На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 5 мая

Этот день в авиации. 5 мая

Этот день в авиации. 5 мая

1903 - Родился Иван Васильевич Доронин — лётчик советской полярной авиации, полковник, участник Великой Отечественной войны, седьмой Герой Советского Союза (1934). По окончании в 1925 году Севастопольской лётной школы служил лётчиком на Черноморском флоте, затем инструктором в школе морской авиации.

С 1930 — в гражданской авиации, был командиром транспортного самолёта на линии Иркутск — Якутск — Бодайбо. Принимал участие в экспедиции по исследованию Карского моря. Первым пролетел над Верхоянским хребтом, проложил линию Иркутск — Усть-Среднекан (на Колыме). За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Доронину Ивану Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему вручена медаль «Золотая Звезда» № 7. В 1939 окончил Военно-воздушную инженерную академию. В годы Великой Отечественной войны работал на авиационных заводах начальником лётно-испытательных станций.Умер 2 февраля 1951 года на 48-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище...

Этот день в авиации. 5 мая

1906 - Родился Всеволод Иванович Феодосьев — советский ученый, специалист в области прочности конструкций и механики деформируемых систем, доктор технических наук(1945), профессор (1947), член-корреспондент АН СССР(1979), Герой Социалистического Труда (1986), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР(1956), лауреат Ленинской(1960) и Государственной премий(1976). Преподавал в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Труды по теории больших перемещений и устойчивости упругих систем. Жил в Москве. Умер 24 сентября 1991 года. Похоронен в Москве на пятницком кладбище...

Этот день в авиации. 5 мая

1908 - Первый в России полёт на планере, Алексей Владимирович Шиуков.

Этот день в авиации. 5 мая
Этот день в авиации. 5 мая

1909 - Родился Рафаэль Иванович Капрелян — Герой Советского Союза (15 мая 1975), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (23 сентября 1961), мастер спорта СССР международного класса (1969), подполковник (1975).

Этот день в авиации. 5 мая

1917 -  Первый полёт двухместного разведчика биплана с изменяемым в полёте углом установки коробки крыльев механика Гатчинской авиашколы Ивана Ивановича Диля. Начало конструкторской деятельности унтер-офицера Диля относится к 1916 году, когда он участвовал в создании модифицированного самолёта "Вуазен" лётчика 26-го авиаотряда подпоручика Петра Иванова(Самолёт-разведчик «Вуазен Иванова»). В период 1916 - 1917 годы Диль построил двухместный биплан с ротативным двигателем "Рон" 80 л.с. Самолёт, предназначенный к использованию в качестве разведчика, имел механизм изменения угла установки крыльев. В первом же полёте 5 мая 1917 года в Жмеринке самолёт потерпел аварию, не выйдя из крена на развороте. После аварии самолёт ремонтировался. На этом все сведения о нём исчерпываются. С началом гражданской войны Диль примкнул к белому движению. В 1919 году, находясь в армии Колчака, построил в Омске биплан с крылом, имеющим механизм изменения угла атаки. Самолёт, оснащенный двигателем "Рон" 110 л.с. успешно летал и даже рекомендовался к принятию на вооружение. В начале 1920-х годов И.И. Диль находился в Маньчжурии (Китай). В 1921 построил первый аэроплан на китайской территории и основал в Маньчжурии первую лётную школу. В 1924 переселился в США. Получил два патента на свои аэропланы с меняющимся углом атаки крыла и складывающимися крыльями. Ему также принадлежит патент пропеллера с меняющимся ходом.

Этот день в авиации. 5 мая

1923 - Родился Николай Васильевич Сутягин — советский лётчик-истребитель, лучший советский ас Корейской войны и мировой реактивной истребительной авиации (22 личные победы), Герой Советского Союза (10.10.1951), генерал-майор авиации (25.10.1967). Заслуженный военный лётчик СССР (1971).

В 1941 году был направлен в Черниговскую военно-авиационную школу пилотов, которую окончил в 1942 году. Был направлен в 5-й авиационный истребительный полк 9-й воздушной армии на Дальневосточный фронт и участия в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны не принимал. Служил на самолёте И-16 в качестве командира звена. Офицерское звание получил в 1943 году. В августе—сентябре 1945 года участвовал в советско-японской войне. Освобождал Маньчжурию и Корею от японских оккупантов. Входил в число лётчиков, способных выполнить задание любой сложности. Первым освоил Як-7Б и Як-9. Член КПСС с 1946 года.С 1951 участник Корейской войны. Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис. За время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвёл 149 боевых вылетов, провёл 66 воздушных боёв, лично сбил 21 самолёт. Ни разу не был сбит или ранен.В 1956 году окончил Военно-воздушную академию, а в 1964 году Военную академию Генерального штаба. Возглавил Харьковское высшее авиационное училище лётчиков.В 1970 году был направлен во Вьетнам военным советником. С 1978 года генерал-майор Сутягин ушёл в отставку. Жил в Киеве.Работал начальником штаба гражданской обороны НИИ гидротехники и мелиорации.Скончался 12 ноября 1986 года. Похоронен на Байковом кладбище Киева...

Этот день в авиации. 5 мая
1923
 - Совершил первый полёт одноместный истребитель Fokker D.XI- правильный полутораплан с нижним крылом значительно меньших размеров, чем верхнее. 117 машин D.XI были построены на экспорт. Все варианты самолёта D.XI были одностоечными бипланами с V-образными стойками. Ярко выраженный полутораплан имел неплохую аэродинамику и обладал хорошими пилотажными качествами; как несомненное достоинство можно отметить и отличный обзор из кабины пилота. Фюзеляж представлял собой ферму, сваренную из стальных труб, крылья были деревянными, полностью обшивались фанерой. Все самолёты были оснащены двигателем Hispano-Suiza 8Fd мощностью 300 л.с ( в Советском Союзе этот двигатель строился серийно под обозначением М-6).

Этот день в авиации. 5 мая

1925 - Родился Юрий Алексеевич Сметанин — советский ученый, государственный и политический деятель, Герой Социалистического Труда(5 ноября 1982 года), доктор технических наук(1978), профессор(1982),действительный член академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (1997).Автор около 200 научных работ и 50 изобретений. Участник создания боевых (Р-36М; РТ-23) и космических ракет. Один из разработчиков системы миномётного старта боевых ракет, космических комплексов «Циклон», «Зенит», один из инициаторов проекта «Морской старт».Умер 30 марта 1999 года, во время командировки в ЮАР, в самолёте из Йоханнесбурга в Амстердам. Похоронен на Сурско-Литовском кладбище, Днепропетровск...

Этот день в авиации. 5 мая

1926 - Пионер американского ракетостроения Р.Годдард (Goddard) сделал доклад в Смитсоновском институте в Вашингтоне (США) о первом пуске своей ракеты с жидкостным ракетным двигателем.

Этот день в авиации. 5 мая

1926 - Первый полёт истребителя Wright XF3W Apache. В середине двадцатых годов командование ВМС США заявило о своем предпочтении самолётам оснащённым звёздообразными двигателями. В связи с этим компания Wright Aeronautical разработала новый двигатель P-1 (R-1300) Simoon. Под этот двигатель компания спроектировала истребитель F3W-1 Apache для авиации флота. Проблемы с доводкой двигателя P-1 заставили передать флоту истребитель,оснащённый 450-сильным Pratt & Whitney R-1340-B Wasp. Свой первый полёт самолёт совершил 5 мая 1926 года. В авиации флота F3W-1 мог использоваться с судов с катапультой, в этом случае его оснащали поплавками и с авианосцев (колёсное шасси). В сравнительном испытании с Boeing FB и Curtiss F6C истребитель F3W-1 не смог показать себя достойно и не был рекомендован к серийному производству. Единственный экземпляр (A7223) использовался ВМС  США до 1930 года для испытания различных двигателей Pratt & Whitney Wasp. В 1927 году его обозначение сменили на XF3W-1. 6 сентября 1926 года F3W-1 установил мировой рекорд высоты для гидросамолётов достигнув 38 500 футов (11 700 м), а  6 апреля 1930 года с колёсным шасси  побил рекорд высоты,поднявшись над уровнем моря на 43 166 футов (13 157 м). А двигатель P-1 так и не удалось довести. Неудача с F3W-1 привело к закрытию авиационного департамента компании Wright Aeronautical.

Этот день в авиации. 5 мая

1929 - Первый полёт цельнометаллического трёхдвигательного пассажирского АНТ-9,лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов. АНТ-9 является первым советским многомоторным летательным аппаратом, специализирующимся на пассажирских перевозках. Разработками проекта занимались в ОКБ Андрея Николаевича Туполева. Самолёт представлял собой верхнеплан с консолями крыла от военного АНТ-7 и мог принимать на борт до 9 пассажиров при двух членах экипажа. Максимальная скорость - 209 км/ч, а дальность с полной коммерческой нагрузкой - 1000 км. Всего было изготовлено 130 машин данной модели, которые работали на линиях авиакомпаний Добролёт, Дерулюфт, потом на линиях Средней Азии и Закавказья. Участвовал в перелёте по Европе - "Крылья Советов" в 1929-м. Входил в состав агитэскадрильи им. М. Горького - "Крокодил".

Этот день в авиации. 5 мая

1932 - Ввод в эксплуатацию завода "Дирижаблестрой", ныне Долгопрудненское НПП (ДНПП).

Этот день в авиации. 5 мая

1934 - Запуск первой в СССР крылатой ракеты ОБ-1 Сергея Павловича Королёва (неуправляемой).

Этот день в авиации. 5 мая

1934 - В Самаре был осуществлён подхват пилотажного планера Г-9 с земли самолётом У-2, летевшим на скорости 120 км/ч. Планером управлял лётчик Юдин, самолётом - Боровков. Позднее, в Тушино проводились опыты по подхвату планера на буксир в воздухе. Летали лётчики-планеристы Васянин и Бородин.

Этот день в авиации. 5 мая
1934
 - На самолётах Т-32 "Condor II" авиакомпании American Airways начались ночные полёты по маршруту Нью-Йорк – Чикаго, до этого летали только днём. С этой целью пассажирские салоны переоборудовали на 12 спальных мест, включая двуспальное место "для молодожёнов". Здесь, впервые в практике American, начали работать стюардессы, которые кормили пассажиров горячей пищей.

Изображение

1934 - Итальянская лётчица Карина Массоне Негроне (Carina Massone Negrone) устанавливает свой первый рекорд высоты (5 544 м) на гидросамолёте Breda-15.

Этот день в авиации. 5 мая

1937 - Над Северным полюсом, для уточнения возможности посадки на "вершине" Земли научной экспедиции Ивана Дмитриевича Папанина, на гражданском варианте самолёта АНТ-7 с бортовым номером Н-166 пролетел полярный лётчик Павел Георгиевич Головин.

Этот день в авиации. 5 мая

1937 - Международный рекорд дальности полета по прямой для одноместных планеров - 539 км 623 м, Виктор Леонидович Расторгуев, планер конструкции Г.Ф.Грошева Г № 7.

Этот день в авиации. 5 мая

1937 - Пассажирский самолёт К-5М-17ф начал летать из Москвы в Ленинград (линию открыл пилот А. Муреев, рейс продолжался 3 часа 35 минут). Самолёт имел отечественный двигатель М-17ф, созданый на Рыбинском ГАЗ №26 на базе лицензионного BMW-VI. Вариант К-5М-17ф появился в 1934 году. Использовался самолёт и на других магистральных трассах - из Москвы в Свердловск, Ташкент, Архангельск и другие крупные города. Самолёты работали практически во всех территориальных управлениях ГВФ. До 1940 эта машина являлась основным лайнером Аэрофлота на внутренних линиях.

Этот день в авиации. 5 мая

1939 - Первый в СССР полет с бортпроводницей, Эльза Эдуардовна Городецкая, самолёт ПС-84 (Ли-2), Москва-Ашхабод.

Этот день в авиации. 5 мая

1939 - Постановление КО при СНК СССР "О внедрении в серийное производство модифицированных самолётов и создании новых самолётов в 1939 - 1940 гг. типа бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков".В Постановлении, подготовленном под руководством Смушкевича, отмечалось, что организация производства СПБ (ВИТ-2) на заводе № 124 невозможна "из-за неготовности технологической базы завода к новому самолёту" и налаживания серийного выпуска бомбардировщика ТБ-7. В том же году состоялось совещание представителей НИИ ВВС и промышленности по вопросу установления тактико-технических характеристик самолёта СПБ, запускаемого в постройку на заводе № 22. Участники совещания, заслушав доклад Николая Николаевича Поликарпова, одобрили изменения, внесенные в самолёт СБП, в сравнении с чертежами ВИТ-2с (буква "с" означает серийный - прим. авт.), как способствующие получению большей скорости, упрощению технологии сборки и быстрому переходу на другой мотор. Реакция на это решение последовала немедленно. Два дня спустя, появились постановления КО СНК № 221 и 249 об организации серийного производства СПБ на заводе №22. Два первых самолёта для лётных испытаний и один в агрегатах - для статиспытаний требовалось сдать до 1 января 1940 г. Документом предписывалось освободить завод № 22 от внедрения в серию самолёта ММН (последней модификации СБ). Это решение создавало предпосылки для обострения отношений Поликарпова с главным конструктором 22-го завода Александром Александровичем Архангельским и директором Василием Андреевичем Окуловым, что впоследствии отразилось на постройке СПБ. В Постановлении указывалось: "Работы по внедрению самолётов "СПБ" на заводе №22 (...) тов. Поликарпова считать первоочередными..."

Этот день в авиации. 5 мая
1940
 - Командир GC I/145 "Warsawa" (в которой воевали польские пилоты) и одновременно шеф-пилот SNCAO M.Demazieres сбил на единственного опытном образце французского истребителя САО.200 бомбардировщик Не-111. Судя по всему, это был первый и последний боевой вылет САО.200. Осенью того же года немцы реквизировали прототип и вывезли в Германию для испытаний, после завершения которых истребитель разобрали на металл.

Этот день в авиации. 5 мая
1940
 - Произошёл уникальный случай - два гидросамолёта Кригсмарине типа Ar-196A-2 (Арадо) принудили сдаться в плен английскую ПЛ. Сперва повредив ее бомбой, отчего она не смогла погружаться, а потом обстреливая её пулемётно-пушечным огнём. Вооружение данной модели: 2 крыльевые 20-мм пушки MG FF, один 7,92 мм пулемёт MG-17 по правому борту и ещё один 7,92 мм пулемёт MG-15 у стрелка-радиста. до 100 кг бомб. Данный вариант был заточен для патрулирования побережья. В чем и преуспел.
Другой вариант событий:
Во время боевого вылета 5 мая 1940 года паре Ar-196A-2 удалось захватить английскую субмарину "Тюлень". Подлодка, выполнявшая постановку мин в проливе Каттегат, наскочила на собственную мину и вынуждена была всплыть. Замеченная с Ar-196А-2 лейтенанта Гюнтера Меренса, она тут же была атакована бомбами и пушечным огнём. После того как к атаке присоединился и второй Ar-196A-2, английские подводники выбросили белый флаr. Меренс, приводнившись рядом, забрал капитана субмарины с собой в Ольберг, а повреждённая подлодка сама дошла до ближайшего датского порта Фредериксхафена и сдалась немцам.

Этот день в авиации. 5 мая

1942 - Родился Владислав Алексеевич Худяков — Заслуженный штурман-испытатель СССР (16.08.1985), старший лейтенант запаса (1980).

1942 - Вышел Приказ Народного комиссара обороны СССР о создании первой воздушной армии фронтовой авиации. Начало перехода советских ВВС на новую организационную структуру.

Этот день в авиации. 5 мая

1945 - Приказом № 193 Народного комиссара авиационной промышленности СССР Алексея Ивановича Шахурина на заводе № 478 в г. Запорожье было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Начальником ОКБ был назначен кадровый конструктор завода Александр Георгиевич Ивченко, ставший впоследствии (1963 г.) генеральным конструктором предприятия. Основу коллектива нового ОКБ составили опытные специалисты запорожского моторного завода, прошедшие великолепную школу создания и доводки авиадвигателей от М-11 до М-88Б и АШ-82ФН. В 1966 г. предприятие было переименовано в ”Запорожское машиностроительное конструкторское бюро (ЗМКБ) ”Прогресс”. С 1994 г. предприятие носит имя первого генерального конструктора академика А.Г. Ивченко, основателя ОКБ.

Этот день в авиации. 5 мая
1947
 - На самолёте Fiat G-12 состоялся первый рейс из Турина в Рим новой итальянской авиакомпании Alitalia. Ныне это одна из крупнейших авиакомпаний мира. Alitalia-Linee Aeree Italiane S. p. A.была основана 16 сентября 1946 года как Aerolinee Italiane Internazionali (итальянские Международные авиалинии). Она была образована в результате англо-итальянского соглашения и финансировалась итальянским правительством и British European Airways (BEA) в рамках соглашения о долевом участии 60/40 с капиталом 900 миллионов лир (1 000 000 фунтов стерлингов). 

Этот день в авиации. 5 мая

1947 - Первый полёт американского вертолёта McDonnell XH-20 Little Henry.

Этот день в авиации. 5 мая
1949
 - Американский вертолёт Sikorsky S-52-1 (HO5S) продемонстрировал свою манёвренность и управляемость, выполнив несколько мёртвых петель на малой высоте (с вводом в фигуру на 100 м). Этим было опровергнуто бытовавшее мнение о возможности выполнения фигур высшего пилотажа только на вертолётах с жёстким бесшарнирным несущим винтом.

Этот день в авиации. 5 мая

1950 - Первый полёт первого серийного многоцелевого палубного истребителя Supermarine Attacker F.1.

Этот день в авиации. 5 мая
1951
 - На заводском аэродроме в Уистон-Супер-Маре первое висение на привязи выполнил английский многоцелевой транспортный вертолёт Bristol Type 173. В двухвинтовом вертолёте продольной схемы Bristol Тип 173 использовались двигатели Alvis Leonides мощностью 429кВт. Каждый двигатель соединялся с винтом через муфту сцепления со свободным ходом, а поскольку оба редуктора несущих винтов были соединены валом, то любой из двигателей в случае отказа другого мог вращать оба винта. Первый из двух опытных вертолётов впервые оторвался от земли 3 января 1952 года.

Этот день в авиации. 5 мая

1954 - Состоялся первый полёт, в рамках ГСИ, первого опытного самолёта "М" (зав. №4300001). Испытания "единички" проходили форсированными темпами и завершились уже 30 августа. Их главной задачей было исследование ЛТХ, а также устойчивости и управляемости самолёта. Большинство заявленных характеристик удалось подтвердить, в частности, была получена максимальная скорость 950 км/ч на высоте 6700 м и потолок 12300 м. Зачётные полёты на дальность проводились на "дублере", который поступил в ГК НИИ ВВС только в марте 1955 г. Их результаты не радовали -вместо указанных в правительственном задании 12000 км самолёт показал лишь 9500. (Ту-95 на завершающей стадии ГСИ в октябре 1957 г. достиг практической дальности 13000 км). Но прежде всего на "ДМ" испытывалось оборудование и вооружение. Правда, до начала поступления "эмок" в войска успели провести сбросы только обычных бомб. На Госиспытаниях также задействовали один из первых серийных самолётов (сер. №1114). В общей сложности на трёх машинах было выполнено 99 полётов. ГСИ завершились 25 июля 1955 г. подписанием Акта, в котором, в частности отмечалось, что самолёт пригоден для использования в строевых частях. В тот же период бомбардировщик получил официальное обозначение М-4.

Этот день в авиации. 5 мая

1956 - Издан приказ начальника ГУ ГВФ о формировании к 15 мая 1956 г. в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ в аэропорту Внуково авиаотряда Особого назначения (АОН).

Этот день в авиации. 5 мая
1960
 - Катастрофа самолёта Ли-2 (СССР-84609) Дальневосточного ТУ ГВФ в Хабаровском крае.
Во время полёта над горами вошёл в зону обледенения. КВС попросил разрешения сменить эшелон, но получил отказ. Обледеневший самолёт стал терять высоту, левый двигатель потерял тягу. Ли-2 столкнулся со склоном горы хребта Джугджур, Хабаровский край, с отметкой 1 207 м на высоте 900 м. Столкновение со скалистым гребнем горы произошло на курсе 60°. Самолёт полностью разрушился и частично сгорел. Экипаж - 5 человек, погиб...

Этот день в авиации. 5 мая

1961 - В США с космодрома на мысе Канаверал запущен КК "Меркурий-3" с астронавтом А.Шепардом, суборбитальный полёт. Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 км и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 км от точки старта. Полёт длился 15 минут 28 секунд. Это был первый пилотируемый полёт американского космического корабля.

Этот день в авиации. 5 мая
1961
 - Начались Государственные испытания Як-25РВ(по 1 августа) . Ведущие - инженер Кулявцев и лётчик-испытатель Герой Советского Союза Пётр Никифорович Белясник. Самолёт облетали также лётчики-испытатели института Василий Гаврилович Иванов, Николай Павлович Захаров, Василий Сергеевич Котлов, Пётр Филиппович Кабрелев, Георгий Тимофеевич Береговой, Игорь Иванович Лесников и Виктор Васильевич Яцун.

Этот день в авиации. 5 мая
1965
 - На Дальнем Востоке погиб вместе со своим экипажем командир одной из дивизий п-к Василий Иванович Болдинский. Он выполнял контрольный полёт на ЗМД №1301 в паре с другим бомбардировщиком. "Стратеги" шли над морем в облаках, а затем повернули к берегу. Очевидно, Болдинский и его штурман не учли, что по курсу находились сопки высотой до 1200 м и снизились до 600 м. В результате самолёт врезался в гору. Похоронен на Преображенском кладбище г. Москвы...

Этот день в авиации. 5 мая
1966
 - Катастрофа Ан-12, Украинская ССР, Джанкой, Крымская область , Министерство обороны СССР, ВВС, 369 втап (Джанкой).
Во время тренировочного полёта экипаж выполнял имитацию отказа двигателя. На высоте 3 000 м. После перевода двигателя на малый газ винт не был сразу зафлюгирован. В результате возникшего лобового сопротивления самолёт стал крениться, потерял управление и в перевернутом положении упал в районе БПРС севернее аэродрома. Погибло 6 членов экипажа...

Ильюшин Ил-76
1973
 - Лётчик-испытатель Александр Михайлович Тюрюмин поднял в воздух первый серийный экземпляр Ил-76.
Это произошло в Ташкенте на авиационном заводе ТАПОиЧ, где и продолжилось изготовление Ил 76, на этом производственном предприятии было выпущено около 1000 машин и более сотни пошли на экспорт.

Ильюшин Ил-76ТД

1982 - Выполнил первый полёт модифицированный самолёт - транспортный дальний Ил-76ТД. По сравнению с Ил-76Т он имеет существенно большую производительность за счёт увеличения максимальной взлётной массы со 170 до 190 - 210 т, максимальной коммерческой нагрузки с 47 до 50 т и практической дальности полёта с увеличенной максимальной нагрузкой.В связи с увеличением максимальной взлётной массы и коммерческой нагрузки, а также для повышения ресурса проведены усиления конструкции крыла, фюзеляжа и шасси. На самолёте установлены улучшенные двигатели Д-30КП (серии 2), обеспечивающие сохранение максимальной взлётной тяги 11 760 даН (12000 кгс) при более высоких температурах окружающего воздуха.

Этот день в авиации. 5 мая

1989 - Первый полёт спортивно-пилотажного Як-55М.

Этот день в авиации. 5 мая
1992
 - Совершил первый полёт серийный учебно-тренировочный самолёт I-22 Iryda с ТРД PZL-5 (Разработчик: PZL, Польша).

Этот день в авиации. 5 мая

2001 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) состоялся четвёртый успешный полёт демонстратора Х-40А. Аппарат был поднят на высоту 4625 м вертолётом СН-47 'Chinook' и выпущен в свободный полёт. Спустя две минуты Х-40А совершил посадку на взлётно-посадочной полосе RW22 авиабазы. Демонстратор представляет собой масштабированную модель летательного аппарата Х-37, создающегося для проверки новых технологий в условиях реального космического полёта и при входе в земную атмосферу.

Этот день в авиации. 5 мая

2004 - Слияние Air France и KLM (Королевские голландские авиалинии), в настоящее время авиакомпания называется Air France-KLM.

VQ-BGG@PEK (20170314150921).jpg

2005 - Первый полёт самолёта Dassault Falcon 7X. Это бизнес-джет с увеличенной дальностью - 5950 морских миль (11 020 км), производимый компанией Dassault Aviation, второй по величине в линейке Dassault Falcon. Сконструирован на базе Falcon 900.

Этот день в авиации. 5 мая

2017 - Первый полёт выполнил китайский пассажирский авиалайнер С919, разработчиком которого является Commercial Aircraft Corp. of China (Comac). Самолёт взлетел с международного аэропорта Пудун в Шанхае и через 80 минут совершил успешную посадку. Comac C919 оборудован двигателями CFM International LEAP-X1C и может преодолевать расстояния до 5555 км. Салон самолёта вмещает от 158 до 168 пассажиров, в зависимости от компоновки. По своим параметрам этот авиалайнер составляет конкуренцию самолётам семейства Airbus A320 и Boeing 737 при стоимости почти в два раза дешевле.

Этот день в авиации. 5 мая
2018
 - Старт ракеты Атлас-5 миссии InSight - проекта НАСА в рамках программы Discovery по доставке на Марс исследовательского посадочного аппарата с сейсмометром. Миссия InSight рассчитана на изучение внутреннего строения и состава Красной планеты. Расчётный срок работы аппарата — 728 дней. Зонд создан на базе уже проверенной платформы — посадочного зонда «Феникс», который успешно работал в приполярных областях Марса. Стоимость миссии составляет около 480 млн долларов США (без учёта стоимости ракеты-носителя и затрат партнёров из Франции и Германии). 26 ноября 2018 года в 22:53 мск InSight совершил успешную посадку на поверхность Марса на равнину Элизий и передал первое изображение.

Этот день в авиации. 5 мая
2019
 - Катастрофа SSJ 100 в Шереметьеве. Авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95B авиакомпании «Аэрофлот» выполнял плановый рейс SU1492 по маршруту Москва — Мурманск. При наборе высоты в самолёт попала молния. На высоте около 2700 м и удалении около 30 км от аэродрома Шереметьево на борту зарегистрирован сбой в работе электронных блоков с отключением автопилота и перехода системы управления в режим «direct mode». КВС Денис Евдокимов принял решение вернуться в аэропорт Шереметьево. Снижение по глиссаде осуществлялось без существенных отклонений на скорости 287—296 км/ч при рекомендуемой скорости 287 км/ч. Заход производился в условиях бокового ветра силой до 16 м/с. На высоте 335—275 м зарегистрировано пять циклов предупреждения речевого информатора «go around, windshear ahead» (уходи на второй круг, сдвиг ветра). С высоты 80 м самолёт стал уходить ниже глиссады, на высоте 55 м сработало предупреждение об уходе с глиссады. На высоте 55—12 м режим работы двигателей был увеличен, что к моменту прохода торца полосы на высоте 12 м привело к росту приборной скорости до 304 км/ч, а к высоте 5 м — до 315 км/ч. После установки рычага управления двигателем в положение «малый газ», по команде компьютера «retard» (отключение тяги), КВС несколько раз отклонил ручку управления вперёд и назад с большой амплитудой (вплоть до максимальных значений), что привело к изменению угла тангажа в диапазоне от +6 до −2°. Через 900 м от входного торца полосы и скорости 293 км/ч произошло первое касание полосы всеми колёсами с вертикальной перегрузкой не менее 2,55 g с последующим отскоком на высоту 2 м. Автоматический выпуск интерцепторов в режиме ручного управления не предусмотрен, ручной выпуск экипаж не производил. Через 2 с на приборной скорости 287 км/ч произошло повторное касание полосы с опережением на переднюю опору шасси с вертикальной перегрузкой не менее 5,85 g, после чего самолёт опять подскочил на высоту 6 м. Третье касание полосы произошло на скорости 258 км/ч с вертикальной перегрузкой не менее 5 g. Последовало разрушение конструкции с проливом топлива и пожаром. Во время посадки лайнер получил повреждения, ставшие причиной возникновения пожара, в результате которого самолёт частично сгорел. Из находившихся на его борту 78 человек (73 пассажира и 5 членов экипажа) погиб 41 (40 пассажиров и 1 член экипажа). Выжило 37 человек...

Этот день в авиации. 5 мая

2020 - В Китае с площадки № 101 космодрома Вэньчан осуществлён пуск ракеты-носителя "Чанчжэн-5В" (Y1) с многоцелевым, частично многоразовым, пилотируемым космическим кораблём нового поколения, массой около 22 тонн. 8 мая возвращаемый аппарат нового китайского пилотируемого корабля совершил успешную посадку в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая.

2021 - На полигоне Бока-Чика (шт. Техас, США) состоялся успешный испытательный полёт прототипа космического корабля "Starship SN15". Аппарат поднялся на высоту около 10 км, после чего он начал плавно снижаться и совершил успешную посадку. Небольшое возгорание, возникшее в хвостовой части прототипа после приземления, было быстро ликвидировано."Штатная посадка Starship", - написал по завершении испытаний в Twitter глава SpaceX Илон Маск.

Картина дня

наверх