1794 - Во исполнение распоряжения французского Конвента о формировании воинской части воздушных шаров создана первая в мире авиакомпания «Aerostiers». Спустя два месяца воздушный шар с наблюдателем был впервые использован в разведывательных целях. Донесения воздушных наблюдателей сыграли значительную роль в ходе многих успешных битв и осад французской армии, но в 1799 году компания была распущена.
1918 - Первый беспосадочный перелет Петроград-Москва, летчик Н.И.Петров с механиком Шнором на «Сопвиче»
1925 - Первый выпуск инженеров-механиков Академии Воздушного флота им. Н.Е.Жуковского
1931 - Первый полет одномоторного скоростного самолёта Lockheed 9 Orion. Самолет знаменовал наступление новой эпохи в гражданской авиации. На смену неуклюжим монстрам пришли цельнометаллические скоростные лайнеры с убирающимся шасси, продуманной аэродинамикой, автопилотом и радионавигацией.
1937 - В Трольхэттене, Швеция, основана авиационная фирма SAAB (Svenska Aeroplan Aktiebolaget)
1939 - Первый полет самолета ХАИ-52. Это была конвертация разведчика ХАИ-5 (Р-10) в штурмовик с мотором М-62.
1942 - Шестнадцать бомбардировщиков B-25B Mitchell и их экипажи 17-й бомбардировочной группы на недавно введенном в эксплуатацию авианосце USS Hornet (CV-8) покинули залив Сан-Франциско.
Ударной группой командовал подполковник Джеймс ("Джимми") Дулитл. До второго дня на море, только шесть военных офицеров США знали о миссии - налете на Японию.
1947 - Первый полет самолета Конвэр ХВ-46, уже в конце 1947 года, был передан ВВС США. Самолет Конвэр ХВ-46 являлся экспериментальным средним бомбардировщиком с чрезвычайно чистыми аэродинамическими формами. В 1945 г. ВВС США было заказано три опытных образца бомбардировщика, однако был построен только один самолет, который совершил первый полет 2 апреля 1947 г. и был передан для испытаний в ВВС в начале 1948 г. Во время летных испытаний на самолете был совершен полет с аэродрома Райт-Филд в Оклахоме со средней скоростью 855 км/час.Длина фюзеляжа была равна 32,4 м. Силовая установка самолета состояла из четырех турбореактивных двигателей Дженерал электрик, J-31-GE-3 с тягой 1820 кг каждый, выпускаемых фирмой "Аллисон". Бомбоотсек, расположенный в фюзеляже, был рассчитан на максимальную бомбовую нагрузку 9000 кг. Максимальная скорость самолета была равна 900 км/час и практический потолок - 13 100 м. Дальность полета с бомбовой нагрузкой 3620 кг составляла около 4000 км. Взлетный вес самолета был равен 41 200 кг, вес пустого самолета - 21 800 кг. Однако заказ на серийное производство бомбардировщика В-46 не был выдан. При летных испытаниях бомбардировщика ХВ-47 были получены лучшие летные характеристики, и ему было отдано предпочтение.
1949 - Впервые поднялся в воздух опытный экземпляр самолета SE.2010. SE.2100 Armagnac - дальнемагистральный пассажирский самолет, разработанный французский фирмой Sud-Est (SNCASE) . Разработанный на основе проекта пассажирского авиалайнера большой дальности и вместимости S.E.2000, опытный экземпляр самолета SE.2010 впервые поднялся в воздух 2 апреля 1949 года. Этот большой авиалайнер с герметичным фюзеляжем круглого сечения с максимальным диаметром 4,7 м был свободнонесущим среднепланом с убирающимся трехопорным шасси, основные опоры которого имели по два колеса. В стандартном варианте он был рассчитан на экипаж из шести человек и 84 пассажира, но при высокой плотности расположения кресел в нем могли разместиться 160 пассажиров. Производство 15 самолетов было запланировано для авиакомпании Air France, но после тщательной оценки авиакомпания отказалась от этих машин. Четыре из них были переданы авиакомпании Транспорт Аэрьен Интерконтиненто (TAI), которая ввела их в эксплуатацию 8 декабря 1952года, но они оказались неэкономичными. Со второй половины 1953 года семь самолетов Armagnac использовались специально организованной авиакомпанией SAGETA для перевозки грузов, почты и войск по специальному маршруту из Тулузы в Сайгон.
1950 - В Китае, летая с аэродрома в Туньшане, командир 1-й АЭ 351 иап капитан Гужов Н.Н. в паре со ст. лейтенантом Люфарь В.И. на самолетах Ла-11 перехватили два Р-51, и Гужов сбил их с одной атаки. Гужов был награждён орденом Ленина, а Люфарь орденом Красное Знамя.
В марте 1950 года полк под командованием Героя Советского Союза подполковника Макарова убыл вглубь Китая в район Шанхая, для прикрытия города и порта от налетов гоминдановских самолетов.
1953 - На полигоне Капустин Яр (Астраханская область) произведен первый испытательный пуск ракеты Р-5. В целом пуск прошел удачно, но отклонение от цели в казахской степи было довольно большим.
1956 - Начало группового перелета Казань-Москва-Арктика на вертолетах Ми-4, экипажи В.В.Афонина и В.П.Колошенко
1957 - Английский экспериментальный самолет ВВП Short S.C.1 совершил первый горизонтальный полет с зашитым дюралевыми листами верхним воздухозаборником, и закрытым обтекателем подфюзеляжным прямоугольным отверстием, из-за отсутствия подъемных двигателей. В воздух самолет поднимал летчик-испытатель Tom Brooke-Smith. Через некоторое время машину перегнали в Belfast, где на нее установили подъемные двигатели.
1959 - В США произведен первый набор астронавтов для полетов на кораблях типа "Mercury". В группу вошли: Алан Шепард (Alan Shepard), Вирджил Гриссом (Virgil Grissom), Джон Гленн (John Glenn), Скотт Малколм Карпентер (Scott Malcolm Carpenter), Гордон Купер (Gordon Cooper), Уолтер Ширра (Walter Schirra) и Дональд Слейтон (Donald Slayton).
1960 - 6 мировых рекордов скорости на замкнутом маршруте 2000 км без груза и с грузом от 1 до 15 т - 959, 940 км/ч, экипаж В.Ф.Ковалева на Ту-104Е
1960 - Состоялся первый полет самолета "Каравелла" по маршруту "Париж-Варшава-Москва". Этим рейсом открылась регулярная авиалиния французской компании "Air France" между столицами Франции и СССР. Попытки в 1967 году купить Каравеллы для Аэрофлота не увенчались успехом.
1963 - Осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-4Е». Предполагалось, что станция осуществит мягкую посадку на поверхность Луны. 5 апреля 1963 года из-за отклонения траектории полёта от расчётной автоматическая станция «Луна-4Е» прошла на расстоянии 8500 километров от поверхности Луны и затерялась в космосе.
1964 - Запуск "Зонда-1" - первого КА семейства "Зонд" для изучения космического пространства и отработки техники дальних космических полетов. РН "Молния". Основная задача - проверка работы бортовых систем, сбор научной информации вблизи Венеры. Связь потеряна 14.05.1964 на удалении от Земли до 14 млн км, неуправляемый пролёт Венеры 14.07.1964.
1965 - (по другим данным 30.03.65 г.) Катастрофа Ту-16. Командир корабля-зам. командира АЭ, военный летчик 1-го класса гвардии майор Павлов В.А., 924-го гвардейского омрап СФ,Североморск-1.
Обстоятельства:
НПМУ. После взлета в ходе набора высоты произошло разрушение левого двигателя.В результате разлета осколков оторвало левый закрылок. Экипаж с управлением самолета в сложившихся условиях не справился. Самолет упал на казарму.
Заключение о причинах:
Причиной авиационного происшествия явилось разрушение двигателя, в результате которого произошел обрыв закрылка. Истинная причина отказа двигателя не установлена.
Погибло:экипаж 6 чел.+27 матросов в казарме.
В 1964 году были начаты работы по самолету Partenavia P-64 Oscar, который являлся четырехместным вариантом модели P.57 Fachiro II-f и имел цельнометаллическую конструкцию. Прототип был оснащен двигателем Avco Lycoming O-360-A мощностью 180 л. с.
В ноябре 1966 года была начата работа над усовершенствованным вариантом P.64B Oscar B, который был облетан в начале 1967 года и имел скошенную хвостовую часть фюзеляжа и панорамный задний иллюминатор для улучшения обзора.
Вскоре самолет был переименован в P.64B Oscar-180. Одновременно выпускались варианты P.64B Oscar-200 с двигателем Avco Lycoming IO-360-A1A мощностью 200 л. с. и двух- и трехместные P.66B Oscar-100 и P.166 Oscar-200, оснащавшиеся двигателями O-235-C1B мощностью 115 л.с. и O-320-E2A мощностью 150 л. с.
Кроме "Partenavia", ее самолеты выпускались в достаточно большом количестве по лицензии в ЮАР компанией "AFIC (Pty) Ltd." под обозначением AFIC RSA 200 Falcon. В целом данная машина была идентична модели P.64B Oscar-180.
1969 - Завойя, Польша. Выполняя рейс из Варшавы в Краков, самолет АН-24В компании LOT Polish Airlines врезается в горы Бабья Гура. Все 53 человека на борту погибают. Самолет отклонился от нормального курса в сильном тумане по неизвестной причине.
1969 - Авария при запуске АМС «Марс» ракетой-носителем «Протон». Произошёл отказ одного из двигателей РД-253 на 0.02 секунде. На 41-й секунде полёта ракета врезалась носом в землю примерно в 3 км от стартовой установки. Стартовый комплекс практически не пострадал, но в близлежащем МИКе вылетели стекла.
1971 - Погиб летчик-испытатель В.А.Соколовский (на МиГ-21ПФ) при аварийной посадке с остановившимся двигателем.
Выполнялся обычный полет на цель на МиГ-21 с радиотехническим оборудованием в подвесном контейнере. Вячеслав произвел взлет по плановой таблице. Вскоре после взлета на форсаже и набора высоты 1500 м на самолете произошел отказ двигателя. После доклада летчика о случившемся руководителю полетов он получил команду «катапультироваться». Но Вячеслав, используя свой огромный опыт и знания, решил посадить неисправный самолет. Ему удалось развернуть машину на 180 градусов и спланировать на ВПП, но первое касание колес земли произошло до торца полосы, на грунт с большой вертикальной скоростью. От удара о землю самолет начал разрушаться, у него отвалилась хвостовая часть. При повторном касании земли машина загорелась... Летчик в кабине получил травмы, не совместимые с жизнью, от которых он скончался.
1972 - Первый международный полет Ту-154. В этот день открылся маршрут Москва-Берлин.
1972 - Ракета вьетнамского ЗРК С-75 отправила на землю американский «Ганшип» АС-130, его экипажу спастись не удалось. Потеря двух дорогостоящих самолетов (первый 31.03.1972) за два дня привела практически к полному прекращению полетов АС-130 над Лаосом и вблизи демилитаризованной зоны между Южным и Северным Вьетнамом, где концентрация средств ПВО была особенно большой. Так была поставлена точка в использовании АС-130 в качестве охотника за грузовиками на тропе Хо Ши Мина.
1976 - Катастрофа самолета Ту-22Р, КК к-н Заика В.П.
Метеоусловия: безоблачно, видимость 10 км. Экипаж выполнял тренировочный полёт ночью по маршруту на воздушную разведку на полигоне Караногайский по цели № 105 с применением четырех бомб ФОТАБ-100-140, снаряженных взрывателями АТ-ЭА.
Через 1ч 27мин полета в первом заходе на полигоне Караногайский (высота 9300м, истинная скорость 970 км/ч) экипаж произвел прицельное сбрасывание двух ФОТАБ по цели, о чем доложил руководителю полетов на полигоне. РП принял доклад, после чего связь с экипажем прекратилась. После сброса двух бомб в самолете произошел взрыв. Самолет загорелся, разделился на два факела, перешел в беспорядочное падение, ударился о землю, полностью разрушился и сгорел. Экипаж катапультировался. КК и ОРТС парашюты раскрыли вручную и благополучно приземлились. ШК С.Королёв для выполнения прицеливания находился в переднем положении с расслабленными ремнями, поэтому для изготовки к катапультированию ему потребовалось дополнительное время. Катапультировался он на малой высоте, и купол парашюта наполниться не успел.
Причины: взрыв авиабомб в бомбоотсеке из-за неправильной установки шариковой вилки жгута взрывателя и плохого контроля при снаряжении авиабомб ИТС полка. Способствующей причиной явилось конструктивное несовершенство системы бомбового вооружения, не имеющей блокировки, которая обеспечивала бы взведение взрывателей только после отделения бомб от замков.
1976 - Японский P-2J, выполнявший разведывательный полет в советских территориальных водах у южной оконечности Сахалина, был атакован перехватчиком Су-15 из состава 777-го иап, пилотируемым старшим лейтенантом П.С.Стрижаком. Ракета Р-98Р прошла мимо цели и самоликвидировалась.
1981 - На МиГ-21У погибли летчик-испытатель В.А.Беспалов и штурман-испытатель В.М.Веретенников.
Школьная спарка МиГ-21У свой последний полет совершала на динамический потолок. Ее пилотировал слушатель Школы летчиков-испытателей Владимир Александрович Беспалов, в кабине инструктора полет выполнял штурман-испытатель Владимир Михайлович Веретенников. Никаких отклонений от нормальной работы материальной части экипаж и последующий анализ аварийной комиссии до того рокового мгновения не обнаружили. Все шло как обычно... Вот и посадочная прямая... Отлично виден аэродром... Вдруг, звенящий удар, скрежет за спиной... Нос самолета круто клюет вниз до почти отвесного пикирования&.... До нуля падает давление в обеих гидросистемах, а ручка управления становится «пустышкой»... Аварийная комиссия установила разрушение турбины двигателя в полете. От этого были перебиты трубопроводы гидросистем и управление самолетом, частично разрушен силовой набор фюзеляжа. Средства спасения введены в работу, на из-за деформации фюзеляжа катапультирования не состоялись... Все произошло мгновенно. Высоты и времени для спасения катапультированием даже теоретически уже не было... Кажется невероятным - нагрузки деформировали фюзеляж, а экипаж борется. Надо успеть рвануть катапульту. Ну, а если не сам, пусть другой выживет - ведь это тоже победа! Не выжили. Самолет упал в двух километрах от деревни Фенино Раменского района Подмосковья.
1982 - Первое боевое применение СВВП. Английские "Хариеры" и "Си Хариеры" в войне за Фолькленды.
1984 - Первой зарубежной страной, получившей штурмовик Су-25 Грач, стала Чехословакия.
1987 - (по другим данным 28 апреля) катастрофа 2-х самолётов Ил-76МД, аэродром Джанкой, командиры кораблей м-р Костур Н.С. и м-р Пахомов В.Н.
Экипажи выполняли полёт в группе ночью в ПМУ. Для сбора группы в боевой порядок «отряд в змейке» после взлета был предусмотрен левый разворот на 90º с набором высоты 1200м, разгон до 450км/ч, полет в точку начала сбора за фиксированное время и дальнейший сбор разворотом на 180º с набором эшелонов 1500-1650-1800м. Первый ведомый экипаж следовал в точку начала разворота в 1км правее ЛВП со скоростью 455км/ч и набрал 1260м после команды "сбор" в течение 40с, выполнил набор высоты 1710м (вместо 1650м) со скоростью 460км/ч и на 5с раньше расчётного времени (через 52 сек. вместо 57 сек.) начал выполнять разворот для сбора.
В ходе разворота ошибку в определении момента начала разворота не исправил и выполнил разворот с креном 20º в течение 58с. В дальнейшем допустил снижение до высоты 1500м, разгон скорости до 480км/ч. В результате он догнал ведущего. Самолеты столкнулись, взорвались в воздухе и упали в залив Сиваш. Оба экипажа, 16 человек, погибли.
За 14с до столкновения сработал речевой информатор «опасное сближение», однако никаких мер экипаж не предпринял. РП опасного сближения с-тов не заметил, аппаратуру отображения вторичной информации для контроля за режимом полета в боевом порядке не использовал. Командир эскадрильи подполковник Гонеев Р.Х., находившийся на замыкающем самолете, от обязанностей ком. группы самоустранился, действия подчиненных экипажей не контролировал и мер к предотвращению столкновения самолётов не принял.
Грубое нарушение экипажем ведомого полетного задания. Плохая организация, руководство и управление полетами.
1996 - Первый полёт лёгкий двухместного спортивного самолёта Extra 200 (Разработчик: Extra, Германия). Предназначен для лётной подготовки и соревнований по пилотажу и рассчитан на перегрузки до 10g.
1996 - Первый полет сверхманевренного истребителя Су-37 с управляемым вектором тяги, осуществленный Е.И.Фроловым
1997 - самолет Boeing-777-200 IGW завершил рекордный кругосветный перелет по маршруту Сиэтл - Куала-Лумпур - Сиэтл в восточном направлении с одной промежуточной посадкой в Куала-Лумпуре (Малайзия). Полет протяженностью 37344 км был выполнен за 41 ч 59 мин. (включая стоянку в Куала-Лумпуре в течение 1 ч 57 мин.).
1998 - В США с борта самолета Lockheed L-1011, стартовавшего с космодрома Vamdenberg (штат Калифорния, США), находясь над Тихим океаном на высоте 12000 метров, ракетой-носителем воздушного базирования "Pegasus-XL" запущен спутник "TRACE" (transition region and coronal explorer — исследователь переходной зоны и солнечной короны), предназначенный для исследования Солнца.
1998 - Подписано распоряжение № 428-р Правительства РФ "О проведении переговоров с Германским космическим агентством и фирмой ОНВ-SYSTEM GmbH (г.Бремен, ФРГ) о научно-техническом сотрудничестве в создании авиационно-космического комплекса "Бурлак-Диана".
2009 - Роскосмос объявил победителя конкурса на создание новой российской ракеты-носителя - научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс". Представитель "ЦСКБ-Прогресс" уточнил, что центр подавал проект совместно с РКК "Энергия" и Государственным ракетным центром имени Макеева.
Запуски ракеты планируется осуществлять с космодрома "Восточный". Первый старт запланирован на 2015 год, а в 2018 году должны начаться пилотируемые полеты. Грузоподъемность новой ракеты должна быть не меньше 20 тонн, а в качестве топлива требуется использовать относительно нетоксичные вещества.
2010 - В России с космодрома Байконур в Казахстане ракетой-носителем "Союз-ФГ" осуществлен запуск пилотируемого космического корабля “Союз ТМА-18” с космонавтами Александром Скворцовым (1-й полет), Михаилом Корниенко (1-й полет) и Трейси Дайсон-Колдвелл (Tracy Dyson-Caldwell, 2-й полет). Стыковка с МКС 4 апреля. Посадка 25 сентября 2010 года.
2012 - экипаж самолета ATR-72-201 российской авиакомпании ЮТ-Эйр (VP-BYZ) выполнял рейс по маршруту Тюмень – Сургут (Россия). На борту находилось 39 пассажиров и 4 члена экипажа.
После взлета самолет набрал высоту 210 метров, после чего накренился на 35 градусов влево, затем на 50 градусов вправо и упал на удалении 1,6 км за торцом ВПП. Самолет разломился, начался пожар. Погибли 29 пассажиров и 4 члена экипажа.
Проведенным расследованием было установлено, что перед вылетом самолет находился на земле в условиях снегопада и температур, меньших, чем точка замерзания. Перед взлетом самолет не обрабатывался, экипаж на противообледенительной обработке не настаивал.
2018 - С Базы ВВС США на мысе Канаверал со стартового комплекса SLC-40 ракетой-носителем "Falcon 9 FT" (B1039-2) запущен 14-й автоматический грузовой космический корабль "Dragon SpX-14" (SpaceX CRS-14) по программе снабжения Международной космической станции. Повторный полёт корабля, который ранее использовался в рамках миссии "SpaceX CRS-8". Повторное использование первой ступени B1039 ракеты-носителя "Falcon 9", которая до этого применялась во время запуска "SpaceX CRS-12", в августе 2017 года. С грузом доставлены спутники: экспериментальный "RemoveDEBRIS" (Великобритания, Debrisat-2, отправлен в свободный полет летом, 30 мая 2020 года в 22:45 UTC аппарат сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы), "UBAKUSAT" (Японо-Турецкий), экспериментальный первый кенийский "1KUNS-PF" (Кения, выведен с МКС на орбиту с модуля Кибо 11 мая 2018 года. 11 июня 2020 года в 04:56 UTC сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы), "Irazú" (Коста-Рико). Стыковка с МКС 4 апреля. Возврат на Землю 5 мая 2018 года.
Свежие комментарии