На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 10 января

1899 - Родился Георгий Давыдович Волков - один из старейших пилотов Аэрофлота (с 1923 года), в течение более 20 лет руководивший Лётно-испытательной станцией АРБ затем завода 400 ГА.
File:1910 Airmeet Poster.jpg
1910
 - (по 20 января) Los Angeles International Air Meet. Это было одним из самых ранних авиашоу в мире и первое крупное авиашоу в Соединенных Штатах . Оно проходило в Лос - Анджелесе, штат Калифорния, на поле Dominguez. Шоу посетило примерно 254000 человек. 

Этот день в авиации. 10 января

1911 - В Сан-Диего (США) с борта самолёта произведена первая в мире аэрофотосъёмка.

Этот день в авиации. 10 января

1912 - Состоялась первая неудачная попытка взлёта первой летающей лодки Кертиса (Flying-boat No.1) в Сан-Диего, США.

Гидросамолёт Г. Кертисса представлял собой биплан на лодке типа каноэ с размещенным на носу двигателем и двумя пропеллерами. За двигателем имелась небольшая кабина для пилота и пассажира. Хвостовое оперение при помощи балок крепилось к крылу. Замена тянущих воздушных винтов толкающими сделала гидроплан более комфортабельным. Подобная конструкция вскоре получила широкое распространение.

Этот день в авиации. 10 января

1926 - Родился Константин Константинович Васильченко — советский авиаконструктор, учёный, Герой Социалистического Труда (1982), лауреат Ленинской премии (1962), доктор технических наук (1987), профессор (1990).

В 1970—1975 годах — заместитель главного конструктора ОКБ А. И. Микояна по лётным испытаниям. Осуществлял научно-техническое и методическое руководство при проведении испытаний самолётов. В 1975—1985 годах — главный конструктор сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31. Под его руководством были реализованы уникальные боевые возможности этого самолёта. В 1985—1995 годах — начальник Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова в городе Жуковский Московской области. Под его руководством были проведены испытания атмосферного аналога космического корабля многоразового использования «Буран» — БТС-002, а также отработаны бортовые системы для его автоматического полёта и посадки на Землю. Внёс большой вклад в организацию и становление Международного авиационно-космического салона.С 1995 — главный советник начальника, а в 1998—2000 годах — первый заместитель начальника Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова. Занимался активной преподавательской деятельностью. В 1985—1995 годах заведовал кафедрой лётных исследований, испытаний и сертификации факультета аэромеханики и летательной техники в Московском физико-техническом институте. С 1993 года — член Президиума Высшей аттестационной комиссии. Жил в Москве. Умер 15 июля 2010 года. Похоронен на Быковском мемориальном кладбище в Жуковском...

1929 - Родился Василий Петрович Борисов — Герой Советского Союза(26 апреля 1971 года), Заслуженный лётчик-испытатель CCCР(1973), подполковник.

Этот день в авиации. 10 января

1932 - В Тушино основан моторостроительный завод № 63 ГВФ, ныне ММП им. Владимира Васильевича Чернышёва. Участник интегрированной структуры ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Основные направления деятельности: авиационные двигатели ТРДДФ РД-33 (МиГ-29), ТВД ТВ7-117С (Ил-114);ремонт и сервисное обслуживание двигателей РД-33, Р-29-300, Р-27Ф2М-300, Р-35, Р11Ф-300, Р11-АФ-300.

Этот день в авиации. 10 января

1934 - Запуск в серию истребителя И-16 Николая Николаевича Поликарпова на Нижегородском авиазаводе. 21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Завод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года. В 1936 году заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе.

tuisku-1.jpg
1934
 - Первый полёт учебно-тренировочного биплана VL Tuisku для ВВС Финляндии, заказанного фирме Valtion Lentokonetehdas (VL). Работу над новым самолётом начал в 1932 году главный конструктор фирмы Арво Илинен. Опытный образец (регистрационный номер TU-149) был готов в 1933 году. В 1935 году был закончен второй опытный образец (TU-150). Он оснащался двигателем Lycoming R-680-BA мощностью 240 л.с. Его испытания успешно завершились 5 февраля. После чего последовал заказ на 29 серийных самолётов (рег. номера TU-151 - TU-179).

Этот день в авиации. 10 января

1935 - Первый полёт совершила гигантская летающая лодка Latecoere Late 521. Она имела 6 двигателей Hispano-Suiza 12Ybrs-2 V-12 мощностью 650 л.с., установленных в гондолах под крылом типа парасоль.

Этот день в авиации. 10 января

1938 - Вторым отделом НИВК были рассмотрены чертежи и основные тактико-технические элементы ЛПЛ. Летающая подводная лодка была нацелена на уничтожение кораблей противника в открытом море и в районах морских баз, защищённых минными полями и бонами. Небольшая подводная скорость и ограниченность радиуса действия под водой не были преградой для ЛПЛ, т.к. в отсутствии цели в районе действий лодка могла самостоятельно найти врага. После как с воздуха определяла курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность преждевременного определения. До появления цели в точке залпа ЛПЛ оставалась на глубине в стабильной позиции, что позволяло исключить перерасход энергии. В 1938 году научно-исследовательский военный комитет РККА постановил свернуть работы по проекту Летающей подводной лодки по причине недостаточной подвижности ЛПЛ в подводном положении.

1942 - Родился Анатолий Михайлович Корнуков — советский и российский военачальник, Главнокомандующий ВВС Российской Федерации (1998—2002), генерал армии(21 февраля 2000 г.).

В Вооружённых Силах с 1959 года. Направлен на обучение в Кременчугское военное авиационное училище первоначального обучения лётчиков. Однако в 1960 году оно было расформировано, а часть курсантов, в том числе А. Корнуков — переведены в Черниговское военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского комсомола, которое он окончил с красным дипломом в 1964 году. После училища распределён в 54-й гвардейский Керченский Краснознаменный истребительный авиационный полк Войск противовоздушной обороны СССР, служил лётчиком, заместителем командира истребительной эскадрильи.
В 1970 году переведён в 47-й истребительный авиационный полк на Дальнем Востоке на должность заместителя командира авиационной эскадрильи по политической части. С 1971 года — командовал истребительной авиационной эскадрильей. С 1972 года — заместитель командира, а в 1974 — 1976 годах — командир 777-го истребительного авиационного полка (остров Сахалин). За период службы в Войсках противовоздушной обороны СССР совершил свыше 150 вылетов на разведку и перехват воздушных целей, предупреждение и пресечение нарушения воздушного пространства СССР.
С 1976 года — заместитель командира корпуса противовоздушной обороны на Дальнем Востоке. С 1978 года — заместитель начальника авиации 11-й армии противовоздушной обороны на Дальнем Востоке. В 1980 году — заочно окончил Военную академию противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
В 1980 — 1985 годах — командир 40-й истребительной авиационной дивизии в Войсках ПВО страны на Дальнем Востоке. Полки дивизии дислоцировались в Советской Гавани, на Сахалине и на Курильских островах. Находясь в этой должности, 1 сентября 1983 года отдал приказ об уничтожении южнокорейского пассажирского самолёта «Боинг-747», дважды вошедшего в советское воздушное пространство над Камчаткой и Сахалином. При этом Корнуков отдал приказ самостоятельно, под личную ответственность, поскольку его вышестоящее командование не рискнуло взять ответственность на себя. Впоследствии Корнуков никогда не уклонялся от вопросов на эту тему, всегда подчеркивая, что его приказ был основан на нормах международного и советского права. Сам же полёт южнокорейского «Боинга», он полагает, был провокацией со стороны США, рассчитанной на выявление слабых мест советской противовоздушной обороны и на ухудшение советско-американских отношений. За это своё решение Корнуков не был ни награждён, ни наказан.
С 1985 года — командир 71-го истребительного авиационного корпуса, дислоцировавшегося в Группе советских войск в Германии. В состав корпуса входили две дивизии и 6 отдельных полков ПВО. В 1988 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил имени К. Е. Ворошилова. С 1988 года — первый заместитель начальника авиации Войск противовоздушной обороны страны. С 1989 года — первый заместитель командующего, а с 1990 года — командующий 11-й отдельной армией противовоздушной обороны (штаб — г. Хабаровск). Армия была крупнейшей армией ПВО в СССР, прикрывала огромную территорию и включала в себя 4 корпуса ПВО, две отдельные дивизии ПВО, большое количество отдельных частей.

С августа 1991 года — командующий Московским округом противовоздушной обороны, прикрывавшим военные и гражданские объекты на территории 29 субъектов Российской Федерации. Когда в конце 1997 года Военно-воздушные силы Российской Федерации и Войска противовоздушной обороны Российской Федерации были объединены в единый вид ВС РФ — Военно-воздушные силы Российской Федерации, то их первым Главнокомандующим в январе 1998 года был назначен генерал-полковник А. М. Корнуков. Провёл всю практическую работу по объединению ВВС и ПВО, при этом сохранив их потенциал.
С января 2002 года — в запасе, уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. В прессе того времени была широко распространена версия, что планировалось продление срока военной службы Корнукова на 2 или 3 года (такими полномочиями обладает Президент Российской Федерации), но этого не произошло и Корнуков был уволен в запас из-за упорного отрицания им факта поражения украинской ракетой класса «земля-воздух» российского пассажирского самолёта Ту-154 (см. Авиакатастрофа над Чёрным морем 4 октября 2001). За период своей военной службы освоил 8 типов реактивных самолётов, имеет налёт свыше 3 000 часов.

Жил в Москве.Скончался 1 июля 2014 года. Похоронен с воинскими почестями на Троекуровском кладбище...

Этот день в авиации. 10 января

1945 - Состоялся первый полёт истребителя-перехватчика Су-7 с ракетным ускорителем РД-1ХЗ.

Этот день в авиации. 10 января

1946 - Вертолёт Сикорского R-5 армии США установил неофициальный рекорд высоты 21000 футов (6400 м).

Этот день в авиации. 10 января

1954 - Самолёт De Havilland DH-106 Comet 1 авиакомпании BOAC выполнял рейс BA781 из Сингапура в Лондон с последней промежуточной посадкой в Риме, но вскоре после вылета из аэропорта Чампино на высоте около 8,3 километров испытал взрывную декомпрессию, в результате чего разрушился в воздухе. Обломки упали в Средиземное море к югу от острова Эльба. Погибли 35 человек.

Причина - взрывная декомпрессия, вызванная разрушением фюзеляжа вследствие появления усталостных трещин в районе иллюминаторов (тогда квадратных). Впоследствии конструкция их была пересмотрена.

Этот день в авиации. 10 января

1961 - Ил-18 впервые вышел на линию Москва - Тикси – Магадан.

Этот день в авиации. 10 января

1962 - (10-11 января) абсолютный мировой рекорд дальности по прямой (по дуге большого круга) – 20.168,78 км, экипаж К.П. Эвели на В-52Н «Сгратофортресс» (ВВС США) в перелёте Окинава – Мадрид.

Forrest_Petersen_2012-01-10.jpg
1962
 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной двадцать пятый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Форрест Петерсен (Forrest Petersen). Достигнута высота 13640 м при скорости 1038 км/ч. Из-за неполадок двигателя полёт был преждевременно прекращён.

Этот день в авиации. 10 января

1968 - Зачислен в состав Черноморского флота вертолётоносец "Москва". Корабль проекта 1123 (строительный номер С-701) был заложен в Николаеве на Южном судостроительном заводе (ныне Черноморский) в начале 1963 года, через два года спущен на воду и в мае 1967 года под именем «Москва» вступил в строй.

Этот день в авиации. 10 января

1969 - Запуск автоматической межпланетной станции (АМС) «Венера-6» для посадки СА на поверхность Венеры.

Этот день в авиации. 10 января
1975
 - Катастрофа вертолёта Ми-8П, КВ к-н Дубков А.
НСМУ, порывистый ветер до 10 м/с, мокрый снег с дождём. Полёт выполнялся в Минск, на борту находился маршал инженерных войск Харченко с сопровождающим генералом. После взлёта против ветра вертолёт выполнял набор высоты на скорости 170км/ч. По истечении одной минуты полёта на высоте 150м лётчик выполнил левый доворот для выхода на ЛЗП и начал набор высоты. Но неожиданно потерял скорость сначала до 70 км/час, а затем и вообще до 0. Всё же достигнув в условиях сильной болтанки высоты 460м, вертолёт резко свалился в крутое пикирование с нарастанием скорости до 220км/ч. На высоте 50 — 70м Vу немного уменьшилась. Но затем угол пикирования увеличился до 55°, левый крен до 60°. Раскрученный на максимальных оборотах винт начал рубить деревья и столкнулся с землёй в болотистой местности в районе вертолётной площадки полигона Дретунь под Витебском, Белоруссия. Погиб маршал инженерных войск Харченко, его сопровождающий, генерал-лейтенант Абашин Д. Д. и 3 члена экипажа.
Несмотря на беспрецедентные меры, принятые для поиска: участвовали девять вертолётов Ми-8, четыре вертолёта Ми-2, один вертолёт Ми-4, один самолёт Ан-12 , два самолёта Ан-26 и 63 команды наземного поиска, т.к. маршал вёз с собой документы особой важности, пропавший вертолёт искали более суток.
Экипаж действовал чётко и грамотно, но сложившиеся обстоятельства оказались сильнее его. Он попал в редко встречающееся явление погоды, когда наряду с резким падением атмосферного давления произошли большие перепады в направлении и скорости ветра по высоте. Это вызвало сильнейшую болтанку вертолёта, пилотирование которого в тех условиях оказалось просто невозможным.

Этот день в авиации. 10 января1978 - Катастрофа самолёта Ту-95РЦ в Тихом океане.

Вылет из Хороля самолёта Ту-95РЦ № 65МРТС106 (командир корабля майор Вейшнарович Г. П.) 304 отдельного дальнеразведывательного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота на обеспечение запуска космического объекта ведомым в паре с экипажем командира полка подполковником Гречко А. А. проходил восточнее Японии ночью 10 января 1978 года на высоте 8400 метров в сложных метеорологических условиях. Маршрут полёта пересекал несколько атмосферных фронтов с мощными очагами кучевой облачности, струйными течениями и высокой турбулентностью воздуха. Встретив фронтальную облачность высотой до 8500 метров, подполковник Гречко А. А. без доклада на командный пункт ВВС ТОФ принял решение увеличить высоту полёта. Через пять минут после изменения высоты полёта связь с экипажем майора Вейшнеровича Г. П. прекратилась, доклад о её изменении и условиях полёта от него не поступил. В районе предполагаемого лётного происшествия поисковые средства обнаружили МЛАС-1 без членов экипажа Ту-95РЦ.

Причиной авиационной катастрофы стала ошибка в технике пилотирования и неграмотные действия ведущего по изменению эшелона полёта без доклада на КП ВВС ТОФ о его условиях.

1978 - Запуск КК «Союз-27», командир корабля — Владимир Александрович Джанибеков (1 полёт) и бортинженер корабля — Олег Григорьевич Макаров (3 полёт) (первая экспедиция послещения станции "Салют-6").

1980 - Англичанин Д. Спрингбетт за 44 час. 06 мин. облетел Землю на рейсовых самолётах, установив рекорд скорости кругосветных путешествий.

Этот день в авиации. 10 января
1982
 - Самолёт Grumman Gulfstream III, носящий имя "Spirit of America" установил мировой рекорд скорости полёта вокруг Земли - весь путь занял 43 часа 39 минут 6 секунд. Началось и завершилось путешествие в Тетенборо (Taterboro), штат Нью Джерси, США.
В ноябре 1976 года компания Grumman объявила о намерении создать самолёт Grumman Gulfstream III. Однако в начале 1977года эта программа была временно отложена, затем в 1978 году возобновлена, и дальнейшая работа была продолжена по контракту с компанией Gulfstream American. По сравнению с моделью Gulfstream II длина фюзеляжа была увеличена на 1,19 м. Вместимость также увеличилась до 21 пассажиров (при максимальной загрузке). Использование нового крыла с суперкритическим профилем и концевыми крылышками NASA Whitcomb улучшило лётные характеристики этого самолёта, а увеличение размаха крыла на 2,74 м позволило довести суммарный объём топлива до 16655 л. Первый самолёт Gulfstream III был переделан из планера № 249 модели Gulfstream II, взятого с конвейера. Сборка закончилась 21 сентября 1979 года, а 2 декабря 1979 года эта машина совершила свой первый полёт.

Этот день в авиации. 10 января
1983
 - Катастрофа Ми-8 (СССР-22171), Сахалинская область, вулкан Тятя, о. Кунашир, Курильские о-ва, Дальневосточное УГА, Южно-Сахалинский ОАО.
Экипаж вылетел из аэропорта Менделеево на расположенную на северо-западе о. Кунашир погранзаставу Урвитово с целью доставки врача для беременной женщины. На борту также находились трое военнослужащих и различные грузы для заставы. Во время полёта произошло внезапное непрогнозируемое ухудшение погоды - началась метель, скорость ветра увеличилась до 30 м/с. В этих условиях экипаж не смог совершить посадку на заставе и принял решение возвращаться в Менделеево вдоль западного побережья острова. Набрав высоту, экипаж продолжил полёт курсом в сторону Кунаширского пролива. Вскоре связь с вертолётом пропала. Из-за ложного сообщения о его посадке на одной из площадок военных, поиски были начаты с опозданием. Место катастрофы на склоне вулкана Тятя было обнаружено лишь 13 января. Было установлено, что в момент катастрофы погиб только второй пилот. Остальные погибли от переохлаждения в последующие дни. КВС, бортмеханик и один из пассажиров-военнослужащих начали спуск с горы, но также замерзли по дороге. Их тела были обнаружены позднее.
Как было установлено, вертолёт следовал в горизонтальном полёте на высоте 1 750 м в условиях почти нулевой видимости. Под воздействием сильного бокового ветра его снесло в сторону от маршрута. Из-за плохой видимости и отсутствия связи с Менделеево экипаж не смог определить свое местонахождение. Продолжая полёт в облаках, вертолёт задел склон вулкана высотой 1 819 м лопастями несущего винта и упал в глубокий снег. Всего погибших:7, экипаж- 3, пассажиры -4. Установленные причины АП: ошибка экипажа, погодные условия.

Этот день в авиации. 10 января

1984 - София, Болгария. Самолет ТУ-134А компании Balkan Bulgarian Airlines задевает линии электропередач и падает в лес при попытке посадки в снежную бурю. Все 50 человек на борту погибают. Экипаж снизился ниже предписанной высоты, пытаясь наладить визуальный контакт с полосой. Попытка уйти на новый круг была безуспешной.

Этот день в авиации. 10 января

1987 - В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина передан в эксплуатацию комплексный тренажёр станции «Мир».

Этот день в авиации. 10 января

1989 - Умер Валентин Петрович Глушко — советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники. Один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения. Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академик АН СССР (1958; член-корреспондент с 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961),лауреат Ленинской премии(1957), дважды лауреат Государственной премии СССР(1967, 1984). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 10 января

1989 - В Советском Союзе запущены очередные навигационные спутники «Космос-1987-1989» системы ГЛОНАСС.

Этот день в авиации. 10 января

1990 - Первый полёт авиалайнера McDonnell Douglas MD-11. Самолёт совершил свой первый полёт 10 января 1990 года, прошёл сертификацию в ноябре того же года и первый коммерческий экземпляр был передан авиакомпании Finnair 7 декабря 1990 года.

Этот день в авиации. 10 января

1998 - Запущен спутник системы связи Министерства обороны Великобритании «Skynet-4D».

Этот день в авиации. 10 января

2000 - Возобновлены наблюдения с помощью аппаратуры орбитального телескопа «Hubble». Наблюдения были прерваны после выхода из строя трёх гироскопов, отвечающих за ориентацию телескопа. После ремонтных работ в декабре 1999 года стало возможным продолжить череду уникальных наблюдений, которые уже много лет ведёт «Hubble».


2001 - Запуск китайского космического корабля«Шэнь Чжоу-2» (Shen Zhou), носитель CZ-2F. «Шэнь Чжоу-2» был запущен 10 января 2001 года. Корабль находился на орбите неделю, выполнил ряд манёвров, после чего от него отделился спускаемый аппарат, который приземлился примерно в том же районе, что и «Шэнь Чжоу-1». Насколько успешно прошёл тот полёт, до сих пор неизвестно - если после первого полёта корабля китайское информационное агентство «Синьхуа» опубликовало множество фотографий приземлившегося спускаемого аппарата, то на сей раз, с места посадки не было передано ни одного снимка. Многие космические эксперты во всем мире предположили, что посадка прошла неудачно и спускаемый аппарат разбился.
Второй полёт сопровождался ещё одной интересной деталью: перед посадкой спускаемого аппарата от корабля отделился орбитальный модуль, который с помощью собственных двигателей перешёл на другую орбиту. Тем самым выяснилось, что «Шэнь Чжоу» представляет собой как бы два состыкованных космических аппарата. В будущих полётах, видимо, пока корабль будет летать в полном составе, на нём будут работать космонавты. Затем экипаж вернётся на Землю в спускаемом аппарате, а орбитальный модуль продолжит полёт, выполняя не требующие вмешательства человека задачи.

Этот день в авиации. 10 января

2001 - Среднемагистральный пассажирский авиалайнер Ту-214 получил сертификат.

Этот день в авиации. 10 января

2006 - Декретом Президента Франции 18-й гвардейский иап «Нормандия-Неман» ВВС России награждён Крестом кавалера ордена Почётного Легиона Франции.

Картина дня

наверх