На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр
    Стерилизовали нас крепко. Но с инфляцией, зато, мы покончим. А что надо - купим.«Аэробусы» крепко...
  • Юрий Слитинский
    Появятся? а кадры откуда возьмут? а вражеские диверсанты из Айрбаса ведь не спят, всё, что творится в авиапроме хорош...«Аэробусы» крепко...
  • Ирина Белова
    Аффтар, посыпь голову пеплом и иди покупай телегу - с таким настроем тебе на самолетах не летать, похоронщик-пустозво...«Аэробусы» крепко...

Этот день в авиации. 16 августа

Этот день в авиации. 16 августа

Этот день в авиации. 16 августа

1914 - Родился Павел Степанович Кутахов — советский военачальник, Главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (1 мая 1943, 12 августа 1984), лауреат Ленинской премии (1983), Заслуженный военный лётчик СССР (1966).

В 1934 году после окончания школы ФЗУ был направлен на авиационный завод № 31 имени Димитрова.

Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. В августе 1935 года по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу лётчиков. Начинал летать на самолёте «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Сделал несколько вылетов во время вторжения в Польшу.

Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боёв был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернувшись в расположение советских войск.
На момент начала Великой Отечественной войны лейтенант Кутахов был командиром звена истребителей, дислоцированного в районе Выборга. Здесь он открыл свой счёт побед, сбив немецкий самолёт. Позднее был переведён на Карельский фронт, где сначала был заместителем командира, затем — командиром эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги.


Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.Был одним из известнейших лётчиков-истребителей Карельского фронта. Газета «Боевая вахта» в мае 1943 года писала:«За 22 месяца боевой работы на нашем фронте Герой Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошёл трудный путь совершенствования своего мастерства.
За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных лётчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов. Среди них вечной славой сияет имя Героя Советского Союза Ефима Кривошеева».
Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов лично и 28 с напарниками. Был удостоен многих наград.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году майор Кутахов командовал гвардейским полком. В его полку было десять Героев Советского Союза.
В 1944 году король Георг VI наградил гвардии майора Кутахова орденом Британской империи 4-го класса за высокое лётное мастерство и подвиги при охране северных конвоев.
После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские лётно-тактические курсы в Липецк. Закончил их с отличием в 1949 году и получил назначение в группу советских войск в Германии. Занимал должность командира авиационной дивизии.Потом был переведён в Прибалтику, где осваивал сверхзвуковые истребители. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба. С августа 1961 года по июль 1967 года командующий 48-й воздушной армией ОдВО. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».
В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации.Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.
Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище...

 

Этот день в авиации. 16 августа
1916 - Основан завод "Дека" (сокращение на тогдашний манер "Дюфлон - Константинович") в Александровске (Запорожье), ныне Омское моторостроительное предприятие им. Петра Ионовича Баранова.
Этот день в авиации. 16 августа
1916
 - Впервые взлетел одноместный истребитель Germania JM (Jagdmaschine) немецкой фирмы Germania-Flugzeugwcrke GmbH из Лейпцига. Истребитель JM представлял собой одноместный одностоечный биплан, оснащенный двигателем Argus As I мощностью 100 л.с. Его проект, разработанныйJ. Egwin Leiber, был основан на испытаниях в аэродинамической трубе модели фюзеляжа конфигурации Walfisch, конструкции Gottingen Самолет набирал высоту в 1000 м за 4 мин., 2000 м - за 11 мин., 3000 м - за 19 минут. Практически после этого испытания были свернуты и ни о каком серийном производстве речи не шло.

Этот день в авиации. 16 августа

1920 - Родился Леонид Игнатьевич Беда — дважды Герой Советского Союза (26 октября 1944, 29 июня 1945), заслуженный военный лётчик СССР (17 августа 1971), генерал-лейтенант авиации (1972).

В 1966—1968 — заместитель, в 1968—1972 — 1-й заместитель командующего 26-й воздушной армией (Белорусский военный округ). С февраля 1972 года — командующий авиацией Белорусского военного округа.

Жил в Минске (Белоруссия). Погиб 26 декабря 1976 года в автомобильной катастрофе вместе с председателем Президиума Верховного Совета Белоруссии Ф. А. Сургановым. Похоронен на Восточном кладбище в Минске...
 
Этот день в авиации. 16 августа
1921
 - Поднялся в воздух с Боденского озера первый вариант лодки Dornier Do.A Libelle (Wnr.31), получившей наименование Libelle I. В след за ним было изготовлено ещё шесть экземпляров - D-326 (Wnr.32), D-327 (Wnr.36), D-352 (Wnr.37), D-275 (Wnr.38), D-274 (Wnr.39) и D-328 (Wnr.40) . Все они, кроме D-275, были оборудованы одним 55-ти сильным двигателем Siemens Sh 4, а на D-275, предназначенный для Швеции, установили Siemens Sh 5.
Для зарубежных заказчиков была выпущена версия Libelle II, отличавшаяся от первой конструкцией носовой части, лучше защищавшей от брызг, и более мощными двигателями (по выбору заказчика устанавливались Blackburn Cirrus Mk III или Siemens Sh 11). Только один (D-907, Wnr.61) из семи произведенных экземпляров остался в Германии, остальные были проданы за рубеж. В течении 1921-1929 года фирма Dornier Metallbauten выпустили 14 лёгких многоцелевых летающих лодок, экспортировавшихся затем во многие страны, включая Швецию, Бразилию, Новую Зеландию, Австралию, Японию и Фиджи.
Этот день в авиации. 16 августа
1923
 - Совершил свой первый полёт американский бомбардировщик NBL-1 (Night Bombing Long-Range, Type 1). В этот день бомбардировщик совершил ещё несколько вылетов. Бомбардировщик NBL-1был построен на заводе компании в Нью Джерси, а потом частями на грузовиках перевезён на аэродром Райт Филд около Дейтона. Это был шестимоторный бомбардировщик, разработанный фирмой Engineering Division под руководством Вальтера Барлинга (отсюда и второе, более распространенное в США название самолёта Barling Bomber- бомбардировщик Барлинга). Как следует из названия самолёт предназначался для ночных бомбардировок и мог нести до 2268 кг бомб. Ёмкость топливных баков - 7570 литров. Экипаж состоял из шести человек (пилота, второго пилота, штурмана и трёх стрелков), а оборонительное вооружение - из трёх стрелковых точек (по одному спаренному Льюису калибра .303 на установке Скарфф). Четыре из шести 12-цилиндровых Либерти были тянущими, а остальные два - толкающие. В июне 1920 года командование американской армии подписало контракт на постройку двух прототипов, однако после того как узнали стоимость постройки, то уменьшили до одной машины.
Этот день в авиации. 16 августа
1932
 - На аэродроме Бруклендс состоялся первый полёт биплана "Тип 253", в будущем бомбардировщика Vickers 253 G.4/31.
 
Этот день в авиации. 16 августа

1938 - Родился Олег Григорьевич Кононенко — Заслуженный лётчик-испытатель СССР(15.08.1980), космонавт-испытатель Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова.

В 1956 окончил Ростовский аэроклуб и Ростовский авиационный техникум. Был неоднократным чемпионом СССР по авиамодельному спорту. В 1958 окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ (г.Саранск). В 1959-1962 - лётчик-инструктор Вязниковского учебного авиационного центра ДОСААФ. В 1962-1965- лётчик-инструктор Ростовского аэроклуба. В 1965-1966 - пилот ГВФ. В 1966 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей, в 1975 - Московский авиационный институт. 
С марта 1966 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл ряд сложных испытаний на вертолётах Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, а также на самолёте Як-38 по тематике института. Был одним из первых лётчиков-испытателей в программе «Спираль». Тренировался в ЦПК им. Ю.Гагарина в 1979-1980 годах для полётов на ОК «Буран». С 1972 участвует в испытаниях СВВП Як-36М/38. 18 мая совершает первую посадку Як-36М на палубу нового ПКР «Киев». Осенью 1978 первым опробует взлёт с коротким разбегом (ВКР) на сухопутном аэродроме. Во время отработки ВКР с ТАКР «Минск» в акватории Уссурийского залива 27 декабря 1979 года самолёт Як-38У N0303 (борт «09»)потерпел аварию. Лётчики катапультировались буквально из воды. М.С.Дексбах опустился на палубу под куполом еле успевшего наполниться парашюта, а Кононенко - в воду, откуда его выловили спасатели с корабля сопровождения. Причиной аварии явился неповорот сопел подъёмно-маршевых двигателей (ПМД) во взлётное положение в процессе разбега. Отказ произошёл из-за переменного контакта в электроцепи управления положением сопел ПМД. 
Погиб 8 сентября 1980 года при выполнении испытательного полёта на Як-38. Отработку ВКР при повышенной влажности и температуре воздуха проводили на «Минске» в Южно-Китайском море. 8 сентября 1980 г. в районе 8° северной широты и 108° восточной долготы при выполнении очередного короткого взлёта Як-38 N0307 сошёл с палубы с потерей высоты, ударившись колесами об ограничительный брус, и ещё минуту шёл в фонтане брызг над самой водой. У лётчика-испытателя Кононенко времени катапультироваться было более чем достаточно, однако до последней секунды он пытался набрать высоту и спасти машину. Попытка спасения лётчика с помощью дежурившего в воздухе вертолёта-спасателя не удалась, и Як-38 затонул вместе с лётчиком. Изучение причин катастрофы в ЛИИ и ЦАГИ показало, что торможение ветрового потока над палубой могло повлечь за собой снижение подъёмной силы крыла, приведшее к потере скорости и удару о палубу. После этого cлучая на самолёте провели ряд доработок, повышающих надежность системы поворота сопел ПМД, и уточнили методику ВКР.

О.Г.Кононенко был не только лётчик-испытатель, но также и отобранный кандидат в группу космонавтов ЛИИ, готовившуюся к полётам на "Буране".Олег даже начал подготовку методом сборов в Звёздном, но завершить её помешала его гибель в испытательном полёте на Як-38.

Похоронен в городе Жуковском на Быковском мемориальном кладбище...

Этот день в авиации. 16 августа
1939 - Родился(в городе Комсомольск-на-Амуре в семье служащего) Валерий Викторович Рюмин — советский и российский космонавт, бортинженер космических кораблей «Союз-25», «Союз-32» («Союз-34») «Союз-35» («Союз-37») и орбитальной станции «Салют-6», специалист полёта шаттла «Дискавери» (STS-91), лётчик-космонавт СССР № 41, дважды Герой Советского Союза(19 августа 1979, 11 октября 1980).

Лётчик-космонавт летал в качестве бортинженера: трижды – на советских кораблях серии «Союз» и 1 раз – на американском шаттле «Дискавери» как специалист полёта. Рюмин совершил свой заключительный полёт в космос на "Дискавери" с целью проверки произведённого перед этим ремонта станции "Мир". После этого полёта, который Рюмин совершил в возрасте 58 лет было принято решение о возможности дальнейшей эксплуатации "Мира" ещё на 5 лет. Но из-за отсутствия финансирования и решения руководства РФ строить вместе с американцами МКС, станцию  Мир затопили.Совершив этот полёт в возрасте 58 лет, он стал также самым пожилым космонавтом в России, побывавшим на орбите (до этого отечественный рекорд на протяжении 3 лет принадлежал Геннадию Стрекалову, а в 2013 году это достижение превзошёл Павел Виноградов). Жена В. В. Рюмина — лётчик-космонавт РФ, Герой РФ Елена Владимировна Кондакова.Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза В. В. Рюмина установлен на его родине.

Этот день в авиации. 16 августа

1939 - Французский средний бомбардировщик Амио 370 побил рекорд,установленный ранее итальянцами на самолёте SM.82PD, пролетев 10 000 км при средней скорости 311 км/ч.
Этот день в авиации. 16 августа
1943
 - Под управлением пилота Мориса Хюреля совершил первый полёт французский средний транспортный самолёт SNCASO SO.90 Cassiopee . Самолёт SO.90 Cassiopeeбыл создан французскими инженерами в период немецкой оккупации. По замыслу создателей SO.90 должен был представлять собой недорогую и простой в эксплуатацию машину, предназначенную для выполнения грузо-пассажирских перевозок. Немецкая администрация не стала препятствовать проектированию и постройке SO.90, но в ноябре 1942 года недостроенный прототип был конфискован ими. Хотя постройка опытного экземпляра несколько притормозилась, весной 1943 года SO.90 выкатили на лётное поле. Подробной информации об испытаниях и эксплуатации самолёта пока нет, но точно известно, что в конечном итоге SO.90 оказался в Алжире.


Этот день в авиации. 16 августа
 
1944 - Первый полёт германского реактивного бомбардировщика «Юнкерс» Ju-287V-1с аэродрома Брандис около Лейпцига. Лётчик-испытатель гауптман З. Хольцбауэр. Ju-287 стал первым средним реактивным бомбардировщиком.
Крыло самолёта имело обратную стреловидность. Во время лётных испытаний развил скорость 645 км/час. Взлётный вес составлял 20 000 кг, вес пустого - 12 500 кг.


Этот день в авиации. 16 августа

1945 - Погиб лётчик-испытатель Виктор Леонидович Расторгуев - на Як-3РД. После выключения ЖРД самолёт набрал высоту 2500, сделал «площадку» и плавно перешёл в планирование, угол которого стал постепенно увеличиваться. На пикировании, сначала почти отвесном, а у земли 45…50°, самолёт врезался в землю у посёлка Сокол (сейчас станция метро Сокол). Этот эпизод хорошо описан в книге лётчика-испытателя В. И. Шелеста «Лечу за мечтой».

Причину катастрофы установить не удалось, но достоверно, что не было взрыва РД, пожара или явного разрушения самолёта в воздухе. В акте комиссии высказано предположение, что причиной катастрофы могла быть потеря лётчиком способности управлять самолётом или поломка в системе управления рулём высоты.

Не совпадает с официальной версией рассказ лётчика-испытателя Л. И. Тарощина: «— К вечеру дело было. Виктор Расторгуев собирался уже домой уезжать. Как был, в костюмчике, решил сделать контрольный полёт. Сел в машину, взлетел, — а там лопнула керосиновая труба. Жидкость была — керосин и азотная кислота — и его всего искупало керосином. Он вернулся домой уже вечером, в комбинезоне. Мы жили в домах рядом, он пришёл ко мне и говорит: „Отвези меня утром на машине на станцию. А то я в комбинезоне“. Я говорю: „Хорошо“, и в 6 утра его повез. В этот день должна быть репетиция, и он мне говорит: „Убьёт он меня на этом старье“. Так и получилось. Если вчера лопнула керосиновая труба, то сегодня лопнула с азотной кислотой. А она удушающая. Я такое попробовал: в хвосте выключаешь, оттуда сразу тянет. Страшная вещь эта азотная кислота: И так Виктор в районе „Сокола“ летел, летел, летел в землю, и погиб…»

Дочь В.Л.Расторгуева — Галина Викторовна тоже стала известным лётчиком-испытателем. Она поставила ряд международных рекордов на вертолётах.

Виктор Расторгуев похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище...

Этот день в авиации. 16 августа

1947 - Под управлением Расса Бэннока впервые поднялся в воздух опытный лёгкий транспортный самолёт de Havilland Canada DHC-2 Beaver (бобр). Он был сертифицирован в Канаде в марте 1948 года. Самолёт Beaver I со звездообразным двигателем Pratt & Whitney R-985, проектировался в Торонто в конце 1946 года и вскоре начал эксплуатироваться. Было построено 1657 самолётов Beaver I, не менее 980 машин поставлены Вооруженным силам США (получившим обозначение L-20, после 1962 - U-6) и 46 самолётов - британской армии.

Этот день в авиации. 16 августа
1952 - Первый полёт турбовинтового среднемагистрального авиалайнера Bristol Type 175 Britania, рассчитанного на 140 пассажиров в Филтоне под управлением А. Дж. Пегга.
В 1943 году комитет лорда Брабазона разработал план развития британской гражданской авиации после Второй мировой войны. Контракты на разработку Type I (трансокеанский авиалайнер повышенной комфортности) и Type III (среднемагистральный четырёхмоторный авиалайнер) выиграла Bristol Aeroplane Company. По спецификации Type I был разработан неудачный Type 167 Brabazon, а для Type II компания представила проект Type 175 Britannia.
Это был цельнометаллический низкоплан с 4 × турбовинтовыми двигателями Bristol Proteus 765 (4450 л.с., в варианте Series 310). Крейсерская скорость — 575 км/ч, дальность полёта — 7130 км. Брал на борт до 139 пассажиров.
За 8 лет производства построили 85 авиалайнеров Bristol Britannia всех версий. Крупнейшим эксплуатантом стала авиакомпания BOAC (50 самолётов). Также эти авиалайнеры экспортировались в 20 стран мира. Дольше всего их эксплуатировала кубинская Cubana de Aviación — до марта 1990 года.

Tu-123Tupolev.jpg

1960 - Постановление Совета Министров СССР о создании системы дальней беспилотной разведки, получившей официальный шифр ДБР-1 "Ястреб" ("Ястреб-1") с беспилотным разведчиком "самолётом 123" (Ту-123). При проектировании нового комплекса максимально были использованы работы и практические заделы по "самолёту 121". В тоже время разработчики новой беспилотной разведывательной системы столкнулись с целым рядом специфических проблем, значительно изменивших облик элементов исходного ударного комплекса: необходимо было разработать новую длиннофокусную аэрофотоаппаратуру, с высокой разрешающей способностью, позволяющей при полётах на рабочих высотах различать на полученных фотоснимках отдельные образцы боевой техники сухопутных войск
Этот день в авиации. 16 августа
1960 - Капитан американских ВВС Джозеф Киттинджер в небе над Туларозой (шт. Нью-Мексико, США) установил четыре мировых рекорда:
1. Высота полёта на стратостате – 31 333 метра.
2. Свободное падение с высоты 31 333 метра.
3. Самое длительное свободное падение – 4 минуты 36 секунд (со стабилизирующим парашютом)
4. Самая высокая скорость падения – 988 км в час.
Порог люка гондолы был украшен надписью “Самая высокая ступенька в мире”.
14 октября 2012 года три из четырёх рекордов побиты австрийцем Феликсом Баумгартнером. Рекорд свободного падения устоял: Баумгартнер летел 4 минуты 20 секунд (против 4 минут 36 секунд Киттингера. Важно отметить, что Феликс падал без стабилизирующего парашюта).
Этот день в авиации. 16 августа
1962
 - Официально принят армией США первый серийный вертолёт CH-47A Chinook.

Этот день в авиации. 16 августа

1963 - Катастрофа опытного самолёта Бе-10, КК ст. л-т Кузьменко Ф.Ф.

На взлёте с гидроаэродрома Донузлав из-за ошибки лётчиков в технике пилотирования столкнулся с водной поверхностью. 2 члена экипажа погибли, КК выжил. В тот день этот же самолёт сначала облетал заместитель командира эскадрильи к-н Элян, у которого замечаний по работе матчасти не возникло. После этого, в соответствии с плановой таблицей, к выполнению полёта на этой же летающей лодке приступил экипаж ст. л-та Ф.Кузьменко, Разбег Бе-10 происходил нормально, но после отрыва самолёт перешёл в набор высоты с большим углом, потерял скорость, свалился и с креном столкнулся с водой. Лётчик и штурман погибли. Для выяснения причин лётного происшествия прибыл командующий авиацией ЧФ генерал-лейтенант авиации Александр Алексеевич Мироненко.Он до появления Бе-10 на гидросамолётах не летал, но был настоящим лётчиком и посчитал своим долгом освоить эту неординарную машину, однако полагаться на объективность генерала при расследовании катастрофы не приходилось. Редко когда при анализе лётных происшествий руководителям подобного уровня удавалось избежать психологического давления на подчиненных. Так оказалось и в этом случае.
Когда подняли обломки самолёта, то обнаружили триммер руля высоты, установленный в положение 4° на кабрирование, хотя согласно инструкции, его перед взлётом следовало устанавливать только на 2°. Однако лётчики полка опытным путём пришли к заключению, что на этом экземпляре Бе-10 триммер следует устанавливать именно на 4°. Когда Мироненко выяснял у Эляна, в каком положении триммера он производил облёт, тот признался, что устанавливал 4°. Затем капитан под нажимом экспансивного командующего, который отличался ещё и звучным голосом, заявил, что устанавливал на положенные 2°.
На основании столь "объективного" расследования был сделан вывод, что Кузьменко нарушил инструкцию, и это стало причиной лётного происшествия. Не исключено, что трагедия могла произойти из-за отката сиденья лётчика в заднее положение. Как мы помним, такая же версия высказывалась в 1961 г, при расследовании таганрогской катастрофы. Кроме того, однажды по такой же причине сам Мироненко вынужден был прекратить взлёт на Бе-10.
После этого события недоверие к самолёту существенно возросло, и, судя по всему, полёты на Бе-10 в авиации ЧФ больше не производились. Машина так и не была принята на вооружение.

Этот день в авиации. 16 августа
1963
 - (по 30 марта 1964) начались государственные испытания постановщика помех Ту-22П. Ведущими по машине были инженер А.И. Заленевский, летчик С.М. Тимонин, штурман В.И. Царегородцев и радист-оператор Э.А. Коваленко. Возглавлял государственную комиссию генерал-полковник авиации Иван Лукич Туркель. Столь длительный срок испытаний (хотя было выполнено всего 17 полётов) объяснялся различными доработками и ликвидацией последствий поломок, избежать которых не удалось. Машина предназначалась для подавления наземных и корабельных РЛС дальнего обнаружения, целеуказания управляемым реактивным снарядам и наведения истребителей с целью защиты боевых порядков самолетов-разведчиков и ракетоносцев, преодолевавших ПВО противника в сложных метеоусловиях. Самолёт мог создавать активные и пассивные помехи РЛС, работавшим в различных диапазонах волн. Ту-22П комплектовались РЛС "Рубин-1А", предназначавшейся не только для бомбометания, но и позволявшей наблюдать за земными ориентирами и самолётами, находившимися на удалении, равном высоте полёта постановщика помех, а при полёте над водной поверхностью и малоориентирной местностью- до 17-20 км. В распоряжении экипажа имелся и звездно-солнечный ориентатор БЦ-63.
Постановщик помех внешне отличался от бомбардировщиков и разведчиков обилием антенн на фюзеляже и крыле. После установки системы дозаправки топливом в полёте самолёт получил обозначение Ту-22ПД.
Этот день в авиации. 16 августа
1963 - Состоялся первый полёт летательного аппарата с несущим корпусом NASA M2-F1 с использованием самолёта-буксировщика. В кабине M2-F1 находился пилот М. Томпсон. C-47 вывел опытную машину на заданную высоту и разогнал её до требуемой скорости, после чего произошла отцепка, а испытатель приступил к выполнению полётного задания. На безопасной высоте М. Томпсон проверил управляемость и манёвренность машины, после чего снизился и пошёл на посадку. Первый свободный полёт прошёл без особых проблем и длился всего 2 минуты. До этого были подлёты с автомобилем-буксировщиком.
Этот день в авиации. 16 августа
1966
 - Иракский лётчик Мунир Радфа на самолёте МиГ-21Ф-13 перелетел из Ирака в Израиль. Это был один из 26-и поставленных в эту страну истребителей МиГ-21Ф в Ирак. Там самолёт основательно изучили как в воздухе, так и на земле, а затем передали его в США, где он испытывался с 23 января по 8 апреля 1968 г.
 
Этот день в авиации. 16 августа
1972
 - Приказ МАП о создании МиГ-25РД. МиГ-25РД (изд.99) - опытный вариант разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30Ф-6, разрабатывавшимися для перехватчика Е-155МП (МиГ-31). Сборка завершилась в апреле 1976 года, в июне того же года самолёт был перебазирован на ЛИС и проходил испытания до 1978 года. Были получены значительное повышение дальности полёта на дозвуковых скоростях и увеличение скороподъёмности. Отработанная на изд.99 новая силовая установка нашла применение на истребителях-перехватчиках МиГ-31, вследствие чего использование её на самолётах типа МиГ-25 было признано нецелесообразным.
Этот день в авиации. 16 августа
1979
 - Начались совместные государственные испытания А-50 дооборудованного штатным РТК. Поскольку на летающей лаборатории испытали только малую часть радиоэлектронной аппаратуры, А-50 в первый период испытаний фактически стал стендом для наземной отработки радиотехнического комплекса, надёжность которого на первых порах оставляла желать лучшего.
Основное оружие нашего А-50 - мощный радиотехнический комплекс "Шмель",

Этот день в авиации. 16 августа
1980 - Первый полёт учебно-тренировочного штурмовика Embraer EMB-312 Tucano.

Этот день в авиации. 16 августа
1981 - На вооружение ВВС США поступил первый бомбардировщик B52G Stratofortress, способный нести крылатые ракеты.

Этот день в авиации. 16 августа
1984 - Состоялся первый полёт среднемагистрального ATR42-300.

Этот день в авиации. 16 августа
1987 - Катастрофа MD-82 в Детройте. McDonnell Douglas MD-82 а/к Northwest Airlines выполнял рейс из Детройта в Финикс. Но сразу после взлёта не смог набрать высоту, ударился о фонарный столб, опрокинулся влево и упал на автодорогу, проскользив по которой, врезался в путепровод... Всего в катастрофе погибли 156 человек, единственная выжившая на борту лайнера — 4-летняя Сесилия Сичан Крокер.

Этот день в авиации. 16 августа
1988 - Первый полёт высотного разведчика М-55 "Геофизика" ОКБ им. Мясищева; Заслуженный лётчик-испытатель Эдуард Николаевич Чельцов, Смоленский авиазавод.

Этот день в авиации. 16 августа

1989 - Боинг-747 "Канберра" авиакомпании "Квонтос" установил абсолютный рекорд дальности беспосадочного полёта. Следуя из Лондонского аэропорта Хитроу в Сидней, он покрыл за 20 ч. 9 мин. расстояние в 18001 км
mi-26tp.jpg
1994
 - В Ростове впервые поднялся в воздух экспериментальный противопожарный вертолёт Ми-26ТП. Он предназначен для тушения пожаров, в т.ч. промышленных, во всех физико-географических местностях, доставки различной специальной техники и десанта. В состав противопожарного оборудования входят: рабочее место оператора; 4 ёмкости для воды (суммарным объёмом 15 м3); 2 ёмкости для химических добавок (0,9 м3); система их наддува до 1,4 кг/см2; система слива огнегасящей жидкости; система дозировки химдобавок. На вертолёте также установлены тепловизор, система спутниковой навигации, средства индивидуальной защиты экипажа и связи с наземными пожарными подразделениями. По заявлению разработчиков, для переоборудования базовой версии в противопожарный комплекс требуется всего 1 ч. Сброс воды производится за 35-45 с, а заправка на земле занимает не более 2 мин.

Этот день в авиации. 16 августа
1995 - Мировой рекорд скорости в кругосветном перелёте – 1.305,93 км/ч; французский экипаж - М. Дюпон и К. Этрю на «Конкорде». Рекорд не превышен.

Этот день в авиации. 16 августа
1995 - ОАО «Авиастар» выпущен первый магистральный пассажирский Ту-204-100 с двигателями ПС-90А.

Этот день в авиации. 16 августа
1996 - Состоялась выкатка многоцелевого ударного Ми-28Н - доработанного Ми-28 с круглосуточным боевым применением.

Этот день в авиации. 16 августа
2009 - Авиакатастрофа в Подмосковье. Во время тренировочного полёта перед авиасалоном МАКС-2009 в районе аэродрома Раменское столкнулись и разбились два Су-27 эскадрильи «Русские Витязи». Погиб командир эскадрильи Игорь Валентинович Ткаченко - начальник 237-го гвардейского Центра показа авиационной техники ВВС России, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный лётчик-снайпер, Герой РФ(2009, посмертно), гвардии полковник. Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах... Су-27УБ, в котором находились Игорь Ткаченко и старший штурман ЦПАТ Игорь Куриленко, столкнулся с Су-27, пилотируемым Виталием Мельником. В результате падения самолёта Ткаченко и последующего за этим пожара на земле погибла жительница посёлка «Сосны-2», ещё 4 человека получили ожоги. Все трое лётчиков обеих машин катапультировались.
Причина, по которой, несмотря на катапультирование, погиб Игорь Ткаченко, достоверно не озвучена.
По некоторым данным, система катапультирования Игоря Ткаченко была повреждена во время столкновения самолётов, и парашют не раскрылся; по версии некоторых очевидцев, парашют загорелся в воздухе; по версии специалистов НПП «Звезда», катапультировавшемуся пилоту могло не хватить высоты для раскрытия парашюта.
По версии некоторых профи, Ткаченко погиб ещё в самолёте - в результате удара врезавшегося в него истребителя. А система катапультирования сработала автоматически или была активирована штурманом Игорем Куриленко. Наиболее достоверно - погиб в момент удара.
Похоронен 19 августа 2009 года на кладбище села Никольское, близ города Кубинка, неподалёку от аэродромной стоянки «Русских витязей».
Этот день в авиации. 16 августа
2013 - В Крыму установлен мировой рекорд по поднятию вертолёта на предельную высоту полёта. Модернизированный Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии поднялся на высоту 9150 метров.
Этот день в авиации. 16 августа
2021 - Ушёл из жизни после тяжёлой болезни главный конструктор модернизированных Ил-76 и Ил-78 Андрей Владимирович Юрасов.

Картина дня

наверх