постановлением Совмина от 21 февраля 1949-го ОКБ Яковлева поручено разработать истребитель-перехватчик с двигателем ВК-1 взлетной тягой 2700 кг который должен был развивать скорость 1135 км/ч на высоте 4200 м, подниматься на высоту 10 км за 3-3,5 мин, иметь потолок 15-16 км и продолжительность полета 40-45 мин. В основу аэродинамической компоновки перехватчика положили проект Як-60. Впервые в практике ОКБ на самолёте использовали велосипедное шасси с двухколёсной основной и одноколёсной носовой опорами. Заданием предусматривалось вооружение из двух 23-мм или одной 37-мм пушек, но выбрали первый вариант с боезапасом до 185 патронов. В состав оборудования входил стандартный набор радиотехнических средств, включая РЛС "Коршун". Бронирование кабины лётчика состояло из передних бронестекла толщиной 60 мм и 8-мм бронеплиты, а также 10-мм бронезаголовника. В результате был разработан истребитель-перехватчик Як-50 (первый).
1950 - СМ СССР постановил построить опытную серию из 15 вертолетов ГМ-1 под обозначением Ми-1 на заводе №3 в Москве.
1951 - Серийный бомбардировщик Канберра В.Мк.2 совершил беспосадочный трансатлантический перелет Алдерегроу (Сев. Ирландия) - Гэндер (Ньюфаундленд). Расстояние в 3335 км было преодолено за 4 ч 37 мин. После этого бомбардировщик Canberra прибыл в Балтимор для оценочных испытаний представителями ВВС США. После всесторонних испытаний американцы решили наладить лицензионное производство силами фирмы Мартин. Фирма значительно изменила конструкцию самолета, в результате чего появился бомбардировщик В-57 (Мартин 272). Поскольку он конструктивно сильно отличался от "Канберры", рассматриваться будет как отдельный самолет.
1951 - Катастрофа Ил-28. погиб экипаж: Н.К.Фёдоров - летчик-испытатель, М.Ф.Таран – штурман, П.С.Гордиенко – бортрадист
1953 - Первый полёт одной из версий лёгкого вертолёта В-2 (компания Brantly, США). В серии не был.
1958 - Первый полет опытного перехватчика ПТ-8-4 ОКБ П.О.Сухого, В.С.Ильюшин.
1962 - В серии рекордных полётов по программе High Jump на F4H-1 (F-4B) было уставлено несколько рекордов скороподъемности. 21-го февраля 1962 года в авиационном центре ВМФ было поставлено сразу два рекорда. Самолёт, пилотируемый подполковником ВМФ Джоном Янгом, достиг высоты в 3000 метров за 34,523 секунды. А полковник Лонгтон забрался на 6000 метров за 48,787 секунд.
1965 - В СССР произведён запуск искусственных спутников Земли «Космос-54», «Космос-55» и «Космос-56».
1969 - Первый испытательный полет Н-1 №3Л. В случае успешного запуска, автоматический корабль 7К-Л1С, оснащенный многими системами корабля Л3 и мощной фотоаппаратурой должен был выйти на орбиту Луны, сделать ее качественные фотоснимки и доставить их на Землю. Хотя между 3-й и 10-й секундами полета система КОРД (контроль работы двигателей) ошибочно отключила два из 30 двигателей 1-й ступени, ракета все же продолжала полет за счет избыточной тяговооруженности. На 66-й секунде полета из-за сильной вибрации оборвался трубопровод окислителя одного из двигателей и начался пожар. Ракета могла бы еще лететь, но на 70-й секунде, на высоте 14 км, система КОРД отключила сразу все двигатели, и ракета упала в степь в 52 км от старта.
1970 - экипаж самолета Convair CV-990-30A-6 Coronado швейцарской авиакомпании Swissair (HB-ICD) выполнял рейс по маршруту Цюрих (Швейцария) – Тель-Авив (Израиль). На борту находилось 38 пассажиров и 9 членов экипажа.
Через 7 минут после выполнения взлета в носовом грузовом отсеке произошел взрыв. В этот момент высота самолета составляла 4300 метров, он находился в 41 километре к югу от аэродрома вылета. Экипаж доложил о разгерметизации и возвращении в Цюрих. Через пять минут экипаж объявил бедствие, сообщил, что на борту пожар, запросил немедленную посадку и полицию и уведомил диспетчеров о проблемах с навигацией. Из-за дыма в кабине пилотов экипаж не мог видеть показания приборов. Еще через 13 минут произошел полный отказ электропитания. Самолет перешел в крутое пикирование и столкнулся с землей. Все погибли.
В ходе расследования инцидента с австрийским самолётом и катастрофы швейцарского было установлено, что в обоих случаях на борту произошёл взрыв бомбы в багажном отделении. Сами бомбы были замаскированы под радиоприёмники, а в действие их приводили высотомеры, то есть бомба взрывалась, когда самолёт уже находился высоко в воздухе. Обломки высотомеров были найдены и показаны по телевизору, после чего в полицию позвонил владелец магазина приборов во Франкфурте и сообщил, что за несколько дней до терактов такие же высотомеры у него приобрели два палестинских студента. По наводке продавца эти два студента были арестованы, а вскоре по допросам задержанных был установлен глава группы — Суфиан Каддуми, который скрывался в Иордании. Как было установлено, бомбы были направлены авиапочтой из Франкфурта в Тель-Авив. То, что одна из бомб оказалась в швейцарском авиалайнере, было просто роковой случайностью. Посылку доставили из Франкфурта в Цюрих, после чего должны были доставить в Израиль самолётом авиакомпании El Al. Однако израильский самолёт опаздывал с прибытием, поэтому груз был направлен попутным швейцарским рейсом SR-330.
Ответственность за взрывы самолётов взяла на себя организация Народный фронт освобождения Палестины (НФОП). Что до задержанных палестинских студентов, то швейцарские власти их вскоре отпустили, мотивируя это нежеланием связываться с палестинскими террористами. В 2000 году федеральный суд Швейцарии пришёл к заключению, что не может точно определить организаторов теракта.
1972 - Был осуществлен вертикальный взлет, переходный режим, полет по кругу и посадка по самолетному самолета ВВП Як-36М
1973 - Первый пуск из шахтной пусковой установки по минометной схеме (в рамках ЛКИ) сверхтяжелой жидкостной МБР третьего поколения Р-36М ("Сатана"). Разработчик КБ “Южное”.
1973 - Самолет Boeing 727-224 ливийской авиакомпании Libyan Arab Airlines (5A-DAH) выполнял рейс по маршруту Бенгази (Ливия) – Каир (Египет). На борту находилось 104 пассажира и 9 членов экипажа.
Во время полета по маршруту преобладала сплошная облачность. Воздушное судно ушло с курса и пролетело мимо Каира. Над Синайским полуостровом облачность рассеялась, и экипаж, очевидно, осознал ошибку. На этот момент самолет находился вне зоны действия радиотехнических навигационных средств.
Самолет был перехвачен двумя истребителями McDonnell F-4E Phantom II израильских ВВС (после арабо-израильской войны 1967 года Синайский полуостров был оккупирован Израилем). Попытки заставить самолет сесть в одном из аэропортов были безуспешными, а экипаж гражданского самолета начал разворот в западном направлении. После этого трассирующими снарядами была повреждена и загорелась законцовка правого крыла. Экипаж выполнил аварийную посадку с убранными шасси в пустыне, но самолет разрушился и загорелся. Погибли 100 пассажиров и 8 членов экипажа.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО), проводившая расследование, пришла к выводу, что радионавигационная станция Каира на время выполнения рейса работала в нештатном режиме, а радиолокатор подхода отказал.
1976 - На боевое дежурство заступил первый ракетный полк с ракетным комплексом "Темп-2С" - РС-14 (Плесецк, Архангельская обл.).
1979 - Бывший астронавт Нил Армстронг со вторым пилотом Питером Рейнольдсом поднимается до 15585 м на бизнес-джете Learjet Longhorn 28, установив в этот день и предыдущие дни пять мировых рекордов для самолетов бизнес-класса.
1984 - Катастрофа самолета Ту-16З, аэродром Спасск-Дальний, КК м-р Баранов В.А.
Экипаж из 3-й эскадрильи заправщиков вылетел на воздушную разведку погоды по маршруту Спасск-Дальний, далее в направлении Комсомольска-на-Амуре. На высоте 8100м произошла постепенная разгерметизация передней кабины, лётчики потеряли сознание. Штураман Карпов В.Я., видя, что его команды о доворотах пилоты не выполняют, откатившись в кресле назад, обнаружил, что они потеряли сознание. Он дал команду ВШК: «Подтянуть летчикам кислородные маски!» Пытаясь им помочь, ВШК отстегнулся от кресла, снял свою маску и пошел к летчикам, но потерял сам сознание и упал в проходе. На 52 минуте полета самолет сделал большой крен, перешел в крутую спираль с возрастанием скорости и стал падать. ШК сбросил крышку люка и катапультировался. Самолет, набрав большую скорость, от перегрузок развалился по 12-му шпангоуту в воздухе. Передняя кабина и остальная часть с-та упали на землю на расстоянии около 700м одна от другой, взорвались и сгорели в тайге примерно в 200км к юго-востоку от Хабаровска, экипаж погиб. ШК подобрали спасатели через несколько часов, помогла аварийная радиостанция. Из-за снегопада место падения самолета и тела членов экипажа искали около трех суток. ПКК не нашли.
1995 - Стив Фоссет на наполненном гелием воздушном шаре пересек Тихий океан. Преодолев 8748,11 километров от Олимпийского стадиона в Сеуле, Южная Корея, до Мендхэма, пр. Саскачеван, Канада, с 17 по 21 февраля 1995 года. Это был первый одиночный перелет через Тихий океан.
2002 - катастрофа самолёта Ан-26 б/н 07 ВВС СФ ВС РФ, аэродром Лахта возле Архангельска. Экипаж: м-р Козырев, п-к Попков, к-н Хрульков, м-р Корельских, к-н Косухин, пр-к Обухов
Метеоусловия: нижняя кромка облаков - 200 м, видимость - 2 км, поземка. На борту находились офицеры, возвращавшиеся с совещания командования. На предпосадочной прямой на удалении 2700м от торца ВПП самолет находился ниже глиссады на 30 м. Достигнув высоты 120 м - минимума аэродрома, экипаж не ушел на второй круг, а диспетчер такой команды не дал. На высоте 90-100 м сработал речевой информатор опасной высоты, но командир экипажа приказал выключить его и продолжил снижение с увеличением вертикальной скорости до 4-6 м/с.
Самолёт задел верхушки деревьев на высоте 18-20 м, рухнул на заснеженное поле у опушки леса в 1475 м от ВПП и в 52 м левее ее створа и развалился на части. Погибли 17 человек, 3 человека выжили, но были тяжело травмированы.
Свежие комментарии