1914 - В Монако прошли вторые гонки на гидросамолётах на кубок Шнейдера. Победил английский Сопвич «Таблоид».
1917 - Первый полёт (из трех состоявшихся) первого дирижабля ВМС США DN-1 (или А-1), построенного фирмой «Коннектикут Эркрафт Компани». Его объём составлял 4247,5 м3, длина - 53,34 метра. Скорость до 56 км/ч дирижабль развивал с помощью одного двигателя Стэртевант мощностью 145 л.
с. Первоначально DN-1 имел два двигателя, но, оказавшись чересчур тяжёлым, подвёргся модификации.
1924 - Установлением рекорда дальности завершился перелёт от Парижа до Шанхая. Перелёт совершили два французских лётчика, лейтенанты Бесин и Пельтье д'Ойси. Они летели на третьем серийном Breguet Br.19 с мотором "Лоррэн-Дитрих". Вооружение было снято, а место бомбовых кассет заняли дополнительные бензобаки.
1929 - Родился Анатолий Дмитриевич Бессонов — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (13.08.1976), майор (1969).
1934 - Состоялось первое присвоение звания Герой Советского Союза. Первыми звания Герой Советского Союза удостоены лётчики - участники челюскинской эпопеи: Анатолий Васильевич Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1), Сигизмунд Александрович Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4), Василий Сергеевич Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3), Николай Петрович Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2), Маврикий Трофимович Слепнёв (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5), Михаил Васильевич Водопьянов (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 6), Иван Васильевич Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7).
1935 - Родился Юрий Павлович Семёнов — советский и российский конструктор космической техники, педагог, профессор. Генеральный конструктор НПО «Энергия» (1989—2005). Председатель президиума научно-технического совета открытого акционерного общества «Ракетно-космическая корпорация „Энергия“ имени С. П. Королёва».Академик РАН (2000; член-корреспондент 1987). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат Ленинской премии (1978), Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии РФ (1999).
В 1989-1991 гг. - генеральный конструктор НПО "Энергия". В 1991-1994 гг. - генеральный конструктор и генеральный директор НПО "Энергия". В 1994-2005 гг. - президент ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени Сергея Павловича Королёва", генеральный конструктор, руководитель Головного КБ РКК "Энергия" (г. Калининград/Королев Московской обл.). В 2007-2012 гг. - председатель Президиума НТС РКК "Энергия".
Во время работы в КБ Михаила Кузьмича Янгеля принимал непосредственное участие в создании баллистических ракетных комплексов и спутников серии "Космос". После перевода в ОКБ-1 активно участвовал в создании пилотируемых кораблей "Союз", автоматических станций "Зонд" для облёта Луны, комплекса Л1 для облёта человеком Луны, первых пилотируемых орбитальных станций "Салют". Возглавлял разработку и реализацию проектов пилотируемых и грузовых кораблей "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ", "Союз ТМА", "Прогресс", "Прогресс М", "Прогресс М1", орбитальных станций "Салют", многомодульной пилотируемой орбитальной станции "Мир"; многоразовой космической системы "Энергия-Буран" и её многоразового орбитального корабля "Буран", ракетного сегмента ракетно-космического комплекса "Морской старт", космических аппаратов связи нового поколения "Ямал-100" и "Ямал-200", космического аппарата дистанционного зондирования Земли "БелКА" на базе служебной платформы спутника связи "Ямал-100". Руководил работами по международным проектам "Мир-Шаттл", "Мир-НАСА", первым коммерческим пилотируемым полётам на кораблях "Союз", созданию и эксплуатации Российского сегмента Международной космической станции. Как председатель Совета главных конструкторов осуществлял в 1989-2005 гг. техническое руководство и координацию деятельности предприятий и организаций ракетно-космической отрасли по проектам, разрабатывавшимся при головной роли НПО "Энергия"/РКК "Энергия" им. Сергея Павловича Королёва. Руководил конверсионной и социальной программами (разработка и серийное производство протезно-ортопедических изделий, новых товаров социально-бытового назначения, разработка проектов энергетических установок для наземного и водного транспорта, жилья и производственных комплексов).В настоящее время живёт в Москве. Женат на дочери А. П. Кириленко Валентине.
1936 - Впервые в СССР выполнена петля Нестерова на двухмоторном самолёте, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки на ЦКБ-26 ОКБ Сергея Владимировича Ильюшина; ЦКБ-26 готовили к демонстрации на первомайском параде. В процессе подготовки к параду 20 апреля Коккинаки неожиданно сделал над Центральным аэродромом мертвую петлю, а затем подряд ещё две. Эту фигуру высшего пилотажа до этого в нашей стране на двухмоторном самолёте ещё не делал никто. На это не были способны даже опытные многоместные истребители Андрея Николаевича Туполева.
1938 - Родился Игорь Дмитриевич Сергеев — российский военачальник. Министр обороны Российской Федерации (1997—2001). Главнокомандующий РВСН (1992—1997). Герой Российской Федерации (1999). Единственный Маршал Российской Федерации (21 ноября 1997 года).
В июле 2000 года в ходе коренного пересмотра стратегии России в сфере национальной безопасности приобрёл известность как главный сторонник идеи о том, что в оборонной системе страны важная роль должна отводиться стратегическим ядерным силам. По этому поводу втянулся в публичный конфликт с начальником Генерального штаба Вооружённых сил Анатолием Васильевичем Квашниным, считавшим, что Россия могла бы поддерживать эффективный ядерный паритет с США даже после сокращения количества наземных стратегических ракет с 750 до 150. Скончался на 69-м году жизни утром 10 ноября 2006 года от тяжёлого гематологического заболевания в Главном военном клиническом госпитале имени Н. Н. Бурденко (Москва).Похоронен с воинскими почестями на Троекуровском кладбище Москвы...
1938 - Начальник ГУАП Михаил Моисеевич Каганович сообщил ведущему конструктору по АНТ-42 Иосифу Фомичу Незвалю, что «самолёт 42» принят на вооружение ВВС и к серийному производству на заводе № 124 в Казани под обозначением ТБ-7, а также о том, что ему предстоит немедленно ехать на этот завод в качестве главного конструктора.
1938 - Спарка "самолёт-звено" S.20 Mercury S.21 Maia взлетела с реки Шеннон в Ирландии и отправилась в свой первый трансатлантический полет. "Меркюри" пилотировал капитан Беннет, за штурвалом "Майи" сидел капитан Уилкоксон. В грузовых отсеках "Меркурия", расположенных у него в поплавках, находилось почти полтонны почты и свежих газет. На высоте 600 метров "Меркурий" отделился от носителя и быстро умчался на запад, оставив позади свою тяжёлую "мамашу". В полдень следующего дня он приводнился на реке Святого Лаврентия под Монреалем. Весь перелёт занял 20 часов 20 минут, из них 13 часов 29 минут "Меркурий" летел над Атлантикой. После дозаправки и краткого техосмотра гидроплан вновь поднялся в воздух, чтобы через два часа благополучно сесть в Нью-Йорке. Первый в истории коммерческий перелёт из Великобритании в США завершился. И впервые американцы получили возможность прочесть британские газеты уже на следующий день после их выхода из типографии. Правда, цена этих газет была такова, будто их отпечатали на чистом золоте. Обратно "Меркюри" возвратился через Монреаль, городок Ботвуд на острове Ньюфаундленд, Азорские острова и Лиссабон в Саутхемптон.
1938 - Облётан первый опытный многоцелевой штурмовик Ki-36 (Разработчик: Tachikawa, Япония). Этот самолёт цельнометаллической конструкции с тканевой обшивкой был оснащён 9-цилиидровым двигателем воздушного охлаждения Хитачи Ха-13 мощностью 450 л.с. с двухлопастным деревянным винтом. Во время лётных испытаний Ki-36 показал отличные взлётно-посадочные характеристики и неплохую управляемость.
1944 - В HИИ ВВС закончились (начались 18 января) Госиспытания истребителя Як-9У (улучшенный) (лётчик-испытатель Афанасий Григорьевич Прошаков, ведущий инженер А.Т.Степанец). Самолёт строился серийно с апреля 1944 г. по август 1945 г., т.е. до замены его цельнометаллическим Як-9У ВК-107А. Всего построено 3921 самолёт Як-9У смешанной конструкции. В своих выводах специалисты института отмечали, в частности, что опытный Як-9У с ВК-107А по максимальной скорости горизонтального полёта, скороподъёмности и вертикальной манёвренности в диапазоне высот до 6000 метров является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей. Максимальная скорость горизонтального полёта на боевом режиме составляла: у земли (на высоте 5000 метров) 600 км/ч (690 км/ч), что больше, чем у трёхточечного Ме-109Г-2 на 76 км/ч (80 км/ч), у ФВ-190А-4 – на 90 км/ч (102 км/ч), Як-9Т – на 67 км/ч (105 км/ч), Як-9У эталона 1944 года – на 42 км/ч (75 км/ч), Як-3 «Дублера» – на 30 км/ч (42 км/ч) и Ла-7 эталона 1944 года – на 29 км/ч. Время набора высоты 5000 метров на боевом режиме не превышало 4,1 минуты, что было почти как у Як-3 «Дублер» и меньше на 0,3 минуты по сравнению с трёхточечным Ме-109Г-2. Дольше набирали эту высоту ФВ-190А-4 – на 2,7 минуты, Як-9Т – на 1,4 минуты, Як-9У с мотором М-105ПФ – на 0,7 минуты и Ла-7 – на 0,35 минуты.
1945 - Поднялся в воздух первый серийный истребитель D.H.100 Vampire F.1 (TG274/G) (de Havilland, Великобритания).
1951 - На аэродроме Muroc Dry Lake (штат Калифорния, США) состоялся сорок пятый исследовательский полёт ракетного самолёта XS-1 № 2 по программе NACA. Самолёт пилотировал лётчик Scott Crossfield. В полёте достигнута скорость 1,07 М.
1951 - Вышло Постановление Совмина СССР No. 1282-648, предписывающее ОКБ-155 построить на базе МиГ-17 самолёт И-340 с двумя двигателями АМ-5. Этот бесфорсажный ТРД создавался в ОКБ Александра Александровича Микулина и представлял собой уменьшенный вариант АМ-3, самого мощного в то время советского реактивного двигателя. И-340 должен был развивать на высоте 2000 м максимальную скорость 1160 км/ч, а на 10000 м - 1080 км/ч, набирать высоту 10000 м за 2,9 минуты и обладать практическим потолком не менее 16500 м.
В ОКБ-155 самолёт получил шифр СМ-1. Для сокращения сроков создания машины Артём Иванович Микоян предложил использовать опытный СИ-02, который оснастить двумя АМ-5, расположив их рядом в хвостовой части фюзеляжа. Проектирование началось в мае 1951 года и завершилось в сентябре. Применение новой силовой установки потребовало изменить форму хвостовой части фюзеляжа и позволило увеличить ёмкость топливной системы. Кроме того, увеличили площадь сечения каналов воздухозаборника. В низу хвостовой части оборудовали отсек для тормозного парашюта.
1952 - Поднялся в воздух первый серийный английский ближнемагистральный пассажирский самолёт Vickers V.701 Viscount, получивший собственное имя "Дискавери" ("Открытие"). 18 апреля 1953 года фирма ВЕА начала регулярную эксплуатацию "Вайкаунтов" на маршруте Лондон-Рим-Афины-Никозия. Кстати, собственные имена имели и все остальные самолёты этого типа.
1956 - Первый полёт опытного истребителя-перехватчика SNCASE SE.212 Durandal под управлением лётчика-испытателя "Тито" Мауланди ("Tito" Maulandi). Проект стартовал в 1953 году в конструкторском бюро компании SNCASE под руководством Пьера Сатра. Стал продолжением более раннего проекта перехватчика X-207, работы над которым велись с 1949 года. Durandal представлял собой сверхзвуковой самолёт с аэродинамической схемой «бесхвостка». Важной особенностью SE.212 была смешанная силовая установка, состоявшая из ракетного двигателя SEPR 75 и турбореактивного SNECMA Atar 101F (на прототипе стоял британский Rolls-Royce RB.41 Nene). Вооружение состояло из 1 × управляемой ракеты AA.20 или 2 × 30-мм пушками DEFA, или 24 x 68-мм неуправляемых ракет SNEB. Несмотря на успешные полёты последнего прототипа, SNCASE SE.212 Durandal в серию запущен не был. Ограничились лишь 2 самолётами. А спустя 7 месяцев в небо поднялся Dassault Mirage III, который в итоге французские ВВС и предпочли проекту от SNCASE.
1956 - Приказом министра обороны СССР в составе советских ВВС упраздняется штурмовая авиация. На смену ей идет истребительно-бомбардировочная авиация - новая военная доктрина учитывает возможность применения тактического ядерного оружия и по-иному рассматривает функции ВВС над полем боя.
1959 - Начало регулярной эксплуатации первого отечественного турбовинтового пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя ТВД АИ-20А. Самолёт был разработан в середине 50-х гг., чтобы удовлетворить потребность Аэрофлота в 75/100-местном транспортном самолёте средней дальности. Первый экспериментальный экземпляр поднялся в воздух 4 июля 1957года, а 20 апреля 1959 года. Аэрофлот торжественно ввёл этот самолёт в эксплуатацию на маршрутах Москва - Адлер и Москва - Алма-Ата; в конечном итоге было построено около 700 машин различных модификаций.
1960 - Первый полёт винтокрыла Ка-22. Экипаж в составе лётчиков-испытателей Дмитрия Константиновича Ефремова, Владимира Михайловича Евдокимова, бортмеханика Е. И. Филатова, ведущего инженера В. Б.Альперовича и экспериментатора Ю. И. Емельянова.
1961 - Принят на вооружение ЗРКС-75М "Волхов" ГСКБ "Алмаз" с ракетой В-755 МКБ "Факел".
1962 - Над пустыней Невада лётчик NASA, будущий космонавт Нейл Армстронг, пилотируя ракетоплан X-15, запустил двигатель XLR-99 на 82,4 секунды. X-15 разогнался до 5,31 Маха (6098 километров в час). После того, как двигатель был выключен, ракетоплан, двигаясь по баллистической траектории, достиг пиковой высоты достигнув 207500 футов (63246 м).
1963 - Первый полёт первого серийного Су-15, лётчик-испытатель Владимир Трофимович Выломов, Новосибирский авиазавод.
1964 - Первый полёт Lockheed L-100 Hercules (регистрационный N1130E). Это гражданский вариант военно-транспортного C-130. Были разработаны удлиненные версии L-100-20 и L-100-30. Производство L-100 закончилось в 1992 году, поставлено 114 самолётов. 3 февраля 2014 года Lockheed Martin официально возобновила программу обновленной гражданской версии C-130J- 30 Super Hercules , заявив, что планирует продать 75 самолётов. Lockheed рассматривает новый LM-100J как идеальную замену существующему гражданскому парку L-100.
1964 - В Советском Союзе с космодрома Байконур осуществлён пуск ракеты-носителя "Молния-М" с КА серии "Е-6" № 5 по программе осуществления мягкой посадки на поверхность Луны. Полёт закончился аварией 4-й ступени РН. 15-й запуск проведенный СССР в сторону Луны.
1965 - Закончились государственные совместные испытания самолёта Бе-12. Приказом Министра обороны СССР от 29 ноября 1965 года, противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 принят на вооружение морской авиации со следующими данными: дальность полёта с остатком топлива 5% на высоте 4000 м -2720 км. на высоте 8000 м - 3300 км; максимальная скорость горизонтального полёта - 530 км/ч; длина разбега суша/вода - 900/1200 м.
1971 - Катастрофа самолёта Ту-22Р, КК командир отряда, военный лётчик 1-го класса, майор Жуйков С.В. БФ, аэродром Чкаловск.
После взлёта, через 1ч. 06мин, в районе Поморской бухты (балтийское море), в горизонтальном полёте на Н=1000м при V=700 км/ч в кабине возник резкий запах гари, а затем появился дым, обороты левого двигателя упали, температура входящих газов зашкалила до упора, возросло давление топлива в форсажном контуре, затем загорелось табло “Внимание пожар ДСТ”. Через 10 сек возник хлопок в хвостовой части и начали падать обороты правого двигателя. Скорость стала энергично падать. Командир корабля дал команду экипажу катапультироваться. Экипаж катапультировался, последним покинул самолёт майор Жуков на V-300-320 км/ч. после приводнения и применения патронов майор Жуков и оператор капитан Рафеев С.С. были подобраны рыболовецким судном ПНР. В этом же районе рыбаками были подобраны лодка МЛАС-1, САЖ-1, ботинки и защитный шлем принадлежащий штурману корабля капитану Голешину Н.М. Комиссия считает, что капитан Голешин погиб...
1972 - Погиб Заслуженный лётчик-испытатель CCCР полковник Аркадий Павлович Богородский - на МиГ-21ПФ при выполнении испытательного полёта. Обстоятельства таковы: при монтаже датчика в системе регулирования двигателя гайка была поставлена с перекосом. Нарушилась система регулирования форсажного контура. На взлёте начался перегрев лопаток турбины, которые начали выгорать на разбеге. Курс взлёта был в сторону Раменского, принято было решение разворачиваться и сажать. Высоты нет, скорости тоже нет, "из-за угла" заход не получился…
1977 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК Жуков Л.А. Экипаж выполнял полёт ночью на воздушную разведку по учению «Кедр-77». При снижении на участке маршрута озеро Эворон – полигон Литовка (под Хабаровском) самолёт столкнулся с сопкой. Экипаж погиб...
1981 - Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Сергеевич Ильюшин поднял в воздух прототип Т-10-7 (Т-10С-1), ставший эталоном для серии Су-27.
1983 - Запуск КК "Союз Т-8", командир корабля — Владимир Георгиевич Титов (1 полёт), бортинженер корабля — Геннадий Михайлович Стрекалов (2 полёт), космонавт-исследователь корабля — Александр Александрович Серебров (2 полёт).
Программа полёта предусматривала стыковку корабля «Союз Т-8» с орбитальным комплексом «Салют-7» — «Космос-1443», который с декабря 1982 года был необитаем и находился в автоматическом режиме полёта. В момент сброса головного обтекателя ракеты-носителя была повреждена антенна автоматической системы сближения «Игла». В результате антенна стыковки не смогла полностью раскрыться. Несколько попыток экипажа выправить антенну не удались. После того, как были израсходованы ресурсы топлива, экипаж был вынужден вернуться на Землю.
1984 - Пара Ту-142 ВВС ТОФ с авиабазы Каменный Ручей (ведущий - командир полка полковник В.И. Зубков, ведомый - капитан А.И. Глот) совершала тренировочный полёт на максимальную дальность. Через 1 ч. 15 мин. после взлёта в центральной части Охотского моря на высоте 7200 м и скорости 730 км/ч, из правой консоли в районе третьего двигателя самолёта ведущего появился чёрный дым и белый шлейф вытекающего топлива. Самолёт внезапно начал снижаться, примерно через минуту показалось пламя, а самолёт перешёл в правую нисходящую спираль с постепенным увеличением крена до 60 - 70°, столкнулся с водой и взорвался. Прибывшим в район происшествия Бе-12ПС на водной поверхности было обнаружено масляное пятно 200×300 м и отдельные плавающие предметы, никого из девяти членов экипажа не нашли. Наиболее вероятная версия - обрыв лопасти воздушного винта или разрушение диска турбины на третьем двигателе и, как следствие, повреждение проводки управления элеронами, баков-кессонов и пожар.
1988 - Катастрофа самолёта АН-26РТ, пилотируемого помощником командира экипажа, военным летчиком 3-ю класса, старшим лейтенантом Филипповым А. Ю. с инструктором, командиром эскадрильи, военным летчиком 1-го класса, подполковником Мельниковым С.Н.
Самолёт принадлежал 354-му авиаполку особого назначения 8-й АДОН, базировался на аэродроме Москва - Чкаловский, потерпел катастрофу в селе Кудиново Ногинского района Московской области, в 15-ти километрах от аэродрома базирования.
Лётчик отрабатывал взлет без фар и посадку без прожекторов. После посадки экипаж принял решение на выполнение незапланированного взлета с конвейера и с этой целью резко переместил РУД с 0° по УПРТ. Перед отрывом самолёта произошло флюгирование винта правого двигателя, что, экипаж своевременно не определил и продолжил взлёт. Обнаружив самовыключение двигателя на высоте 70 метров и скорости 200 км/ч, экипаж выполнил три неграмотные попытки запуска вспомогательной силовой установки. Вопреки здравой логике и требованиям РЛЭ, запуск правого двигателя начал производить на недопустимо малой высоте и, скорости. Самолёт свалился, задел крышу сельского дома, ударился о землю, разрушился и частично сгорел. Экипаж в составе 6 человек погиб...
1989 - На полигоне под Феодосией начались (по 7 декабря) Государственные лётно-морские испытания ракеты Х-31А. Испытания проводились на серийном самолёте Су-24М. Было выполнено 86 полётов с 8 пусками Х-31А по щитам-мишеням в море. Программу испытаний ракета прошла с положительным заключением, однако постановке её на вооружение и оснащение морской авиации высокоэффективным оружием помешали последовавшие вскоре разрушительные события начала 90-х годов.
2001 - Первый полёт грузо-пассажирского самолёта Ан-74ТК-300 с ТРДД Д-36, экипаж А.А.Круца.
2004 - Мировой рекорд высоты полёта автожиров – 8049 м, пилот Э.С. Кич на LW-5 (США). Рекорд не превышен. LW-5, Энди Кич (Andy Keech) установил с коротким интервалом сразу три мировых рекорда среди автожиров: высота подъёма, дальность по прямой и время набора высоты, за что был отмечен призом Wiley Post.
2017 - С космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-ФГ». Она вывела на орбиту пилотируемый корабль «Союз МС-04», на борту которого находится первый, сокращенный до двух человек, экипаж МКС. В состав экипажа вошли российский космонавт Федор Николаевич Юрчихин и американский астронавт Джек Дэвид Фишер (англ. Jack David Fischer). Сближение корабля с МКС проходило по четырёхвитковой шестичасовой схеме.
2017 - Запуск первого китайского грузового космического корабля Тяньчжоу-1 с космодрома Вэньчан ракетой-носителем «Чанчжэн-7». 22 апреля грузовой космический корабль и лаборатория «Тяньгун-2» впервые совершили успешную стыковку в автоматическом режиме в открытом космосе на высоте около 385 км. 27 апреля был успешно завершён первый эксперимент по заправке лаборатории доставленным топливом. Это сделало Китай третьей страной (после России и США), выполнившей дозаправку космического аппарата на орбите...
Свежие комментарии