1887 - Родился Павел Владимирович Аргеев (Аргуев) — русский лётчик-ас Первой мировой войны, подполковник.
С 1914 года воевал во Франции, командовал ротой. Под Марной был тяжело ранен, награждён орденом Почётного легиона. После госпиталя подал прошение о переводе в авиацию. Прошёл лётную подготовку и был назначен в N48.
В 1916 г. вернулся в Россию, однако в мае 1918 г. снова вынужден уехать во Францию, где служил в Spa124. Всего сбил 15 самолётов противника. После войны работал пилотом во французско-румынской авиакомпании. 30 октября 1922 года, летя с грузом почты из Праги в Варшаву, погиб в авиакатастрофе в Чешских Татрах, в районе Трутнова (Трантенау), врезавшись в густом тумане в скалу. Похоронен в Париже...
1900 - Родился Адольф Аммунович Ульсен — советский лётчик-испытатель, комбриг.
1904 - Родился Александр Матвеевич Бряндинский — Герой Советского Союза(17.07.1938), штурман-испытатель, комбриг (1938).
1912 - Родился Борис Евсеевич Черток — советский и российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва. Академик РАН (2000), Герой Социалистического Труда (1961).Ленинская премия (1957) — за участие в создании первых искусственных спутников Земли.Государственная премия СССР (1976) — за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон».Премия имени Б. Н. Петрова РАН (1993) — за цикл работ по комплексам автоматического управления ракетно-космическими системами.Золотая медаль имени С. П. Королёва РАН (2007) — за цикл научных и конструкторских работ и публикаций.Премия Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности (2011) — за развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования её результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны. Почётный гражданин г. Королёв (Московская область).
Б. Е. Черток является одним из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами. Его имя теснейшим образом связано со многими эпохальными событиями XX века — научно-технической революцией, прорывом человечества в космос. При его непосредственном участии были созданы и осуществлены первые советские баллистические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый полёт человека в космос, полёты АМС к Луне, Марсу и Венере, первые спутники связи «Молния», первые спутники дистанционного зондирования Земли, первые орбитальные станции и другие достижения советской космонавтики.Среди учеников Б. Е. Чертока — 2 члена РАН, десятки докторов и кандидатов наук.Автор книги "Ракеты и люди".
12 декабря 2011 года Борису Евсеевичу стало плохо, и он был госпитализирован в больницу РАН. Академик Борис Черток умер в 7:40 утра МСК 14 декабря 2011 года в Москве от пневмонии, не дожив до векового юбилея менее трёх месяцев. Прощание прошло в ЦДК им. М. И. Калинина в подмосковном Королёве. Похоронен 16 декабря 2011 года на Новодевичьем кладбище...
1912 - Первый в мире парашютный прыжок с самолёта. В Сент-Луисе Альберт Берри совершил первый прыжок с парашютом из летящего на высоте 460 метров самолёта.
В начале 1912 года Томас Бенвист, владелец авиационной школы в Кинлок Парк, Сент Луис, предложил совершить прыжок с борта самолёта. Исполнителем был Альберт Берри (Albert Berry), профессиональный парашютист, выполнивший большое число прыжков с воздушных шаров. Две попытки были сорваны плохой погодой, и вот 1 марта 1912 года Берри совершил первый в истории прыжок с парашютом с борта самолёта. Биплан „Pusher“ конструкции Бенвиста, пилотируемый Тони Дженисом, летел на высоте 1500 футов (по другим данным, 2475 футов) со скоростью 55 миль/час над лётным полем Кинлок военной базы Джефферсон, Сент Луис, штат Миссури.
Парашют был упакован в металлический гальванизированный контейнер конической формы, прикрепленный сзади снизу самолёта широкой частью назад. К раструбу были прикреплены два троса, тянувшихся к трапеции, имевшей крепления для ног. Берри спустился к этой конструкции, повернул вниз контейнер, пробрался вдоль фюзеляжа к хвосту, одел привязную систему и прыгнул. Под его весом парашют вытянулся из контейнера и через некоторое время открылся.
После прыжка Берри сказал: «Опыт подтвердил возможность таких прыжков. Я пролетел 500 футов до того, как парашют раскрылся, и, признаюсь, чувствовал себя не очень хорошо. Но на самом деле, наибольшую опасность прыжок представлял для пилота самолёта. Резкое изменение веса и центровки могло привести к потере управляемости самолёта». Но пилот справился с ситуацией и опыт полностью удался.
P.S. Некоторые источники утверждают, что первым прыжок с борта самолёта совершил Грант Мортон (Grant Morton) в 1911 году над Venice Beach, California, с борта самолёта Wright Model B.
1914 - Беспосадочный перелёт Киев-Одесса Петра Николаевича Нестерова с механиком Руденко (480 км за 3 часа 9 минут) на Ньюпоре-IV.
1919 - Немецкая авиакомпания Deutsche Luft-Reederei (DLR) начинает регулярные рейсы в Гамбург. Эту авиакомпанию создал концерн AEG, заинтересованный в сбыте своих самолётов в послевоенной Германии. DLR стала первой немецкой авиакомпанией, которая использовала воздушные суда тяжелее воздуха. В 1923 году DLR была реорганизована как Aero Lloyd AG. В 1926 году немецкое правительство заставило авиакомпанию объединиться с Junkers Luftverkehr, чтобы сформировать Deutsche Luft Hansa, флагман гражданской авиации Веймарской республики.
1921 - В Москве при военном ведомстве начала свою работу первая в стране научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация по разработке снарядов на бездымном порохе — «Лаборатория по разработке изобретений Николая Ивановича Тихомирова». В июле 1928 года лаборатория Николая Ивановича Тихомирова была переименована в Газодинамическую лабораторию (ГДЛ) Военного научного комитета при РВС СССР.
1923 - В СССР началась Всесоюзная «Неделя воздушного флота», в ходе которой был организован добровольный сбор взносов на постройку самолётов.
1927 - Разорвана концессия с фирмой Юнкерс, согласно которой ей были предоставлены пустовавшие корпуса Русско-Балтийского завода в Филях - там было налажено производство самолётов Ю-20 и Ю-21. Однако в договоре имелись пункты об организации в СССР производства сплава типа дюраля, работ по двигателестроению, которые фирмой не выполнялись.
1928 - Родился автор авиационных словарей Анатолий Михайлович Мурашкевич.
1935 - В Германии было официально объявлено о создании новых Люфтваффе (Luftwaffe — воздушные силы). К этому моменту в составе Люфтваффе имелись только две бомбардировочные авиагруппы (Kampffliergergruppe) - «Тутов» и «Фасберг». Обе они были сформированы ещё 1 апреля 1934г. на аэродроме Тутов (Tutow) в 74 км восточнее Ростока и на аэродроме Фасберг (Fassberg) в 65 км северо-восточнее Ганновера, из-за чего и получили такие наименования. При этом авиагруппа «Тутов» была оснащена самолётами Ju-52, а в составе авиагруппы «Фасберг», кроме того, также были Do-11 и Do-23 (Авиагруппа «Тутов» получила Do-23 лишь в августе 1935 г.).
1937 - На Пермском авиазаводе №19 запущен первый в СССР конвейeр по сборке авиамоторов.
1942 - ВМС США впервые во Второй мировой войне потопили немецкую подводную лодку. PBO-1 Hudson, пилотируемый Уильямом Тепуни из 82-й патрульной эскадрильи (VP-82) потопил U-656 у мыса Рас, Ньюфаундленд.
1946 - Родился Александр Васильевич Галуненко — лётчик-испытатель Авиационного научно-технического комплекса имени О. К. Антонова,Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989).
Окончил: Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков, лётчик-инженер (1968);Ленинградский институт авиационного приборостроения (1974);Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР, лётчик-испытатель (1975).
Работа: С октября 1968 по декабрь 1973 — лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель командира эскадрильи в/ч 06858 Одесского военного округа. С декабря 1973 по май 1975 — слушатель, летчик-испытатель Школы летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. С мая 1975 по декабрь 1991 — лётчик-испытатель АНТК им. О. Антонова, до сентября 1994 — командир летного отряда АНТК им. О. Антонова, до сентября 1996 — вице-президент «Международная авиакомпания „Антонов-Аэротрек“», до мая 2006 — лётчик-испытатель, помощник генерального конструктора по летным вопросам АНТК им. О. Антонова. Он поднял в небо и провёл испытания самолёта Ан-70/2. Провёл лётные испытания Ан-28, Ан-72, Ан-32, самых тяжёлых самолётов в мире Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия», Ан-70. Установил 263 мировых авиационных рекорда: на Ан-72 — 8 рекордов скороподъёмности, на Ан-124 «Руслан» — 21 рекорд высоты и грузоподъёмности, на Ан-225 «Мрия» — 234 (в одном полёте 110 рекордов высоты, скорости и грузоподъёмности, во втором — 124 мировых рекорда высоты, скорости и грузоподъёмности).За установление 110 мировых авиационных рекордов в одном полёте на Ан-225 «Мрия» имя Галуненко занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Живёт в Киеве.
1947 - Первый полёт фронтового истребителя Ла-156, ОКБ Лавочкина. Истребитель в феврале перевезли на аэродром ЛИИ. После наземных испытаний (ведущий инженер М.Л.Барановский) лётчик-испытатель Степан Филиппович Машковский совершил на Ла-156 первый полёт, но без включения форсажной камеры.
1949 - Состоялся первый полёт самолёта противолодочной обороны AVRO 698 Шеклтон.
1949 - Первый полёт прототипа ближнемагистрального пассажирского самолёта Br.892 Mercure, разработанного французской фирмой Breguet Aviation (бортовой номер F-WFDO). Самолёт разработан на базе проекта Br.890 и строился параллельно с военно-транспортным самолётом Br.891R Mars. Основными отличиями пассажирской версии стали установка четырёх двигателей SNECMA Renault 12S-02 (французская версия двигателей Argus AS 411) мощностью 570 л.с. и наличие пассажирской кабины на 36 человек. Несмотря на хорошие лётные характеристики заказов на самолёт не поступило и он остался в единственном экземпляре.
1955 - В Жуковском создан филиал НИИ-17 (Москва). Самостоятельное ОКБ-15 по разработке авиационных радиолокационных прицелов. Ныне НИИ Приборостроения им.Виктора Васильевича Тихомирова.
1957 - Состоялся первый полёт палубного самолёта ДРЛО Grumman WF-2 (E-1 Tracer) с полностью комплектным радиолокационным оборудованием.
1957 - В результате объединения авиапредприятий SNCASE (Sud-Est) и SNCASO основана фирма «Сюд Авиасьон» (Sud Aviation). Прекратила своё существование в 1970 году в результате слияния с государственными предприятиями Nord Aviation и Société d'études et de réalisation d’engins balistiques (SÉREB), в результате чего возникла компания Aérospatiale. После слияния большая часть разработок Sud Aviation выпускалась под маркой Aérospatiale. Выпускались самолёты Caravelle, Concorde (совместно с British Aircraft Corporation), вертолёты под обозначением «SA - …» и другие.
1957 - Начались занятия в Военной командной академии ПВО. Ныне Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова — военное высшее учебное заведение Вооружённых сил Российской Федерации в Твери.
1958 - Родился Петруша Вячеслав Станиславович — лётчик-испытатель Государственного лётно-испытательного центра (ГЛИЦ) имени В.П.Чкалова, Герой Российской Федерации (2004), лётчик-испытатель 1-го класса, полковник.
1959 - Первый полёт высотного самолёта Як-25РВ, лётчик-испытатель Владимир Павлович Смирнов.
1962 - В серии рекордных полётов по программе High Jump подполковником МакГрау на F4H-1 Phantom II было уставлено три рекорда скороподъёмности – поднялся на высоты 9000 и 12000 метров за 61,629 и 77,156 секунд соответственно.
1966 - Автоматическая межпланетная станция «Венера-3» достигла поверхности Венеры, осуществив первый в мире перелёт на другую планету.
1968 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной семьдесят четвёртый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Уильям Харви «Билл» Дана (англ. William Harvey «Bill» Dana). В полёте достигнута максимальная скорость 4631 километр в час при максимальной высоте подъёма 31850 метров.
1970 - Постановлением СМ СССР принята на вооружение МБР "УР-100М"/SS-11 Mod2/Sego. Одновременно под городом Хмельницкий на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк. За всё время на боевое дежурство было поставлено 210 ракет.
1974 - Первый полёт опытный вертолёт YCH-53E (разработчик Sikorsky, США). Представлял собой модификацию серийного вертолёта СН-53 Sea Stallion, оснащённого третьим двигателем Т64-GE-415, увеличившим общую мощность до 9789 кВт (13140 л.с.). Серийно выпускался под наименованием CH-53E Super Stallion.
1982 - Завершены войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24 (II этап).
1982 - Мягкая посадка АМС «Венера-13». Проведены химический и другие анализы проб грунта, исследован облачный слой, передано цветное телеизображение панорамы планеты.
1990 - Запущен автоматический грузовой корабль «Прогресс М-3».
1996 - В районе города Свободный Амурской области создан Второй государственный испытательный космодром «Свободный».
1998 - На базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид - Военно-воздушные силы.
К моменту объединения в единый вид вооруженных сил в состав Войск ПВО входило: оперативно-стратегическое объединение, 2 оперативных, 4 оперативно-тактических объединения, 5 корпусов ПВО, 10 дивизий ПВО, 63 части зенитных ракетных войск, 25 истребительных авиаполков, 35 частей радиотехнических войск, 6 соединений и частей разведки и 5 частей радиоэлектронной борьбы. На вооружении имелось: 20 самолётов авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50, более 700 истребителей ПВО, более 200 зенитных ракетных дивизионов и 420 радиотехнических подразделений с радиолокационными станциями различных модификаций.
В результате проведенных мероприятий была создана новая организационная структура ВВС. Вместо воздушных армий фронтовой авиации сформированы армии ВВС и ПВО, оперативно подчиненные командующим войсками военных округов. На Западном стратегическом направлении создан Московский округ ВВС и ПВО.
2002 - С Космического центра имени Кеннеди (остров Мерритт, штат Флорида, США) по программе STS-109 осуществлён запуск корабля многоразового использования "Columbia" с астронавтами Скоттом Альтманом (Scott Altman, 3 полёт), Дуэйном Кэри (Duane Carey, 1 полёт), Нэнси Кёрри (Nancy Currie, 4 полёт), Джоном Грунсфелдом (John Grunsfield, 4 полёт), Ричардом Линнехэном (Richard Linnehan, 3 полёт), Майклом Массимино (Michael Massimino, 1 полёт) и Джеймсом Ньюменом (James Newman, 4 полёт) на борту. Основной задачей являлись ремонт и дооснащение космического телескопа имени Хаббла. Предпоследний полёт "Columbia". Посадка 12 марта 2002 года.
2003 - Катастрофа самолёта Л-410УВП, аэродром Борки, Тверская область.
Экипаж выполнял полёты по десантированию спортсменов-парашютистов. Кроме членов экипажа на борту находилось 23 спортсмена-парашютиста. После занятия высоты 3600-3800м и выхода на «боевой курс» для производства десантирования экипаж начал уменьшать поступательную скорость полёта. В соответствии с установленными требованиями, десантирование должно осуществляться только после выпуска закрылков на 15° и на скорости не менее 180км/ч. В ходе расследования было установлено, что в момент столкновения самолёта с землей закрылки самолёта находились в убранном положении.
По объяснению выпускающего, визуально наблюдавшего приближение к точке выброса, была дана команда «Приготовиться!», команда от КВС при этом не поступала. По команде выпускающего «Приготовиться!» группа из 11 парашютистов (располагавшаяся ближе к хвостовой части) незначительно переместилась в сторону выходной двери в хвостовой части самолета. Тем самым было нарушено ограничение при групповом покидании - не более 4 человек. В результате этого центровка ВС в этот момент могла увеличиться до 35% САХ.
В результате смещения центровки за пределы эксплуатационных ограничений в условиях уменьшения скорости без выпуска механизации, наиболее вероятно, произошёл выход самолёта на закритические углы атаки со сваливанием на левое полукрыло. Достигнутые при этом нерасчётные перегрузки привели к разрушению конструкции планера (последовательное отделение концевых частей крыла, левой и правой половин стабилизатора, хвостовой части фюзеляжа).
Часть из находившихся на борту парашютистов покинула самолёт самостоятельно, некоторые из парашютистов были выброшены из самолёта после отделения хвостовой части. Оставшиеся в самолёте парашютисты и члены экипажа, всего 11 человек, погибли в результате столкновения самолёта с землей в 2 км от аэродрома...
2010 - Умер Владимир Сергеевич Ильюшин — советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (05.10.1960 г.), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (09.06.1966 г.), Заслуженный мастер спорта СССР (1961 г.), генерал-майор авиации(1973 г.), сын знаменитого авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Заместитель главного конструктора ОКБ Сухого. Ленинская премия (1976). Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства по категории дизайна «за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолетов Су-27» (1996).Похоронен 4 марта 2010 года на Химкинском кладбище Москвы...
Свежие комментарии