Человека всегда тянуло, тянет и будет тянуть туда, где он ничего не умеет, ничего не знает, а попробовать безумно хочется.
Ещё на заре своего существования как разумного (с его точки зрения) существа, однажды он сорвался с высокой скалы и, пока ещё не соприкоснулся со стремительно приближающейся землёй, на все свои последующие поколения загорелся идеей всё-таки покорить воздушную стихию.
Был безумный Икар, возомнивший себя птицей небесной и бросивший вызов Солнцу. Сгорел, бедолага, по пути к своему светлому будущему.
С постройкой высоких башен и колоколен тут же появились первые скайджамперы, которые принялись сигать с них, желая, словно птицы, взметнуться к небесам. Многим из них удавалось достичь бездонных высот, правда, и остаться там навсегда...
Иван Васильевич, которого испуганные европейцы прозвали Грозным, положил на какое-то время конец бессмысленным пируэтам своих вольнодумцев и, как он сам однажды сказал: "У меня вот тоже один такой был. Крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил. Пущай полетает".
Человечество притихло, но не надолго. Моторы и двигатели, ракеты и снаряды разорвали бесшумный шелест воздушных потоков и, казалось бы, навсегда истребили желания упоротых смельчаков покорить пятый океан с одним лишь размахом изготовленных своими руками не надёжных крыльев.
Ан нет! То тут, то там по всему миру стали раскрываться бутоны энтузиастов чистого полёта. Они создавали клубы и кружки, собирая на постройку безмоторных птиц, буквально, свои последние денежные накопления.
В наших краях, где-то в начале 20-х годов, движение планеристов получило свой толчок из-за благоприятных воздушных волн, пронизывающих Куршскую косу во всех направлениях, и формируемых из-за разности температур над Куршским заливом с одной стороны, и Балтийским морем - с другой.
И до того касатики налетались, что в 1924 году местный, восточно-прусский, планерист Фердинанд Шульц (Ferdinand Schulz), участвуя на планере собственной конструкции в очередных соревнованиях, установил мировой рекорд по продолжительности полета - 8 часов 42 минуты 9 секунд.
После такого достижения, в которое трудно поверить, глядя на эти деревянные этажерки, на Куршской косе была открыта знаменитая Росситтенская планерная школа, просуществовавшая аж до января 1945 года.
Потом, по естественным причинам, полёты были прекращены. И лишь в 2012 году благодаря сотрудничеству Национального парка «Куршская коса» и всемирного клуба планеристов «Vintage Glider Club» состоялся первый пробный полёт, послуживший возрождению былой традиции, почти 100 лет назад прославившей Куршскую косу на весь мир.
Только что, при подготовке этого текста, мне прислал интересную информацию о Фердинанде мой хороший польский друг Аркадиуш Джиковский, музыкант, реставратор рыцарских эпох (Arkadiusz Dzikowski).
Фердинанд Шульц родился недалеко от границы с нашей областью - в польском городе Мальборк. Затем учился в Бранево, столь любимом калининградцами за близость с границей.
В 1914 году , во время Первой мировой войны, ушёл на фронт, через год вернулся домой и стал работать учителем.
В 1917 окончил школу авиации, вновь был отправлен на фронт, где совершил около 100 боевых вылетов.
В наступившее, затем, мирное время начал строить свои первые планеры: "FS 1" и "FS 2".
После триумфа на Куршской косе в 1924 году, основал "Западно-прусскую ассоциацию воздухоплавания", участвовал во многих соревнованиях и показных выступлениях, в том числе и в крымском Коктебеле.
16 июня 1929 года, пилотируя самолет "Мариенбург" над городом Штум (Sztum) во время открытия памятника авиаторам, не справился с управлением и разбился вместе с другом - Бруно Кайзером прямо на городском рынке.
В Польше чтят память об отважном лётчике и постоянно проводят различные мероприятия в его честь.
Итак, 15 августа 2015 года на Куршской косе в районе посёлка Рыбачий собрались 37 разновозрастных европейских планеристов, чтобы совершить смелые и немного рискованные полёты на хэнд-мэйд планерах над Куршской косой. Как мне стало известно, у кого-то из них отец в те 20-е годы именно в этих местах покорял на точно таких-же планерах капризное небо Балтийского моря. Кровь предков не даёт скучать!
С собой они привезли два планера, которые и совершали в этот день более десятка полетов над дюнами.
Между прочим, самому молодому пилоту нынешнего полётного дня было 38 лет, а самому старшему - пастору из Англии - где-то за 70.
Хорошая погода и удобное время, для того, чтобы добраться в эти места, за 33 км от Зеленоградска, позволили собраться на День полётов (так официально называется праздник) довольно большому количеству зрителей. Очередь из автомобилей гостей растянулась вдоль дороги более, чем на один километр.
Кроме взлетов планеров в программе праздника была презентация книги «Планерист Фердинанд Шульц», шоу клуба соколиной охоты «Бусидо» и много, много практически не надоедающей музыки. Правильным решением было использование диктора, вещавшего зрителям о всех особенностях полётов.
Последние приготовления подходят к концу, и вот, через многие годы над дюнами снова взлетает деревянная этажерка, являющаяся точным прототипом планера 30-х годов ХХ века. Этот мощный немец в свободное от полётов время, оказывается, управляет у себя на родине аэробусом А-310.
Чтобы совершить заброс планера в небо, легкую конструкцию запускали с помощью, так называемых, "резиновых собак": сильных мужчин, которые бегут и тащат за собой на резиновых тросах планер, скользящий на единственной салазке по песку.
Короткий разгон - и деревянная конструкция взмывает вверх. А дальше уже дело техники и умения пилота управлять конструкцией в воздушных потоках.
Первый взлёт оказался неудачным. То ли ветра не хватило, то ли пилот был слишком велик, но планер так и не взмыл в небо. Опасно чиркнув крыльями в сантиметрах от "резиновых собак", он пару раз подпрыгнул и зашуршал по прибрежному песку, остановившись в нескольких сотнях метров от места старта.
Несмотря на опасный пируэт, пострадавших в этот запуск не было.
Ничего, не везёт в полётах, повезёт в любви.
Небольшое видео неудавшегося первого запуска.
Тем более, на берегу среди зрителей было немало дамочек, некоторые из которых демонстрировали весьма необычные наряды, например, широкополые шляпы, почему-то с траурной вуалью...
Другие использовали простое, но эффективное средство, притягивающее к ним внимание - мини-бикини, этот не увядающий хит из далёких 60-х.
Поняв, что сил для резинового запуска планеров в этот день не хватит, организаторы использовали свой единственный козырь - автономное запускающее устройство, состоящее из внушительного агрегата, с приличной скоростью натягивающего пусковой трос аэроплана.
Ну что же, посмотрим на это чудо.
Первый же натяг принёс положительный результат. Деревянная конструкция с лёгкостью взмыла в небо и...
...совершив один круг в сторону моря, плавно опустилась на песчаный берег.
За полётами внимательно наблюдает вице-президент всемирного клуба планеристов «Vintage Glider Club» Харальд Кемпер (Германия).
Когда лётчик поймёт, что его лайнер надёжно оседлал нужный воздушный поток, он рукояткой освобождает буксировочный трос, который аккуратно спускается на землю на привязном парашюте.
Встреча двух поколений.
Он всё-таки полетел!
После произведённой посадки, к планеру подъезжает квадроцикл, который буксирует его вновь к месту старта.
Итак, все полёты на сегодня завершены и наступило время для съёмок себя любимых на фоне элегантных летающих конструкций.
Сначала немцы как-то сторонились окружавших их отдыхающих. Но потом, войдя в раж ,им так понравилось фотографироваться со всеми желающими, что радостные улыбки уже не сходили с их лиц.
Плотно заняв место пилота в хрупкой летающей конструкции, корреспондент телеканала "Звезда" Максим Румянцев поведал своим телезрителям историю воздухоплавания с самих доисторических времён и, слегка пройдя по бронзовому и средним векам, раскрыл тайну, почему человека так тянет небо.
Отдохнув и вдоволь нафотографировавшись, немецкие пилоты принялись разбирать свои хрупкие, на первый взгляд, конструкции.
При ближайшем рассмотрении воздухоплавательных изделий, стало отчётливо видно, что они целиком состоят из гнутой фанеры, кое-где обшитой прочным синтетическим (увы) материалом, напоминающим барабанные мембраны.
В кабине пилота всё по лаконичному строго. Слева-направо: стояночный тормоз, ручка сброса буксировочного троса, спидометр, высотомер, одометр, газ, сброс кабины, катапульта и привязной ремень, чтобы не дать досрочно сбежать пилоту.
На хвостовом оперении ТТХ скоростного лайнера и год его постройки - 1922-1928. На совесть делали - летает же до сих пор!
А вот в эти контейнеры после разборки будут погружены оба планера и вывезены далеко на Запад, на свою родину.
Сначала раскрутили все болты, связывающие крылья конструкции.
Затем, их аккуратно по рельсам завели в боковые отсеки контейнеров.
А вслед оприходовали и сам фюзеляж.
И всё так чинно, благордно и по полочкам. Харальд Кемпер лично проверяет надёжность креплений всех деталий планера в отсеке.
Крышка контейнера со стикерами от предыдущих планерных слётов захлопнулась...
...и участники на последок фотографируются на память.
День удался, да и погода не подкачала. А уж впечатлений от увиденного было получено через край. Может и самому взлететь как-нибудь?...
Они улетели, но обещали вернуться...
Мы ждём вас, вечно молодые покорители небесных глубин!
ВЫВОДЫ:
1. Это событие состоялось благодаря кипучей деятельности немецких энтузиастов, которые, несмотря на свой возраст, всё также полны мальчишеской неуёмной энергией и заразительным азартом. Если бы и у нас нашлись столь целеустремлённые икары, готовые присоединиться к ним, то День полётов мог бы пополнить копилку постоянно действующих масштабных слётов в Калининградской области.
2. В принципе, для такого праздника уже есть готовое и подходящее место, и инфраструктура. Ну, посудите, при столь удалённом базировании песчаного аэродрома, настоящая, наваристая уха стоила 100 руб, блинчики - 25 руб, чай - 30 руб и т.д. Есть также где и автомобили гостей расставить, и на пляже разместиться.
3. А в другое время можно и фестиваль змеев организовать или дельтопланеристов...
Так что, за работу, товарищи!
Свежие комментарии