Россия идет к тому, чтобы разрешить поставку ударных вертолетов Ми-35 в Пакистан, несмотря на открытое беспокойство Индии в отношении данного вопроса. Многие расценили этот шаг как свидетельство о серьезных переменах в геополитической картине региона вследствие ухода американцев из Афганистана.
И действительно, Россия и Пакистан уже некоторое время вели диалог о региональном объединении, причем не только в плане сотрудничества в вопросах обороны.
Готовность продавать Ми-35 (если это все-таки произойдет) отражает тот факт, что сегодня обе стороны достаточно заинтересованы в том, чтобы Россия и Пакистан приступили к энергичному построению долгосрочного сотрудничества в манере, не сильно отличающейся от той, в которой работают друг с другом их традиционные партнеры – Индия для России и Америка для Пакистана.
Действительно, в мире, в котором соперничество и сотрудничество идут рука об руку, опрометчивая риторика «стратегического партнерства» мало что значит, а реальный вес в каждых отношениях имеет именно бизнес. Две страны не собираются ограничиваться лишь борьбой с терроризмом. Для того, чтобы их отношения имели реальное содержание, России и Пакистану придется активно развивать свое сотрудничество на основе определенных усилий со стороны Путина, а именно инвестиций в сферы пакистанской энергетики и металлургии.
Можно, конечно, заявить, что на самом деле все это из-за Америки: это она десять лет назад пришла в этот регион, что и привело к последующему сближению России и Пакистана.
До недавнего времени Россия не горела желанием поставлять технику, которую вполне могли отнести к категории наступательной, как Ми-35, и тянула время, возможно, принимая во внимание индийские тендеры на военное оборудование, например, многомиллиардный конкурс на поставку многофункциональных средних истребителей (MMRCA). В 2010 году российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), участвовавшая в тендере, даже заявляла о необходимости запретить вторичный экспорт из Китая в Пакистан 150 турбореактивных двигателей «Климов» РД-93, которые должны были встать на китайские истребители-бомбардировщики Чэнду FC-1 Сяолун (JF-17) – будущую опору ВВС Пакистана, поскольку последние могли стать конкурентом российского Миг-29 на международном рынке. Поскольку Россия потерпела поражение в тендере MMRCA и на других индийских конкурсах, к 2013 году она вернулась к своим обязательствам по поставкам РД-93, а в конце того же года было запущено производство второй партии истребителей JF-17. Все говорит о том, что пакистанцы твердо решили в ближайшие несколько десятилетий полагаться в основном лишь на российские моторы. Если, ко всему прочему, учесть тот факт, что с 2009 по 2012 год Россия поставляла Пакистану самолеты-заправщики Ил-78, становится ясно, что зоны комфорта обеих сторон расширялись уже несколько лет.
Но в настоящее время Россия готова поставлять Пакистану тактическое вооружение, в особенности ударные вертолеты, которые Индия либо разрабатывает сама, либо может купить у американцев. При этом, хоть и нельзя сбрасывать со счетов фактор покупной способности Пакистана (особенно с учетом более низкой стоимости российского вооружения), другой интерес России заключается в том, чтобы заручиться помощью пакистанской стороны в поддержании безопасности энергетической инфраструктуры в различных транзитных зонах региона, например, в Восточном Афганистане.
Еще одним поводом для российско-пакистанского сближения послужило стремление американцев создать такие энергетические транзитные коридоры из Центральной Азии в Индию, как, например, газопровод ТАПИ (из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию). Не так давно Россия выразила заинтересованность в присоединении к проекту ТАПИ и теперь решительно выступает в его поддержку, несмотря на ее параллельные предложения по созданию других нефтепроводов. Россия также стремится к участию в разработке проекта газопровода Иран-Пакистан-Индия. Против этого проекта выступает Белый дом, но у него есть явные перспективы - при условии, что Пакистан согласится гарантировать доставку газа до границы с Индией. Есть и еще один момент. Благодаря связям ТТП с различными террористическими организациями Центральной Азии, Россия может, помимо техники, предложить Пакистану немало информации, которая пригодится ему в борьбе с этой группировкой.
Готовность России продавать вооружения значительно расширяет пространство для маневра, доступное Пакистану в условиях американского давления на стратегическом уровне. Кроме того, хоть Пакистан, безо всякого сомнения, заинтересован в участии в трехсторонних военных проектах с Россией и Китаем – касающихся, например, истребителей JF-17 (которые теперь могут быть экспортированы даже в Мьянму), прямые поставки российского оружия ему тоже очень интересны, поскольку пакистанские военные не хотят полагаться исключительно на китайские образцы.
На самом деле, на фоне активизации террористов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и ухудшения ситуации с внутренней безопасностью в самом Пакистане, китайцы очень избирательно подходят к вложениям в Пакистан. Например, владельцам пакистанских железных дорог, находящихся в ужасном состоянии, пришлось обращаться за помощью к Индии и просить в лизинг до 50 дизельных двигателей для подвижного состава. Пока индийские отрасли стараются подружиться с правительством Наваза Шарифа, чтобы создать необходимые условия для взаимных инвестиций, пакистанские военные все еще надеются на то, что удастся найти более безопасные в политическом плане способы поддержать ослабевающие ключевые отрасли экономики Пакистана, которым явно не обойтись без надежной поддержки иностранного капитала.
Конечно, если взгляды бывшего главнокомандующего пакистанской армии генерала Каяни (Kayani) чего-то стоят, то военные понимают, что Пакистан не может существовать без жизнеспособной экономики. Во времена, когда он еще занимал свой пост, именно Каяни нанес несколько визитов в Россию. Сегодня русских обхаживают со всех сторон как потенциальных инвесторов в крупнейшее предприятие Пакистана, угледобывающую компанию Thar Coal Project, и вместе с тем как стратегических партнеров, с чьей помощью можно будет модернизировать умирающую сталелитейную промышленность этой южно-азиатской страны. Вполне возможно, что Россия действительно окажется политически приемлемым партнером, который сможет помочь Пакистану, страдающему от энергетического кризиса, сразу в нескольких областях.
Для России игра стоит свеч, так как этот сотрудничество поможет ей использовать влияние на Аф-Пак (Афганистан + Пакистан, Af-Pak) для того, чтобы достичь индийских рынков. В самом деле, даже пакистанский порт Гвадар, «жемчужина» КНР (в 2013 году этот порт был передан в ведение китайской государственной компании – прим. ред.), может быть использован в качестве пункта по сжижению природного газа, который будет для Южной Индии дешевле, чем газ из Катара. Тем не менее и России, и Пакистану придется быть более активными для того, чтобы решить давние торговые споры и создать более благоприятные для обеих стран условия.
Безусловно, Индия будет внимательно следить за ходом событий, чтобы выяснить, действительно ли русские в состоянии использовать создаваемые ими в Пакистане взаимозависимые отношения для более тесной энергетической интеграции в регионе. Тот факт, что Россия расширяет своему соседу стратегическое пространство, когда даже саудовцы выдают террористов из Лашкаре-Тайба (одна из самых активных террористических организаций в Южной Азии, базируется в Пакистане – прим.ред.), очевидно, вызовет у Нью-Дели изрядное беспокойство. В этом случае этот вопрос приобретает особенную остроту, так как пакистанцы известны своими избирательными методами борьбы с терроризмом, тогда как многие джихадисты в Сирии и Афганистане в ближайшее время, возможно, начнут искать новые варианты дислокации.
Saurav Jha/ "The Diplomat",Япония)
http://thediplomat.com/2014/07/russias-strategic-pakistan-pl...
Свежие комментарии