На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 685 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересный материал.Этот день в авиац...
  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    ДА И НЕ ИЛ-85 ЭТО ВОВСЕ!Этот день в авиац...
  • Сергей Гольтяпин
    Спасибо, Семен! Все более-менее, насколько возможно... Самое грустное в таких статьях - что там можно было бы со мног...Разложение инжене...

Как советские самолеты с лежалыми фугасами стали самым современным в мире оружием

Высокоточных бомб в арсеналах России теперь хватит, чтобы перепахать страны НАТО несколько раз

На фото: российский штурмовик Су-25 (Фото: ТАСС)

Шоком для военных экспертов Пентагона и НАТО, наблюдавших за действиями российской авиации на территории Сирии, стала феноменальная точность поражения объектов террористов.

И делалось это, к изумлению западных спецов, не дорогостоящими «умными» боеприпасами, а подлежащими утилизации «копеечными» фугасными авиабомбами, сотни тысяч которых пылились в арсеналах еще с советских времен.

Обстоятельством, существенно усилившим впечатление, стало использование в качестве носителей самолетов-ветеранов: тактического фронтового бомбардировщика Су-24 и штурмовика Су-25, принятых на вооружение в 1975 и 1981 годах соответственно. О том, насколько сильным был удар по самолюбию «гегемона», можно судить по сообщениям западных СМИ, отметивших, что исходя из количества самолетовылетов ВКС РФ в Сирии, боевой потенциал русской авиации, как минимум, втрое превышает возможности ВВС США и их союзников по НАТО. Несмотря на баснословные бюджетные средства, вложенные американцами в разработку высокоточного оружия.

В чем фишка? В оснащении российских самолетов феноменальным по своей эффективности прицельно-навигационным комплексом — СВП-24, специализированной вычислительной подсистемой. Причем создана она отнюдь не специалистами ведущего предприятия «оборонки», а коллективом скромной компании из подмосковного Жуковского — ЗАО «Гефест и Т». Разработчик использовал принципиально новый подход к идеологии изделия. Ставка была сделана на координаты не цели, а самого бомбардировщика. То есть, самолет, выйдя в заданную точку, сбрасывает АСП, находясь, по сути, под управлением компьютерной системы. Посредством СВП-24 обеспечивается сопряжение местоположений цели и бомбардировщика, а при необходимости и ввод поправок траектории полета авиабомбы с учетом метеорологических условий и баллистических характеристик. Расчеты выполняет «Гефест», объединяющий в себе приборы управления, навигации и прицеливания. Сброс (пуск неуправляемых ракет) происходит на высотах, не досягаемых для современных ПЗРК, то есть не менее пяти-шести тысяч метров.

О «технологии точности». Перманентно растущая скорость современных летательных аппаратов, естественно, сказалась на результативности попадания по точечным целям. Таким, например, как мост, опорный или командный пункт противника. Одним из направлений решения этой проблемы стала разработка АСП с системами наведения (телевизионными, лазерными, спутниковыми). Но эти средства поражения затратны как в производстве, так и в эксплуатации. Ведь дорогущая и нежная электронная начинка получилась одноразовой, так как улетает вместе с бомбой.

А «Гефест», обеспечивающий 4−8-кратный рост точности поражения цели и возможность применения со свободного маневра, то есть без захода в зону ПВО противника, остается на носителе. Получая дополнительную информацию от наземных станций и самолетов ДРЛОиУ А-50, СВП-24 дает команду на сброс именно в тот момент, когда носитель оказывается в точке, гарантирующей попадание в цель даже при полете по неуправляемой траектории. Не менее важно то, что экипаж не отвлекается на прицеливание, уделяя больше внимания контролю боевой обстановки и действий противника. А техническое обслуживание настолько просто, что не вызывает затруднений даже у технического персонала ТЭЧ авиаполка.

Чем еще интересна СВП-24? Функцией «электронный штурман», зашитой в специализированную вычислительную подсистему. Находящийся на земле авианаводчик отмечает на фотоплане специального прибора цель, и необходимая экипажу информация тут же цифровым сигналом поступает на борт бомбардировщика. Таким образом, экипаж, уже находясь в воздухе, получает боевую задачу, которую «электронный штурман» рассчитывает на основе полученных с земли данных, причем с учетом варианта вооружения и расстояния до цели. Это позволяет существенным образом увеличить количество вылетов, поскольку экипаж единожды поднявшись в воздух может получить и выполнить несколько боевых задач.

Представители НАТО, участвовавшие в безуспешной (в их случае) борьбе против ИГИЛ*, отмечали, что российские самолеты в Сирии находились в воздухе почти непрерывно. А возможность осуществлять бомбометание без выстраивания боевого курса, то есть, со свободного маневра (с разворота, горизонтального полета, пикирования и т. д.) напрочь лишала противника возможности определить направление удара и своевременно принять меры. К слову, в американских ВВС «общение» экипажа с землей сведено до минимума. Так что нелепые оправдания янки по поводу разбомбленных «по ошибке» школ и госпиталей частично имеют под собой почву.

Еще один очень важный, с точки зрения специалистов, аспект. Степень достоверности предварительной информации о противнике, полученной от всех имеющихся сегодня видов разведки, обычно не превышает 20%. Значит, взаимодействие экипажа с землей должно осуществляться в режиме реального времени. А скорости современных фронтовых бомбардировщиков таковы, что зону ответственности, например, дивизии борт преодолевает за 2−3 минуты. Скептики напомнят: для решения этой проблемы существует Единая система управления тактического звена. Вещь, конечно, полезная, но именно в этом случае — малоэффективная. А вот изделие ЗАО «Гефест и Т» такое взаимодействие гарантирует. Интеграция экипажа и авианаводчика на земле в единое целое и есть те самые недостающие 80% разведданных. К тому же производитель позаботился о конфиденциальности этого канала связи. Ширина рабочего диапазона СВП-24 составляет несколько сотен МГц, что вынуждает вражеские системы радиоэлектронной борьбы «глушить» порядка десяти тысяч радиоканалов, а это даже для самой продвинутой в мире российской РЭБ не представляется достижимым.

В настоящее время кроме базовой версии СВП-24, разработанной для оснащения Су-24М, существует еще четыре модификации специализированной вычислительной подсистемы:

  • СВП-24−22 для установки на дальнем сверхзвуковом ракетоносце Ту-22М3;
  • СВП-24−25 для штурмовика Су-25, знаменитого «Грача»;
  • СВП-24−27 для экспортной версии советского истребителя-бомбардировщика МиГ-27МЛ «Бахадур»;
  • СВП-24−33 для доработки палубных истребителей Су-33.

Идет работа над интеграцией подсистемы в бортовое радиоэлектронное оборудование Ка-52 «Аллигатор» и ударных Ка-50 «Черная акула», учебно-боевого Л-39 «Альбатрос».

Разработкой СВП-24 была успешно снята проблема обеспечения малозаметности действий российской авиации, особенно той ее части, которая представлена технически и морально устаревающими летательными аппаратами. А главное, повторим, решена задача увеличения эффективности неуправляемых средств авиационного поражения в сочетании с существенным уменьшением финансовых затрат на них. Благодаря специализированной вычислительной подсистеме даже разменявший пятый десяток Су-24 становится боевой единицей с возможностями, не уступающими потенциалу самых современных и перспективных образцов. СВП-24 использовался в всех вооруженных конфликтах, в которых принимали участия ВКС РФ начиная с 2008 года. И показал результаты, не доступные ВВС ни одной из армий мира, поскольку аналогов российскому изделию не существует.

Виталий Орлов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх