На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 2 января

Этот день в авиации. 2 января

1880 - Родился Луи Шарль Бреге — французский авиастроитель, один из пионеров авиации.

Окончил Высшую электротехническую школу в Париже. В 1907 совместно с братом Жаком и профессором Ш. Рише (Ch. Richet) построил вертолёт, поднимавший на 1,5 м человека, но не обладавший устойчивостью. Первый успешно летавший самолёт Бреге построен в 1909.

В 1911 вместе с братом основал фирму «Сосьете дез'ателье д'авиасьон Луи Бреге», где созданы самолёты, на которых были установлены рекорды скорости на расстоянии 100 км с одним и двумя пассажирами и рекорды грузоподъёмности (в 1911 самолёт «Бреге G-3» совершил полёт с 11 пассажирами). В 1919 Бреге основал авиатранспортную компанию, предшественницу современной «Эр Франс».

Этот день в авиации. 2 января
Этот день в авиации. 2 января
Этот день в авиации. 2 января

1903 - Родился Пётр Михайлович Стефановский — военный лётчик-испытатель 1 класса, заместитель начальника Управления испытания самолётов Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил, генерал-майор авиации(1944 г.), Герой Советского Союза(5 марта 1948 года). "Триста неизвестных" - Стефановский П.М.

Этот день в авиации. 2 января


1906
 - Родился Исай Ильич Тумаровский — лётчик-испытатель.

Этот день в авиации. 2 января

1911 - Родился Павел Васильевич Рычагов — советский лётчик-ас и военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940 год), Герой Советского Союза (1936 год). Роковую роль в судьбе Рычагова сыграло состоявшееся 9 апреля 1941 года совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, посвящённое вопросам преодоления аварийности и укрепления дисциплины в авиации. Будучи заместителем НКО СССР по авиации (фактически замминистра обороны СССР), на вопрос Сталина о причинах высокой аварийности в ВВС, Рычагов резко ответил « … вы заставляете нас летать на гробах!».28 октября 1941 года в посёлке Барбыш вблизи Куйбышева по распоряжению Л. П. Берии без суда была расстреляна группа арестованных офицеров, в их числе П. В. Рычагов. Вместе с Рычаговым была расстреляна его жена, заместитель командира авиаполка особого назначения майор Мария Нестеренко, обвинённая в том, что «будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа».В 1954 году Павел Рычагов был реабилитирован посмертно. Звание Героя Советского Союза возвращено в 1969 году. В 1975 году его именем названа улица на севере Москвы, на которой стоял его родной дом...

Этот день в авиации. 2 января

1918 - Учреждена Всероссийская коллегия управления Воздушным Флотом Республики, которая возглавит реорганизованные управления воздушного флота и морской авиации.
Приказом НКВМД во главе Управления воздушного флота (УВОФЛОТ) была поставлена Всероссийская коллегия по управлению РК КВФ и она включила шесть представителей от администрации авиазаводов, профсоюзов и рабочих организаций. Председателем стал Константин Васильевич Акашев. Коллегия получила всю полноту власти и ликвидировала Бюро военных комиссаров в Петрограде и Военно-революционный комитет по авиации в Москве. Одновременно ликвидировали также органы управления ВВФ старой армии - УВВС.
Взяв на себя руководство всеми отраслями авиационного дела в стране, Всероссийская коллегия была вынуждена отстаивать для авиационных предприятий право на жизнь. Некоторые руководящие работники ВСНХ, неправильно трактуя декрет о демилитаризации экономики, выступали за полное свёртывание авиапроизводства в стране, а член президиума ВСНХ Михаил Александрович Ларин, который сравнивал авиапредприятия с фабриками духов и помады, представил проект их перевода на выпуск мебели. Такой же недальновидной политики придерживался и председатель Петросовета Григорий Евсеевич Зиновьев, заявивший на встрече с делегацией завода Дукс "нам сейчас не до авиации. Это роскошь. Хотите существовать - делайте как раньше велосипеды". Тогда члены Коллегии добились встречи с В.И.Лениным, который поддержал право отечественной авиации на существование.

Этот день в авиации. 2 января
Этот день в авиации. 2 января

1919 - Родился Василий Сергеевич Котлов —  Герой Советского Союза (1957), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961),полковник Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны и воин-интернационалист.

Этот день в авиации. 2 января

1921 - Состоялся первый полёт дирижабля «Красная звезда», перестроенного из дореволюционного дирижабля «Астра».

Этот день в авиации. 2 января

1925 - Родился Николай Иванович Нуждин — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (22.08.1972), полковник, заслуженный тренер РСФСР.

Этот день в авиации. 2 января

Этот день в авиации. 2 января

1937 - Родился Анатолий Петрович Кучеренко — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (4.10.1989), полковник (1978).

1937 - Первый полёт Farman F.224.

На основе бомбардировщика F.222 был разработан F.224 с новым фюзеляжем увеличенного объема, в котором можно было разместить до 40 пассажиров. Хвостовое оперение выполнили двухкилевым. 

Первый самолет прошел испытания в "Air France", но вскоре выяснилось, что машина не способна продолжать полет при двух работающих моторах без потери высоты, а для взлета и посадки требовались полосы значительной длины. "Air France" разорвала сделку. Построенные самолёты использовались ВВС в качестве транспортных.

Этот день в авиации. 2 января

1944 - Первое в мире боевое применение вертолётов — три вертолёта И.И.Сикорского сопровождали британский атлантический конвой.

Этот день в авиации. 2 января

1945 - Родился Игорь Рауфович Закиров — лётчик-испытатель Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина, Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1990), Герой России(14 марта 1994 года).

Этот день в авиации. 2 января

1953 - Первый полёт одноместного вертолёта SO-1220 «Джинн».

Вертолёт SO.1220 «Джинн» отличался упрощённой конструкцией, имел ферменный фюзеляж и полозковое шасси. Как у многих первых винтокрылых аппаратов, у него не было кабины с остеклением. Отличительная особенность вертолёта заключалась в реактивном компрессорном приводе несущего винта с так называемым «холодным циклом» — без сжигания топлива в горелках на концах лопастей. Двухлопастный несущий винт диаметром 6,7 м имел стабилизирующий стержень, как у вертолётов Белл 47. Он приводился во вращение силой струи воздуха, подаваемого от компрессора ГТД во втулку несущего винта и вытекающего из сопел на концах лопастей.

Этот день в авиации. 2 января

1953 - Королевские ВВС Великобритании получили первый реактивный истребитель"North American" F-86 "Sabre".

Этот день в авиации. 2 января

1959 - Запуск в сторону Луны АМС "Луна-1" ставшей первым искусственным спутником Солнца. Первый успешный пуск РН "Восток". Впервые запущен двигатель в космосе - ЖРД РД-0105 КБХА (3-я ступень РН "Луна") и достигнута Вторая космическая скорость.

Этот день в авиации. 2 января

1963 - Первый полёт пассажирского самолёта Ил-62 с двигателями АЛ-7, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Константинович Коккинаки. На линии самолёт вышел 8 сентября 1967 г. Он отличался высокой надёжностью, благодаря чему долгое время использовался для перевозки высших должностных лиц СССР и других стран. Также Ил-62 стал основным дальним реактивным лайнером на линиях Аэрофлота и дружественных СССР стран. Было выпущено 270 таких самолётов.

Этот день в авиации. 2 января

1965 - Катастрофа Ли-2 (СССР-63842), Туркменская ССР, близ Дарвазы, Туркменское УГА, Ашхабадский ОАО. Экипаж 165 лётного отряда выполнял рейсы №111/112 по маршруту Ашхабад-Ташауз-Ашхабад. Взлёт в Ашхабаде произведён в 13:05 1 января. После посадки в 14:58 в Ташаузе вылет в обратный рейс произведён в 15:38. На борту находились 21 взрослый пассажир и 1 ребенок. Экипаж состоял из двух человек - КВС и второго пилота. В процессе выполнения полёта погода в а/п Ашхабад ухудшилась, в результате чего в 16:10 служба движения дала команду следовать на запасной аэродром Дарваза. Посадка в Дарвазе произведена в 16:35. Экипаж и пассажиры остались на ночевку. На следующий день в 07:57 мск (09:57 местного времени) экипаж произвел взлёт с МК=165° при следующей погоде: ясно, видимость 20 км, ветер 70° 2 м/с. Через 1-2 минуты после взлёта самолёт упал на землю в пустыне, полностью разрушился и частично сгорел. Подготовка самолёта и двигателей к полёту производилась вторым пилотом, который опробовал двигатели и с помощью авиатехника аэропорта слил и проверил отстой бензина. Диспетчер аэропорта при выпуске самолёта в нарушение установленных требований разрешил взлёт без должного оформления лётного задания (без указания заправки, загрузки и полётного веса самолёта).

Самолёт столкнулся с песчаными барханами на расстоянии 4 км от аэродрома и в 600 м правее линии взлёта. Столкновение с землей произошло с левым креном до 30°, небольшим углом тангажа и неработающими двигателями.4 -х ходовой бензокран обнаружен стоявшим на правый передний бензобак, в то время как при взлёте указанный кран должен быть установлен на левый передний бензобак. При разборке двигателей каких-либо дефектов, которые могли бы привести к их остановке, не обнаружено. Всего погибших: 24, экипаж-2, пассажиры-22. Наиболее вероятной причиной остановки двигателей в полёте могло послужить отсутствие топлива в правом переднем бензобаке, что подтверждается проведённым расчётом.Виновники: экипаж, который в нарушение РЛЭ выполнял взлёт на правом переднем бензобаке.

Этот день в авиации. 2 января

1967 - В рамках сформированной президентом СШП Джоном Кеннеди программы строительства сверхзвукового пассажирского самолёта 2707 SST подписан контракт с фирмой «Боинг» (BOEING) на постройку опытного образца.

В апреле 1964 фирмы Boeing и Lockheed получают заказ на проект первого американского СПС. В декабре 1966 года, после более чем 14 лет исследований, проектных работ и конкурентной борьбы, Boeing был выбран федеральным правительством для постройки опытного образца SST. Производство двигателя было поручено General Electric. Американцы заявили, что Боинг-2707-300 взлетит всего на полгода позднее «Конкорда». В октябре 1968 Boeing отказался от первоначального намерения оснастить СПС крылом с изменяемой стреловидностью. Окончательный вариант представлял собой фюзеляж с иглообразной носовой частью, которая отклонялась вниз во время взлёта и посадки для улучшения обзора вперед. Четыре двигателя устанавливались на пилонах под дельтавидным крылом. Выбор более высокой, по сравнению с «Конкордом» и ТУ-144, скорости в 3000 км/ч привел к необходимости широкого использования титана и стали. Президент США Ричард М. Никсон 23 сентября 1969 одобрил строительство двух опытных образцов. 25 авиакомпаний заказали 122 самолёта. Финансирование проекта было закрыто правительством 24 марта 1971, ещё до окончания постройки опытного образца, несмотря на уже инвестированные в проект $800 млн. Однако, полученный опыт Boeing использует при создании СПС второго поколения по программе HSCT(High Speed Civil Transport). Но и он так же не взлетел.

Этот день в авиации. 2 января

1967 - Воздушная операция ВВС США в Северном Вьетнаме «Боло».

Командиром 8-го тактического истребительного крыла «Волчья стая» (Wolf Pack), базировавшегося в Убоне (Таиланд) и принимавшего участие во Вьетнамской войне 30.10.1966 года был назначен полковник Робин Олдс.
В конце 1966 года Северо-вьетнамская истребительная авиация резко активизировалась, начав быстро наращивать свой счёт воздушных побед. Олдс выступил с инициативой проведения ответной операции, которую ему и было поручено спланировать. Суть операции «Боло» заключалась в том, что истребители F-4 «Фантом» II должны были сымитировать ударные самолёты F-105 «Тандерчиф», тем самым заманив противника в ловушку. Операция была осуществлена 2 января 1967 года и завершилась разгромом 921-го авиаполка ВВС Северного Вьетнама. В тот день американские пилоты записали на свой счёт семь подтверждённых и две предположительные победы над МиГ-21. Вьетнамцы признали потерю шести самолётов, но обе стороны сходились в том, что в этом бою не был сбит ни один американский самолёт. Робин Олдс лично вёл своих лётчиков в бой и одержал свою первую воздушную победу во Вьетнаме. После потери ещё двух самолётов 6 января 1967 года ВВС Северного Вьетнама на два месяца почти полностью прекратили боевую активность.

Этот день в авиации. 2 января

1979 - Катастрофа, произошедшая в Антарктиде на станции Молодёжная с самолётом Ил-14ФКМ (СССР-04193), в результате которой погибли 3 человека. Причина - сдвиг ветра на малой высоте полета. Самолёт работал в Антарктиде в составе 24-й Советской Антарктической экспедиции и перевозил её участников численностью 9 человек, в том числе и начальника экспедиции Евгения Сергеевича Короткевича, со станции Молодёжная в Мирный с промежуточной посадкой в Моусоне. В результате происшествия сразу погиб командир экипажа, а затем в течение суток ещё второй пилот и бортмеханик.

Этот день в авиации. 2 января

1989 - Состоялся первый полёт пассажирского самолёта Ту-204, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Андрей Иванович Талалакин. Самолёт Ту-204 послужил базовой моделью для целого семейства, среди которых модификации Ту-204-100 и −200 с увеличенной взлётной массой.

Этот день в авиации. 2 января

1999 - В США поставлен первый серийный двигатель РД-180 «НПО Энергомаш».

Этот день в авиации. 2 января

2006 - Катастрофа российского пассажирского самолёта Hawker HS-125 при заходе на посадку в аэропорт Харькова. В 4 600 м от ВПП экипаж выпустил закрылки, но произошёл асимметричный выпуск (левый закрылок 6º, правый - 20º). Самолёт потерял управление и уклонился влево от курса. Он потерял высоту, задел верхушки деревьев и упал на берег озера Основянское. При ударе самолёт взорвался. Обломки пролетели около 140 м и были разбросаны по льду или затонули в озере в 4 330 м от ВПП и в 750 м от её оси. Самолёт был зарегистрирован компанией Evolga AVV с Арубы. Он перегонялся, чтобы забрать пассажиров и доствить их в Лион (Франция). Причиной отказа стали частичная расстыковка углового редуктора трансмиссии привода выпуска и уборки левого закрылка, отказ системы синхронизации. Погибли все 3 человека экипажа, находившихся на борту...

Картина дня

наверх