Мало кто знает, что Балаклавское сражение и последующая оборона Севастополя стали местом первого в истории военного фоторепортажа, сделанного одним английским фотографом – Роджером Фентоном.
1. Вид Балаклавы, на заднем фоне стоят английские корабли.
Аппаратура была тяжела и громоздка. Фентон остроумно решил проблему передвижения: сконструировал конный «Фотографический фургон» — по крайней мере, так гласила надпись на его бортах. Повозка одновременно являлась и ,так необходимой, темной кабиной.
2. Тот самый фургон.
В мае 1855 года Фентон со своей повозкой появился вблизи Севастополя и в короткие сроки сделал до 800 боевых снимков. От высоких температур колодион (вещество, применяемое в те времена при фотографировании) кипел в баках, внутри кабины было особенно душно, приходилось ожидать прохладных дней. Впрочем, сложности такого рода случались с англичанами на съемках в Египте. Точно неизвестно, сколько времени Фентон провел в Крыму. После отхода от Севастополя русских войск в 1856 году там появился еще один англичанин-фотограф – Джеймс Робертсон.
3. Английский военный лагерь.
Вскоре после окончания войны в Париже и других европейских столицах появились в продаже наборы карточек отснятых Фентоном и Робертсоном. Понятие «фотоальбом» в те времена еще не существовало, снимки продавались отдельными листами или комплектами как гравюры. Отдельные листы были наклеены на паспарту, но комплекты покупатель оформлял по своему вкусу. Для этого приходилось обращаться в специальные мастерские, где уже изготавливался заказной альбом.
4. Английский военный корабль стоит на пристани в Балаклавской бухте.
На плотных листах отпечатки, размером приблизительно 18х24 сантиметра. Они плохо сохранились из-за фотохимических недостатков, на многих появились пятна, иные почти выцвели или приняли желтоватый оттенок. Но часть из них вполне зримо передает события легендарной обороны. Все, что могло двигаться – мачты кораблей, фигуры людей – на снимках несколько смазано, но неподвижные объекты переданы с большой четкостью.
5. Офицеры во время совещания.
Первые восемь видов сделаны вблизи Балаклавы, в местечке Кадикиой, где располагались базы, резервные лагеря и госпитали англичан. Затем мы видим Балаклавскую бухту с останками эллинских укреплений и с чужеземными кораблями десанта. Здесь же войсковые палатки, английское кладбище, одна из батарей бомбардировавших город. Но особый интерес вызывают снимки, на которых представлены русские редуты после отхода войск.
6. Редут после боя.
Вот батарея мортир, подобная той которой приходилось командовать подпоручику Л. Н. Толстому. Далее – вид на бухту, а вблизи от нее лишь руины зданий, да израненная земля. Особой известностью пользовался Трактирный мост, возле которого на Федюхинских высотах располагались французские войска, и где произошло кровавое сражение «при Черной речке» не давшее преимуществ ни одной стороне.
7. Тот самый знаменитый трактирный мост.
Один из сюжетов показывает полуразрушенный блиндаж генерала Памфилова на 3-м бастионе. Есть и Воронцовский овраг – в нем накапливались русские резервы, и дно его буквально усеяно вражескими ядрами, так сильна была неприятельская канонада. Но еще страшнее выглядит Малахов курган, подвергшийся непрерывным бомбардировкам.
8. Воронцовский овраг, засыпанный вражескими ядрами.
Далее представлены руины Севастополя, разбитые корабельные доки, взорванные форты. До войны в городе было около пятидесяти тысяч жителей, но после осады осталась едва ли десятая часть. Вот такой он первый военный фоторепортаж в истории.
9. Руины севастопольских солдатских казарм.
10. Разбитый блиндаж коменданта редута.
11. Русская батарея после бомбардировки.
12.Майор ПерсиАрчер Батлер 28-го полка.
13.Полевой поезд конной артиллерии.
14.Долина смерти.
15.Генуэзская крепость в Балаклаве.
16.Батарея.
17.Офицеры 71-го горного.
18.Группа 4-го гвардейского драгунского полка.
19.Зуавы.
20.Военный совет в штаб-квартире Реглана.
21.Хорватский командир.
22.Солдаты хорватской бригады.
Свежие комментарии