1754 - Ломоносов построил и запустил заводную модель вертолёта с двумя несущими винтами, каждый из которых вращался в противоположные стороны. На сегодняшний день такой принцип используют многие конструкторы новых летательных аппаратов. Есть предположение, что модель Ломоносова была первой самодвижущейся моделью вертолёта.
1885 - Начало военного воздухоплавания в России. В Санкт-Петербурге сформирована Воздухоплавательная команда – первое в русской армии воздушное регулярное подразделение под началом поручика А.М.Кованько. Занималась всем, что летает - от почтовых голубей до первых аэропланов. На протяжении многих лет располагалась в Гатчине, где находился учебный аэродром авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы (первый в России), и в 4-х километрах от Гатчины, в деревне Сализи – учебный полигон с аэростатами и эллингами для них. В апреле 1887 года команда была переименована в Учебный кадровый воздухоплавательный парк, а в мае 1890 года утверждено положение о Воздухоплавательной части и основан Учебный воздухоплавательный парк (УВП).
1891 - Родился лётчик-испытатель Михаил Артемьевич Снегирёв.
Был солдатом в Гатчинской авиашколе. Окончил моторно-авиационный класс Гатчинской авиашколы. Стал мотористом самолёта. Участник первой мировой войны: старший механик авиаотряда, прапорщик, полный Георгиевский кавалер. В 1916 окончил Московскую авиашколу как лётчик-истребитель. На лётно-испытательной работе НИИ ВВС. Участвовал в круговом перелете на Р-1 по маршруту Москва-Харьков-Севастополь-Ростов-на-Дону-Борисоглебск-Липецк-Гомель-Смоленск-Киев-Витебск-Ленинград-Москва. За 56 часов лётного времени М.А.Снегирёв пролетел 6500 км. Погиб 21 ноября 1933 г. в испытательном полёте на самолёте К-7. Снегирёва похоронили на кладбище № 2, расположенном на Пушкинской улице в г.Харькове. На территории авиазавода был установлен памятник погибшим. Именем Снегирёва была названа улица в Харькове (в 60-х годах переименована в ул.Ощепкова).
1897 - Родился Александр Леонидович Чижевский — советский учёный, биофизик, один из основоположников космического естествознания и космической экологии, представитель русского космизма. Почётный президент I международного конгресса по биофизике (1939).Сегодня его исследования влияния солнечного излучения на организм животных и человека считаются классическими.Умер в 1964 году. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве (8 уч.)
1907 - Родился Волынкин Ювеналий Михайлович — советский генерал-лейтенант медицинской службы(7 мая 1960 года), специалист в области авиационной и космической медицины, член Комиссии по отбору первых советских космонавтов. Начальник ГНИИИ авиационной и космической медицины (1960—1969).Скончался 11 сентября 1998 года в Москве, похоронен в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 16), рядом с родными и близкими...
1906 - Родился Олег Константинович Антонов — советский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978), академик АН СССР. Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии второй степени (1952).
Окончил авиационное отделение Ленинградского политехнического института и был направлен работать конструктором планерного завода, а затем был переведён в КБ А.С. Яковлева. Во время Второй мировой войны Антонов занимался разработкой планеров для действующей армии. После окончания войны (1946 г.) Антонов возглавил КБ, которое занималось разработкой гражданских самолётов. Под его руководством были созданы самолёты Ан-2 (1947 г.), Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ан-22 «Антей» (1964 г.), Ан-124 «Руслан» (1985 г). За заслуги перед отечественной авиацией О.К. Антонов был удостоен множества наград и премий.Олег Антонов увлекался живописью, писал стихи. Умер 4 апреля 1984 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище...
1920 - Французский лётчик Жозеф Сади-Леконт (Joseph Sadi-Lecointe) на Nieuport-Delage 29 V, стал первым пилотом, который установил новый мировой рекорд скорости после Первой мировой войны. Он достигает скорости 171,141 миль / ч (275,4 км/ч) на дистанции 1 км.
1926 - Родился Константин Петрович Феоктистов — советский космонавт, лётчик-космонавт СССР (1964), Герой Советского Союза (1964), доктор технических наук (1967), профессор (1969). Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1969). Инженер-разработчик большого числа советских космических кораблей и орбитальных станций. Член первого в истории освоения космоса экипажа из трёх человек (вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым). Первый гражданский человек в космосе (вторым формально был Нейл Армстронг, бывший военный лётчик) и единственный советский космонавт, не являвшийся членом КПСС.Умер 21 ноября 2009 года в Москве на 84-м году жизни, похоронен 25 ноября 2009 года на Троекуровском кладбище в Москве...
1928 - Начался первый полёт из Англии в Австралию (Кройдон - Дарвин, Австралия) Герберта Джона Луи Хинклера (Bert Hinkler). Прибыл в Дарвин 22 февраля, сократив рекорд Англии и Австралии с 28 дней до всего до 15½. Самолёт Avro Avian.
1935 - Введён Устав ГВФ и учреждён нагрудный знак «Отличник Аэрофлота».
1937 - Родился Александр Николаевич Исаков — советский военный лётчик. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1983). Капитан авиации.
1942 - Лётчик Алексей Николаевич Годовиков — военный комиссар 1-й эскадрильи 740-го истребительного авиационного полка 148-й истребительной авиационной дивизии Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО СССР, политрук, в воздушном бою у станции Заборье Вологодской обл. таранил Ju-88. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.Самолёт Годовикова был обнаружен 8 февраля 1942 года в полкилометре от сбитого им «юнкерса». Похоронен в городе Череповце Вологодской области на площади Жертв Революции.
1943 - На Саратовском авиазаводе освоено серийное производство Як-1М.
1948 - Состоялся первый взлёт бомбардировщика Ил-22 с четырьмя турбореактивными двигателями ТР-1 и со стартовыми ускорителями СР-2, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. На втором этапе заводских испытаний производились взлёты Ил-22 и с применением двух стартовых твердотопливных ракет СР-2, каждая из которых имела значительную расчётную тягу. Подвешивались стартовые ракеты симметрично, на правом и левом бортах фюзеляжа.Испытания со стартовыми ускорителями проводились при различной взлётной массе самолёта. Они подтвердили, что использование стартовых ракет, особенно на грунтовых аэродромах, значительно улучшает взлётные характеристики машины. На Ил-22 с ними длина разбега сократилась на 38%, а взлётная дистанция уменьшилась на 28%. Подобный эксперимент с тяжелым реактивным самолётом в СССР выполнялся впервые.
1956 - Родился Николай Саинович Майданов, Герой Советского Союза (1988), Герой России (2000, посмертно)(один из четырёх человек, удостоенных обоих званий), кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, Мужества.
После окончания школы поступал в Актюбинское училище гражданской авиации, но из-за того, что его друг был забракован врачебной комиссией, поступать в училище отказался. Служил в армии в группе Советских войск в Германии.
После окончания службы в 1976 году поступил в Саратовское лётное училище. После окончания училища служил в Южной группе войск, Одесском, Забайкальском и Туркестанском военных округах. Летал на вертолётах Ми-6 и Ми-8.
В 1984 был направлен в первую командировку в Афганистан. Второй раз в Афганистан Майданов был направлен в 1987 году. Принимал участие в десантных операциях в районах Панджшера, Ташкудука, Мазари-Шарифа, Газни, Джелалабада.
Всего за время командировок в Афганистан Майданов совершил 1250 боевых вылетов. Общий налёт составил 1100 часов. Лично вывез с поля боя 85 раненых солдат и офицеров, перевёз до 1000 десантников и 100 тонн грузов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1988 года, за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Николаю Саиновичу Майданову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1992 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Продолжал службу в авиации Сухопутных войск: командовал вертолётным полком Ленинградского военного округа, дислоцированным под Санкт-Петербургом в посёлке Агалатово. В 1999—2000 годах командир 325-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка, полковник Н. С. Майданов принимал участие в антитеррористической операции российских войск в Чеченской Республике.28 января 2000 года Майданов спас командующего войсками Северо-Кавказского округа генерал-полковника В. Г. Казанцева и группу журналистов.29 января 2000 года при проведении боевой операции полковник Майданов был смертельно ранен и скончался в кабине боевой машины, до последнего борясь за жизни находящихся на борту, пытаясь посадить вертолёт.Похоронен в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Серафимовского кладбища (Дубовый участок). Два сына-военнослужащих...
1958 - Был выполнен первый полёт VZ-3 Vertiplane фирмы Ryan. Одноместный VZ-3 был чисто исследовательским аппаратом. В качестве силовой установки аппарата использовался турбовинтовой двигатель T53-L-1 мощностью 1000 э.л.с. (746 кВт) фирмы Lycoming, размещённый в фюзеляже и приводящий в движение два установленных на крыле воздушных винта большого диаметра (ометаемые поверхности воздушных винтов выходили за законцовки крыла).
1959 - ГУ ГВФ вступило в Международное общество авиационной электроники (CITA).
1961 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) осуществлён очередной двадцать первый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Роберт Майкл Уайт (англ. Robert Michael White). Достигнута максимальная высота подъёма самолёта 23820 м и максимальная скорость 3660 км/ч.
1964 - Cогласно Постановлению Совета Министров СССР №123-43 от 7 февраля 1964 года начата разработка системы К-26П и самолёта-носителя Ту-16К-26П. Её составной частью являлась система управления и наведения «Плот», состоявшая из установленной на носителе и сопряжённой со станцией «Рица» аппаратуры разведки работающих радаров АНП-К, аппаратуры пассивного самонаведения ракеты ВСП-К, автопилота ракеты БСу-7Н. Комплекс К-26П обеспечивал с одного захода пуск двух КСР-5П по одной цели, а также пуск двух КСР-5П по двум целям, одна из которых находилась на продольной оси самолёта, другая - в секторе с углом раствора 7,5О. КСР-5П - это противорадиолокационная модификация ракеты КСР-5 с пассивной головкой самонаведения. После пуска самолёт имел полную свободу манёвра. Подобно обычному К-26, комплекс К-26П мог применять ракеты КСР-5, КСР-2 и КСР-11.
1965 - Началась американская воздушная операция Flaming Dart ("Пылающее копьё"),предпринятая в ответ на акции партизан Национального фронта освобождения Южного Вьетнама против американских военнослужащих в Южном Вьетнаме. Американцы полагали, что серьёзного сопротивления им противник оказать не сможет.
На первом этапе боевых действий самолёты США наносили массированные бомбовые удары с высот порядка 2500-4000 м, используя простейшие приемы бомбометания и пуска ракет. Вьетнамцы, чтобы добиться побед над противником, имевшим полное превосходство в воздухе, сделали ставку на внезапность. Они стали действовать из засад, для чего на ближних подступах к охраняемым объектам барражировали на малых высотах, маскируясь на фоне земли. При подходе американцев МиГи, используя преимущество в манёвренности и скорости на 200-300 км/ч, атаковали инертные ударные самолёты с полной боевой нагрузкой на внешней подвеске и расстреливали их в упор.
Преимущество F-4 перед МиГ-17Ф заключалось прежде всего в том, что американский истребитель имел ракетное вооружение. "Фантомы" при использовании тактики "удар-уход" добивались успеха, но если дело доходило до манёвренного боя с "семнадцатыми", им приходилось нелегко. Американские лётчики не скрывали трудностей, которые им доставляли МиГ-17Ф. Ниже приведены воспоминания командира 8-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США полковника P.Олдса, сбившего 24 самолёта во второй мировой войне и ещё 4 - во Вьетнаме. 8-е авиакрыло, которое называлось "Wolfpack" (волчья стая), дралось под его командованием так успешно, что стало чемпионом ВВС по сбитым вьетнамским самолётам.
«... МиГ-17 мог задать жару, уж поверьте мне на слово!... Конечно, можно сколько угодно рассуждать, что F-4 мог развивать скорость два с лишним Маха. Но когда самолёт нагружен под завязку бомбами, топливными баками и ещё много чем - мы ведь летели, чтобы работать по наземным целям, - ты из него вряд ли выжмешь эти два с лишним Маха! ... Летишь-то ты на скорости, на которой МиГ-17 лучше всего воюет, хоть он и стар. А если он догнал тебя - берегись! Это лёгкий и на удивление верткий самолёт; F-4 просто не может за ним угнаться на виражах. Как ни хорош F-4 в воздушном бою, с МиГ-17 ему не сравниться, если драться так, как дерутся МиГи - а это манёвренный воздушный бой в стиле второй мировой.»
1966 - Лётчик-испытатель Валентин Григорьевич Мухин на прототипе Як-36 взлетев вертикально выполнил полёт по кругу и произвёл посадку по самолётному. 24 марта 1966 года состоялся полёт по кругу с вертикальными взлётом и посадкой. Эту дату можно считать днём рождения отечественного вертикально взлетающего самолёта.
1970 - В серийную эксплуатацию принят КА дистанционного зондирования Земли «Фрам». Использовались в целях проведения многозонального фотографирования поверхности Земли, и для исследования природных ресурсов Земли (ИПРЗ), в частности.
1977 - С космодрома Байконур осуществлён запуск советского пилотируемого космического корабля Союз-24, командир — Виктор Васильевич Горбатко, бортинженер — Юрий Николаевич Глазков. Экспедиция на орбитальную станцию «Салют-5».
Основной целью второй экспедиции было:
Завершение работ, неоконченных первой экспедицией («Союз-21»);
Частичная замена атмосферы орбитальной станции, так как на Земле возникло предположение, что в атмосферу станции выделились токсичные вещества из внутренней обшивки, которые, вероятно, могли неблагоприятно воздействовать на здоровье космонавтов предыдущей экспедиции (Борис Валентинович Волынов и Виталий Михайлович Жолобов). Горбатко и Глазков открыли клапаны и выпустили часть воздуха за борт, в космическое пространство. Затем подняли давление, выпустив сжатый воздух из баллонов, привезённых с собой. Перед возвращением на Землю космонавты загрузили в капсулу спуска информации (автономный спускаемый аппарат), находившуюся на борту «Салюта-5», фотоплёнку и материалы других экспериментов и поместили капсулу в шлюзовую камеру станции. В дальнейшем по командам Центра управления полётом капсула была вытолкнута из шлюзовой камеры станции в открытый космос, ракетные двигатели, работающие на сжатом азоте её ориентировали нужным образом, для торможения включился твердотопливный ракетный двигатель. Капсула перешла на баллистическую траекторию спуска через плотные слои атмосферы и приземлилась на парашюте на территории СССР.
1980 - Представитель ВВС, ведущий лётчик-испытатель Су-27 от НИИ-8 МО Виктор Мартынович Чиркин совершил первый полёт на опытном самолёте Су-27.
1981 - Катастрофа самолёта Ту-104А (регистрационный N СССР-42332), аэродром Пушкин, Ленинградская область. Самолёт Ту-104А авиации ТОФ с высшим командованием Тихоокеанского флота на борту, в том числе главкомом Спиридоновым Э., выполнял рейс Ленинград – Владивосток с промежуточными посадками после 10-ти дневных командно-штабных учений.Самолёт отделился от ВПП с большим углом атаки, на скорости, на 25 км/ч меньше расчётной. Через 8 секунд после отрыва при снегопаде на высоте 45-50 м самолёт вышел на закритические углы атаки, что стало причиной сваливания. С нарастающим до 90° креном на правое крыло самолёт столкнулся с землей в 500 м от ВПП, разрушился и сгорел.Погибло 50 человек (по другим данным – 73), в т.ч. 16 адмиралов и генералов...
Расследованием установлено, что комплектование пассажиров и загрузка самолёта производились без плана и оформления документации. При максимально допустимом полётном весе самолёта 74500 кг его фактический вес составлял 77000 кг.Неправильное размещение грузов и пассажиров привело к смещению центровки самолёта за предельно заднюю на 4,7% САХ, что привело к его выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости. Экипаж Ту-104 не входил в строевую лётную часть. Его проверки проводились редко и формально.
1984 - Специалист полёта шаттла «Челленджер STS-41B» Брюс Маккэндлесс стал первым человеком, вышедшим в открытый космос в свободном полёте, без механической связи с кораблем. До сих пор все астронавты и космонавты использовали для этого страховочный фал, но Маккэндлесу он был не нужен: у него за спиной было сконструированное им самим «летающее кресло» (MMU — Manned Maneuvering Unit, то есть «Пилотируемый маневрирующий модуль»). Маневрируя с помощью этой установки, астронавт облетел Землю вместе с шаттлом по орбите высотой в 274 км, со скоростью свыше 28 тыс. км/ч, и удалился от своего корабля на расстояние почти в 100 метров. После полутора часов таких тестов, Маккэндлес успешно вернулся на борт «Челленджера». Позже в тот же день MMU аналогичным образом испытал другой член экипажа, тоже специалист полёта Роберт Стюарт.
Число ступеней – 3.Двигатели: 1-я ступень – ЖРД 3Д37, 2-я ступень – ЖРД 3Д38, 3-я ступень – ЖРД 3Д39.Окислитель – азотистый тетраксид. Горючее – НДМГ.Пуск – «мокрый» подводный из шахтной пусковой установки 3С37.
1991 - Орбитальная станция "Салют-7" и состыкованный с ней грузовым кораблём-модулем "Космос-1686" неуправляемо вошли в плотные слои атмосферы и сгорели. Остатки фрагментов комплекса достигли Земли в малонаселенных районах Аргентины. Особого ущерба обломки не принесли, на территории Чили осколок станции убил корову.
2001 - Первый полёт серийного самолёта Ан-140, выпущенного на заводе HESA (г. Исфахан, Иран).
2001 - В США из Космического Центра имени Кеннеди (остров Мерритт, шт. Флорида, США) был осуществлён 23-й запуск в космос американского МТКК "Атлантис" (Atlantis), миссия STS-98, с пятью астронавтами на борту: командир Кеннет Кокрелл (Kenneth Cockrell, 4-й полёт), пилот Марк Полански (Mark Polansky, 1-й полёт), специалисты полёта Роберт Кёрбим (Robert Curbeam, 2-й полёт), Марша Айвинз (Marsha Ivins, 5-й полёт) и Томас Джоунз (Thomas Jones, 4-й полёт). В программу полёта входило доставка на МКС Лабораторного модуля "Destiny". Также на борт МКС был доставлен один "выходной" скафандр EMU, продукты питания и научное оборудование и американский лабораторный модуль "Destiny" для МКС. Новый модуль длиной 9 м и весом 14,5 т. Посадка 20 февраля 2001 года.
2002 - На юге Марокко разбился украинский самолёт Ан-12, принадлежащий украинской авиатранспортной компании «Воларе», совершавший рейс по транспортировке груза из Сенегала в Алжир и врезавшийся в вершину горы в нескольких минутах полёта от марокканского порта Агадир. Погибли восемь украинских лётчиков.
2008 - Умер Гай Ильич Северин — генеральный конструктор НПП «Звезда» (1964—2008), Герой Социалистического Труда (1982), академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, учёный в области систем жизнеобеспечения экипажей самолётов и космических кораблей, повышения эффективности боевых самолётов. Специалист в области биомеханики человека в экстремальных условиях полёта, методов спасения экипажей самолётов и космических кораблей в аварийных ситуациях, создатель катапультного кресла К-36, спасшего жизни более тысячи лётчиков, и космических скафандров серии «Орлан». Мастер спорта СССР, двукратный чемпион СССР по горнолыжному спорту, почётный член президиума Федерации горнолыжного спорта России. Под его руководством созданы скафандры и системы индивидуального жизнеобеспечения для всех космических кораблей и орбитальных станций.3 февраля 2008 года на 82-м году жизни, катаясь на горных лыжах на Боровском кургане, он неудачно упал на трассе и сломал ногу, а 7 февраля, после успешной операции, неожиданно скоропостижно скончался в больнице от оторвавшегося тромба. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве...
2008 - Старт космического полёта MTKK «Атлантис» по программе «Спейс Шаттл» (STS-122), цель которого - продолжение сборки Международной космической станции, - доставка европейского исследовательского модуля «Коламбус» и его монтаж. Это 24-й полёт по программе МКС. Командир экипажа из 7-ми человек - Стивен Фрик. Посадка 20 февраля.
2017 - Минпромторг сообщил об окончании серийного производства самолётов Су-25.
Свежие комментарии