Музей создавался в течении 40 лет. Официально музей существует с 1997-го года полностью самостоятельно без всякой поддержки государства. Авиамузей - единственный в Прибалтике и один из крупнейших в Европе. Собрание советской авиационной техники считается самым большим за пределами СНГ.
Музей расположен на территории рижского аэропорта
Историю свою музей ведёт с образования в 1965 году Клуба Юных Лётчиков им. Ф.А.Цандера. Организационные трудности легли тогда на плечи молодого авиаиженера, Талпа Виктора Петровича, работавшего в Латвийском управлении гражданской авиации.
КЮЛ являлся профориентирующей организацией на базе ЛаУГА. Курсанты клуба с восьмого класса изучали введения в теоретические авиационные дисциплины, знакомились с работой различных служб аэропорта, проходили производственную практику в аэропорту, прыгали с парашютом, получали физическую и строевую подготовку, с курсантами также проводились занятия на комплексных тренажёрах самолётов АН-2У, ТУ-134, ТУ-154. Выпускникам клуба выдавалось свидетельство установленного образца и согласно приказа Министра гражданской авиации СССР №550 от 5.09.1969 присваивалась квалификация "моторист 2 разряда по эксплуатации с-та Ан-2".
Со временем у клуба появилась потребность не только в наглядных пособиях но и в собственных учебных самолётах для проведения занятий по различным дисциплинам. Министерство Обороны пошло навстречу пожеланиям руководства клуба и согласилоь передать клубу списанный МиГ-21УС, восстановленный курсантами. Так начинал создаваться фонд учебной базы клуба, впоследствии, благодаря укреплению связей с военными, количество клубной авиатехники значительно увеличилось и пополнилось достаточно редкими и уникальными образцами военных самолётов и вертолётов, были образованы филиалы клуба в г.Лиепая и в г. Вентспилс.
К 1991 году на учебном аэродроме клуба была сформирована хорошая материально-техническая база со вспомогательной автотехникой, продолжался выпуск младших авиаспециалистов для ГА и ВВС, при поступленни в ВУЗы и технические училища выпускникам КЮЛ предоставлялось преимущество, да и общий уровень их образования и подготовки был достаточно высок, так как курсанты зачислялись в клуб на конкурсной основе, проходя тем самым профессиональный отбор в авиационную отрасль.
После распада СССР финансирование прекратилось и возникли проблемы с местом размещения авиатехники. Руководство аэропорта "Рига" пошло навстречу музею и выделило место для техники на своей территории. С 1998 по 1999 происходило перебазирование техники и обустройство новой территории. Не обошлось, конечно, без повреждений техники, но удалось свести их к минимуму.
Ми-24А
Ми-4
Ми-4 – Военно-транспортный вертолет
Номер - СССР-31449.
Первый военно-транспортный вертолет в отечественных вооруженных силах.
Ми-4А - базовая модификация, основной транспортно-десантный вертолет вооруженных сил стран Варшавского Договора в 1950-1970 гг.
МИ-2
Як-18Т
Як-18Т – Учебно-тренировочный самолет
Номер - CCCP-38342.
Получен из РКИИГА. Сразу после Великой Отечественной войны в ОКБ А.С.Яковлева создали учебно-тренировочный самолет Як-18, положивший начало целому семейству спортивных самолетов. И вот в 1967 году появился учебный самолет с новой компоновкой кабины. Это был Як-18Т с двойным управлением для тренировки курсантов летных училищ гражданской авиации. Як-18Т позволяет выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа. За все эти неоценимые качества Як-18Т завоевал репутацию «летающей парты» наших дней.
Создатель и бессменный директор музея - Талпа Виктор Петрович. После окончания в 1962-м году Иркутского военного авиационного училища служил в морской авиации Черноморского флота. Затем летал в Аэрофлоте бортинженером и одновременно руководил клубом юных летчиков. |
Сайт музея:
Свежие комментарии