На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 681 подписчик

Свежие комментарии

  • Астон Мартин
    благодарюЭтот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    Спасибо, поправилЭтот день в авиац...
  • Valery Roman
    Семён, спасибо за работу!!!👍👍👍 Ошибочка закралась однако.... """«Союз Т-12» Экипаж: командир корабля — Владимир Ал...Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 9 февраля

Этот день в авиации. 9 февраля

Этот день в авиации. 9 февраля

1895 - Родился Макс Валье (нем. Max Valier) — австрийский пионер ракетной техники; один из основателей германского Общества межпланетных сообщений (нем. VfR, Verein für Raumschiffahrt). Погиб во время испытаний ЖРД для нового ракетного автомобиля, когда ракета со спиртовым топливом взорвалась на испытательном стенде в Берлине.

Осколки двигателя ранили его в аорту, он умер практически сразу. Его протеже Артур Рудольф продолжил работу над улучшенной и более безопасной версией двигателя Валье.

Этот день в авиации. 9 февраля

Этот день в авиации. 9 февраля

1902 - Родился Александр Иванович Кабанов — советский военачальник, лётчик-испытатель 1-го класса (1945), военный лётчик 1-го класса (1951/2), генерал-майор авиации (1944).

Этот день в авиации. 9 февраля

1907 - Родился Валерий Африканович Борог — советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат Сталинской(1952) и Ленинской премии(1960).

В 1934 году он окончил Московский авиационный институт, после чего работал в ОКБ Владимира Антоновича Чижевского и Дмитрия Павловича Григоровича в качестве конструктора, ведущего инженера, начальника бригады. С 1938 по 1959 – конструктор ОКБ Сергея Владимировича Ильюшина, с 1959 – заместитель главного конструктора и начальник конструкторского бюро. С 1973 – главный конструктор. Участвовал в разработке, постройке, испытании, внедрении в серийное производство и эксплуатацию фюзеляжей, герметических кабин и салонов всех типов самолётов, в том числе Ил-2.Работал над созданием первого реактивного бомбардировщика Ил-28, опытных военных самолётов Ил-20, Ил-40, Ил-54, транспортного самолёта Ил-76 и его модификаций, противолодочного самолёта Ил-38 для ВМФ.Внёс вклад в разработку уникальных конструкторских решений при создании самолётов Ил-62 и первого отечественного широкофюзеляжного самолёта Ил-86. При его участии были созданы и внедрены в эксплуатацию средства катапультирования вверх и вниз. Был инициатором новых конструкторских решений и идей, за внедрение которых получил 14 авторских свидетельств, а также золотую, серебряную и бронзовую медали ВДНХ.В 1987 году вышел на пенсию, проживал в Москве. Скончался 20 марта 2000 года, похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы...

Этот день в авиации. 9 февраля

1914 - Лейтенант армии США Генри Пост (Henry Burnet Post) установил рекорды высоты США, достигнув 12 140 футов. Во время спуска на гидроплане Wright Model CH разрушилось крыло и самолёт упал в залив Сан-Диего, лейтенант погиб. 

Этот день в авиации. 9 февраля

1916 - Первый полёт истребителя Sopwith Pup. Название самолёта "Пап" (Pup - щенок) - прозвище, данное машине фронтовыми пилотами. Самолёт создали (автор проекта - инженер Герберт Смит) по заказу Адмиралтейства (в следствии этого получил индекс Admiralty Type 9901) для эскадрилий морской авиации, в задачу которых входило патрулирование, разведка, а также воздушное прикрытие кораблей. Самолёт оказался исключительно удачным и поступил на вооружение армейских пилотов. Он отличался необычайной манёвренностью, не терял высоту на крутых виражах, несмотря на слабый двигатель развивал максимальную скорость до 179 км/ч, при том что посадочная скорость, напротив, была минимальной - всего 45 км/ч. Вскоре во Франции на "Папах" летало уже семь эскадрилий морской и три эскадрильи армейской авиации. В апреле 1917 года 32% английских истребительных эскадрилий было оснащено самолётами фирмы "Сопвич", в том числе три (3, 54 и 66) самолётами "Пап", по 18 машин в эскадрилье. 

Этот день в авиации. 8 февраля

1918 - Родился Владимир Сергеевич Семенихин — советский учёный. Доктор технических наук (1964), профессор (1968), академик АН СССР (1972; член-корреспондент 1968), Герой Социалистического Труда (1981), Лауреат Ленинской (1985) и двух Государственных премий СССР (1970, 1976).Академик В.С. Семенихин был главным идеологом и организатором создания территориально-распределённых катастрофоустойчивых автоматизированных систем управления (АСУ) военного назначения. Умер 27 ноября 1990 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище...

Этот день в авиации. 9 февраля

1920 - Родился Григорий Андреевич Речкалов — лётчик-ас Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944), генерал-майор авиации(27.08.1957). Всего выполнил более 450 успешных боевых вылетов, в 122 воздушных боях сбил 56 самолётов лично и 6 - в составе группы.Умер 22 декабря 1990 года в Москве. Похоронен рядом с матерью на кладбище посёлка Бобровский Сысертского городского округа Свердловской области...

airsedan-1.jpg
1923
 - Первый полёт пассажирского (лёгкого транспортного) самолёта 1-AS Air Sedan (компания Stout, США). Это первый американский цельнометаллический коммерческий самолёт разработанный авиаконструктором Уильямом Б. Стоутом (William Bushnell Stout). Одномоторный 4-х местный самолёт был выпущенный на собственном предприятии Стоута Stout Metal Airplane Co, оборудован двигателем Curtiss OX-5 мощностью 90 л.с.

Этот день в авиации. 9 февраля

1923 - Совет Труда и Обороны принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Подписал постановление о создании Гражданского воздушного флота РСФСР.  В России отмечаются "День гражданской авиации" и "День Аэрофлота". В 2023 году отмечается 100-летний юбилей!

Этот день в авиации. 9 февраля
Этот день в авиации. 9 февраля

1936 - Родился Валерий Валентинович Мигунов — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1981 г.), Герой Советского Союза (17.02.1984 г.), полковник, лауреат Государственной премии СССР(1980).

Этот день в авиации. 9 февраля

1937 - Начался круговой перелёт по Сибири и трассе СевМорПути на АНТ-4 (Н-120). Преодолено 23 тыс. км., 47 посадок. Завершён 14 июня. Командир экипажа Фабио Брунович Фарих.

skua-1.jpg
1937 - Первый полёт первого прототипа морского истребителя-бомбардировщика Blackburn D.B.1 (компания Blackburn, Великобритания). На самолёте с серийным номером К5178 был установлен звёздообразный двигатель воздушного охлаждения Bristol Mercury IX мощностью 840 л.с. 17 августа аппарат приказом Министерства авиации получил название Skua.

Этот день в авиации. 9 февраля
1937
 - Поднялся в воздух голландский разведчик-бомбардировщик Koolhoven FK.52.

Percival Mew Gull G-AEXF in pre-war racing trim

1939 - Британский пилот Алекс Хеншоу (Alex Henshaw) установил новый рекорд скорости в пути между Англией и Кейптауном -  4 дня 10 минут на Percival Mew Gull.

d520-4.jpg
1940 - Первый полёт истребителя D.521 (компания Dewoitine, Франция). Это модификация истребителя D.520 с английским двигателем "Мерлин" III (1030 л.с). Предполагалось, что на нём можно будет достичь скорости 570 км/ч. В качестве D.521-01 переделали один из ранних серийных D.520. Поскольку на "Мерлине" установка пушки была невозможна, то две пушки разместили в крыльях. Скороподъёмность улучшилась, но "Мерлин" был тяжелее "Испано" и возникли проблемы с центровкой. Испытания шли до конца марта. В целом большого выигрыша по сравнению с серийным истребителем не получили и проект закрыли.

Этот день в авиации. 9 февраля

Этот день в авиации. 9 февраля

1942 - Родился Энн Веллович Каарма — лётчик-испытатель 1-го класса (1980), майор.

g4m-8.jpg
1942
 -  Первый полёт первого прототипа дальнего бомбардировщика G4M2 (компания Mitsubishi, Япония), но лишь 9 февраля 1943 года он был передан флоту для официальных испытаний.

Этот день в авиации. 9 февраля

1946 - На территории авиазавода № 86 в Таганроге образовано Опытное предприятие морского самолётостроения (директор и гл. конструктор Георгий Михайлович Бериев). Постановлением Совмина СССР от 21.06.1946 завод преобразован в Государственный союзный опытный завод морского самолётостроения (№ 49).

Этот день в авиации. 9 февраля
1955
 - Самолёт CV-540 (первая модернизация серии самолётов Convair произведенная в 1954 году, когда компания D. Napier & Sons в Великобритании установила два турбовинтовых двигателя собственного производства Eland NE1.1 эффективной мощностью 3060 л. с. (2282 кВт) на самолёт CV-340) совершил первый полёт.

Этот день в авиации. 9 февраля

1963 - Первый полёт пассажирского самолёта Боинг 727. С 60-х по 80-е годы Boeing 727 являлся одним из самых популярных авиалайнеров в мире. Всего с 1963 по 1984 было поставлено 1832 самолёта, из них 114 самолётов потерпели крушение, при этом погибло 3 959 человек. 

Этот день в авиации. 9 февраля

1969 - Первый полёт широкофюзеляжного пассажирского самолёта Боинг-747. На борту находились пилот Джек Уодделл, второй пилот Брайен Уайгл и бортинженер Джесс Уоллик. Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Boeing австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18 000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза. Несмотря на высокую стоимость, благодаря высокой экономичности массовых авиаперевозок и лизинговым схемам эксплуатации, это один из самых распространённых в мире широкофюзеляжных пассажирских самолётов. По состоянию на июль 2015 года, всего был заказан 1541 экземпляр различных модификаций Boeing 747, из них поставлено заказчикам 1510 самолётов.

Этот день в авиации. 9 февраля

1970 - Задана постройка штурмовика Т-58М с крылом изменяемой стреловидности.

Этот день в авиации. 9 февраля

1970 - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по разработке комплекса долговременной орбитальной станции ДОС-7К (Салют) на базе использования разработок кораблей "Союз" и корпусов станции "Алмаз", впоследствии выведенные на орбиту, как "Салют-6" и "Салют-7".

Этот день в авиации. 9 февраля
1972 - На пассажирских авиалиниях СССР появился Ту-154 (для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18), совершивший в этот день полёт по маршруту Внуково - Минеральные Воды - Внуково. Рейс выполнил экипаж в составе командира корабля Евгения Ивановича Багмута, второго пилота А.В.Алимова, штурмана В.А.Самсонова и бортинженера С.С.Сердюка. Начало эксплуатации этого самолёта-эпохи.
Этот день в авиации. 9 февраля
1972 - Первый полёт EC-137D, американского прототипа самолёта системы предупреждения и управления в воздухе (AWACS), полученного из Boeing 707-320.  Использовавшийся для испытания новой РЛС и совместимости вращающегося обтекателя антенны с планером, самолёт затем последовательно модернизировали. Модернизированный вариант обозначили E-3А.
Этот день в авиации. 9 февраля
1972
 - Первое лётное испытание ракеты РС-18 с ЖРД РД-0233, РД-0234, созданных КБХА, в составе первой ступени.
 
Этот день в авиации. 9 февраля

1976 - Катастрофа при взлёте Ту-104А Аэрофлота в Иркутске. Сразу после взлёта, набрав высоту 30 м, самолёт наклонился вправо, перешёл в неуправляемое снижение и столкнулся с землёй в 129 м от ВПП. В результате катастрофы на месте погибли командир, второй пилот, штурман, бортмеханик, бортрадист, бортпроводник-инструктор, бортпроводница (Аксаментова), а также 8 пассажиров, включая сына бортрадиста. Позже в больницах в течение недели умерли штурман-стажёр, бортпроводник (Сурков) и 7 пассажиров. Таким образом, всего в катастрофе погибли 24 человека: 9 членов экипажа и 15 пассажиров. Бортпроводница (Ушакова) и 77 пассажиров получили различные ранения. Падение самолёта произошло в глубокий снег. Экипаж успел перекрыть подачу топлива, поэтому пожара не возникло.Причинами катастрофы являются:

Несимметричная заправка самолёта - в правую плоскость заправлено на 1300-1500 килограммов больше топлива, чем в левую плоскость, что потребовало дополнительного отклонения элеронов и осложнило пилотирование самолёта.
Ряд ошибок, допущенных лётчиком при взлёте:увеличение угла атаки после отрыва сверх допустимого, непринятие мер к погашению сигнала АУАСП (горел более 8 секунд);взлёт с увеличивающимся правым креном и непринятие энергичных мер к его устранению (не отдан штурвал «от себя», не даны полностью элероны правого крена, не использован руль направления);преждевременное выключение двигателей. Увеличившийся вследствие этого правый крен с одновременным снижением и ударом о землю.
Этот день в авиации. 9 февраля
1977 - Умер Сергей Владимирович Ильюшин — советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974), единственный лауреат семи Сталинских премий (1941, 1941, 1943, 1946, 1947, 1950, 1951), лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1971). Кавалер восьми орденов Ленина (1936, 1941, 1945, 1945, 1954, 1964, 1971, 1974). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — Генерал-полковник-инженер). Академик АН СССР (1968). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 7, 13 ряд.

Этот день в авиации. 9 февраля
1980
 - Умер Ростислав Евгеньевич Алексеев — советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951), Ленинской премии (1962) и Государственной премия СССР (1984). 14 января 1980 года на испытательной базе в Чкаловске при спуске на воду нового пассажирского экранолёта «Волга-2» (по другим данным его прототипа - самоходной модели СМ-9), который должен был быть завершён к Московской Олимпиаде-80, Алексеев получил травму. 17 января 1980 он был госпитализирован и 9 февраля 1980 года, после двух операций, скончался. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода...

Этот день в авиации. 9 февраля
1987
 - Cовершил десантирование внутри катера десантируемого из Ил-76 МДПС парашютист-испытатель ГК НИИ ВВС майор А. М. Сухов. На этом этапе испытания проводил экипаж во главе с ведущим лётчиком-испытателем полковником Николаем Константиновичем Шкурко и старшими лётчиками С. Ивановым, В. Николаевым, Г. Паршиным, ведущий инженер по лётным испытаниям - Р. Хафизов. Первым, 3 февраля 1987 года, в катере десантировался парашютист-испытатель НИИ АУ А. Лисичкин.

Копылов Виталий Егорович.jpg

1995 - Ушёл из жизни Виталий Егорович Копылов — инженер-механик, организатор промышленного производства, руководитель предприятий советского и российского авиапрома, Герой Социалистического Труда (1971 г.), Заслуженный машиностроитель Российской Федерации (1994 г.).
Родился 12 июня 1926 года в Самарской губернии. С 1943 по 1949 гг. — в Куйбышевском авиационном институте. По окончании в 1949 г. института В. Е. Копылов был направлен на Дальневосточный машиностроительный завод в городе Комсомольск-на-Амуре, где трудился: технологом (с 1949 г.), начальником технического бюро цеха (с 1950 г.), начальником плазово-шаблонного цеха (с 1951 г.), начальником цеха оснастки (с 1953 по 1956 гг.), и. о. главного технолога и главным технологом (с 1956 по 1958 гг.). В сентябре 1958 г. он был назначен заместителем главного инженера по подготовке производства. С 1960 по 1965 гг. В. Е. Копылов избирался секретарём партийного комитета завода.

В 1965 г. В. Е. Копылов был назначен директором Дальневосточного машиностроительного завода, проработав на данном посту до 1973 г.
С именем В. Е. Копылова связан расцвет завода. Это был период освоения выпуска истребителя-бомбардировщика третьего поколения с изменяемой в полёте стреловидностью крыла Су-17. Освоение производства потребовало коренной реконструкции и перепланировки цехов завода. Был построен корпус для агрегатно-сборочных цехов, современный сборочный цех, корпус механообрабатывающих цехов. Принятые меры обеспечили выпуск последующих модификаций Су-17 в требуемом количестве.
За освоение производства новой техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 г. завод был награждён орденом Октябрьской Революции, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 г. В. Е. Копылову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. При нём были построены большие жилые массивы, спортивный комплекс, лыжная база, пионерский лагерь, птицефабрика и многие другие объекты социальной сферы.

В 1973—1994 гг. В. Е. Копылов работал генеральным директором Казанского авиационного завода № 22 им. С. П. Горбунова (с 1978 г. — Казанского авиационного производственного объединения им. С. П. Горбунова (КАПО)).
В 1975—1990 гг. В. Е. Копылов являлся депутатом Верховного Совета ТАССР.
В. Е. Копылов внёс большой вклад в развитие авиационной промышленности СССР. Под его руководством на КАПО был освоен серийный выпуск дальнемагистрального самолёта Ил-62 и стратегического бомбардировщика Ту-160, в городе Лениногорск был открыт филиал завода и организовано конвейерное производство лодок «Казанка-5» и «Казанка-2М».
По инициативе В. Е. Копылова при КАПО был построен домостроительный комбинат и ежегодно вводилось в строй до 30 тысяч квадратных метров жилья для работников завода. 
Советская программа производства Ту-160, как и соответствующая программа США В-1, предусматривала выпуск около ста машин за две пятилетки. Но со второй половины 1980-х гг. в связи с «перестройкой» и конверсией для «ускорения» технического прогресса ассигнования на оборонку резко уменьшились. А с развалом СССР и вовсе прекратились. Было выпущено порядка 30 самолетов Ту-160, из которых 19 передали на аэродромы ВВС, дислоцированные на Украине. 
В конце августа 1991 г. парламент Украины принял постановление о переводе всех дислоцированных здесь воинских формирований (в том числе и 19 новейших стратегических бомбардировщиков Ту-160) под свой контроль. Началась чёрная полоса борьбы за продолжение выпуска Ту-160. На КАПО им. С. П. Горбунова и смежных заводах-поставщиках имелись большие заделы разной степени готовности агрегатов и систем для Ту-160. Однако обращения в различные высшие властные инстанции результата не возымели. В феврале 1992 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал распоряжение о прекращении выпуска бомбардировщиков Ту-95МС и приостановке выпуска Ту-160. Ситуация усугублялась тем, что в условиях провозглашения Татарстаном суверенитета практически прекратилось финансирование федеральным центром КАПО им. С. П. Горбунова, а обращение В. Е. Копылова к Правительству Татарстана с предложением о сохранении завода для Ту-160 не нашло поддержки. В мае 1994 г. В. Е. Копылов написал заявление об увольнении и ушёл на пенсию. Впоследствии он являлся консультантом генерального директора КАПО им. С. П. Горбунова. Но спокойно жить, наблюдая дальнейший развал российского авиапрома и возглавлявшегося им более двадцати лет предприятия, В. Е. Копылов не смог. 9 февраля 1995 г. он застрелился.Похоронен В. Е. Копылов на кладбище «Сухая река» в Казани...

Этот день в авиации. 9 февраля

1997 - Первый полёт пассажирского самолёта Боинг 737 нового поколения - Boeing 737NG. Боинг 737 — самый популярный в мире узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт. Boeing 737 является самым массово производимым реактивным пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения (построено 11000 машин). Самолёт производится корпорацией Boeing с 1967 года. Boeing 737 эксплуатируется настолько широко, что в любой момент времени в воздухе находится в среднем 1200 самолётов, и каждые 5 секунд где-то в мире взлетает один «737». Фактически, Boeing 737 — это общее название более десяти типов воздушных судов.

Серия 737NG включает в себя серии 737—600, —700, —800 и —900, заметно отличающиеся от первых самолётов семейства 737. 737NG — это полностью новая серия, имеющая мало общего, кроме конструкции фюзеляжа, с оригинальными самолётами Boeing 737. Крупнейшими изменениями стали новые крылья, новая авионика, усовершенствованные двигатели. Вместо привычных аналоговых приборов на NG применяется стеклянная кабина. Большая часть этих систем была заимствована с Boeing 777, так же как и дизайн кабины и пассажирского салона. Общее количество деталей самолёта сократилось на треть, что уменьшило его массу и улучшило управляемость. К дополнительным преобразованиям относятся также опциональные вертикальные законцовки крыльев — «винглеты» («Winglets»), существенно сокращающие расход топлива и улучшающие взлётно-посадочные характеристики.

Этот день в авиации. 9 февраля
2000
 - В России с космодрома Байконур в Казахстане успешно осуществлён запуск ракеты-носителя "Союз-У" (11А511У) с новым разгонным блоком "Фрегат". Разгонный блок вывел на расчётную орбиту имитатор полезной нагрузки и устройство «Демонстратор», предназначенное для проведения эксперимента по спуску на землю надувной конструкции. Базовый разгонный блок «Фрегат» создан ФГУП «НПО им. Семёна Алексеевича Лавочкина» как универсальный для использования в составе разнотипных ракет-носителей с целью выведения космических аппаратов на различные орбиты.
На основе базового варианта разгонного блока «Фрегат» за счёт применения дополнительных топливных ёмкостей и сбрасываемых баков создано семейство высокоэффективных разгонных блоков. Разгонный блок «Фрегат-МТ» используется в составе ракеты-носителя «Союз-СТ» для запусков космических аппаратов с космодрома ГКЦ (Французская Гвиана), а «Фрегат-СБ» используется в составе ракеты-носителя «Зенит-3SLБФ» и пусков с космодрома Байконур. Основой конструктивно-компоновочной схемы разгонного блока «Фрегат» является блок баков, состоящий из шести сваренных между собой ёмкостей. Четыре из них являются баками окислителя и горючего, две ёмкости являются отсеками для размещения бортовых приборов и оборудования (один из них герметичен).

EMBRAER ERJ-170
2002
 - Состоялся первый полёт бразильского среднемагистрального пассажирского самолёта Embraer ERJ-170.  Существует 2 модификации этого самолёта ERJ 170 и ERJ 175. Они практически не отличаются друг от друга. ERJ 175 является увеличенной моделью и вмещает большее количество пассажиров.

Этот день в авиации. 9 февраля

2021 - Эмиратская межпланетная станция "Аль-Амаль" (запуск 19.07.2020 года с помощью японской ракеты-носителя H-IIA, стартовавшей с космодрома на японском острове Танэгасима) в 18.42 мск вышла на орбиту вокруг Марса. Выход зонда на орбиту "красной планеты" состоялся, как и было запланировано. Это первый успех арабов в космосе. Эта межпланетная станция была полностью разработана и собрана специалистами из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Научная цель, поставленная перед этим спутником — это создание полной картины марсианской атмосферы.

Картина дня

наверх