1832 -Родился Октав Шанют (Chanute, Octave), родившийся во Франции американский железнодорожный инженер и пионер авиации. Известен тем, что помогал братьям Райт в их работе, опубликовал результаты их экспериментов. Увлеченный работами О.Лилиенталя и других европейских аэронавтов, Шанют в возрасте 60 лет провёл первые опыты с планером сложной конструкции на песчаных дюнах на севере штата Индиана, затем построил и испытал планер-биплан. Сам Шанют уже не мог много летать, и полёты выполняли его помощники, Херринг и Эйвери; вместе они совершили около 1000 полётов на планерах разной конструкции.В ходе этих полётов Шанют исследовал устойчивость летательных аппаратов, испытал ряд двигателей собственной конструкции. Полученные данные пригодились братьям Райт при создании первых летательных аппаратов. В 1891–1894 в «Американском инженерно-железнодорожном журнале» («The American Engineering and Railroad Journal») вышла серия статей Шанюта под рубрикой «Развитие летательных аппаратов»; позже статьи были объединены в отдельную книгу, которая до сих пор считается одним из самых авторитетных источников по истории американского воздухоплавания. Шанют вёл активную переписку с аэронавтами всего мира, в том числе с братьями Райт. Убедил Уилбера Райта написать отчёт о результатах опытных полётов июня 1901 в Китти-Хоук, а после удачного полёта моторного аэроплана в 1903 способствовал финансовой поддержке братьев Райт. Умер Шанют в Чикаго 23 ноября 1910 года в возрасте 78 лет...1905 - Родился Фердинанд Фердинандович Меч — советский лётчик-испытатель.
|
1924 - Лётчик-испытатель Константин Константинович Арцеулов на И-1 Николая Николаевича Поликарпова с двигателем «Либерти» 400 л.с. установил всесоюзный рекорд скорости — 264 км/ч.
1924 - Первый полёт прототипа транспортного самолёта Late-5, разработанного французской фирмой Societe Industrielle d'Aviation Latecoere. Был установлены три двигателя Lorraine 12Da мощностью 370 л.с. Самолёт получился тяжеловатым и ненадёжным, поэтому и остался в единственном экземпляре.
1928 - Родился Александр Михайлович Тюрюмин — Герой Советского Союза (1976), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1974), мастер спорта СССР международного класса (1983).
1928 - Впервые поднялся в воздух бомбардировщик-торпедоносец Blackburn B.T.1 Beagle. Был поднят в воздух пилотом-испытателем Джорджем Эдвардом Петти (George Edward Petty), конструктором фирмы Blackburn Aeroplane & Motor Co. Ltd., под требования спецификации 23/25 Авиационного министерства Великобритании и предназначался для замены устаревших бомбардировщиков Horsley. При проектировании самолёта так же приняли во внимание спецификацию 24/25 на новый палубный торпедоносец.Последний раз Beagle поднялся в воздух 3 октября 1932 года, а затем был пущен на слом.
1931 - Родился Марат Николаевич Тищенко — советский и российский конструктор вертолётов. Академик РАН (с 1992 года). Герой Социалистического Труда (1982). С 1970 по 2007 год — ответственный руководитель и главный (затем генеральный) конструктор Опытно-конструкторского бюро имени Михаила Леонтьевича Миля (ныне — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля). Он принимал участие в создании вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, В-12. Под его руководством созданы вертолеты Ми-26, Ми-28, Ми-34 и др.Умер 13 марта 2015 года на 85-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве...
1936 - Первый полёт опытного многоцелевого палубного разведчика-бомбардировщика XSBF-1 (компания Grumman, США). В основу XSBF-1 конструкторы фирмы Grumman положили технические решения, опробованные на разведчике XSF-2. В начале 1935 года была закончена постройка опытного образца с двигателем Pratt & WhitneyY R-1535-72 Twin Wasp WASP и новым винтом изменяемого шага, которые обеспечивали самолёту максимальную скорость 346 км/ч: её серьёзный прирост получился за счёт совершенствования аэродинамики. Вооружение состояло из двух пулемётов (один мог стрелять вперед, другой - назад). Планер самолёта был модифицирован добавлением треугольной фермы, установленной под двигателем и способной нести одну бомбу калибра 227 кг или две бомбы калибра 45 кг.
1939 - Поднялся в воздух опытный образец ХРВМ-1, заказанный ВМФ США. Он был оснащён двумя звёздообразными моторами Wright R-2600-6 Cyclone мощностью по 1600 л.с. Самолёт РВМ Mariner использовался для поисково-спасательных работ на море, операций против подводных лодок и как транспортный самолёт. РВМ-3В Mariner поставлялся Королевским ВВС Великобритании, где получил обозначение Mariner GR.Mk I. Другим потребителем в военное время были Королевские ВВС Австралии. С 1943г. австралийцы получили 12 самолётов.
1941 - Первый полёт истребителя-перехватчика Grumman XP-50. По сути это глубокая модификация палубного истребителя XF5F-1 - двухмоторного одноместного самолёта с коротким фюзеляжем, не выступавшим за прямую переднюю кромку центроплана крыла. В серии не строился.
1943 - Образовано моторостроительное ОКБ Александра Александровича Микулина (ныне ОАО «Авиамоторный НТК «Союз»). Предприятие специализируется на расчётных и экспериментальных исследованиях в области газодинамики, термодинамики и прочности; проектировании, испытании и доводке газотурбинных двигателей, энергетических газотурбинных установок, агрегатов турбонаддува. Были созданы самые мощные для тех лет турбореактивные двигатели АМ-3 для бомбардировщика ТУ-16, первый отечественный двигатель с осевым компрессором, форсажной камерой и регулируемым соплом, который использовался на первом отечественном сверхзвуковом истребителе МИГ-19, а также моторы для МИГ-21, истребителя-перехватчика СУ-15, многоцелевых самолётов ЯК-28, штурмовиков СУ-25, высотных разведчиков ЯК-25РВ. МИГ-25 с двигателем Р15Б-300 установил 28 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности, некоторые из которых не побиты до сих пор. На двигателях «Союза» летают ЯК-30, ЯК-32, АН-24, АН-26, АН-30.
1943 - Катастрофа ХВ-29. Второй опытный стратегический бомбардировщик ХВ-29 Superfortress вновь поднялся в воздух под управлением лётчика-испытателя фирмы «Боинг» "Эдди" Аллена. После восьми минут полёта произошло возгорание одного из двигателей. Аллен решил возвратиться на Boeing Field. Но конструкция крыла не выдержала высокой температуры и разрушилась. В результате самолёт, не долетев до аэродрома, рухнул на завод мясных консервов Frye Meat Packing Plant. В этой катастрофе погиб весь экипаж самолёта включая "Эдди" Аллена и 18 рабочих завода. Впоследствии один из построенных на пожертвования рабочих завода Boeing в Уичите В-29 получил имя "Eddie Allen".
1944 - По Постановлению ГКО СССР № 5201 «О работе Государственного института реактивной техники при СНК СССР и о мероприятиях по развитию реактивной авиации» в системе НКАП СССР был создан специализированный НИИ-1 по реактивным двигателям, объединивший все конструкторские коллективы, работающие над реактивными двигателями. Государственный институт ракетной техники (ГИРТ) был преобразован в Научно-исследовательский институт реактивной авиации (НИИРА) и передан в систему наркомата авиационной промышленности.
1945 - Японские пикирующие самолёты - торпедоносцы D4Y4 "Суисей" ведомые пилотами-камикадзе, сформированными в группу при 601-м кокутае на авиабазе "Катори", в составе 32-х самолётов (12 А6М5, 12 D4Y4 и по четыре B6N2 и Р1Y1) провели успешную акцию против американских кораблей соединения TG.52, обеспечивавшего высадку морской пехоты на острове Иводзима. Стартовав из Японии, камикадзе осуществили дозаправку на одном из островов архипелага Бонин и вышли на цель. Классическим попаданием в самолётоподъёмник одному из них удалось потопить эскортный авианосец "Бисмарк Си" (погибло 218 моряков). Ещё несколько машин серьёзно повредили тяжёлый авианосец "Саратога", осуществлявший ПВО американской эскадры. Авианосец выдержал попадания четырёх камикадзе, но полностью утратил боеспособность и отправился на ремонт в Штаты. На нём было уничтожено 36 палубных истребителей, погибли 123 моряка, почти 200 получили ранения.
1949 - Первый полёт первого серийного стратегического разведчика RB-36D. Головной машиной, комплектовавшейся как стратегический разведчик стал самолёт В-36В № 44-92088 (компания Convair (Consolidated), США). Дополнительные ТРД на самолёте не были установлены. После испытаний и установки ТРД, машина стала первым самолётом соответствующим стандарту разведчика RB-36D. В состав экипажа вошли ещё семь человек, обслуживающие 14 фотоаппаратов.
1953 - Организована комиссия АН СССР для координации работ по исследованию и использованию космического пространства.
1956 - В третьем полёте экспериментальный истребитель-перехватчик Е-50 (первый полёт совершил после завершения наземной отработки и устранения выявленных 9 января 1956 года недостатков), с включенным ЖРД "взял" высоту 23600 м. и разогнался до скорости 2130 км/ч в режиме набора высоты. Лётчик отметил, что на высоте машина вела себя устойчиво, была вполне управляема, позволяла маневрировать и продолжать горизонтальный полёт после выключения ЖРД. Анализ результатов давал надежду достичь в последующем высоты 25000 м и максимальной горизонтальной скорости 2500 км/ч. Всего на Е-50/2 по программе заводских испытаний выполнили 25 полётов, в том числе 17 - с работающим ЖРД. При этом было установлено несколько неофициальных рекордов высоты и скорости с включённым ЖРД:
максимальная высота полёта 25580 м (при работе ЖРД с высоты 9000 м до 23000 м);максимальная скорость 2470 км/ч на высоте 18000 м;
время горизонтального полёта на высоте 20000 м - 4 мин (с учётом торможения после выключения ЖРД).
Для лётных испытаний новой машины ОКБ-155 был назначен экипаж в составе лётчика-испытателя ЛИИ МАП Валентина Григорьевича Мухина, ведущего инженера Н.В.Зайкина, которого вскоре сменил Ю.Н. Скоров, механика С.М.Дмитриева и моториста И.И.Семенова.
1957 - В ВВС передали последний В-47 (заводской номер 53-6244) Самолёт попал в 100-е бомбардировочное авиакрыло на авиабазу Пеэйс в Нью-Гемпшире. В том же 1957 году началась замена В-47 на новый тяжёлый бомбардировщик В-52. В марте 1961 года президент Джон Ф. Кеннеди потребовал ускорения снятия "Стратоджетов" с вооружения, но Карибский кризис 1961-62 гг. затормозил этот процесс. Последний В-47 поставили на хранение 11 февраля 1966 года.
1957 - Снят с производства палубный многоцелевой штурмовик Douglas A-1H(J) Skyraider, оснащённый незадолго до этого новым двигателем R3350-26WB. Производился с 1945 года, всего построено 3180 экземпляров.
1962 - На авиабазе Эдвардс в Калифорнии майор Уолтер Флетчер Дэниел установил четыре рекорда скороподъёмности. На самолёте Т-38А он достиг 3000 метров за 35,6 секунд; 6000 метров за 51,4 секунды; 9000 метров за 1 минуту и 4,7 секунды; и 12000 метров за 1 минуту 35,6 секунды.
1967 - Поставлен женский мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 100 км — 2128,7 км/ч на МиГ-21 с двигателем Р-11Ф-300 ("изделие 37Ф" ), Евгения Николаевна Мартова.
1971 - Ведущий лётчик-испытатель ОКБ Заслуженный лётчик-испытатель СССР Александр Васильевич Федотов поднял в воздух истребитель-бомбардировщик МиГ-23Б. (Шеф-пилот фирмы имел тогда воинское звание майора, несмотря на службу в гражданской организации, какой являлось ОКБ). Постройка первого опытного экземпляра истребителя-бомбардировщика МиГ-23Б была завершена в январе 1971 года. Самолёт нёс номер "321", в традициях ОКБ отражавший наименование изделия (работы велись под шифром "32-24") и его очередность в опытной серии (так, первый "двадцать третий" имел номер "231").
1972 - Облётан первый серийный экземпляр самолета Су-15ТМ.
1973 - Пилоты компании Aérospatiale Даниэль Бушар и Дидье Потель успешно посадили вертолёт “Alouette III” SA.319B на вершину горы Килиманджаро, Танзания, высота 5895 метров. Три дня спустя они приземлились на Вулкане Кения, второй по высоте горе в Африке.
1977 - Boeing 747, переделанный для перевозки космческих челноков Space Shuttle, делает свой первый полёт с шаттлом “Enterprise” на спине в Летно-исследовательском центре Драйден NASA.
1981 - Умер один из основателе корпорации "Lockheed Corporation", а позже основатель корпорации "Northrop Corporation" Джон Кнудсен «Джек» Нортроп (англ. John Knudsen «Jack» Northrop).
1982 - Катастрофа самолёта Ту-128М ночью, в сложных метеорологических условиях. 356 ап проводил лётно-тактические учения на аэродроме постоянного базирования Жана-Семей. Экипаж самолёта Ту-128М в составе командира корабля командира отряда, военного летчика 1 класса капитана Шлейхер и штурмана корабля штурмана отряда военного штурмана 1 класса капитана Левшина выполнял учебный перехват групповой контрольной цели. В качестве цели использовались три самолёта Ту-16, поднятых с аэродрома Сары-Шаган. При анализе материалов объективного контроля установлено, что на 46-й минуте в процессе выхода из атаки на высоте 6000м из-за ошибки экипажа в технике пилотирования перехватчик попал в спутную струю одного из самолётов-целей. Это привело к увеличению крена перехватчика до 70-80 град и затягиванию его в глубокую спираль. Самолёт вышел за ограничения по скорости и перегрузке и разрушился в воздухе. Экипаж воспользоваться средствами спасения не смог и погиб.
Причины. Срыв самолёта в глубокую спираль вследствие попадания в спутный след групповой цели. Лётному происшествию способствовало неграмотное управление экипажем со стороны расчёта командного пункта полка.
1986 - Экипаж Аэрофлота на модифицированном самолёте Ил-76ТД «Антарктида» выполнил первый полёт по маршруту Москва-Антарктида и обратно. В том рейсе в Антарктиду и обратно было перевезено 170 участников экспедиции и около 15 т грузов.
2004 - Прошли испытания новой маневрирующей гиперзвуковой головной части МБР PC-18.
2021 - Американский марсоход "Персеверанс" (Perseverance, запущен к Марсу 30 июля 2020 года) прибыл на Марс. Посадка произведена в кратере Езеро поздно вечером. Это уже пятый американский марсоход, который будет работать на поверхности Красной планеты. Кратер Езеро имеет ширину 45 км и расположен на западном краю плоской равнины Исайдис. Она лежит чуть севернее марсианского экватора. Посадочная площадка находится примерно в 3700 км от места приземления марсохода "Кьюриосити" (Curiosity) в кратере Гейла.
Свежие комментарии