На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 687 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Нужен ли России «Буран» 2.0?

Перспективы коммерческого использования нового челнока в тумане


На фото: фрагмент орбитального многоразового корабля «Буран» (Фото: Михаил Фомичев/ ТАСС)

Разрабатываемый НПО «Молния» — создателем «Бурана», новый космический «челнок» будет функционировать в беспилотном режиме, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на неназванный источник в космической отрасли.

По информации агентства, размер нового российского аппарата будет сопоставим с американским аналогом военного назначения X-37B, однако эксплуатироваться он будет в гражданских целях. Предполагается, что челнок начнет доставлять и возвращать из космоса коммерческие грузы. На орбиту «Буран» 2.0 будет выводиться ракетой-носителем типа «Союз».

О том, в России создается новый аэрокосмический челнок гражданского назначения, стало известно 24 марта из интервью директора НПО «Молния» Ольги Соколовой.

«За последний год мы продвинулись очень серьезно в плане разработки нового аэрокосмического комплекса гражданского назначения. До этого момента были какие-то отдельные наработки, но не было четкой задачи. Сейчас задача поставлена и полным ходом идет разработка гражданского многоразового комплекса с орбитальным самолетом», — заявила глава предприятия.

По ее словам, челнок полетит в космос «в ближайшие пять лет». Соколова напомнила, что полноразмерный макет нового многоразового космического корабля был показан в закрытом, недоступном для публики, павильоне на форуме «Армия 2020» и произвел самое положительно впечатление на гостей.

Новую масштабную задачу Соколова связывает с принципиально новым этапом в жизни страны. «Она была большой империей, потом эта империя рухнула… Предприятие и коллектив стоически пережили этот период, а потом — с 2014 года — началось наше возрождение, возвращение к жизни».

«Единственное, что могу сказать: мы все продолжаем думать, конечно, о высоких задачах и всегда в готовности. Если Родина скажет, то мы пойдем вперед», — заявил «СП» заместитель главного конструктора НПО «Молния» Владимир Скороделов. Складывается впечатление, что окончательное слово Родина все еще не сказала.

О том, что у создателей «Бурана» есть «проект многоцелевой авиационно-космической системы, где предусматривается использование многоразового самолета примерно такой же размерности, что и американский» и этот проект постоянно дорабатывается, Скороделов рассказывал «СП» еще в 2010 году. Тогда главной проблемой называлось отсутствие финансирования.

Именно с 2010 года в США эксплуатируется космический шаттл X-37B, разработанный компанией Boeing. С тех пор корабль шесть раз побывал в космосе, выполняя секретные эксперименты в интересах американских военных. Есть версия, что основным предназначением X-37B является обкатка технологий для будущего космического перехватчика чужих космических объектов.

X-37B

Америку по пятам преследует Китай. В сентябре 2020 года с космодрома Цзюцюань с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-2F» на орбиту был запущен аппарат для тестирования технологий многократного использования. Возможно, Россия пытается догнать великие державы, как когда-то СССР пытался догнать США и создал уникальный челнок «Буран».

Правда «Буран», совершив единственный беспримерный полет в автоматическом режиме, остался невостребованным. Финансирование проекта прекратилось, а после распада СССР один из кораблей был поставлен в парке им. Горького для увеселения публики, другие приходили в негодность в ангарах на Байконуре. Горькие кадры брошенных кораблей можно найти в Сети.

Не постигнет ли та же судьба новый российский космический челнок?

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что проект может быть востребован.

— НПО «Молния» создавалось в свое время для того, чтобы сделать «Буран». И оно его сделало. Потом у них был одноименный проект — тоже «Молния» — небольшого пилотируемого корабля для полетов в космос, он не пошел. Но потенциал у предприятия для таких вещей существует. Если ставить задачу создания крылатых космических аппаратов, то НПО «Молния» — первый претендент на выполнение таких работ.

«СП»: — Будут ли востребованы такие аппараты?

— Мы можем смотреть по опыту Соединенных Штатов. Один из аппаратов такого типа — Х-37 В используется военными. Хотя он засекречен, скорее всего, может служить для доставки на орбиту легких спутников, удобных для наблюдениями за горячими точками, когда они возникнут.

Drem Chaser

Второй вариант использования — гражданский. Это аппарат Dream Chaser, который скоро полетит на МКС в грузовом варианте. Тоже крылатый аппарат, тоже многоразовый с посадкой по-самолетному. Изначально предполагалось сделать его пилотируемым, но поскольку уже два претендента на доставку экипажей на МКС — SpaceX и Boing давно обошли его (и на них смотрят спокойнее, потому что они классические), то Dream Chaser переделывается сейчас в грузовой вариант и скоро полетит на «Союзе».

Так что проект челнока вполне реальный. Другое дело, у нас может случиться, что потом для него не окажется полезных нагрузок… Пять лет — это очень большой срок, но НПО «Молния» (входит в «Ростех») - это не Роскосмос — они могут и успеть. Плюс пара лет для испытаний. После этого челнок может рассматриваться как вариант для доставки грузов в космос.

Его небольшой по сравнению с «Бураном» размер позволит войти с ним в рынок восполнения (замены) больших спутниковых группировок SpaceX и OwnWeb (глобальный интернет). Эти группировки создаются кластерными запусками тяжелых ракет, но эти спутники не очень долго живут. Их надо периодически менять. Для этой цели малый челнок может быть достаточно эффективен.

«СП»: — Помимо американцев, нечто подобное пытается сделать Китай. Хотя в активе нашей страны есть еще «Буран»…

— Про оба проекта — американский и китайский, очень мало известно. Но по типу, по классу эти проекты схожи. Техника во всех странах развивается примерно одинаково. Направления диктуют законы физики и экономики.

Что касается «Бурана», то он очень большой и очень дорогой. На его создание ушли все деньги космической отрасли. И когда его создали, оказалось, что возить на нем нечего, потому что деньги на полезную нагрузку в достаточном количестве выделены не были. Ракета «Энергия» свозила один макет и все. Плохая организация работы была.

Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин реализацию плана создания нового космического челнока оценивает скептически.

— Пока мы слышим только слова, что кто-то к чему-то приступил. Но к этим словам можно отнестись всерьез, если понятно, есть ли заказчик, и есть ли финансирование. Многоразовые системы были и в СССР, и в США, в Китае. Технически это реализовать можно. И что? У нас Рогозин постоянно рассказывает, что можно создать то или это, а денег нет.

Создание космической техники обычно проходит несколько этапов. Сначала есть просто идея. Потом есть инженерная техническая записка, где предварительно рассматриваются основные технические решения, барьеры, возможности реализации, сроки, цели создания, необходимые инвестиции. Потом появляется более развернутый документ и только в конце технический проект.

«СП»: — Если есть запрос рынка, то все это может появиться…

— У американцев есть малый челнок X-37B. Он на рынке работает? Нет и не будет. Летает и делает что-то там неизвестное. К тому же создавать такой челнок для выведения груза на орбиту очень дорого. Для этого есть ракеты-носители. Например, американский шаттл, сама «птичка», стоил в десять раз дороже, чем ракета, которая его выводила. Пуск шаттла стоил 1 млрд. долларов, а полезная нагрузка была как у нашего «Протона», пуск которого стоил 60 млн. долларов. А уж в эпоху многоразовых ракет Илона Маска говорить о челноке, как о средстве вывода груза — бессмысленно. Другие задачи — людей вводить, эксперименты проводить — может быть. Но и там есть вопросы, риски.

«СП»: — Может, это как и «Буран» — политический ответ супостату? Мол, и мы можем…

— Это упрощенная точка зрения на «Буран». Наш ответ был не просто в копировании. Там были и военные, и технологические, и общеэкономические причины.

По мнению военного специалиста, историка Александра Широкорада, создав аналог X-37B, Россия повторит ошибку СССР, когда желая достичь паритета с США, создали технически совершенный, но дорогой и бесполезный «Буран».

— Судя по всему, американский челнок X-37B — это либо инспектор, либо космический истребитель. Он летает уже много лет, но пока никак себя не проявил. России делать его аналоги, на мой взгляд, не нужно. Для уничтожения спутников достаточно обычных баллистических ракет. Даже в дальнем космосе.

Тем более X-37B может оперировать только на низких орбитах. На высоких, на геостационарных орбитах — выше 36 тысяч километров, он бесполезен. Американцы сбивали спутники и системами с самолета, с корабля. Китайцы тоже сбивают. Есть множество систем вооружений, которые нам архинужны, а челнок, мне кажется, — тупиковая линия.

Сейчас очень многие изделия выгодны фирмам-производителям, а не армии. Кто ответит за проигрышные проекты? При Николае II построили в Либаве крепость на песке за миллиарды и никто за это не ответил. А при Сталине и Хрущеве за неудачные проекты летели если не головы, то погоны с мундиров.

Сергей Аксенов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх