Министр обороны поставил задачу удвоить количество Ан-124
Министр обороны Сергей Шойгу на совещании в Ульяновске поставил задачу перед ОАК и военными удвоить к 2025 году число тяжелых транспортных самолетов Ан-124. Минобороны, ПАО «Ил» и ОАК задачу не комментируют, между тем специалисты полагают, что речь идет о восстановлении летной годности самолетов Ан-124, находящихся в ВТА «на приколе» в связи с отсутствием двигателей Д-18 Т, которые производились на украинском заводе «Мотор Сич» и иных комплектующих или вследствие непрохождения доработок.
Судя по всему, производить модернизацию этих самолетов предстоит ульяновскому «Авиастару». Эксперты считают, что задание министра для «Авиастара» будет сложным, но выполнимым.В ходе рабочей поездки в Ульяновск министр обороны РФ Сергей Шойгу проверил выполнение гособоронзаказа на ульяновском самолетостроительном заводе «Авиастар» (филиал ПАО «Ил»), сообщило в среду на своем официальном сайте Минобороны РФ. Как отмечает ведомство, господин Шойгу «проинспектировал процесс производства самолетов Ил-76 МД90 А, а также ремонта и обслуживания самолетов Ан-124–100».
Как отмечается в сообщении, в ходе осмотра производства Сергей Шойгу поинтересовался типом двигателей, «которые планируется устанавливать на перспективные модели тяжелых транспортных самолетов, а также при проведении ремонта и модернизации Ан-124–100», на что командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов доложил, что «сейчас существует два варианта комплектации: либо модернизированный Д-18 Т, либо ПД35».
В ходе закрытого совещания с руководством авиапрома и ВТА министр обороны заявил о необходимости наращивания возможностей ВТА, отметив, что с учетом СВО загруженность ВТА «увеличилась фактически в разы» и продолжает увеличиваться, в связи с чем отметил, что «необходимо рассмотреть все вопросы по тяжелым транспортным самолетам Ан-124». «К 2025 году их количество мы должны удвоить за счет того, что у нас теперь уже появились и двигатели, у нас есть возможности и мощности для модернизации этих самолетов. К 2025 году их надо удвоить»,— подчеркнул министр обороны.
В России единственным производителем тяжелых транспортных самолетов Ан-124 был самолетостроительный завод «Авиастар» (до 1992 года — Ульяновский авиационно-промышленный комплекс). Разработчиком с советского времени было ОКБ имени Антонова (в последствии — ГП «Антонов», Киев). Часть самолетов Ан-124 производилась Киевским авиационно-промышленным объединением. В 2004 году производство самолетов Ан-124 было окончательно прекращено. Сейчас «Авиастар» полностью перепрофилирован под производство Ил-76 МД90 А. В то же время завод по гособоронзаказу продолжает вести модернизацию, а также ремонт и обслуживание самолетов Ан-124 ВТА.
Судя по всему, министр обороны, говоря об удвоении Ан-124 к 2025 году, имел в виду необходимость восстановления летной годности самолетов Ан-124, находящихся «на приколе» в ВТА из-за отсутствия двигателей Д-18 Т, комплектующих и в ожидании модернизации. По данным открытых источников, в полку Ан-124 ВТА числится 23 самолета Ан-124, из которых в состоянии летной годности 11 самолетов. В Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) от комментариев отказались, на запрос «Ъ» не ответили. В то же время собеседник в ОДК заметил, что пока речи о поставках ПД35 быть не может, еще продолжаются опытно-конструкторские работы, идут испытания газогенератора будущего двигателя.
Получить комментарии Минобороны по этому поводу не удалось. Телефоны пресс-служб Минобороны и ВКС не отвечали, на запрос «Ъ» ведомство в среду не ответило. В ОАК, в ПАО «Ил» и на «Авиастаре» от комментариев отказались.
Собеседник «Ъ», близкий к «Авиастару» и знакомый с ситуацией по Ан-124 ВТА, подтвердил, что основные причины простоя самолетов в ВТА — непрохождение модернизации и отсутствие двигателей Д-18 Т на замену отработавших межремонтный ресурс, поскольку украинское предприятие «Мотор Сич» больше двигатели в Россию не поставляет. Сейчас, как отмечает источник, ремонт Д-18 Т освоил один российский завод, комплектующие для них изготавливает и поставляет ряд предприятий, входящих в «Ростех». Однако, по мнению источника, возможностей может не хватить, чтобы за год обеспечить поставку такого числа отремонтированных Д-18 Т.
В то же время источник «Ъ» на «Авиастаре» заметил, что «действительно, прежде не хватало двигателей под самолеты Ан-124, которые проходили ремонт и ТО на „Авиастаре“, но теперь двигатели появились, значит, можно будет увеличить и количество самолетов, проходящих ремонт и ТО». «В год „Авиастар“ проводит ремонт двух-трех Ан-124, значит, будет делать как минимум шесть. Если задача будет поставлена и будут двигатели, завод это потянет, кадры доберут»,— сказал собеседник.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев сказал «Ъ», что «Россия решила основные технические проблемы, связанные с обеспечением парка „Русланов“ двигателями, что дает возможность провести на „Авиастаре“ капитальный и восстановительный ремонт ранее простаивавших Ан-124. Заметив, что не владеет информацией о необходимом количестве двигателей для ремонта, господин Пантелеев не стал оценивать возможности российских предприятий для исполнения задачи, поставленной Сергеем Шойгу. В то же время он сказал, что для «Авиастара» «эта задача сложная, но выполнимая», поскольку сама технология ремонта «Русланов» на заводе уже отлажена, «вопрос, наверное, будет только в необходимости обеспечения достаточного количества основных производственных рабочих». «И те усилия, которые предпринимают ОАК и областное правительство для привлечения кадров, обучения персонала и обеспечения их жильем, сейчас будут очень кстати»,— заметил эксперт. По его мнению, двигатели Д-18 Т при отлаженной технологии ремонта смогут прослужить вместе с планером Ан-124 еще много лет, а двигатель ПД-35, о котором говорил главком ВТА, скорее всего, можно будет рассматривать в облике, готовом для постановки на самолет, лишь к концу десятилетия, и использовать его на будущих перспективных моделях сверхтяжелых транспортных самолетов.
Сергей Титов, Ульяновск
Свежие комментарии