1884 - Родился немецкий авиаконструктор К. Дорнье.
После окончания Высшей технической школы в Мюнхене работал инженером на строительстве мостов. В 1910-м Дорнье начал работать в авиации - на заводе знаменитого дирижаблестроителя Фердинанда Цеппелина, а с 1913-го - в его КБ. С 1915-го он работал самостоятельно в филиале фирмы Цеппелина и в 1922-м основал собственное предприятие.
Дорнье быстро добился успеха. Один из его самых знаменитых самолетов "Валь" ("Кит") - поднялся в воздух в 1922-м. Хорошо известный в СССР "Кит" стал основной машиной знаменитого полярного исследователя Амундсена.Дорнье построил два самых больших для своего времени гидросамолета Do X (1929 г.) и Do 214 (1945 г.), которые одновременно были самыми крупными летательными аппаратами в мире. Во время Второй мировой войны он строил бомбардировщики и истребители.
Через несколько лет после окончания войны Дорнье снова стал строить самолеты. Он и его фирма, расположенная в Испании (1953 г.) заново шаг за шагом прошли путь с самого начала.
Первым стал двухместный учебный Do 25 с поршневым двигателем мощностью 270 л.с., построенный на заводе фирмы CASA и поднявшийся в воздух в июне 1954-го. За ним последовал его пятиместный вариант - Do 27, совершивший первый полет год спустя.
В серию пошел модифицированный Do 27A, облетанный в октябре 1956-го. За 10 лет построено более 620 таких машин, поставленных в Европу, Африку и на Ближний Восток.
В 1955-м Дорнье переехал в ФРГ и опять организовал фирму. Здесь он построил несколько гражданских самолетов и создал экспериментальные и "бумажные" Do 29, Do 30, Do 31. Фирма участвовала в создании и модернизации многих летательных аппаратов и среди них - СН-53G, Alpha Jet, F-4 Phantom II, Е-ЗА (AWACS). Пассажирские самолеты 8-местный Do 28, 13-местный Do 28D и турбовинтовой Do 128 имели успех на рынке . В 1962-м Клод Дорнье ушел на пенсию и умер 5 декабря 1969-го.
1897 - Родился авиаконструктор Р.Л. Бартини в Фиуме (сейчас Риека, Югославия, тогда в составе Австро-Венгерской империи), видный советский авиаконструктор, создавший ряд передовых для своего времени машин,установивших рекорды скорости, дальности полёта, реализовавших оригинальные технические решения. Главный конструктор советских космических ракет С.П. Королев некоторое время работал под руководством Роберта Бартини. Авиаконструктор О.К. Антонов называл Бартини «самым выдающимся человеком в истории авиации». Многие технологические идеи Бартини, опередившие своё время, воплотились в 1970–80 годах, а некоторые ещё ждут своей практической проверки и реализации.
1905 - Родился ученый, пионер космонавтики А.А.Штернфельд.
Рассчитал и теоретически исследовал множество траекторий космических полётов, определив энергетически оптимальные. Эти траектории, с предварительным удалением от цели, позволяющие значительно экономить топливо, называют «штернфельдовскими». Он ввёл понятие космических скоростей и рассчитал их стартовые значения. Сформулировал проблему существования «сезонов космической навигации». Термины «космонавтика», «первая космическая скорость», «космодром» введены им впервые в его книге «Введение в космонавтику» (1934; на русском языке - Москва, 1937). Впервые он применил теорию относительности для анализа межзвёздных полётов, для повышения точности траекторных расчётов и доказал, что достижение звезд, в принципе, возможно в течение человеческой жизни.
Автор многочисленных книг и статей. Его научные и научно-популярные труды были опубликованы на 40 языках в 39 странах всех пяти континентов. По орбитам, рассчитанным им во Франции задолго до начала космической эры, полетели первые искусственные спутники Земли. Будущие космонавты учились по его книгам.
1908 - Уилбур Райт взял на борт первого в мире пассажира аэроплана – своего механика Чарльза У. Фэрнаса и совершил полёт на 600 метров, длившийся 28,6 секунды, на Wright A.
1911 - В Петербурге состоялась Вторая международная авиационная неделя. Она носила преимущественно "спортивный" характер. Были полёты на меткость попадания в цель снарядом с высоты не менее 100 м и на точность посадки. Посадку требовалось произвести в очерченный на поле аэродрома контур корабля. В него же требовалось попасть и при метании снарядов. Победителем в меткости бомбометания оказался М.Н. Ефимов, показавший и наилучшую точность посадки. Во втором ряду третий слева стоит всемирно известный шпион и авантюрист Сидней Рейли.
1914 - Первый пробный 12-минутный полет поплавкового варианта самолета "Илья Муромец" И.И. Сикорского в Либаве. Пилотировал гидроплан И.И.Сикорский вместе с лейтенантом Г.И.Лавровым (командиром корабля).
1914 - Английский разведчик-бомбардировщик R.E.5 (переделанный в одноместный) достиг рекордной высоты в 18 900 футов (5760 метров).
1926 - Завершился первый трансарктический перелет на дирижабле «Норвегия» со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс (командир корабля У.Нобиле). Перелет стартовал 11 мая
1929 - В Париже открылся Первый международный конгресс по санитарной авиации
1931 - Начало трансконтинентального перелёта автожира из Филадельфии в Сан-Диего. Пилот Джон М. Миллер.
1936 - Совершил первый полет единственный экземпляр бельгийског бомбардировщика-торпедоносца GR.8 Doryphore. Поскольку компания-производитель к этому времени обанкротилась, то серийного производства не последовало.
1936 - На Центральном аэродроме высоким гостям был продемонстрирован второй экземпляр учебно-тренировочного самолёта АИР-14 (УТ-1), ОКБ Яковлева. Два наркома: обороны - К.Е. Ворошилов и тяжелой промышленности - ПК. Орджоникидзе (которому тогда подчинялось и самолетостроение), посмотрели показательный полет Пионтковского и ознакомились с машиной на земле. Самолет понравился. В первую очередь привлекала высокая экономичность: дешевый планер, дешевый мотор, «питающийся» низкокачественным бензином (нижний предел октанового числа для первых серий М-11 был равен 45). Кроме того, АИР-14 мог выполнять весь комплекс высшего пилотажа, доступный И-16.
1937 - Мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 2000 км с грузом 5 т - 280,246 км/час установил экипаж Г.Ф. Байдукова на самолете ДБ-А.
1939 - Начались заводские испытания МДР-5 в морском варианте и продлились 171 день. Было выявлено, что самолет устойчиво летел на одном моторе, допускал развороты как в сторону остановленного мотора, так и в сторону работающего двигателя. Усилия, прилагаемые к штурвалу и на педали, при этом были нормальными. Вибрации крыла и хвостового оперения наблюдались в перегрузочном варианте, при выходе на редан, на левую часть фонаря кабины летчика попадали сильные брызги. Техника пилотирования самолета требовала от летчика квалификации не ниже средней.
1939 - Первый полет четырехмоторного бомбардировщика Short Stirling, Рочестер, Англия. Экипаж: главный летчик-испытатель Джон Ланкестер Паркер, второй пилот Эсмонд Дж.Мортон и два бортинженера.
В первом же полете английский тяжелый бомбардировщик Short Stirling потерпел аварию. После короткого успешного полета на пробеге лопнула арка в стойке шасси, выполненная из алюминиевого сплава, что привело к блокировке тормозов. Скорость еще не была погашена, и самолет просто снес обе стойки шасси, причем удар был такой силы, что оторвало левый внутренний двигатель. Восстанавливать машину не стали. Эту аварию можно объяснить отсутствием опыта в создании колесных шасси, ибо все предыдущие самолеты фирмы Шорт были летающими лодками.
1939 - Взлетел первый прототип двухмоторного высотного бомбардировщика NC.150. NС.150 - высотный бомбардировщик, разработанный французской фирмой SNCAC (Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Centre). Вслед за ним был построен еще один прототип - NC.151 с такой же бомбовой загрузкой, но усиленным пушечным вооружением - двумя 20-мм пушками спаренными с пулеметами. Планировалось так же выпустить третий прототип самолета - NC.152 с увеличенной бомбовой загрузкой и герметизированной кабиной.
1940 - Первый полет дальнего бомбардировщика ДБ-240 ( прототип Ер-2), экипаж Н.П.Шебанова
1940 - авианалёт, осуществленный люфтваффе 14 мая 1940 года во время голландской операции, которая, в свою очередь, являлась частью французской кампании 1940 г.
Нападение на Голландию началось 10 мая. Немцы надеялись, что сломят сопротивление голландцев в один день, однако голландские войска оказывали более упорное сопротивление, чем предполагалось ранее. Немцы запланировали нападение на город на 14 мая. Целью авианалёта являлась поддержка немецких подразделений, сражающихся в городе, и принуждение Голландии к капитуляции.
Командующий немецкими войсками генерал Ханс Шмидт выставил голландцам ультиматум, сообщив им о планируемой бомбардировке Роттердама. Голландцы приняли ультиматум и бомбардировка была отменена. Тем не менее 50-60 бомбардировщиков He-111 из ста якобы не успели получить сигнал, информирующий об отмене атаки.
Бомбардировщики сбросили около 97 тонн бомб, в основном на центр города, уничтожая всё на площади в приблизительно 2,5 км², что привело к многочисленным пожарам и вызвало гибель около тысячи жителей. Эта бомбардировка стала последним этапом голландской операции вермахта: Голландия не имела возможности защититься от атак с воздуха и после оценки ситуации и получения немецкого ультиматума о возможной бомбардировке других городов капитулировала в тот же день.
Бомбардировка Роттердама привела к изменению британской политики и стратегии. До того времени Великобритания избегала бомбардировок Германии, хотя и признавала, что в случае продолжения немецких атак на гражданские цели британская политика поменяется. На следующий день после бомбардировки Роттердама, в ночь с 15 на 16 мая, британские королевские ВВС совершили первый (ночной) налёт на Рурскую область.
1940 - Первый полет самолета французского легкого истребителя VG-36. VG-36 - легкий истребитель, разработанный французской фирмой l'Arsenal. Самолет является дальнейшим развитием семейства VG-30. На нем был установлен двенадцатицилиндровый поршневой двигатель Hispano-Suiza 12Y-51 мощностью 1000 л.с. Летные испытания прошли успешно и было принято решение строить самолет в серии. Однако военные действия 1940 года помешали этим планам.
1943 - Состоялся первый полет аргентинского УТС FMA.21. В начале 1943 года фирма Fabrica Militar de Aviones (FMA) представила учебно-тренировочный самолет начального обучения, созданный на базе американского самолета North American NA-16-IP. Самолет, получивший обозначение FMA.21, представлял собой двухместный низкоплан смешанной конструкции, оснащенный двигателем Wright Whirlwind 975-E-3 мощностью 450 л.с. От своего предшественника самолет получил фюзеляж, а крылья (профиль NACA 23015 в корневой части и NACA 23015 в конце) были спроектированы полностью специалистами FMA. FMA.21 стал первым аргентинский самолетом с убирающимся шасси. FMA.21 прошел весь комплекс испытаний, однако в серийное производство не пошел, из-за проблемы импортирования необходимых запчастей.
1944 - Со стадиона Калифорнийского Университета впервые поднялся в воздух прототип вертолета ХН-44. ХН-44 стал одной из наиболее удачных винтокрылых машин созданных в США на заре вертолетостроения. Это был первый американский вертолет коаксиальной схемы с цельнометаллическими лопастями несущих винтов. Работа на ним началось в декабре 1942 года когда его создателю Стенли Хиллеру было всего 17 (!) лет. Конструкция вертолета оказалась настолько удачной, что сам Хиллер часто демонстрировал его устойчивость, отпуская рычаги управления и высовывая руки из окон. Вертолет имел настолько небольшой и компактный корпус, особенно в сравнении с неуклюжими конструкциями того времени, что некоторые шутники окрестили его "летающей ванной". В декабре 1945 года Хиллер модифицировал ХН-44 установив более мощный двигатель Lycoming O-290СР (125 л.с.) вместо старого Franklin (90 л.с.), после чего название сменилось на Х2-235. В том же году был построен ещё один фюзеляж для испытаний в аэродинамической трубе NACA в интересах US Navy.
К серийной постройке ХН-44 не приняли, так как Хиллер разработал на его основе более удачную модель, позднее названную UH-44.
1944 - Майор люфтваффе Шпёте совершил первый боевой вылет на ракетном истребителе (Messerschmitt) "Ме-163BV41" W.Nr310050. Первое в мире боевое применение самолета использовавшего в качестве силовой установки ЖРД.
1945 - В ходе первого же полета взорвался ракетный ускоритель РД-1 на самолете Як-3РД.
Одним из поршневых самолетов, оснащенных ракетным ускорителем, стал Як-3. Работы над самолетом начались в декабре 1944 года, а к заводским испытаниям приступили 22 декабря 1944 года. Самолет совершил 21 полет, в том числе 8 с использованием ускорителя РД-1 с тягой 300 кгсВ крыльях располагалось не два, а четыре топливных бака. В двух дополнительных баках помещались керосин и азотная кислота. Чтобы разместить ускоритель в хвостовой части фюзеляжа, пришлось переработать оперение. В ходе испытаний ускоритель проявил себя как ненадежный и небезопасный агрегат. После того, как электрическое зажигание наладить не удалось (двигатель РД-1 проработал 18 минут 50 секунд, имел 40 зажиганий, в том числе 3 в воздухе), его заменили на зажигание химического типа. Ускоритель с химическим зажиганием назывался РД-1ХЗ. Химическое зажигание сработало, но не так как надо. Испытания показали, что с реактивным ускорителем самолет развивает скорость 732 км/ч на высоте 2700 м, 765 км/ч на высоте 6500 м и 782 км/ч на высоте 7800 м. Подсчеты показали, что на высоте 10000 метров ускоритель способен дать прирост к скорости до 840 км/ч. Постоянные проблемы с ускорителем привели к тому, что Як-3РД отправили в конструкторское бюро для доработки. Полеты возобновили 14 августа 1945 года, когда самолет участвовал в параде, посвященном дню советских ВВС. Спустя два дня произошла катастрофа. Набрав высоту 2500 метров машина вдруг перешла в пикирование, угол которого постоянно рос. В момент удара о землю самолет пикировал уже под углом 50 градусов. Летчик-испытатель В.Л.Расторгуев погиб, дальнейших работ над машиной не проводили.
1949 - Постановление Совета Министров СССР No.1887-697 о запуске в серию двигателя ВК-1 со 100-часовым ресурсом.
Постановлением Совета Министров No.1839-699 было принято решение о серийном производстве только МиГ-15. Заводы, строившие Ла-15 и Як-23, должны были свернуть их производство и с июня 1950 года полностью перейти на выпуск МиГов с двигателем ВК-1.
Принято решение Совета Министров № 1890-700 о серийном производстве бомбардировщика Ил-28. Одновременно было принято решение об увеличении скорости полета Ил-28 до 900 км/ч за счет установки более мощных двигателей ВК-1 со взлетной тягой по 2700 кгс. ОКБ А.Н.Туполева предлагалось создать двухдвигательный вариант Ту-14 с кормовой оборонительной установкой и двумя ВК-1, который предполагалось использовать в авиации ВМФ.
1949 - На базе серийного истребителя МиГ-9 выпущена из производства летающая лаборатория для отработки систем самолета-снаряда КС - МиГ-9Л (ФК). Предназначалась для отработки систем самолета-снаряда КС. Экипаж состоял из двух человек: летчик и оператор. Полеты летающей лаборатории начались в 1949 г. и продолжались в течение 4 лет.
1951 - Первое в стране катапультирование в скафандре, Ю.А.Гарнаев с Ту-12
1952 - Выполняется первый составной полет системы от взлета до посадки самолета-носителя. Составной GRB-36F/F-84E передается для дальнейших испытаний ВВС на авиабазу Эглин, где до 20 февраля 1953 г выполняется 170 выпусков и приемок в воздухе F-84E. Затем начались испытания с более скоростным стреловидным истребителем F-84F (под "паразитный" истребитель был переоборудован опытный YF-84F). До мая 1953 г все испытания и отработки были успешно завершены.
1953 - Вышел приказ МОП СССР о назначении П.О. Сухого Главным конструктором ОКБ-1
1954 - Выкатка прототипа Boeing Model 367-80 N70700 на заводе Boeing в Рентон Филд, к югу от Сиэтла, штат Вашингтон. При этом присутствовал основатель компании Уильям Боинг (1881-1956)
1956 - На испытательном ракетном полигоне Капустин Яр, по программе АН СССР, был проведен успешный высотный пуск ракеты "Р-1Е" (модификация "Р-1"/SS-1/Scunner) с собаками на борту. В результате полета получены различные физиологические данные, собаки благополучно вернулись на Землю.
1957 - Совершил первый полет "без привязи" второй вариант C-400 P-2 кольцеплана Atar Volant C-400 P-1 с лирическим именем «Летающая звезда», фирмы SNECMA, к началу 1958 года - еще 123 свободных полета. Вариант C-400 P-2 имел катапультируемое кресло, расположенное над воздухозаборником.
1958 - Первый полёт многоцелевого S-62. Он был первым в мире настоящим вертолетом-амфибией. Приводимый в действие одним газотурбинным двигателем CT58-110-1 (взлетная мощность на валу 1050 л.с. номинальная 670 л.с.), S-62 взлетает с земли, воды, снега, льда, грязи и болот. Сертификат типа FAA получен 30 июня 1960 года. Это был первый тип, который соответствовал новым строгим правилам, введенным FAA для перевозки пассажиров вертолетами.
1963 - Лётчик-испытатель В. И. Анопов и инженер-испытатель НИИ ГВФ Л. Бабаджанова установили на втором прототипе вертолета В-2 (Ми-2) рекорд скорости для лёгких вертолётов (253,818 км/ч на базе 100 км). Для рекордного полета сельхозоборудование было демонтировано, в целях уменьшения лобового сопротивления колёса основных стоек шасси были заменены роликами, а носовые колеса - лыжонкой. Позднее, в 1965 году, этот рекорд был побит на той же машине лётчицей Т. В. Русиян (269,38 км/ч).
1963 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной семнадцатый испытательный полет ракетного самолета "Х-15". Аппарат пилотировал летчик-испытатель Роберт Расуорт (Robert Rushworth). В полете достигнута максимальная высота 29140 м и максимальная скорость 5792 км/ч.
1965 - С борта H-6 (Ту-16) сброшена первая китайская атомная бомба.
1973 - Старт орбитальной станций Skylab со стартового комплекса 39А в Космическом центре Кеннеди, мыс Канаверал, штат Флорида. Космическая станция была построена на базе третьей ступени Сатурн V.
1981 - Запуск КК "Союз-40", Л.И.Попов, Д.Прунариу (Румыния). Стыковка с ОС "Салют-6" 15 мая. Расстыковка и посадка 22 мая 1981 года. Продолжительность полета 7 суток 20 часов 42 минуты.
1982 - 16 женских мировых рекордов установлено на самолете Ан-24, экипаж М.Л.Попович
1983 - В мае на ММПО (ныне ММПП) "Салют" начат серийный выпуск ТРДДФ АЛ-31Ф для Су-27 и его модификаций
1985 - На многоцелевом вертолёте SA.350B-1 Ecureuil (Разработчик: Aerospatiale (Eurocopter) Франция) были установлены мировые рекорды в своем классе - скороподъемности (3000 м за 2 мин 59 с) и высоты (6000 м и 9000 м).
Оптимизированный для полетов в условиях жары и высокогорья AS 350B1 получил несущий и рулевой винты с лопастями большей хорды от двухдвигательного Ecureuil 2 и новый ТВаД Arriel 1D мощностью 684 л. с. (440 кВт). При этом максимальную взлетную массу увеличили на 250 кг. Поставки первых AS 350B1 начались в 1986 году.
1987 - Последний F-4S был снят с вооружения ВМФ США После 1986 года F-4S использовались исключительно на наземных авиабазах резерва ВМФ. Хотя служба их там оказалась не долгой После этого Фантомы использовались только в испытательных центрах авиационного вооружения "Чайна Лэйк" и "Пойнт Мугу". В конце 1980-х годов подразделения корпуса морской пехоты начали заменять F-4S на F/A-18A. Последним пользователем F-4S в КПМ стала VMFA-112, снявшая с вооружения последний Фантом в январе 1992 года.
1990 - За период с 28 марта по 14 мая пилотами ЭМЗ им. В. М. Мясищева В. Архипенко, О. Смирновым, Н. Генераловым на высотном разведчике М-17 Стратосфера (ОБК Мясищева) установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности для машин весовой категории 16-20 тонн с одним турбореактивным двигателем. Среди них особо следует отметить такие, как рекорды скороподъемности на высоту 12 и более километров (как без груза, так и с грузом общей массой 1000 и 2000 кгс). Так, например, прежний рекорд времени набора высоты 12 км равнялся 14 мин. 23,34 с. Самолет М-17 "Стратосфера" достиг этой высоты за 7 мин. 41,2 с, еще раз подтвердив славу Генерального конструктора, в своих технических решениях далеко опережающего время.
1992 - Американские астронавты Катрин Торнтон (Kathryn Thornton, 3-й выход), Ричард Хиб (Richard Hieb, 3-й выход) и Томас Акерс (Thomas Akers, 1-й выход) впервые втроем совершили выход в открытый космос. Это был третий выход в миссии по захвату и ремонту спутника «Intelsat VI». Установлен рекорд длительности пребывания космонавта за бортом корабля 8 часов 29 минут, побитый только в 2001 году
1999 - Первый полет многоцелевого шестиместного, грузопассажирского самолета короткого взлета и посадки Т-415 Снегирь. Является дальнейшим развитием самолета Т-411, спроектированного фирмой АЭРОПРОГРЕСС (разработчик Т-101 Грач).
1999 - В небе над Балканами были сбиты три беспилотных летательных аппарата (два американских Predator и один французский Crecerelle. В общей сложности, по югославским данным, к середине мая уничтожено 11 БПЛА стран НАТО (в том числе новейшие аппараты типа "Хантер").
2005 - Самолет Ту-204-300 получил сертификат типа, подтверждающий полное соответствие самолета принятым в России авиационным правилам АП-25, которые являются аналогом европейских авиационных норм JAR.
2010 - Из Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) осуществлен пуск космической системы многократного использования Space Shuttle (132-й полет МТКК; программа полета STS-132 с космическим кораблем OV-104 Atlantis (32-й полет ОС).
Корабль пилотирует экипаж в составе: ХЭМ Кеннет Тодд (HAM Kennet Todd, 2-й полет), АНТОНЕЛЛИ Доминик Энтони, РИСМАН Гэрретт Эрин, ГУД Майкл Тимоти, БОУЭН Стивен Джерард, СЕЛЛЕРС Пирс Джон. Основная задача - доставка и установка на МКС российского малого исследовательского модуля «Рассвет» (МИМ-1). Стыковка с МКС 16 мая. Посадка корабля 26 мая. Предпоследний полет шаттла Atlantis.
Свежие комментарии