На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Стерилизовали нас крепко. Но с инфляцией, зато, мы покончим. А что надо - купим.«Аэробусы» крепко...
  • Юрий Слитинский
    Появятся? а кадры откуда возьмут? а вражеские диверсанты из Айрбаса ведь не спят, всё, что творится в авиапроме хорош...«Аэробусы» крепко...
  • Ирина Белова
    Аффтар, посыпь голову пеплом и иди покупай телегу - с таким настроем тебе на самолетах не летать, похоронщик-пустозво...«Аэробусы» крепко...

Этот день в авиации. 16 октября

Этот день в авиации. 16 октября

Этот день в авиации. 16 октября
1784
 - Зафиксировано первое использование воздушного винта на полноразмерном пилотируемом аэростате, когда Жан-Пьер Бланшар прикрепил к пассажирской корзине своего аэростата шестилопастный воздушный винт, приводившийся в действие вручную. В качестве движителя он оказался, конечно же, совершенно неэффективным.

Этот день в авиации. 16 октября

1903 - Родился Пётр Петрович Красильщиков — советский учёный в области аэродинамики. Лауреат Ленинской премии(1961) и двух Сталинских премий второй степени(1946, 1947), профессор (1948), доктор технических наук (1949), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Окончил Московский государственный университет (1936). Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (1926—1965). Преподавал в ряде вузов Москвы. Основные труды в области аэродинамики крыльев. Разработал ряд крыловых профилей (в конце 20-х гг. профили P-II для учебных самолётов малых скоростей и планёров, применяющиеся до сих пор; профили 1-А, 1-Б — для первых советских реактивных истребителей Семёна Алексеевича Лавочкина, Артёма Ивановича Микояна, Павла Осиповича Сухого, Александра Сергеевича Яковлева), а также механизацию крыла с управлением пограничным слоем путём его отсоса и сдува с отклонённого закрылка.

Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Умер 8 марта 1965 года. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище в Жуковский (Московская область).

 

Этот день в авиации. 16 октября

1910 - Открытие Московского аэродрома на Ходынском поле в присутствии большого числа чиновных лиц, генералитета. Для показательных полетов были приглашены известные русские авиаторы. Первый взлёт с аэродрома совершил граф Михал Сципио дель Кампо.
Последний самолёт взлетел отсюда 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38 SD для ВМС Индии. В 2003 году аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ», на остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек были оставлены списанные самолёты и вертолёты. На этом месте планировалось организовать «Музей авиации на Ходынском поле». Вместо этого почти не охраняемая экспозиция будущего музея со временем превратилась в авиакладбище. С января 2012 года начался вывоз некоторых самолётов на реставрацию в музей Вадима Задорожного.

Этот день в авиации. 16 октября

1910 - С эллинга La Motte-Breuil, Франция, в Wormwood Scrubs, Англия, впервые через Ла-Манш отправился дирижабль с шестью пассажирами. 393 км было пройдено менее чем за шесть часов.

Tarakchiev i Milkov
1912
 - Первый в Европе боевой полёт. День авиации в Болгарии. Разведку Одринской крепости (самый укрепленный пункт в ту пору Турецкой армии) выполняют болгарский пилот Радул Милков и наблюдатель Продан Таракчиев.
Вот как Радул Милков описывает свой полёт: " Я вылетел в 9:30 в направлении к Одрину. Когда мы летели уже над турецкими окопами под нами было видно как тянут канатами, а другие люди крутят колёса двух турецких орудий. На расстоянии 100 шагов друг от друга эти орудия турки выносили на позицию.Мы были высоко - 400 метров с этой высоты, когда я посмотрел вниз, я увидел море минаретов. Так как мы находились в воздухе уже почти час, а я как начинающий пилот - авиатор не отважился лететь долго и начал спускаться".

Этот день в авиации. 16 октября

1918 - Впервые в гражданской войне сбит самолёт противника - лётчик Феоктист Аристархович Граб и летнаб А. Шульц в 8 км от станции Шамары Екатеринбургской губернии сбил в воздушном бою белогвардейский самолёт «Ньюпор 17» прапорщика Павла Николаевича Владимирова (последний тогда погиб) из 33-го корпусного авиаотряда Сибирской армии, и эта победа стала первой документально подтверждённой воздушной победой Красной армии.

Этот день в авиации. 16 октября

1931 - Первый полёт Gourdou Leseurre GL-430. Французский прототип палубного пикирующего бомбардировщика.

Этот день в авиации. 16 октября

1937 - Первый полёт летающей лодки Short S.25 Sunderland.

В 1933 году авиационное министерство Великобритании опубликовало спецификацию R.2/33. Она описывала требования к летающей лодке дальнего радиуса действия. Наиболее подходящим под спецификацию оказался проект S.25 Sunderland от компании Short Brothers.
Летающую лодку спроектировали как высокоплан с подкрыльевыми поплавками. 4 × двигателя Rolls-Royce Kestrel VIII/IX позволяли развивать скорость до 336 км/ч. Перегоночная дальность полёта составляла 4 640 км. Экипаж — 6-7 человек. Sunderland был вооружён 3 × 7,7-мм пулемётами Lewis + мог нести до 500 кг бомбовой нагрузки.
Short S.25 Sunderland получилась очень удачной и была выпущена в количестве 749 экземпляров. Стояла на вооружении Великобритании, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Канады и других стран. После Второй мировой войны часть S.25 эксплуатировалась гражданскими авиакомпаниями. Сегодня в музеях мира сохранилось 7 единиц Short Sunderland.

Этот день в авиации. 16 октября
1937
 - Фоккер" T.V с бортовым номером "850" впервые поднялся в воздух, пилотируемый экипажем "фирменных" лётчиков-испытателей в составе немца Эмиля Мейнеке и двух голландцев - Яна Ван Тиена и Яна Поста. Этот голландский бомардировщик был сделан в основном из древесины. Получилось причудливое сочетание современной концепции "воздушного крейсера" с архаичной полудеревянной конструкцией, разработанной Антони Фоккером ещё в годы Первой мировой войны. Впрочем, в роли среднего бомбардировщика T.V достиг определённых успехов, особенно, учитывая огромное количественное и качественное превосходство Люфтваффе над голландской авиацией.

Этот день в авиации. 16 октября
1941 - Первый полёт пикирующего бомбардировщика Пе-2М с двигателями ВК-105, оснащёнными турбокомпрессорами. Кроме того, самолёт имел расширенный фюзеляж.
Этот день в авиации. 16 октября
1952 – Первый полет Sud Aviation Vautour (фр. Sud Aviation SO.4050 Vautour II). Это французский многоцелевой боевой самолёт, выпускавшийся в модификациях перехватчика, бомбардировщика и штурмовика.
Работы над проектом по переделке многоцелевого SO.4000, - самолётом, получившим наименование SO.4050 "Вотур", возглавили авиаконструкторы Жан Парро и Жан Вейль.
Как и его предшественник, SO.4050 являлся среднепланом, выполненным по классической схеме с крылом стреловидностью 35°. Крыло кессонной конструкции оснащено двухсекционными закрылками и элеронами. В процессе эксплуатации самолёта оно неоднократно подвергалось доработкам. На некоторых машинах верхние и нижние поверхности консольных частей несли генераторы вихрей. Более поздние машины имели несколько большую площадь крыла за счёт уступа на передней кромке, образовывавшего так называемый аэродинамический клык. Генерируемые им вихри препятствовали выходу самолёта на критические углы атаки. Серьезному пересмотру подверглось шасси, для SO.4050 выбрали велосипедную схему. Основные стойки имели сдвоенные колёса. При этом передняя опора убиралась против направления полёта, а задняя по полёту. Небольшие боковые поддерживающие стойки с маленькими колёсами полностью убирались в отсеки по бокам мотогондол. При всех достоинствах велосипедной схемы загрузка бомбоотсека представляется весьма проблематичной из-за его низкого расположения и «окружения» стойками шасси и мотогондолами.  Всего построено 149 самолётов (включая прототипы и предсерийные). Состоял на вооружении ВВС Франции в 1958-1979 годах, поставлялся на экспорт в Израиль, в составе ВВС которого применялся в Шестидневной войне (1967) и Войне на истощение.

Этот день в авиации. 16 октября

1953 - Лётчик-испытатель фирмы «Дуглас» Роберт Рэн на Douglas F4D-1 Skyray установил мировой рекорд скорости на 100-км маршруте - 1171,7 км/ч
Этот день в авиации. 16 октября

1956 - Экипаж самолёта Boeing 377 Stratocruiser 10-29 американской авиакомпании Pan American World Airways (Pan Am), N90943, выполнял рейс по маршруту Гонолулу – Сан-Франциско (США). На борту находилось 24 пассажира и 7 членов экипажа.
Самолёт выполнял кругосветное путешествие по маршруту Филадельфия – Сан-Франциско с остановками в государствах Европы, Азии и Океании. Это был заключительный участок кругосветки.
Примерно на половине маршрута начались проблемы с двигателем №1, который пришлось отключить. Самолёт терял высоту, посадка на поверхность океана стала неизбежной. Экипаж связался по радио с кораблем-метеостанцией November Береговой охраны США и сообщил о своих намерениях. Экипаж установил двигателям взлётный режим, однако двигатель №4 не развивал достаточной тяги. Тем не менее, экипажу удалось поддерживать горизонтальный полёт на 5000 футов и скорости 135 узлов. Оставшегося топлива при таком расходе было недостаточно, чтобы долететь до Сан-Франциско или вернуться в Гонолулу.
Экипаж встал в зону ожидания в районе корабля Береговой охраны, чтобы дождаться восхода солнца и произвести посадку на воду. С корабля тем временем в воду положили кабель с электролампами, чтобы указать экипажу направление посадки.
В 02:45 четвертый двигатель отказал; он был зафлюгирован и отключен. В 05:40 капитан снова связался с кораблем, сообщил о намерении приступить к выполнению посадки на воду и снизился до 900 футов. Посадка была выполнена в 06:15 при полностью выпущенных закрылках и убранных шасси на скорости 90 узлов. При посадке оторвалась задняя часть фюзеляжа, которая повредила спасательный плот, выброшенный из основной двери. Тем не менее, всех удалось спасти, а в 06:32 самолёт затонул.

Этот день в авиации. 16 октября

1957 Первый пуск крылатой ракеты П-15 с катера на Чёрном море. В качестве корабля-носителя ракет П-15 первоначально был принят торпедный катер проекта 183, на котором вместо торпедных аппаратов и кормовой артустановки 2М-ЗМ (носовая сохранялась), монтировались две пусковые установки ангарного типа для ракет П-15. Специально для испытания ракет П-15 на заводе № 5 («Алмаз») было построено два опытных катера проекта 183Э. Первый пуск ракеты П-15 с катера проекта 183Э состоялся 16 октября 1957 года на Чёрном море. Весь комплекс принят на вооружение ВМФ в 1960 г.

Этот день в авиации. 16 октября

1959 - Столкновение двух Як-12 Якутской ОАГ ГВФ в районе Усть-Маи.

После посадки в Аллах-Юне, пилоты Як-12 вылетели на Усть-Маю – Самодуров без загрузки, Жаворонков с грузом почты весом 18,7 кг. По показаниям очевидцев, полёт от Аллах-Юня с момента взлёта выполнялся в парном строю. В начале Жаворонков находился слева от Самодурова. После набора высоты 1800 м Жаворонков подсказал Самодурову: «Уклоняешься вправо, подверни немного влево». Самодуров, уменьшив курс самолёта на 3-5°, оказался левее Жаворонкова. После пролёта гор, через 35 минут полёта произошло столкновение правой плоскостью самолёта Самодурова с нижней частью левой половины стабилизатора самолёта Жаворонкова. После столкновения самолёт Жаворонкова в режиме планирования пролетел 37 км, в 07:31 мск упал в тайгу и разрушился. Пилот погиб. Самодуров прибыл в Усть-Маю с поврежденной правой плоскостью. Самодуров и Жаворонков, по договоренности на земле, выполняли полёт в парном строю, связь держали на первой кнопке, вместо заданной диспетчером а/п Усть-Мая высоты 2400 м выполняли полёт на высоте 1800 м. Взлёт с п.п. Аллах-Юнь пилоты произвели строем, с расстояния 150-200 м. Первым взлетел Жаворонков. Самолёт Самодурова при взлёте находился с правой стороны. При полёте по кругу, в наборе высоты, Самодуров, находясь справа, срезал круг самолёту Жаворонкова. Производя взлёт вторым, Самодуров не принял мер для того, чтобы увеличить дистанцию между самолётами, а, наоборот, стремился выполнять полёт в парном строю.

Этот день в авиации. 16 октября

1963 - На самолёте Convair B-58A-20-CF Hustler майор Сидни Кубеш, майор Джон Барретт и капитан Жерар Уильямсон из Токио, в Лондон долетели за 8 часов, 35 минут, 20,4 секунды. Средняя скорость беспосадочного перелёта составила 1510 километров в час, произведено пять дозаправок в воздухе.

Этот день в авиации. 16 октября
1964
 - Китай провел первое испытание ядерного оружия. Взрыв атомной бомбы был осуществлён на полигоне возле озера Лобнор, на северо западе страны, в Синцзянь Уйгурском автономном районе. Мощность взрыва составила 22 Кт.

Этот день в авиации. 16 октября
1967 - Лётчики строевого полка ПВО (Елизово, Камчатка) на Су-9 впервые уничтожили автоматический дрейфующий аэростат - нарушитель воздушного пространства СССР.
Этот день в авиации. 16 октября

1969 - Первый эксперимент по космической сварке на КК "Союз-6", Валерий Николаевич Кубасов.
Вот что рассказал об этом бортовой инженер корабля «Союз-6» В.Н.Кубасов, который лично проводил этот эксперимент: «Для выполнения сварки в космосе была создана автономная сварочная установка «Вулкан» весом около 50 килограммов. Эта установка предназначена для автоматической сварки тремя способами: сжатой дугой (низкотемпературной плазмой), электронным лучом и плавящимся электродом. Сварочный узел «Вулкана» был смонтирован в орбитальном отсеке корабля «Союз-6», а пульт для дистанционного управления размещался в кабине корабля. Перед началом сварки этот отсек был разгерметизирован. Спустя некоторое время я ввёл в действие сварочную аппаратуру, включая последовательно все три способа сварки. Контроль сварки производился в корабле по световому табло, а также на Земле по данным телеметрии. После завершения эксперимента орбитальный отсек был загерметизирован и давление в нем уравнено с давлением в спускаемом аппарате. Открыли люк-лаз, и мы перешли в орбитальный отсек. Затем стол установки «Вулкан» был демонтирован и вместе с образцами перенесён из орбитального отсека в спускаемый аппарат. Эксперименты показали принципиальную возможность сварки металлов плавлением в условиях невесомости и вакуума космического пространства. Успешно проведённый эксперимент по сварке в условиях космического полёта открывает дальнейшие перспективы в выполнении строительных и монтажных работ в космосе».

Этот день в авиации. 16 октября
1971 - Задано создание учебно-боевого Су-17М2 с улучшенным обзором (Су-17УМ).
Этот день в авиации. 16 октября
1975 - Десятая экспедиция по доставке лунного грунта на Землю с помощью КА серии "Е8-5М" закончилась аварией РБ "Д" - 4-й ступени РН "Протон-К"/SL-12, стартовавшей с космодрома Байконур. 55-й запуск советского КА с целью исследования Луны.
Этот день в авиации. 16 октября
1988
 - В октябре в НПП «Аэросила» создан соосный винтовентилятор СВ-27 с композитными лопастями для Ан-70.
Этот день в авиации. 16 октября
1997 - Первый полёт Боинг-777-300. (длина – 73,4 м, пассажировместимость – 550 человек, max дальность - 11000 км, у модификации 777-300ER - 14600 км).
2016 - В Китае в 23:30:31 UTC с площадки SLS-1 космодрома Цзюцюань с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-2F" 2F-Y11 запущен пилотируемый космический корабль "Шэньчжоу-11" с двумя членами экипажа на борту: командир Цзин Хайпэн и бортинженер Чэнь Дун. В общей сложности экипаж пробудет на орбите 33 дня, из которых 30 – на борту космической лаборатории "Тяньгун-2" к которой пристыковался 19 октября. Расстыковка 25 ноября, сход с орбиты 28 ноября 2016 года.
atlas v, ula
2021 - В 09:34 UTC с площадки SLC-41 Станции Космических сил США "Мыс Канаверал" (шт. Флорида, США) стартовыми командами компании United Launch Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла осуществлён пуск ракеты-носителя "Atlas-5" 401 AV-096, которая отправила в межпланетное путешествие исследовательский зонд "Lucy". Его целью станут троянские астероиды Юпитера, в районе которых аппарат окажется в апреле 2025 г.

Картина дня

наверх