На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 6 января

1745 - Родился Жак-Этьенн Монгольфье (фр. Jacques-Еtienne Montgolfier) — младший из двух братьев Монгольфье, изобретатель воздушного шара. Был архитектором, познакомившись с сочинениями Пристли, заинтересовался воздухоплаванием и участвовал во всех изобретениях и предприятиях старшего брата. Серьерет Жак-Этьенн умер 2 августа 1799 года, а его брат продолжил свои научные изыскания.

..

Ivan A. Orlov.jpeg

1895 - Родился Иван Александрович Орлов — российский лётчик-ас истребительной авиации Первой мировой войны. Поручик (1917).

Воспитывался в Александровском лицее, а после его окончания поступил в Санкт-Петербургский университет. Увлекался авиацией, сконструировал собственный моноплан «Орлов-1». 13 июня 1914 сдал экзамен на пилота, обучившись на «Фармане-4», и стал членом Императорского Всероссийского аэроклуба. Чтобы освоить высший пилотаж, приобрел «Моран-Ж» и под руководством Александра Раевского обучился мертвым петлям. С объявлением мобилизации 18 июля 1914 года вступил в службу «охотником» на правах вольноопределяющегося 1-го разряда. С 21 июля 1914 служил в 5-м корпусном авиационном отряде, куда был зачислен рядовым. За воздушные разведки был награждён тремя Георгиевскими крестами. 22 января 1915 за боевые отличия произведен в прапорщики, а в феврале того же года — переведён в 1-й армейский авиационный отряд. Был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.

За то, что находясь в составе 1-го армейского авиационного отряда 15-го августа 1915 г. у Фридрихштадта при исключительно трудных условиях, под дождём и при высоте облаков не выше 175-ти сажен, презрев опасность от сильнейшего ружейного и пулемётного огня, от которого в самом начале уже было несколько пробоин в аппарате, произвёл согласно заданию два полёта над расположением противника, открыв при этом скрытый в лесу значительный резерв противника. Благодаря смелости лётчика и своевременному донесению, командиру 37-го армейского корпуса удалось вовремя принять меры против прорыва противника, который одновременно с форсированием р. Двины мог иметь характер стратегической важности. 16-го октября 1915 г. подпоручик Орлов произвел съёмку немецких позиций между оз. Свентен и Ильзен, причём конец съемки был произведён уже на повреждённом аппарате. Указанная съёмка во многом способствовала успеху 21-го корпуса при наступлении на указанный участок. 17-го ноября при морозе в 23 градуса и при особо трудных условиях полёта, будучи все время под сильным артиллерийским огнём, прорвался сквозь завесу чрезвычайно близких артиллерийских разрывов к Ново-Александровску, где бросил 5 бомб и взорвал там один из артиллерийских складов.

17 ноября 1915, совершая воздушную разведку, был контужен «разорвавшимся вблизи аппарата тяжёлым неприятельским снарядом». Через неделю был переведён военным лётчиком в 7-й авиационный дивизион, а 25 марта 1916 — назначен командиром 7-го авиационного отряда истребителей. Был награждён Георгиевским оружием.

За то, что, 26-го мая 1916 г., на высоте 2500 метров атаковал немецкий "Альбатрос". Продолжая атаку от г. Черткова до занятой противником д. Петликовце-Старе, снизился до высоты 500 метров под огнём противника, убил наблюдателя, ранил лётчика и заставил неприятельский аппарат упасть у леса Петликовце-Старе.

22 сентября 1916 вместе с прапорщиком Василием Янченко сбил вражеский самолёт. В ноябре 1916 был командирован во Францию для изучения авиационного дела, встречался с французским асом Гинемером. 5 марта 1917 вернулся в Петроград. 17 июня 1917, на высоте около 3000 метров, вступил в бой с двумя самолётами противника и после короткой перестрелки был смертельно ранен. Самолёт Орлова упал недалеко от местечка Козов. Посмертно был произведён в поручики. Всего одержал по разным данным 7 или 10 воздушных побед, из них 2 — во Франции. Командир первого русского истребительного авиаотряда, совершивший боевое испытание первого отечественного самолёта-истребителя, кавалер трёх солдатских Георгиевских крестов, ордена Георгия Победоносца, Георгиевского оружия, всех других военных орденов России и высшего французского военного ордена Военный Крест, поручик авиации Иван Александрович Орлов, погибший в неравном воздушном бою, был похоронен 26 июня 1917 года своими однополчанами на Царскосельском Братском кладбище героев Первой мировой войны. Его могилу увенчал скромный деревянный крест...

Этот день в авиации. 6 января
1915 - Впервые гидpоплан «Friedrichshafen FF 29а» был спущен с палубы немецкой субмаpины U-12 и запущен в небо. Несмотря на нестабильность конструкции в целом, эксперимент удался. Летающая лодка была спущена в море, поднялась в воздух, и достигла побережья, вернувшись на базу. Эксперимент показал и очевидные ограничения: гидросамолёт, размещенный на палубе, создавал проблемы остойчивости подводной лодки, так же, разумеется, лодки с гидросамолётом не могут погружаться и могут их запускать только в тихую погоду. Это и привело к отказу от первоначальной программы.

Этот день в авиации. 6 января
1921
 - Винсент Бурнелли (Vincent Justus Burnelli) подал в патентное ведомство США заявку на самолёт с фюзеляжем, создающим подъёмную силу, то есть, имеющий форму толстого крыла. В заявке указывалось, что такая схема не только улучшит взлётно-посадочные характеристики машины, но и увеличит полезный объём фюзеляжа, а также безопасность экипажа и пассажиров, так как фюзеляж можно сделать весьма жестким. Как ни странно, оформление заявки растянулось почти на 10 лет и только 13 мая 1930 года изобретателю был выдан патент США № 1758498. Самолёты Бурнелли представляли собой нечто среднее между "классическими" аппаратами и "летающими крыльями". Фюзеляж действительно получался шире и вместительнее, а размах крыльев можно было слегка уменьшить, но из-за резкого перепада между фюзеляжем и крылом аэродинамическое качество аппаратов Бурнелли было намного ниже, чем у "настоящих" летающих крыльев.

1921 - Родился Борис Михайлович Адрианов 31 декабря 1920 года (по документам — 6 января 1921 года) — советский лётчик-испытатель, полковник (1962), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (16.08.1968).


1926 - Путем слияния крупнейших немецких авиакомпаний «Junkers Luftverkehrs AG» и «Deutscher Aero-Lloyd» была создана «Deutsche Luft Hansa AG». От «Deutscher Aero-Lloyd» ей досталась в наследство знаменитая эмблема в виде летящего аиста.

1929 - Родился Владимир Чемгуевич Мезох — Заслуженный лётчик-испытатель(1975), Герой Российской Федерации (1995).

 

bspad510-4.jpg
1933
 - Совершил свой первый полёт биплан Bleriot-SPAD S.510.01 (компания Bleriot-SPAD, Франция), сконструированный в 1930 г. на основе экспериментальной модели SPAD S.91 как одноместный истребитель для ВВС Франции. Прототип имел фюзеляж с овальным поперечным сечением, изготовленный из стали и дюраля, хвостовой отсек которого типа монокок был изготовлен из дюраля. Крылья одинакового размаха были цельнометаллическими, с полотняной обшивкой и имели с каждой стороны стандартные одиночные обтекаемые вертикальные стойки I-типа, характерные для Эрбемона. Стреловидность имелась только у верхнего крыла, а элероны были установлены на верхнем и нижнем крыльях. V-образный двигатель Hispano-Suiza 12Xbrs получил передний радиатор. Главные стойки шасси имели обтекаемую форму, а колёса были закрыты обтекателями. Открытая кабина пилота располагалась как раз под вырезом в задней кромке верхнего крыла.

Этот день в авиации. 6 января

1933 - Родился Радий Евгеньевич Шалин — советский учёный-материаловед, авиастроитель, член-корреспондент РАН (1994), лауреат Ленинской премии(1981),Премии Правительства РФ (1998), Государственной премии РФ (2001),«Заслуженный авиастроитель Российской Федерации»,Доктор технических наук (1981), профессор (1987).

Руководил разработкой новых материалов и технологий для конструкции самолетов Ил-86, Ил-96, Ил-114, Ту-204, Ту-160, Ан-124, «Мрия», «Буран», МиГ-29, Су-27 и изделия спецтехники.

Скоропостижно умер 11 июля 2006 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище...

Этот день в авиации. 6 января

1933 - Родился Олег Григорьевич Макаров — советский космонавт, дважды Герой Советского Союза(02.10.1973,16.03.1978),лётчик-космонавт СССР № 27(Космонавт Мира № 65). Кандидат технических наук(1980). Совершил три полёта в космос,продолжительность полётов составила 20 суток 17 часов 20 минут. Умер 28 мая 2003 года от сердечного приступа (инфаркт). Похоронен в Москве на Останкинском кладбище...

Этот день в авиации. 6 января
1936
 - Первый полёт самолёта D.513 - истребителя, разработанного французской фирмой Dewoitine. Самолёт стал дальнейшим развитием истребителей Dewoitine D.500/501, получил новый мотор Испано-Сюиза 12Ycrs, мощностью 860 л.с., крыло сделали меньше и ввели свободнонесущие стойки шасси вместо трёхгранных пирамид. После прохождения испытаний дальнейшие работы по самолёту закрыли.
Этот день в авиации. 6 января

1941 - Состоялся первый полёт истребителя МиГ-1 с двигателем АМ-37 конструкции ОКБ Артёма Ивановича Микояна, лётчик-испытатель Александр Иванович Жуков. В ходе заводских испытаний выявилась грубая работа мотора на высотах выше 4000 м и тряска "при уборке" газа на средних режимах. В связи с этим на основании распоряжения зам. наркома Петра Васильевича Дементьева самолёт 26 апреля 1941 г. передали на завод No.24 для отработки мотора. Однако завершить испытания и доводку двигателя АМ-37 на И-200 No.02 не удалось, так как 7 мая лётчик-испытатель Иван Тимофеевич Иващенко после выполнения полётного задания на посадке потерпел аварию из-за отказа мотора АМ-37 No.313. Самолёт был разбит так, что восстановлению не подлежал. Как показало расследование, авария произошла вследствие полной выработки топлива из центропланных баков и несвоевременного переключения лётчиком питания на фюзеляжный бак. Дальнейшая отработка винтомоторной группы с двигателем АМ-37 проходила на истребителе МиГ-3.

Этот день в авиации. 6 января
1942 - Завершается первый коммерческий полёт вокруг Земли самолёта компании Pan American. Общее время нахождения в воздухе составило более 200 часов, а самолёт назывался Boeing 314 Pacific Clipper.  Борт вылетел 2 декабря 1941 года из Сан-Франциско в Окленд, Новая Зеландия, с промежуточной посадкой в Перл-Харборе, Гавайи, и оказался отрезан от США зоной боевых действий после атаки Японии на Перл-Харбор. В связи с тем, что Boeing 314 представлял существенную ценность для армии, было принято решение вернуть самолёт в США облетев вокруг земного шара, и достигнув Нью-Йорка. 6 января 1942 года Pacific Clipper успешно завершил маршрут, преодолев в общей сложности более 50000 километров, и совершив десять промежуточных посадок для дозаправки. Капитан Роберт Форд.

Этот день в авиации. 6 января

1943 - В Красной Армии введены погоны.

1944 - США и Англия объявляют о плане создания ими совместного реактивного самолёта.

Этот день в авиации. 6 января
1944
 - Впервые поднялся в воздух (на год позже запланированного) опытный экземпляр самолёта, спроектированного как истребитель бомбардировщиков ХP-67 Bat (компания McDonnell, США). Это был самый первый самолёт, спроектированный Джеймсом Макдоннеллом.

Этот день в авиации. 6 января

1945 - В ходе атаки японских камикадзе эскадры адмирала Олдендорфа 11 кораблей было повреждено и 1 (тральщик «Лонг») потоплен. В результате атак авиации противника силы адмирала Олдендорфа после выхода из залива Лейте (Филиппины) потеряли 325 человек убитыми и около 800 ранеными.

nord1400-1.jpg
1949
 - Впервые поднялась в воздух морская разведывательная и спасательная летающая лодка-амфибия N.1400-01 Noroit (компания Nord, Франция).

983781317.jpg
1957
 - Родился Колин Майкл Фоул (Колин Майкл Фули; Colin Michael Foale) американский астронавт. За 6 космических полётов налетал 373 дня 18 часов 22 минуты 51 секунды.

Этот день в авиации. 6 января
1960 - Ил-18 вышел на линию Москва - Красноярск – Якутск.

Этот день в авиации. 6 января
1961
 - Подписан приказ главнокомандующего ВВС о назначении комиссии по приёму выпускных экзаменов у первых шести слушателей-космонавтов (Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Григорий Нелюбов, Валерий Быковский).

Этот день в авиации. 6 января

1967 - В январе создана ВСУ ТА-8 для Ту-134.

Этот день в авиации. 6 января

1968 - Катастрофа Ан-24Б (б/н 47733) под Олёкминском. В 12:10 МСК Ан-24 вылетел из аэропорта. На его борту находились 39 пассажиров: 36 взрослых и 3 ребёнка.

В 18:20 (12:20 МСК) экипаж связался с диспетчером и доложил о занятии эшелона 4500 метров. Через четыре минуты с борта 47733 запросили своё местонахождение, на что диспетчер доложил, что они в 75 километрах от аэропорта Олёкминск по азимуту 271° (запад). Погодные условия в это время были вполне благоприятными, и экипаж также был вполне спокоен. В 18:26, согласно магнитофонным записям, с диспетчерской услышали звук включения передатчика. В 18:28 диспетчер глянул на экран радиолокатора туда, где был борт 47733 и увидел, что его засветка пропала. Попытки связаться с экипажем самолёта были безуспешны.

Согласно результатам расследования, спустя 15—16 минут с момента вылета самолёт перешёл в крутое падение, из-за колоссальных аэродинамических перегрузок разрушаясь в воздухе. Левая и правая части крыла и хвостовая часть фюзеляжа отделились ещё в воздухе. Около 18:27 падающий по курсу 270° Ан-24 под углом 80° и с левым креном врезался в тайгу в 92 километрах западнее Олёкминска. Зацепив обломком левого крыла за деревья, самолёт перевернулся вокруг него, врезался в землю, полностью разрушился и сгорел. Общий разброс обломков составил 715 метров. В 21:50 (15:50 МСК) место падения обнаружили с вертолёта, а к 10 утра следующего дня к обломкам пробралась поисковая группа. Все 45 человек на борту авиалайнера погибли. Эта крупнейшая авиационная катастрофа в Якутии.Причина катастрофы не установлена.
Предположительными причинами катастрофы являются: выход самолёта вследствие невыясненных обстоятельств на режимы, значительно превышающие предельные ограничения по скорости и перегрузке; отделение от самолёта какой-либо части или детали, удар которой вызвал разрушение элементов конструкции, предположительно, в хвостовой части; сложный отказ в системе винт—регулятор—двигатель, который привёл к выходу на нерасчётный режим с последующим разрушением конструкции самолёта. Существует альтернативная версия, согласно которой самолёт был на самом деле сбит ракетой класса «поверхность-воздух».

Этот день в авиации. 6 января

1971 - Корпус морской пехоты США получает первые AV-8 Harrier. Первой самолёты AV-8A (английское обозначение - Harrier Мк.50) получила эскадрилья VMA-513 (десять машин), базировавшаяся на авиабазе Юма в Аризоне. За ней последовали ещё две - VMA-231 и VMA-542. Американские AV-8A отличались от своих английских собратьев в основном другим катапультным креслом Stencil S.I НС и иным составом оборудования пилотской кабины.

Этот день в авиации. 6 января

1974 - Катастрофа пассажирского самолёта Ан-24Б (CCCP-46357) Киевского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), произошедшая в воскресенье 6 января 1974 года близ Мукачева, при этом погибли 24 человека.

Самолёт должен был выполнять рейс Н-75 по маршруту Киев—Ивано-Франковск—Ужгород, антиобледенительные системы были выключены (слишком рано). Во время прохода облаков в условиях обледенения, выпустив закрылки полностью до 38 градусов при обледенелом стабилизаторе самолет потерял продольную устойчивость, вышел из-под контроля и с углом тангажа 70° в 100 метрах за ДПРМ оборвал провода на деревянных столбах, после чего врезался в грунтовую дорогу на поле, полностью разрушился и сгорел. Все 6 членов экипажа и 18 пассажиров, погибли.

Этот день в авиации. 6 января

1976 - Начало работ над летающей операционно-реанимационной лабораторией «Скальпель-МТ» на базе Ил-76МД.

Этот день в авиации. 6 января

1977 - Первый полёт индийского учебно-тренировочного самолёта HAL HPT-32 Deepak. В ходе лётных испытаний оказалось, что он не соответствует требованиям. Пришлось долго совершенствовать аэродинамику и облегчать планер. Наконец в июле 1981 года взлетела модернизированная машина, и проект удалось спасти. ВВС и ВМФ Индии заказали первые 88 самолётов, с 1993 года были поставлены ещё 32. По имеющимся данным, всего построили 142 экземпляра.

Этот день в авиации. 6 января

1979 - Начало поступления F-16А на вооружение.

Этот день в авиации. 6 января
1980 - Катастрофа Ан-12  ВВС СССР Улан-Удэ Из-за ошибки в расчётах самолёт вышел на посадочный курс на удалении 12 км вместо положенных 20. Игнорируя доклады членов экипажа о необходимости ухода на второй круг, КВС принял решение о посадке. В дальнейшем, усомнившийся в её безопасности, растерялся и произвёл посадку с перелётом в 2300 м. Рабочее место штурману покинуть не разрешил, аварийное торможение не использовал. Самолёт выкатился на 650 м за ВПП и столкнулся с препятствиями. Штурман погиб. Причины: ОТП КВС, слабая его психологическая подготовка.

Этот день в авиации. 6 января

1982 - Первый испытательный полёт транспортного самолёта-носителя ВМ-Т «Атлант» ОКБ им. Мясищева с водородным баком от РН «Энергия», лётчик-испытатель Анатолий Петрович Кучеренко.

Этот день в авиации. 6 января

1995 - Директива Президента РФ No.14 на разработку ракетной системы «Ангара».

2001 - Самолёт 00-0001 Boeing YAL-1A Attack laser совершил первый полёт с аэродрома Paine Field в г.Эверетт.

Этот день в авиации. 6 января
2001 - Первое боевое применение соосного вертолёта Ка-50 «Черная акула», созданного в ОКБ им. Н.И.Камова.  в Чечне, в составе БУГ (боевой ударной группы, состоящей из двух Ка-50 и одного Ка-29ВПНЦУ). Этот вертолёт первенец КБ в боевой сухопутной тематике, до этого здесь создавались в основном морские вертолёты. Первый опытный полёт вертолёта состоялся 17 июня 1982 года. Начало серийного производства — 1991 год. Указом президента РФ вертолёт Ка-50 был принят на вооружение в 1995 году. Всего выпущено 15 шт. Серийное производство прекращено с января 2009 года в пользу двухместной версии Ка-52...

Картина дня

наверх