1910 - Первый в России полёт над морем - (16 км за 15 мин), один из первых русских авиаторов Сергей Исаевич Уточкин.
1910 - Первый полёт австралийского биплана Duigan pusher, самолёт пролетел 7 метров (24 фута). В течение двух месяцев этот показатель был увеличен до 90 метров (300 футов), а вскоре после этого до 180 метров на высоте 3,5 метра (590 футов на высоте 12 футов). К концу года Дуйган совершил полёт на 1 км (⅝ мили) на высоте 30 метров (100 футов). Самолёт был построен Джоном Дуйганом с помощью его брата Реджинальда на их семейной ферме в Миа Миа возле Мельбурна. Удивительно то, что братья построили самолёт почти полностью самостоятельно и без участия авиационного сообщества; на создание конструкции вдохновила открытка с фотографией "Флаера" Райта, а теоретическую основу заложила книга сэра Хайрама Максима "Искусственный и естественный полёт". Единственными компонентами, не изготовленными самими Дуйганами, были двигатель (изготовленный Мельбурнской инжиниринговой компанией J. E. Tilley) и пропеллер. Однако они были тщательно модифицированы Дуйганом.
1911 - Абсолютный мировой рекорд дальности полёта - 625 км, пилот Ян Олиеслагерс (Бельгия) на моноплане Блерио.
1914 - Родился Александр Андреевич Попов — лётчик-испытатель 1-го класса (1952), подполковник.
1920 - Принята программа подъёма авиационной промышленности в РСФСР.
1920 - Во Франции состоялся первый полёт учебно-тренировочного биплана S-34. SPAD S-34 представлял собой двухместный деревянный биплан, разработанный Андрэ Хербимонтом и оснащённый двигателем Le Rhone C мощностью 80 л.с. Основным новшеством самолёта стала посадка бок-о-бок пилота и инструктора, что было для тех лет очень необычным.
1921 - Состоялся первый полёт Avro 552. При улучшении характеристик серии 504L выявилась потребность в более мощном учебно-тренировочном и спортивном самолёте. После войны в Англии осталось большое количество двигателей Wolseley Viper, снятых со ставших ненужными истребителей SЕ.5а, поэтому их решили ставить на фюзеляжи серии 504K. Обозначение Avro серии 551 применялось к опытной машине, но потребовался ряд доработок, чтобы увеличить объём топливной системы и повысить эффективность управления. Серийные модели получили обозначение Avro 552 для гидропланов и Avro 552A для сухопутных самолётов.
1926 - Беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Кёнигсберг; Николай Петрович Шебанов и механик Сергей Васильевич Баранцев на ПМ-1 "Московский Авиахим".
1928 - Начало первого перелёта над всем Тихоокеанским побережьем СССР (окончание 22.08), экипаж первый пилот Александр Алексеевич Волынский, второй пилот Ефим Михайлович Кошелев, летчик-наблюдатель Н. Н. Родзевич, старший механик С. И. Борисенко, Г.Д. Красинский на летающей лодке «Советский Север» (Валь). Крупная воздушная экспедиция в район острова Врангеля была организована в 1928 году Осоавиахимом. Для этой экспедиции была куплена летающая лодка “Дорнье - Валь”, названная “Советский Север”. Самолёт вёл экипаж Е.М. Кошелева. “Советский Север” должен был вылететь из Владивостока и пройти вдоль всего северного побережья Северного Ледовитого океана. По соглашению с Совторгфлотом экспедиция должна была посетить остров Врангеля и оказать помощь зимующей группе Ушакова. Предполагалось, что летающая лодка выполнит ледовую разведку для парохода “Ставрополь”, шедшего с грузами на остров Врангеля. Однако полностью выполнить все задачи экспедиции не удалось. “Ставрополь” был обнаружен, но при проведении ледовой разведки 22 августа “Советский Север” попала в шторм. Высокие волны повредили мотоустановку. «Советский Север» потерпел аварию на вынужденной посадке в Ключинской губе.
1929 - Родился Александр Саввич Бежевец — Герой Советского Союза (1975), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1971), генерал-майор авиации (1978).
1935 - Французский экипаж Стоппани - Суриано - Бабби на гидроплане CANT Z.501 Gabbiano приводнились в Бербере (тогдашняя британская колония Сомали). Расстояние между Берберой и Монфальконе составляло 4929,697 км! Рекорд дальности в классе I-AGIL.
1944 - Пилот ВВС США лейтенант Герман Эрнст (Herman Ernst) и оператор РЛС лейтенант Эдвард Копсел (Edward Kopsel), обнаружили летящий по направлению к Ла-Маншу неуправляемый самолёт-снаряд V-1. Лейтенант Эрнст приблизился к V-1 на расстояние около 280 м. (900 футов) и открыл огонь из 20 мм пушек, добившись попаданий в силовую установку. Самолёт-снаряд вошёл в крутое пикирование и взорвался над Ла-Маншем. Впоследствии Black Widow достаточно широко применялись против немецких самолётов-снарядов V-1. Поскольку V-1 была немного быстрее чем P-61, то чтобы приблизиться к V-1, Black Widow были вынуждены перед атакой входить в небольшое пикирование.
1944 - Воздушный бой, который показал что самолёты Як-3 с успехом могут вести борьбу с численно превосходящим противником. Бой начали десять Як-3 91-го ИАП против восьми Ме-109 и четырёх ФБ-190 с наращиванием сил с нашей стороны до 18 и до 24 самолётов со стороны противника. В итоге было сбито 15 вражеских истребителей и лишь один Як-3. Войсковые испытания Як-3 в этом полку проводились с 20 июня по 2 августа 1944 года. Полк, имея в своем составе 41 самолёт Як-3, выполнял задание по завоеванию господства в воздухе в Львовской наступательной операции.
1944 - Финский пилот фельфебель Ларс Хаттинен из HLeLv 28 сбил советский Як-1 на модернизированном французском Моране М.406. После установки трофейного М-105П скороподъёмность Морана М.406 у земли возросла до 25 м\с, а практический потолок до 12000 метров. Из-за большей мощности М-105П финские инженеры разработали абсолютно новый мотокапот и воздухозабоники масло- и водорадиаторов, которые теперь имели только фиксированное положение. Французский винт Ratier заменили на советский ВИШ-61П. Вооружение тоже значительно отличалось по составу. Вместо 20-мм мотор-пушки HS 404, хотели установить немецкую MG 151\20, с успехом применявшуюся на истребителях Bf.109 и FW.190, но немцы и в этот раз подвели своего союзника. В качестве разумной замены использовали советские крупнокалиберные пулеметы БК, закупку которых произвели у тех же немцев. Истребитель получил новое обозначение MM.406 и полуофициальное имя "Morko-Morane" ("morko" можно перевести с финского как "призрак" или "оборотень", в зависимости от контекста).
1945 - Первый в мире ядерный взрыв. В штате Нью-Мексико (США), на полигоне Аламогордо, в рамках Манхэттенского проекта. Во время испытания тестировалась плутониевая бомба имплозивного типа, получившая название «Штучка» (Gadget). Взрыв бомбы был эквивалентен приблизительно 21 килотонне тротила. Этот взрыв считается началом ядерной эпохи.
1947 - Первый полёт самолёта Саундерс-Рoе S.R.A/1 (Saunders-Roe SR.A/1), первого прототипа Saunders-Roe SR.45 Princess. Фирмой "Саундерс-Рое" был разработан истребитель-летающая лодка S.R.А. 1. Он имел обычную схему с обычной для летающих лодок конструкцией корпуса, однако самолёт обладал рядом конструктивных особенностей, которые во время его создания являлись новинками. Этот самолёт был первым в мире реактивным самолётом-летающей лодкой. Силовая установка самолёта состояла из двух турбореактивных двигателей Метрополитен-Виккерс "Берил" М.V.B.I с тягой по 1480 кг, установленных в корпусе лодки. Общий для обоих двигателей воздухозаборник находился в носовой части корпуса, а выхлопные трубы выходили из корпуса позади крыла. На втором опытном образце самолёта были установлены турбореактивные двигатели "Берил" M.V.B.2 с тягой по 1590 кг, а на третьем двигатели "Берил" 1 с тягой по 1750 кг.
1948 - Состоялся первый полёт самолёта Виккерс С 630 «Вайкаунт» (первого турбовинтового пассажирского самолёта) (Великобритания). Фирмой "Саундерс-Рое" был разработан истребитель-летающая лодка S.R.А. 1. Он имел обычную схему с обычной для летающих лодок конструкцией корпуса, однако самолёт обладал рядом конструктивных особенностей, которые во время его создания являлись новинками. Первый из трёх опытных образцов самолёта S.R A.I совершил первый полёт 16 июля 1947 года. Этот самолёт был первым в мире реактивным самолётом-летающей лодкой. Силовая установка самолёта состояла из двух турбореактивных двигателей Метрополитен-Виккерс "Берил" М.V.B.I с тягой по 1480 кг, установленных в корпусе лодки.
1950 - Первый полёт Boisavia Chablis. В начале 1950 года инженер Люсьен Тилес (Lucien Tieles) разработал для компании Boisavia проект лёгкого многоцелевого самолёта B.80 Chablis. Машина представляла собой лёгкий моноплан-парасоль с открытой кабиной, в которой два человека размещались тандемом. Самолёт предназначался для домашней постройки. Конструкция - деревянная, с фанерно-полотняной обшивкой, шасси неубираемое, а силовая установка состояла из одного мотора Continental A65 мощностью 65 л.с. Ещё через три года был закончен второй экземпляр самолёта (F-PBYF). Первый самолёт летал до 1963 года, а второй - до 1960.
1950 - Родился Валерий Евгеньевич Максименко — лётчик-испытатель 1-го класса, Заслуженный лётчик-испытатель РФ (23.08.1996), полковник.
1953 - Первый мировой рекорд скорости полёта, превысивший 700 миль/ч (1120 км/ч) - 1151,64 км/ч, У.Ф. Барнес на истребителе Норт Амэрикен F-86D Сейбр.
1956 - Первый полёт истребителя-перехватчика Ла-250, лётчик-испытатель Андрей Григорьевич Кочетков.
1957 - Принято решение о начале серийного производства фронтового истребителя Су-7 на заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре.
1957 - Первый трансконтинентальный сверхзвуковой полёт с западного побережья США на восточное. Самолёт Vought F8U-1P Crusader пролетел 3798 км со средней скоростью 1167 километров в час за 3 часа 23 минуты.
1957 - Первый полёт Aerotécnica AC-14. Это был построенный в Испании вертолёт с реактивной компенсацией вращающего момента конструкции Жана Кантинье. В начале 1950-х годов он сконструировал по такой схеме трёхместный вертолёт, чертежи которого продал компании Nord. Та построила два опытных образца под обозначением Nord N.1750 "Norelfe". Однако вскоре они были проданы обратно Кантинье, к тому времени уже работавшему в испанской Aerotecnica S.A., где были обозначены AC.13A. Там на их базе был построен пятиместный вертолёт AC-14, имевший увеличенную пятиместную кабину с дополнительным рядом кресел и более мощный ГТД Turbomeca Artouste IIB1 (400 э.л.с.). Десять экземпляров вертолёта было поставлено в 1961 году ВВС Испании под обозначением Z-4 (EC-XZ-4), однако, как и у AC.12, служба его там была недолгой.
1962 - На Базе ВВС США «Эдвардс» (шт. Калифорния, США) осуществлён очередной 31-й испытательный полёт ракетного самолёта «Х-15» № 1. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Джозеф Элберт Уолкер (Joseph Albert Walker). Достигнута высота 32670 м на скорости 5911 км/час.
1962 - В воздух поднялся японский УТС КМ-2. KM-2 - учебно-тренировочный самолёт предварительной лётной подготовки, разработанный японской фирмой Fuji Heavy Industries Ltd. на базе гражданского УТС КМ-1 (японской версией американского самолёта Beech Model 45 Mentor). Двухместный, с посадкой лётчиков "рядом", учебно-тренировочный самолёт первоначального обучения был оснащён шестицилиндровым поршневым двигателем Avco Lycoming IGSO-480-A1A6.
1963 - Постановление Совета Министров СССР № 798-271 и Приказ МАП № 276 от 26 июля того же года стало официальным основанием для начала работ по отечественному СПС первого поколения (СПС-1), получившему обозначение Ту-144. ОКБ Андрея Николаевича Туполева задавалось спроектировать и построить СПС с крейсерской скоростью полёта 2300-2700 км/ч, практическая дальность полёта на сверхзвуке с 80-100 пассажирами оговаривалась 4000-4500 км; в перегрузочном варианте с дополнительными топливными баками и с 30-50 пассажирами - 6000-6500 км. Эксплуатация с аэродромов первого класса при нормальной взлётной массе 120-130 тонн.
1964 - Катастрофа опытного винтокрыла Ка-22В. Выполняя полёт по программе совместных испытаний, лётчики- испытатели Юрий Александрович Гарнаев (ЛИИ) и Сергей Георгиевич Бровцев (НИИ ВВС) разогнали винтокрыл до скорости 320 км/ч с небольшим снижением. При торможении, на скорости 220 км/ч, начался непроизвольный энергичный плоский разворот вправо на 90—100 градусов. Винтокрыл потерял скорость и перешёл в пикирование под углом 60—70 градусов и с разворотом ещё на 180 градусов. После потери 300—400 м высоты экипажу удалось вывести машину из пикирования, машина уменьшила угол пикирования до 10-12°, но в это время бортмеханик сбросил створку фонаря, она попала в лопасть правого винта, которая обломилась, и несбалансированные центробежные силы оторвали всю правую мотогондолу. Гарнаев дал команду экипажу покинуть винтокрыл. Троим удалось спастись. В катастрофе погибли Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Сергей Георгиевич Бровцев (18 сентября 1920 г.р.) и инженер ОКБ Н.И. Камова А.Ф. Рогов...После этой авиационной катастрофы судьба проекта винтокрыла Ка-22 была окончательно предрешена. Предпочтение отдали тяжёлому вертолёту Ми-6, который с конца 1959 года был запущен в серийное производство, в 1963-м принят на вооружение, а в 1964-м началась его продажа за рубеж. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза полковник С.Г. Бровцев был похоронен на мемориальном кладбище в посёлке Чкаловское (Щёлково-3, ныне в черте города Щёлково, Московская область)...
1965 - Боевым расчётом космодрома "Байконур" осуществлён пуск первой ракеты-носителя «Протон», которая вывела на орбиту станцию «Протон-1» (Н-4 № 1). Этот спутник весом 12,2 т, кроме ионизационного калориметра СЭЗ-14 (Спектр, Энергия, Заряд до 1014 эВ) весом около 7 т и других служебных модулей, также включал часть агрегатов второй ступени. Таким образом, без агрегатов второй ступени, масса полезной нагрузки РН УР-500 равнялась 8,4 т. Ракеты-носители тяжёлого класса семейства "Протон" разработаны в КБ "Салют" (бывшее КБ Владимира Николаевича Челомея). Они созданы на базе межконтинентальной баллистической ракеты УР-500. На завершающем этапе работ "Протон" создавался исключительно как носитель космических аппаратов. Чтобы ускорить начало полётов, в 1965 году было принято решение о пусках ракеты в двухступенчатом варианте. Такой пуск и был проведён 16 июля 1965 года. С помощью этой ракеты был выведен на низкую околоземную орбиту научный космический аппарат "Протон", наименование которого впоследствии закрепилось и за ракетой-носителем.
1968 - На Базе ВВС США «Эдвардс» (шт. Калифорния, США) осуществлён очередной 78-й испытательный полёт ракетного самолёта «Х-15» № 1. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Уилльям Джозеф «Пит» Найт (William Joseph «Pete» Knight). Достигнута высота 67510 м на скорости 5442 км/час.
1970 - Впервые поднялся в воздух опытный образец SN.600 французского административного самолёта Aerospatiale SN.601 Corvette. В конце 60-х годов компания Аэроспасьяль начала разработку многоцелевых летательных аппаратов среднего размера, (аэротакси, воздушной скорой помощи, персонального авиатранспорта, для перевозки лёгкого груза или тренировки) с компоновкой пассажирской кабины на 12 человек. Опытный образец SN.600, оснащался двумя турбореактивными двигателями канадской фирмы Pratt & Whitney Aircraft of Canada JT15D - 1 с тягой 998 кгс, установленными с боков хвостовой части фюзеляжа.
1975 - Вышел приказ МАП о создании учебно-боевого самолёта Су-15 (У-58ТМ).
1976 - Погиб экипаж лётчика-испытателя Владимира Васильевича Шевцова (на Ту-22Б).
Облётывавшийся перед поставкой в Ливию сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 разбился прямо на заводском аэродроме Казанского АПО. «Они заходили на посадку с неисправным двигателем – отказ центробежного насоса, – говорил свидетель. – То есть, топливо пошло в фюзеляж, в крыло, нарушилась центровка. Лётчики выровняли самолёт, но потом, видимо, керосин начал из щелей вытекать и полыхнул. Они с огромным огненным хвостом садились. Подломилась передняя стойка шасси, оторвались крылья, произошёл взрыв. Самолёт сгорел. Экипаж – лётчик-испытатель В.В. Шевцов, штурман-испытатель В.Я. Кузьменко и бортрадист-испытатель Ю.Т. Ребрик – погиб...
1976 - Начало перехода ТАКР «Киев» из Чёрного моря в Баренцево с СВВП Як-38 и Як-38У. ТАКР "Киев", имея на борту пять Як-38 и один Як-38У, начал переход на Северный флот. 18 июля он вышел в Средиземное море, где у острова Крит состоялись первые за пределами СССР полёты Як-36М. Всего во время перехода за семь лётных смен лётчики авиации ВМФ Феоктист Григорьевич Матковский, В.Н.Ратненко, В.Ф.Саранин, В.М.Свиточев, В.И.Колесниченко, В.И.Дмитриенко и В.И.Кучуев выполнили 45 полётов с общим налётом 22 часа. Переход, вызвавший широкий международный резонанс, завершился 10 августа.
1980 - Первый полёт английского самолёта ДРЛО Nimrod AEW.3.
1984 - Заверешены Государственные совместные испытания самолёта Су-17М4.
1986 - Совершил первый полёт южноафриканский УБС «Чита». В 1984 годах южноафриканская фирма Атлас Авиэйшн получила контракт на разработку модификации "Миража". Предполагалось, что новый истребитель при ведении ближнего воздушного боя не должен уступать самолету МиГ-23 с ракетами Р-60, считавшемуся тогда самым грозным противником для самолётов ВВС ЮАР. В апреле 1983 года на фирме Атлас (с 1986 года - Денел) при технической помощи Израиля начались работы по модернизации двухместных учебно-боевых самолётов "Мираж" IIIDZ и D2Z по типу израильского самолёта ИАИ "Кфир" ТС-2. Согласно заявлению официальных представителей ВВС ЮАР, самолёт по своим лётно-техническим характеристикам не уступает самолёту МиГ-23. Самолёт "Чита" имеет удлиненную носовую часть фюзеляжа, ПГО и фюзеляжные гребни перед воздухозаборником. Переделке подвергся "Мираж" III D2Z No.845.
1989 - Состоялся первый боевой вылет RC-135X. Вариант разведывательного самолёта RC-135X (кодовое название "Кобра Ай" - глаз кобры) существует в единственном экземпляре, назначением которого является телеметрическая разведка. Самолёт (борт 62-4128, зав. No.18468) был переоборудован фирмой "И-Системз" из самолётного измерительного пункта ЕС-135В ARIA и стоял на вооружении 6-го СК. Самолёт имел "свиное рыло" и оптическую систему траекторных измерений с одним окном по правому борту, закрытым большой сдвижной крышкой на манер RC-135S. Правое полукрыло и мотогондолы были покрашены в чёрный цвет - больше по традиции, чем по необходимости (аппаратура, которая стоит на самолёте, невосприимчива к солнечным бликам, да и расположение окна "не способствует"). Сенсор OAMP (Optical Aircraft Measurement Program) засекает спектр объекта и определяет его по четырём параметрам: пространственному (местонахождение объекта); временному (температура объекта); радиометрическому (яркость объекта в инфракрасном излучении); спектральному (цвет объекта в инфракрасном излучении). Система сенсоров телескопа, впервые могла осуществлять измерения одновременно в спектральном и телеметрическом режиме. OAMP использует систему цифрового контроля, отслеживающую объекты размером с малолитражный автомобиль, которые излучают тепло в атмосферу.
1997 - С промежуточного аэродрома Чкаловск Калининградской области два Су-30 "52" (№ 96310107023) и "54" (№ 96310104010) вылетели в Великобританию, для участия в международном авиашоу RIAT'97, в сопровождении транспортного Ил-76. Спустя три часа группа совершила посадку в Фэйрфорде. Российские военные лётчики уверенно продемонстрировали возможности самолёта Су-30.
1997 - Войска ПВО и ВВС были объединены в один вид войск — Военно-воздушные силы Российской Федерации, их первым главнокомандующим в январе 1998 года был назначен главком генерал-полковник Анатолий Михайлович Корнуков. Провёл всю практическую работу по объединению ВВС и ПВО, при этом сохранив их потенциал. Воинское звание генерал армии присвоено указом президента РФ В. В. Путина от 21 февраля 2000 года...
Свежие комментарии