1880 – Капитан I ранга Российского флота Александр Фёдорович Можайский подал прошение о выдачи ему патента на воздухоплавательный аппарат.
1906 – Родился Михаил Александрович Нюхтиков — Герой Советского Союза (01.05.1957),Заслуженный лётчик-испытатель СССР(17.02.1959), полковник(1945). Герой Туркменистана(посмертно).
1911 - Абсолютный мировой рекорд скорости полёта - 130 км/ч, Э. Ньюпор (Франция) на самолёте собственной конструкции Nieuport.Ньюпор первым из конструкторов понял, что на скоростях более 100 км/ч сопротивление воздуха возрастает настолько быстро, что фюзеляж, оперение, шасси и другие элементы конструкции начинают сильно влиять на общую аэродинамику ЛА. Убрав всё лишнее из набегающего потока, Ньюпор настолько снизил лобовое сопротивление своей машины, что обеспечил ей преимущество в скорости перед другими самолётами, оснащёнными двигателями мощностью 70 - 100 л.с.
1920 – Родился Анатолий Константинович Стариков — Герой Советского Союза (9.09.1957), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.03.1961), полковник (1960).
1921 - Взлетел первый прототип французского транспортного самолёта Bleriot-SPAD S.46, за ним последовало ещё 39 серийных машин.
1924 - Первый полёт прототипа самолёта SPAD S.51№ 01. В следующем месяце самолёт был передан в испытательный центр Villacoublay для участие в конкурсе совместно с истребителями Dewoitine D.9, D.2, D. 15, Potez 23 и 26, Nieuport NiD.42, Hanriot HD.31, Gourdou-Leseurre 32 и 33, Bernard 14 и Wibault 7. В результате самолёт занял четвёртое место, не дававшее право на серийное производство.
1934 - Совершил свой первый полёт опытный самолёт IMAM Ro.41. Только два года спустя этот компактный биплан с крылом типа чайка был пущен в крупносерийное производство. С 1936 года по 1943 год компании IMAM, Agusta и AVIS построили 480 одноместных и 230 двухместных самолётов Ro.41. Во время гражданской войны в Испании большое количество одноместных самолётов Ro.41 использовались как истребители. Хотя и утративший многие из боевых качеств, присущих истребителю Fiat C.R.32, самолёт Ro.41 превосходил своего знаменитого современника по скороподъемности. К 31 июня 1943 года 443 уцелевших в послевоенный период самолёта Ro.41 ещё оставались в эксплуатации в ВВС Италии. В 1949 года компания Agusta построила 13 двухместных и 12 одноместных самолётов Ro.41, которые использовались в качестве учебно-тренировочных.
1934 - Пилот Руфино Луро Комбасерес и три пассажира предприняли смелую попытку перелёта на самолёте Ае.Т.1 по южным районам Аргентины, отличавшихся крайне неблагоприятными климатическими условиями. Перелёт протяжённостью порядка 6500 км прошёл успешно, а самолёт Ае.Т.1 стал первым летательным аппаратом, доставившим почту в эти отдаленные регионы. Самолёт был разработан начале 1930-х гг. совместными усилиями инженеров Fabrica Militar de Aviones de Cordoba и Seccion Experimental de Transportes Aereos. Это была чисто коммерческая машина, хотя и строилась на военном предприятии. Первый полёт Ае.Т.1 совершил 15 апреля 1933 года, управляемый пилотом Хосе Х.Родригесом. Испытания прошли вполне успешно, однако заказ на Ае.Т.1 составил всего три экземпляра. Все самолёты поступили в эскадрилью "Sol de Maya" в течении 1933 - 1934 гг., причём каждая машина имела собственное название: "General San Martin", "Dean Funes" и "Jorge Newbery".
1935 – Начались лётные испытания опытного бомбардировщика АНТ-37 (ДБ-2) с двигателями М-85, лётчик-испытатель Константин Константинович Попов.
1943 – Принята на вооружение авиации первая отечественная бортовая РЛС «Гнейс-2». Конструктор Виктор Васильевич Тихомиров. Устанавливалась на Пе-2.
1948 - Первый полёт французского лёгкого вертолёта SE-3101. SE-3101 - лёгкий вертолёт, разработанный французской фирмой Societe Nationale de Constructions Aeronautiques du Sud Est (SNCASE). Работа компании Sud Est над вертолётами началась с аппарата SNCASE SE-3000, который являлся развитием вертолёта Focke-Achgelis Fa 223. Затем компания Sud Est начала разработку экспериментального одновинтового чисто функционального вертолёта, получившего обозначение SE-3101. Оснащённый двигателем Mathis 4 GB 20 мощностью 100 л.с., он имел конструкцию из стальных труб совершенно без обшивки с находящимся перед пилотом лобовым стеклом, защищающим его от ветра. Необшитая хвостовая балка оканчивалась бабочкообразным хвостовым оперением с рулевыми винтами на каждом "крыле". Этот вертолёт был разработан чисто для испытаний такой роторной системы, которая считалась достаточно удачной.
1949 - Первая дозаправка в воздухе дальнего стратегического бомбардировщика Ту-4.Основной бомбардировщик Ту-4 имел дальность полёта 5100 км, чего явно не хватало для удара по "главной цели" - США. Поэтому в 1949 году лётчики-испытатели Игорь Иванович Шелест и Васянин Виктор Сергеевич получили задание на разработку уже не макетной, а полностью функционирующей системы передачи топлива для Ту-4 методом "с крыла на крыло", причём танкером должен был служить самолёт того же типа. При разработке этого комплекса было признано, что с заправщика следует перекачивать 35-40% общего запаса топлива не более чем за 20 минут; управление всеми операциями следует возложить на экипаж танкера; заправщик должен легко переоборудоваться в бомбардировщик, для чего два дополнительных бензобака целесообразно разместить в бомбо-отсеке; оборудование для приёма топлива надо сделать лёгким, чтобы не ограничивать боевые возможности Ту-4. Сам процесс дозаправки выглядел следующим образом. Из законцовки правой консоли крыла бомбардировщика выпускался трос, на конце которого имелся стабилизирующий парашютик и груз, представляющий собой замок сцепки. Танкер подходил сзади-справа. Концевая часть его левой консоли ложилась на трос и перемещалась до касания замка кольцеобразным зацепом, установленным на её нижней поверхности. Происходила сцепка. После этого трос втягивался в крыло бомбардировщика, а за ним вытягивался топливоподающий шланг, который размещался на танкере вдоль передней кромки по всему размаху консоли. После стыковки шланга с захватом бомбардировщика начиналась перекачка топлива.Испытание системы проводили лётчики-испытатели Якимов Алексей Петрович и Амет-Хан Султан. После их окончания комплекс дозаправки типа "с крыла на крыло" был установлен на ряде серийных Ту-4, а позднее на Ту-16.
1950 - Совершил полёт первый из четырёх опытных образцов истребителя IA.33 Pulqui II пилотируемый испытателем-капитаном Гилермо Вайсом. Истребитель IA.33 Pulqui II был спроектирован под руководством известного немецкого конструктора доктора Курта Танка для аргентинских ВВС. Работа над самолётом велась под непосредственным патронатом аргентинского президента Хуана Перона, стремящегося к укреплению ВВС страны. Самолёт является дальнейшим развитием истребителя IA.27 Pulqui. В его конструкции нашли воплощение высокорасположенное крыло с углом стреловидности 400 и Т-образное стреловидное хвостовое оперение. Тяга обеспечивалась турбореактивным двигателем Rolls-Royce Nene. Всего было построено 5 самолётов, однако авария одного из них во время парада в честь президента положила конец карьере самолёта. За этим последовало выдворение немецких специалистов из страны и дальнейшие исследования были закончены.
1951 – Комиссия по атомной энергии США приняла решение о скорейшей разработке водородной бомбы.
1951 - Состоялся первый полёт истребителя И-350 (СИ-16) конструкции ОКБ Артёма Ивановича Микояна с двигателем Архипа Михайловича Люльки ТР-3А; лётчик-испытатель Григорий Александрович Седов.
1951 - Первый полёт самолёта Gemeaux II с одним турбореактивным двигателем Turbomeca Marbore I с тягой 275 кгс. CM.88-R Gemeaux - экспериментальный самолёт, разработанный французской фирмой Fouga на базе учебного самолёта CM.8R Midjet. Компания Fouga в целях создания летающего стенда для двигателей Turbomecaа решила объединить два фюзеляжа СМ.8R-9.8 в центральной части центроплана, а в задней части - внутренними консолями V-образного стабилизатора. Этот самолёт под обозначением СМ.88-R Gemeaux I совершил первый полёт 6 марта 1951 года и достиг максимальной скорости в 285 км/час. За ним последовали другие варианты самолёта - Gemeaux II, III, IV, V.
1952 - Первый испытательный полёт болгарского УТС Лаз-7М. Самолёт показывает удовлетворительные результаты. Следует программа из 102 полётов для проверки систем в различных режимах, фигурный пилотаж с одним и двумя пилотами, проверка надёжности шасси. После выполнения этой программы совершаются полёты для снятия лётных характеристик. А с середины июля 1952 г. опытная машина перебазируется во Второй лёгкой ночной бомбардировочной авиадивизии (ЛНБАд) в городе Стара Загора для проведения войсковых испытаний.
1952 - Боевая потеря летающей лодки C-28 Catalina Тр-47 ВМС Швеции. Она осуществляла поиск самолёта DC-3, сбитого нашими 13 июня. Связь с ним, что естественно, была потеряна. Шведы не знали, что Дуглас сбит советскими истребителями, и обследовали все возможные места. Предположив, что из-за неисправности их коллеги могли сесть на один из островов, лётчики Каталины обследовали советский остров Хийума. Ранее шведы часто нарушали воздушное пространство СССР, не встречая сопротивления, поэтому решились пересечь границу в очередной раз. Но пара МиГ-15 (лётчики Семерников и Яценко-Косенко) пресекла полёт нарушителя, сбив его огнём бортового оружия. Каталина получила повреждения и совершила вынужденное приводнение. Экипаж из пяти человек, включая двух пострадавших, был подобран немецким торговым судном "Münsterland".
1954 – Англия приняла секретное решение о разработке своей водородной бомбы.
1954 - Cовершил первый полёт первый серийный французский гражданский самолёт Holste MH.152. Самолёт Holste MH.152 разрабатывался для французской армии как лёгкий самолёт связи и наблюдения и представлял собой подкосный высокоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом и хвостовым оперением, аналогичным хвостовому оперению машин МН.52. Он вмещал пилота и четырёх пассажиров. Восемь дней спустя последовал первый полёт специально оборудованного военного самолёта. Опытный образец, совершивший первый полёт 12 июня 1951г., был оснащён двигателем Salmson 8AS Argus мощностью 220 л.с., но маломощный аппарат МН.152 интереса больше не вызывал. Компания разработала вариант со значительно увеличенной тяговооружённостью. Этот самолёт получил название МН.1521 Broussard. Он был оснащён двигателем Pratt & Whitney R-985-AN-1 Wasp Junior, в два раза превосходившим по мощности Salmson 8AS Argus.
Самолёты М.Н.1521 были построены в значительных количествах и различных вариантах (санитарном, сельскохозяйственном, для аэрофотосъёмки, лёгком транспортном) как для военной, так и для гражданской авиации.
1954 - Первый полёт самолёта Salmon управляемого тест-пилотом Herman "Fish". Под обозначением XFV-1 Salmon (Vertical Riser) американская компания Lockheed построила и подняла в воздух первый из двух опытных образцов (138657/58) одноместного экспериментального самолёта с вертикальным взлётом и посадкой (VTOL). Оснащённый турбовинтовым двигателем Allison XT 40-A-14 мощностью 5850 л.с., самолёт XFV-1 Salmon был одним из множества проектов самолётов с посадкой на хвост. Хвостовое оперение состояло из крестообразно расположенных поверхностей одинакового размаха, каждая их которых имела амортизационную стойку и свободноориентирующееся колесо. Наземные испытания были начаты в декабре 1953 года. Предполагалось, что самолёт будет способен вертикально приземляться на хвостовое оперение и взлетать с него. Однако за все совершенные 32 полёта вертикальный взлёт таки и не был выполнен. Дальнейшее развитие самолёта предполагалось в постройке самолёта XFV-2 c новым двигателем. Однако двигатель Allison T54-A-3 мощностью на валу 7100 л.с., планируемый для истребителя XFV-2 VTOL, не был построен, и программа была отменена.
1955 – Первый полёт истребителя Е-4 с треугольным крылом (в серии – МиГ-21), лётчик-испытатель Григорий Александрович Седов. Е-4 - фронтовой истребитель с дельтовидным крылом и двигателем РД-9И. Самолёт построен для ускорения проведения лётного испытания самолёта Е-5, имеющего тот же планер, но оснащённого двигателем АМ-11(Р-11).
1963 – В Советском Союзе с космодрома Байконур ракетой-носителем "Восток 8К72К" осуществлён запуск космического корабля "Восток-6" (типа Восток-3А, сер. № 8) с Валентиной Владимировной Терешковой на борту. Первый в мире полёт женщины-космонавта. Посадка 19 июня.
1965 - На авиабазе Edwards осуществлён сорок третий полёт американского ракетного самолёта "X-15", № 3. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Джо Генри Энгл(англ. Joe Henry Engle). В полёте достигнута максимальная скорость 5477 километров в час при максимальной высоте подъёма 74585 метров.
1966 - Состоялся первый полёт экспериментального самолёта с укороченным взлётом и посадкой МиГ-21ПД (Е-7ПД, 23-31, тип 92) фирмы МиГ с дополнительными подъёмными двигателями РД-36/35; лётчик-испытатель Пётр Максимович Остапенко.
1966 - Начались госиспытания Ан-24Т и закончились 10 ноября 1966 года. Во время этой работы экипажи ГК НИИ ВВС, возглавляемые ведущими лётчиками-испытателями Анатолием Сергеевичем Тимофеевым и И.Я.Марковым, выполнили 73 полёта. В итоге военные пришли к выводу, что в целом Ан-24Т соответствует предъявленным требованиям "за исключением некоторых показателей, среди которых главным является дальность попёта самолёта (вместо предусмотренной перегоночной дальности 2900 км во время испытаний была достигнута дальность 2565 км)". Эти и другие незначительные замечания предстояло устранить уже в ходе серийного выпуска машины.
1969 - В Советском Союзе с космодрома Байконур был осуществлён запуск РН "Протон-К"/SL-12 с первым КА новой серии "Е8-5" №402, предназначенным для доставки лунного грунта на Землю. Полёт закончился аварией РБ "Д" - 4-й ступени РН "Протон-К"/SL-12. Станция разработана и построена в НПО им. Семёна Алексеевича Лавочкина (г.Химки) под руководством гл. конструктора Георгия Николаевича Бабакина.
1970 - Вышло Постановление СМ СССР №437-160, предусматривающее продолжение, ранее приостановленной, разработки пилотируемого КК "ТКС" (17Ф72). Корабль создавался для снабжения военной орбитальной станции типа "Алмаз".Справка: Длина - 17.5м, максимальный диаметр - 4.2м, обитаемый объём - 45 куб.м, полная масса - 17.51т, максимальный полезный груз - 12.6т, максимальный экипаж - 3 человека, автономный полёт - 7 дней, в составе станции до 200 дней, электроснабжение осуществляется СБ площадью 40 кв.м. мощностью 2.4 кВт. Корабль имел один стыковочный узел со стороны большого диаметра.
1971 - Начались лётные испытания новой модификации ракеты РС-10М. Работа над УР-100У была начата в 1970 году. 16 июня 1971 года осуществлён первый пуск с космодрома Байконур. Испытания успешно завершены 24 ноября 1971 года. В сентябре 1974 года комплекс был принят на вооружение.
1977 - В Александрии (США) умер Вернер фон Браун - инженер-ракетчик, работавший до конца Второй мировой войны в гитлеровской Германии, а затем добровольно перешедший к американцам и создавший множество военных и космических ракет, в том числе ракету-носитель "Сатурн-5".
1978 - Первый беспосадочный полёт самолёта Ил-62М по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский (в Петропавловск самолёт прибыл 17-го).
1981 - Первая поставка вертолётов CH-53E Super Stallion ВМС США. Всего было построено 522 вертолёта всех модификаций (412 в США и 110 по лицензии в Германии).
1990 - Поднялся в воздух опытный самолёт ВAе.1000 (BAe.125-1000). На базе удачного административного реактивного самолёта BAe.125 (в модификации - Серия 800) компания British Aerospace начала разработку более вместительного варианта ВAе.1000 (BAe.125-1000). Планер модели 125 был взят за основу, а фюзеляж удлинён на 0,46 м в своей носовой части и на 0,38 м в задней части; вместимость увеличилась до 15 пассажиров. С целью увеличения дальности полёта обтекатель под центропланом был вытянут вперёд для размещения дополнительного топлива, а также установлены экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели Pratt & Whitney Canada PW305 с устройством реверса тяги. Другие изменения включали кабину с увеличенной внутренней высотой, внешний багажный люк и новое радиоэлектронное оборудование.
1991 - Первый полёт российского серийного Ан-124-100 "Руслан", выпущенного ОАО "Авиастар".
1995 - Катастрофа самолёта Ан-2П (RA-07743) Николаевского ОАО, 22 км от пос. Херпучи, район им. Полины Осипенко, Хабаровский край.
Экипаж, набрав высоту примерно 400м, перешёл в горизонтальный полёт, приняв решение не входить в облачность и выполнять полёт визуально. Тем самым был нарушен п.7.5.3 НПП ГА-85, запрещающий полёты на высотах ниже безопасной, в данном случае 800 м. Примерно через 9 минут после взлёта, на удалении 21,5 км от а/п вылета, экипаж, по-видимому, потерял визуальный контакт с землей. Самолёт на высоте 360 м столкнулся с растущими на сопке деревьями. Попытка выполнить отворот была предпринята с опозданием, возможно даже в момент первого столкновения нижним крылом с верхушкой дерева. Через 80 м самолёт столкнулся с другим деревом, потерял управляемость, упал на землю и загорелся. Экипаж и 11 из 12 пассажиров погибли. Один пассажир получил тяжёлые ранения.
2001 - Представлен первый вертолёт EC.635. EC.635 - многоцелевой вертолёт, разработанный франко-германским концерном Eurocopter. Вертолёт является военной версией вертолёта EC.135, модернизированной по программе Light Utility Helicopter (LUH). Вертолёт предназначен для выполнения широкого спектра задач - вспомогательных, поисково-спасательных, транспортных, разведывательных и тренировочных. Существует две модификации вертолёта EC.635P1 и EC.635T1, отличающихся двигателями - Pratt & Whitney PW 206B и Turbomeca Arrius 2B1, соответственно.
Свежие комментарии